Напоминание

"Формирование универсальных учебных действий на уроках географии в условиях внедрения ФГОС"


Автор: Зарипова Филюза Магсумовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №19
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Статья по теме самообразования
Тема: "Формирование универсальных учебных действий на уроках географии в условиях внедрения ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование универсальных учебных действий на уроках географии в

условиях внедрения ФГОС

Современная школа всё настойчивее выдвигает на передний план образ

выпускника как человека культуры, наделённого активной жизненной

позицией, с широким общим и достаточно развитым для успешной

социализации коммуникативным интеллектом Человек культуры… это

взаимодействие на уровне сотрудничества и диалога, взаимопонимания и

доброжелательности; это высокая духовность и нравственность, интеллект и

творчество; это многогранный внутренний мир, открытый красоте и

созиданию.

Значительные изменения в системе образования в условиях перехода к

новым образовательным стандартам требуют модернизации дидактической

системы обучения. Одно из актуальных направлений модернизации связано с

реализацией идеи развития воспитательной направленности школьного

географического образования через моделирование современного урока

географии, которое обусловлено задачами стимулировать самостоятельность

учащихся,

развивать

стойкий

познавательный

интерес

к

географии,

положительные мотивы к обучению.

Современный дидактический принцип личностно-ориентированного

обучения требует перестройки образования, которое будет способствовать

развитию у школьника высокой познавательной мыслительной активности в

процессе овладения знаниями, стремлению к учению, самостоятельности,

самоопределению, самореализации и самоутверждению.

В примерной программе для основной школы предусмотрено развитие

всех

представленных

в

программах

начального

общего

образования

основных видов деятельности обучаемых. Однако содержание примерных

программ для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-

первых, предметным содержанием системы общего среднего образования,

во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.

Основная особенность подросткового возраста — начало перехода от детства

к взрослости. В возрасте от 11 до 14-15 лет происходит развитие

познавательной

сферы,

учебная

деятельность

приобретает

черты

деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают

овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На

первый план у подростков выдвигается формирование универсальных

учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности,

коммуникативных, познавательных качеств личности.

На этапе основного общего среднего образования происходит

включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность,

основу которых составляют учебные действия: умение видеть проблемы,

ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент,

делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои

идеи, давать определения понятиям. Учитель активно включает в работу

приемы: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение,

классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента,

умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти

умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию

познавательных способностей.

Каждый учебный предмет является отражением научного знания о

соответствующей области окружающей действительности. Поэтому если в

начальной школе на первое место выдвигается учебная деятельность,

связанная с формированием умений учиться, адаптироваться в коллективе,

читать, писать и считать, то в основной школе учащиеся овладевают

элементами научного знания и учебной деятельностью, лежащими в основе

формирования

познавательной,

коммуникативной,

ценностно-

ориентационной,

эстетической,

технико-технологической,

физической

культуры,

формируемой

в

процессе изучения совокупности

учебных

предметов.

При этом универсальные учебные действия формируются в результате

взаимодействия всех учебных предметов и их циклов, в каждом из которых

преобладают

определенные

виды

деятельности

и

соответственно

определенные

учебные

действия.

В

географии ведущую

роль

играет

познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные

действия.

География в основной школе - учебный предмет, формирующий у

учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле

как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении

населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных

следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и

иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах

взаимодействия

общества

и

природы,

об

адаптации

человека

к

географическим условиям проживания, о географических подходах к

устойчивому развитию территорий.

Основная

задача

географии

-

изучение

пространственно-временных

взаимосвязей и взаимозависимостей между природными и антропогенными

объектами.

Уникальность географии состоит в том, что она принадлежит одновременно

к

общественному

и

естественному

циклу

дисциплин;

имеет

мировоззренческое значение и особый метод познания — территориальный

подход.

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу

его логической целостности, от общего к частному.

Требования к результатам обучения

Личностным результатом обучения географии в основной школе

является

формирование

всесторонне

образованной,

инициативной

и

успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих

взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и

этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их

индивидуально-личностные позиции: осознание себя как члена общества;

осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их

крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового

географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

осознание единства географического пространства России как единой среды

обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их

исторических судеб; осознание значимости и общности глобальных проблем

человечества;

• гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-

ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и

рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности,

своему региону, своей стране; уважение к истории, культуре, национальным

особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

• образовательные результаты — овладение на уровне общего образования

законченной системой географических знаний и умений, навыками их

применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты обучения географии:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих

способностей учащихся;

-

формирование

гуманистических

и

демократических

ценностных

ориентаций,

готовности

следовать

этическим

нормам

поведения

в

повседневной жизни и производственной деятельности;

- поддержка способности к самостоятельному приобретению новых знаний и

практических

умений,

умений

управлять

своей

познавательной

деятельностью;

-

формирование

готовности

к

осознанному

выбору

дальнейшей

профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и

возможностями.

У выпускников школы формируются умения:

- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать

средства

реализации

цели

и

применять

их

на

практике,

оценивать

достигнутые результаты;

-

вести

самостоятельный

поиск,

анализ,

отбор

информации,

ее

преобразование,

сохранение,

передачу

и

презентацию

с

помощью

технических средств и информационных технологий;

- оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки

других людей;

- взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением

различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать

письмо, заявление;

- ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые

установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметные результаты обучения географии:

• понимание роли и места географической науки в системе научных

дисциплин,

ее

роли

в

решении

современных

практических

задач

человечества и глобальных проблем;

• представление о современной географической научной картине мира и

владение основами научных географических знаний (теорий, концепций,

принципов, законов и базовых понятий);

• умение работать с разными источниками географической информации;

умение

выделять,

описывать

и

объяснять существенные признаки

географических объектов и явлений;

• владение элементарными практическими умениями применять приборы и

инструменты

для

определения

количественных

и

качественных

характеристик компонентов географической среды;

• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями

географической

среды,

их

изменениями

в

результате

природных

и

антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

• умение применять географические знания в повседневной жизни для

объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к

условиям проживания на определенной территории, самостоятельного

оценивания

уровня

безопасности

окружающей

среды

как

сферы

жизнедеятельности;

• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных

бедствий и техногенных катастроф

Для реализации главной цели образования - формирования активной

творческой

личности

учителю

необходимо

грамотно

организовать

самостоятельную познавательную деятельность обучающихся.

Главной

целью

географического

образования

является

формирование

активной творческой личности. Вклад школьной географии определяется

современным

этапом

взаимодействия

природы

и

общества,

когда

деятельность

личности

является

важнейшим

фактором

в

системе

взаимоотношений

человека

и

природы.

География

единственный

школьный предмет, дающий целостное представление о Земле как планете

людей.

Необходимо

серьёзное

внимание

уделять

формированию

у

школьников

простейших

навыков

исследовательской

работы,

что

непосредственно способствует реализации актуальной цели географического

образования в формировании деятельностной личности. Возможностей для

этого

в

процессе

преподавания

географии

множество:

организация

наблюдений за погодой как части фенологических процессов, проведение

комплексных экскурсий по изучению природы и хозяйства родного края,

прилегающих местностей, проектная деятельность по вопросам геоэкологии

и охраны природы, т.е. реальное осуществление краеведческого принципа

обучения на уроках географии и во внеклассной работе. Работа над

исследовательскими

проектами

делает

мышление

учащихся

раскрепощенным, свободным, творческим, а самого обучающегося ставит

соучастником воспитательного процесса. Учитель географии выступает как

организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря

которой у обучающегося формируется внутренняя мотивация подходить к

любой возникающей перед ним научной или жизненной проблем с

исследовательской, творческой позиции. В процессе исследования школьник

выступает

исполнителем

разных

социальных

ролей.

В

процессе

исследовательской

деятельности

формируются

многие

ключевые

компетенции:

ценностно-смысловая,

общекультурная,

учебно-

познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая,

личностная

компетенция

самосовершенствование.

Исследовательская

деятельность сама по себе является мощным развивающим инструментом.

Организация научно-исследовательской деятельности школьников

проводится с учётом психолого-педагогических возрастных особенностей

детей и различается по уровню исполнения, содержанию целей и задач,

протяжённости по времени, сложности исследования или эксперимента, но

логика проведения такого вида работы остаётся одинаковой для всех.

К числу образовательных технологий, отражающих современное видение

учебно-воспитательного процесса, относится метод проектов. Он сегодня

является одним из популярнейших в мире, т.к. позволяет рационально

сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения

конкретных

проблем

окружающей

действительности

в

совместной

деятельности школьников. Проектный метод в школьном образовании

рассматривается как альтернатива классно-урочной системе

Одним из направлений модернизации системы географического образования

является внедрение компьютерных технологий. Применение в обучении

компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть

«новыми информационными технологиями». Применение информационных

технологий на уроках

географии не только облегчает усвоение нового

материала, но и представляет новые возможности для развития творческих

способностей учащихся:

- повышает мотивацию учащихся к учению;

- активизирует познавательную деятельность;

- развивает мышление и творческие способности ребёнка;

- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Применение

компьютера

в

обучении

позволяет

управлять

познавательной деятельностью школьников. Несмотря на то, что процесс

компьютеризации обучения географии начался не так давно, разработана

целая серия мультимедийных учебников к школьным курсам географии.

Мультимедиа курс по-новому представляет содержание учебника, который

позволяет осуществлять и самостоятельный поиск учебного материала, и

обобщение и систематизацию новых знаний. Видео и фотоматериалы

развивают образное мышление, формируют географические представления.

Элементы анимации («живые» схемы) позволяют смоделировать на экране

географические процессы и явления в динамике. Все медиаобъекты

способствуют формированию чувственных образов предметов и явлений

действительности,

составляющих

первоначальный

этап

процесса

формирования новых географических знаний. Благодаря мультимедиа-

технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде

разнообразных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов,

компьютерной

анимации,

слайдов,

текстов,

сопровождаемых

словами

диктора и музыкой, что способствует мотивации учебной деятельности

школьников.

Современные дети хорошо владеют компьютером. Учитель в своей

работе должен стараться найти этому применение.

Учащиеся должны

выполнять научно-практические и творческие работы не только в виде

рефератов и проектов, но и на компьютере в виде презентаций. Следует

сказать,

что

современные

информационные

технологии

требуют

формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам

рациональной

умственной

деятельности,

позволяющей

эффективно

использовать

обширную

информацию,

которая

все

более

доступна.

Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных

источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в

реальных ситуациях.

Таким

образом,

сегодня

в

школьном

образовании

происходят

значительные перемены, которые охватывают практически все стороны

педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий

фактор процесса образования. Учителю необходимо знать, на какие стороны

личности ребёнка могут повлиять знания школьной географии, какие

использовать технологии в учебном процессе, чтобы получить планируемые

результаты. Анкетирование учащихся показывает, что отдается предпочтение

таким урокам, как путешествие, игра, урок-деловая игра, практикум,

семинар, эксперимент, фантазия, пресс-конференция, зачет, смотр знаний,

интегрированный урок. УУД учащихся формируются на современном уроке.

Для

этого

при

планировании

урока

четко

определяется

цель,

формулируются задачи, этому учатся школьники; более 50 % времени на

уроке отводится на организацию активной, самостоятельной деятельности

учащихся; дети учатся сравнивать, обобщать, делать выводы. Работа на уроке

организуется

в

разных

режимах:

коллективном,

группой,

парами,

индивидуально,

ставятся

проблемные

вопросы,

активизируется

самостоятельный поиск ученика.



В раздел образования