Автор: Зарипова Филюза Магсумовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №19
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Статья по теме самообразования
Тема: "Формирование универсальных учебных действий на уроках географии в условиях внедрения ФГОС"
Раздел: среднее образование
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии в
условиях внедрения ФГОС
Современная школа всё настойчивее выдвигает на передний план образ
выпускника как человека культуры, наделённого активной жизненной
позицией, с широким общим и достаточно развитым для успешной
социализации коммуникативным интеллектом Человек культуры… это
взаимодействие на уровне сотрудничества и диалога, взаимопонимания и
доброжелательности; это высокая духовность и нравственность, интеллект и
творчество; это многогранный внутренний мир, открытый красоте и
созиданию.
Значительные изменения в системе образования в условиях перехода к
новым образовательным стандартам требуют модернизации дидактической
системы обучения. Одно из актуальных направлений модернизации связано с
реализацией идеи развития воспитательной направленности школьного
географического образования через моделирование современного урока
географии, которое обусловлено задачами стимулировать самостоятельность
учащихся,
развивать
стойкий
познавательный
интерес
к
географии,
положительные мотивы к обучению.
Современный дидактический принцип личностно-ориентированного
обучения требует перестройки образования, которое будет способствовать
развитию у школьника высокой познавательной мыслительной активности в
процессе овладения знаниями, стремлению к учению, самостоятельности,
самоопределению, самореализации и самоутверждению.
В примерной программе для основной школы предусмотрено развитие
всех
представленных
в
программах
начального
общего
образования
основных видов деятельности обучаемых. Однако содержание примерных
программ для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-
первых, предметным содержанием системы общего среднего образования,
во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.
Основная особенность подросткового возраста — начало перехода от детства
к взрослости. В возрасте от 11 до 14-15 лет происходит развитие
познавательной
сферы,
учебная
деятельность
приобретает
черты
деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают
овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На
первый план у подростков выдвигается формирование универсальных
учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности,
коммуникативных, познавательных качеств личности.
На этапе основного общего среднего образования происходит
включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность,
основу которых составляют учебные действия: умение видеть проблемы,
ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент,
делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи, давать определения понятиям. Учитель активно включает в работу
приемы: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение,
классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента,
умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти
умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию
познавательных способностей.
Каждый учебный предмет является отражением научного знания о
соответствующей области окружающей действительности. Поэтому если в
начальной школе на первое место выдвигается учебная деятельность,
связанная с формированием умений учиться, адаптироваться в коллективе,
читать, писать и считать, то в основной школе учащиеся овладевают
элементами научного знания и учебной деятельностью, лежащими в основе
формирования
познавательной,
коммуникативной,
ценностно-
ориентационной,
эстетической,
технико-технологической,
физической
культуры,
формируемой
в
процессе изучения совокупности
учебных
предметов.
При этом универсальные учебные действия формируются в результате
взаимодействия всех учебных предметов и их циклов, в каждом из которых
преобладают
определенные
виды
деятельности
и
соответственно
определенные
учебные
действия.
В
географии ведущую
роль
играет
познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные
действия.
География в основной школе - учебный предмет, формирующий у
учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле
как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении
населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных
следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и
иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах
взаимодействия
общества
и
природы,
об
адаптации
человека
к
географическим условиям проживания, о географических подходах к
устойчивому развитию территорий.
Основная
задача
географии
-
изучение
пространственно-временных
взаимосвязей и взаимозависимостей между природными и антропогенными
объектами.
Уникальность географии состоит в том, что она принадлежит одновременно
к
общественному
и
естественному
циклу
дисциплин;
имеет
мировоззренческое значение и особый метод познания — территориальный
подход.
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу
его логической целостности, от общего к частному.
Требования к результатам обучения
Личностным результатом обучения географии в основной школе
является
формирование
всесторонне
образованной,
инициативной
и
успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих
взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и
этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их
индивидуально-личностные позиции: осознание себя как члена общества;
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их
крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового
географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды
обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их
исторических судеб; осознание значимости и общности глобальных проблем
человечества;
• гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-
ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и
рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности,
своему региону, своей стране; уважение к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• образовательные результаты — овладение на уровне общего образования
законченной системой географических знаний и умений, навыками их
применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты обучения географии:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
-
формирование
гуманистических
и
демократических
ценностных
ориентаций,
готовности
следовать
этическим
нормам
поведения
в
повседневной жизни и производственной деятельности;
- поддержка способности к самостоятельному приобретению новых знаний и
практических
умений,
умений
управлять
своей
познавательной
деятельностью;
-
формирование
готовности
к
осознанному
выбору
дальнейшей
профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и
возможностями.
У выпускников школы формируются умения:
- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать
средства
реализации
цели
и
применять
их
на
практике,
оценивать
достигнутые результаты;
-
вести
самостоятельный
поиск,
анализ,
отбор
информации,
ее
преобразование,
сохранение,
передачу
и
презентацию
с
помощью
технических средств и информационных технологий;
- оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки
других людей;
- взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением
различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать
письмо, заявление;
- ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметные результаты обучения географии:
• понимание роли и места географической науки в системе научных
дисциплин,
ее
роли
в
решении
современных
практических
задач
человечества и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и
владение основами научных географических знаний (теорий, концепций,
принципов, законов и базовых понятий);
• умение работать с разными источниками географической информации;
•
умение
выделять,
описывать
и
объяснять существенные признаки
географических объектов и явлений;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и
инструменты
для
определения
количественных
и
качественных
характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
географической
среды,
их
изменениями
в
результате
природных
и
антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к
условиям проживания на определенной территории, самостоятельного
оценивания
уровня
безопасности
окружающей
среды
как
сферы
жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных
бедствий и техногенных катастроф
Для реализации главной цели образования - формирования активной
творческой
личности
учителю
необходимо
грамотно
организовать
самостоятельную познавательную деятельность обучающихся.
Главной
целью
географического
образования
является
формирование
активной творческой личности. Вклад школьной географии определяется
современным
этапом
взаимодействия
природы
и
общества,
когда
деятельность
личности
является
важнейшим
фактором
в
системе
взаимоотношений
человека
и
природы.
География
—
единственный
школьный предмет, дающий целостное представление о Земле как планете
людей.
Необходимо
серьёзное
внимание
уделять
формированию
у
школьников
простейших
навыков
исследовательской
работы,
что
непосредственно способствует реализации актуальной цели географического
образования в формировании деятельностной личности. Возможностей для
этого
в
процессе
преподавания
географии
множество:
организация
наблюдений за погодой как части фенологических процессов, проведение
комплексных экскурсий по изучению природы и хозяйства родного края,
прилегающих местностей, проектная деятельность по вопросам геоэкологии
и охраны природы, т.е. реальное осуществление краеведческого принципа
обучения на уроках географии и во внеклассной работе. Работа над
исследовательскими
проектами
делает
мышление
учащихся
раскрепощенным, свободным, творческим, а самого обучающегося ставит
соучастником воспитательного процесса. Учитель географии выступает как
организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря
которой у обучающегося формируется внутренняя мотивация подходить к
любой возникающей перед ним научной или жизненной проблем с
исследовательской, творческой позиции. В процессе исследования школьник
выступает
исполнителем
разных
социальных
ролей.
В
процессе
исследовательской
деятельности
формируются
многие
ключевые
компетенции:
ценностно-смысловая,
общекультурная,
учебно-
познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая,
личностная
компетенция
–
самосовершенствование.
Исследовательская
деятельность сама по себе является мощным развивающим инструментом.
Организация научно-исследовательской деятельности школьников
проводится с учётом психолого-педагогических возрастных особенностей
детей и различается по уровню исполнения, содержанию целей и задач,
протяжённости по времени, сложности исследования или эксперимента, но
логика проведения такого вида работы остаётся одинаковой для всех.
К числу образовательных технологий, отражающих современное видение
учебно-воспитательного процесса, относится метод проектов. Он сегодня
является одним из популярнейших в мире, т.к. позволяет рационально
сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения
конкретных
проблем
окружающей
действительности
в
совместной
деятельности школьников. Проектный метод в школьном образовании
рассматривается как альтернатива классно-урочной системе
Одним из направлений модернизации системы географического образования
является внедрение компьютерных технологий. Применение в обучении
компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть
«новыми информационными технологиями». Применение информационных
технологий на уроках
географии не только облегчает усвоение нового
материала, но и представляет новые возможности для развития творческих
способностей учащихся:
- повышает мотивацию учащихся к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышление и творческие способности ребёнка;
- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
Применение
компьютера
в
обучении
позволяет
управлять
познавательной деятельностью школьников. Несмотря на то, что процесс
компьютеризации обучения географии начался не так давно, разработана
целая серия мультимедийных учебников к школьным курсам географии.
Мультимедиа курс по-новому представляет содержание учебника, который
позволяет осуществлять и самостоятельный поиск учебного материала, и
обобщение и систематизацию новых знаний. Видео и фотоматериалы
развивают образное мышление, формируют географические представления.
Элементы анимации («живые» схемы) позволяют смоделировать на экране
географические процессы и явления в динамике. Все медиаобъекты
способствуют формированию чувственных образов предметов и явлений
действительности,
составляющих
первоначальный
этап
процесса
формирования новых географических знаний. Благодаря мультимедиа-
технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде
разнообразных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов,
компьютерной
анимации,
слайдов,
текстов,
сопровождаемых
словами
диктора и музыкой, что способствует мотивации учебной деятельности
школьников.
Современные дети хорошо владеют компьютером. Учитель в своей
работе должен стараться найти этому применение.
Учащиеся должны
выполнять научно-практические и творческие работы не только в виде
рефератов и проектов, но и на компьютере в виде презентаций. Следует
сказать,
что
современные
информационные
технологии
требуют
формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам
рациональной
умственной
деятельности,
позволяющей
эффективно
использовать
обширную
информацию,
которая
все
более
доступна.
Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных
источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в
реальных ситуациях.
Таким
образом,
сегодня
в
школьном
образовании
происходят
значительные перемены, которые охватывают практически все стороны
педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий
фактор процесса образования. Учителю необходимо знать, на какие стороны
личности ребёнка могут повлиять знания школьной географии, какие
использовать технологии в учебном процессе, чтобы получить планируемые
результаты. Анкетирование учащихся показывает, что отдается предпочтение
таким урокам, как путешествие, игра, урок-деловая игра, практикум,
семинар, эксперимент, фантазия, пресс-конференция, зачет, смотр знаний,
интегрированный урок. УУД учащихся формируются на современном уроке.
Для
этого
при
планировании
урока
четко
определяется
цель,
формулируются задачи, этому учатся школьники; более 50 % времени на
уроке отводится на организацию активной, самостоятельной деятельности
учащихся; дети учатся сравнивать, обобщать, делать выводы. Работа на уроке
организуется
в
разных
режимах:
коллективном,
группой,
парами,
индивидуально,
ставятся
проблемные
вопросы,
активизируется
самостоятельный поиск ученика.