Авторы: Борисенко Наталья Викторовна, Наталья Викторовна Борисенко
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Половодовская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Соликамский ГО, с. Половодово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа "Одаренные дети - будущее России"
Раздел: среднее образование
Программа «Одаренные дети – будущее России»
Наименование
программы
«Одарённые дети - будущее России»
Сроки реализации
2022-2025 уч. годы
Этапы реализации
I этап - проектный (2021-2022уч.г.)
II этап - деятельностный (2022-2024уч. гг.)
III этап - аналитический (2024-2025уч.г.)
Разработчики
Программы
Администрация школы, учитель математики
Исполнители
Программы
педагогический коллектив МБОУ «Половодовская ООШ»
Научно-
методическая
основа
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от
29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт началь-
ного общего образования, утвержденный приказом Министерства об-
разован ия и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 3
Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, утвержденный приказом Министер-
ства образован и науки Российской Федерации от «17» декабря 2 г. №
1897;
Федеральный государственный образовательный стандарт средне-
го общего образования, утвержденный приказом Министерства об-
разования науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413
Концепции долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации 2020 года ;
Конвенция о правах ребёнка;
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и органи-
зации обучения в общеобразовательных учреждениях /Санитарно-
эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2. 2821 – 10 /
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
29 декабря 2010 г. N 189
Цели и задачи
Программы
Цель программы:
создание благоприятных условий для выявления и развития ода-
ренных
обучающихся,
их
самореализации
в
соответствии
со
способностями через оптимальную структуру школьного и до-
полнительного образования.
Задачи:
-выявление и отбор как одаренных и талантливых, так и способ-
ных детей, создание условий для развития творческого потенциа-
ла личности таких учеников;
-расширение возможности участия одаренных и способных детей
в конференциях, выставках, олимпиадах и конкурсах; развитие
исследовательских способностей обучающихся через
систему
школьных формирований.
-подготовка и повышение квалификации педагогов по работе с
одаренными детьми;
-создание единого образовательного пространства базового и до-
полнительного образования детей для индивидуализации обуче-
ния и воспитания обучающихся с общей одаренностью.
Ожидаемые
результаты
Создание системы работы с одаренными детьми;
Увеличение количества одарённых детей, проявляющих свои
интеллектуальные или иные способности;
Повышение качества образования и воспитания школьников;
Положительная динамика процента участников и призеров кон-
курсов, олимпиад, фестивалей, творческих выставок, соревнований
различного уровня;
Создание комплекса благоприятных условий, обеспечивающе-
го формирование и развитие личности, важнейшими качествами ко-
торого станут инициативность, способность творчески мыслить и
находить нестандартные решения, умение выбирать профессио-
нальный путь, готовность обучаться в течение всей жизни;
Создание творческого педагогического коллектива, участвую-
щего в планировании и разработке программ, апробации экспери-
ментов и инноваций, стимулирующих развитие профессиональных
педагогических компетенций.
Создание системы подготовки, переподготовки и повышения
квалификации педагогов и других специалистов для работы с ода-
ренными детьми;
Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих
способностей обучающихся;
Более раннее выявление одарённости, начиная с первой ступе-
ни обучения (1-4 классы);
Разработка и реализация индивидуальных образовательных
маршрутов
Подпрограмма «Одаренные дети – будущее России» разрабатывается с учетом особенно-
стей современной системы образования, в соответствии с программой развития образовательно-
го учреждения и будет являться основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на
эффективное выявление и развитие интеллектуально- творческого потенциала личности каждо-
го ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в школы.
С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная
задача которой сегодня
перевести обучающегося в режим саморазвития.
Цель программы «Одаренные дети- будущее России»: создание благоприятных условий
для выявления и развития одаренных обучающихся через оптимальную структуру школьного и
дополнительного образования. Программа включает в себя стратегию и план мероприятий по
работе с одаренными обучающимися при введении и реализации ФГОС ООО, помогает целе-
направленно и обоснованно строить работу с одарёнными и мотивированными детьми, согласо-
вывать действия администрации, учителей, классных руководителей, обучающихся и родителей
при планировании и организации работы с одарёнными.
Актуальность программы
Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро
адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, прояв-
ляя гибкость и творчество. Одной из приоритетных задач современного общества является со-
здание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их по-
тенциальных возможностей. Эти дети способны в будущем обеспечить прогрессивное развитие
общества в области науки, техники, социальной сфере. Поэтому забота об одарённых детях
сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.
Между тем в школах отмечается ряд проблем, требующих пристального внимания и тесного
взаимодействия всей педагогической общественности:
отсутствие сотрудничества педагогов и родителей в создании условий для развития при-
родных задатков школьников;
отсутствие целенаправленной системы поддержки одаренных детей, в результате чего их
творческий и интеллектуальный потенциал не раскрывается в полной мере;
неподготовленность учителей к индивидуализации обучения;
ослабленность научно-методической поддержки педагогов, работающих с одаренными
детьми.
Проблема выявления и развития одаренных, проявляющих способности в той или иной об-
ласти детей, приобретает особую актуальность. Создание условий, обеспечивающих реализа-
цию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач
современной школы. В статье 77 «Закона об образовании в Российской Федерации» отмечается,
что в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, «организуются
и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и творческие конкурсы, физкультурные ме-
роприятия и спортивные мероприятия, направленные на выявление и развитие у обучающихся
интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой
и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской деятельности), творческой деятель-
ности, физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и
спортивных достижений».
Перед образовательными организациями стоит цель – выявление и поддержка одаренных
детей, развитие их интересов и способностей, содействие их самореализации, а в перспективе и
формированию их как будущих высококвалифицированных специалистов. Способный ребёнок
не всегда может проявиться в учёбе, если не созданы условия для его выявления. А работа с та-
кими учащимися требует от педагога особенной подготовки и совершенно иных подходов при
организации образовательного процесса, Выявление одаренных детей должно начинаться уже в
начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи,
памя-
ти, логического мышления. Работа с одаренными и способными обучающимися, их поиск, вы-
явление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности образовательной
организации.
Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир
пор-
трет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие
ученика
основной
школы,
это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника
начальной школы. Подчеркивается, что выпускник начальной школы
владеющий основами
умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник основной
школы
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и
деятельности,
способный применять полученные знания на практике. Таким образом, заказ об-
щества - подготовка выпускника, способного к активной познавательной деятельности, комму-
никабельного и компетентного.
Новые требования обусловили необходимость формирования и развития интеллектуального
и духовного потенциала нации. В Концепции одаренности авторского коллектива под руко-
водством Богоявленской Д.Б. одаренность трактуется как системное качество, характеризую-
щее психику ребенка в целом.
При этом именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие
способностей и определяют, как будет реализовано индивидуальное дарование. Такой подход
делает приоритетной задачу воспитания, а не просто обучения одаренного ребенка.
Поэтому
и возникла
необходимость
разработки
и
реализации
Программы «Одаренные
дети – будущее России», которая с одной стороны, интегрировала бы диагностику, консульта-
ции, тренинги и другие формы психологической работы, и с другой стороны, включала бы со-
провождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов.
Пояснительная записка
Основное назначение программы как управленческого документа заключается в разра-
ботке целостной системы действий, с учетом ресурсов: материально-технического и кадрового
обеспечения. Программа направлена на достижение стратегических целей и эффективное реше-
ние приоритетных задач развития образования в МБОУ «Половодовская ООШ.
Цель программы: создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных обу-
чающихся, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способ-
ностями через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
Задачи:
выявление и отбор как одаренных и талантливых, так и способных детей, создание усло-
вий для развития творческого потенциала личности таких учеников;
создание организационных психолого-педагогических условий для обучения и воспита-
ния одаренных детей, для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих
способностей и личностного роста одаренных детей;
расширение возможности участия одаренных и способных детей в конференциях, вы-
ставках, олимпиадах и конкурсах; развитие исследовательских способностей обучаю-
щихся через систему школьных формирований
использование инновационных подходов по педагогическому сопровождению одарён-
ных детей во всех сферах деятельности: интеллектуальной, творческой, спортивной, со-
циальной;
подготовка и повышение квалификации педагогов по работе с одаренными детьми;
разработка модели психолого-педагогического сопровождения одаренных детей;
создание единого образовательного пространства базового и дополнительного образова-
ния детей для индивидуализации обучения и воспитания учащихся с общей одаренно-
стью.
В современных условиях основной задачей образования становится достижение нового ка-
чества его результатов, формирование личности ученика, обладающего компетенциями, позво-
ляющими ему успешно адаптироваться в окружающей действительности. Повышенный интерес
к детской одарённости стал приметой нашего времени. В последнее десятилетие выросла соци-
альная потребность в думающей, ищущей, творческой личности, способной нестандартно ре-
шать поставленные задачи. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета
призывают решать проблемы, связанные с развитием у обучающихся умений и навыков само-
стоятельности и саморазвития. Потребность общества в формировании творческой личности,
способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении Рос-
сии, востребована как никогда прежде.
Федеральные стандарты делают акцент на деятельностный подход в образовательном про-
цессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ста-
вить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответствен-
ности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого
ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, вос-
питать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Рефреном че-
рез весь стандарт основного общего образования проходят такие позиции, как: индивидуализа-
ция процесса образования, проектирование и реализация индивидуальных образовательных
траекторий и учебных планов, что полностью поддерживается новым законом «Об образова-
нии в Российской Федерации».
Для эффективного распространения имеющегося опыта по организации работы с одаренны-
ми детьми в соответствии с требованиями ФГОС ООО, создания условий для оптимального
развития одаренных детей, внедрения инноваций в практику работы педагогов разработана
Программа «Одаренные дети – будущее России» МБОУ «Половодовская ООШ», ведётся целе-
направленная работа по оказанию педагогической помощи и поддержке одарённых и способ-
ных детей в разных сферах деятельности: интеллектуальной, творческой, здоровьесберегаю-
щей.. Обучающимся предоставляется свобода выбора факультативных занятий, элективных
курсов.
Формы поиска и выявления одаренных детей
№
Форма
Название
1.
мониторинг
Мониторинг «Школьный тест умственного развития»
2.
диагностика
Диагностика творческих способностей Диагностика «Лич-
ностный опросник Кеттела»
3.
конкурсы
Конкурс «Ученик года» «Социальный проект»
4.
олимпиады
Школьный, муниципальный
и
региональный
этап всерос-
сийской олимпиады школьников
5.
оценка внеучебных
достижений
Участие в ежегодном конкурсе на соискание районной пре-
мии имени М.В. Исаковского
Формы презентации достижений одаренных детей:
№
Форма
Название
1.
выставка
Выставка «Наши достижения» (научно-исследовательские
работы, портфолио)
2.
концерт
Концерт «Наши таланты»
В школе внедряются программы психолого-педагогического сопровождения социализа-
ции одаренных детей:
диагностика «Оценка коммуникативных способностей»,
диагностика «Акцентуация характера»,
диагностика «Шкала самооценки»,
тренинг «Развитие лидерских качеств» (для обучающихся 8-9 классов),
тренинг «Как достичь успехов в профессии» (для обучающихся 9 классов),
активизации умственной активности» (для обучающихся 8-9 классов).
Содержание программы
Терминология. Концептуальные основы.
Термины, которые используются при характеристике познавательных возможностей обучаю-
щихся, включает такие понятия как: способности, талант, одаренность, гениальность.
Способности - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься
определенной деятельностью.
Талант - выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой- либо определенной
деятельности.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она
с созданием качественно но-
вых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Одаренность
- системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое опре-
деляет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или несколь-
ких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренные дети - это дети, которые отличаются высокими функциональными или потенциаль-
ными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художе-
ственной, психомоторной или социальной.
Под педагогической поддержкой одаренных детей понимается создание программ обуче-
ния и воспитания одаренных детей, а также реализация этих программ в учебном процессе в со-
ответствии с потребностями и возможностями этой категории обучающихся, что обеспечивает
дальнейшее развитие одаренности специфическими педагогическими средствами.
Под психологической поддержкой одаренных детей понимается система психологиче-
ских мер, способствующих беспрепятственному развитию личности ребенка.
Под социальной помощью одаренным детям понимается специальная деятельность фе-
деральных, региональных, муниципальных и общественных организаций по минимизации фак-
торов, значительно усложняющих процессы.
Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые заме-
чательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достиже-
ний в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в дет-
ские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо
весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практи-
ческой работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание “одаренный ребе-
нок” в плане констатации (жесткой фиксации) статуса определенного ребенка. Ибо очевиден
психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он – “одарен-
ный”, на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительно-
сти. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который на-
чал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считать-
ся одаренным.
Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия “одаренный ребенок”
следует использовать понятие “признаки одаренности ребенка” (или
“ребенок с признаками
одаренности”).
Поскольку об одаренности ребенка нередко судят по его достижениям прежде всего в
учебе, то по перечисленным далее
особенностям
можно отличить одаренного ребенка от про-
сто очень способного и хорошо обученного, у которого определенный объем знаний, умений и
навыков превышает обычный средний уровень.
Одаренный ребенок
стремится к новым познавательным ситуациям, они его не только
не пугают, а, напротив, вызывают у него чувство радости. Даже если в этой новой ситуации
возникают трудности, одаренный ребенок не утрачивает к ней интереса. Способный ученик с
высокой
мотивацией достижений любую новую ситуацию воспринимает как
угрозу
своей
самооценке, своему высокому статусу. Одаренный ребенок получает удовольствие от самого
процесса познания, тогда как просто способного значительно больше волнует результат. Ода-
ренный ребенок достаточно легко признается в своем непонимании, просто говорит, что он
чего-то не знает. Для способного ребенка с внешней мотивацией – это всегда стрессовая ситу-
ация, ситуация неудачи. Отсюда и различное отношение к отметкам: одаренный отдает приори-
тет содержанию деятельности, для способного важен результат и его оценка.
Устойчиво высокая самооценка, с одной стороны, есть отличительная характеристика
одаренного ребенка. С другой стороны, его актуальная самооценка может колебаться. Именно
эта противоречивость самооценки и есть условие поступательного развития его личности и
способностей. Отсюда стратегия поощрения одаренного, да и любого ребенка, должна быть до-
статочно сдержанной – нельзя постоянно его хвалить. Необходимо приучать его к мысли о
возможности появления неудач. Причем наличие постоянных успехов сам ребенок должен вос-
принимать как свидетельство недостаточной трудности деятельности, которая ему предлагается
и за которую он берется.
Методологические принципы
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики
и психологии:
1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятель-
ные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При
таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как сово-
купность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогиче-
ского процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и матери-
альная база.
2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творче-
ской сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается
опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого
потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития лич-
ности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одарен-
ных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это,
в свою
очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее
организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как систе-
мой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры,
но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов
культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-
первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы
решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозиро-
вание деятельности.
Важным моментом работы с одаренными детьми является комплекс мероприятий,
направленных на укрепление сотрудничества с семьями способных детей.
В семье происходит формирование личностных качеств и творческих способностей ре-
бенка, поэтому практическая задача педагогов – оказание психолого-педагогической поддерж-
ки семьям, имеющим способных и одаренных детей.
В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимают родительские
собрания по проблемам развития, обучения и воспитания, в проведении которых используются
разные формы:
круглые столы;
информационно-практические беседы;
обучающие семинары;
творческие лаборатории родителей;
родительские педагогические тренинги.
Темы бесед для родителей:
«Особенности учебной деятельности одаренных детей»,
«Психологические особенности одаренных детей»,
«Способности и одаренность детей»,
«Факторы влияющие на развитие одаренности»,
«Как помочь ребенку, обладающему незаурядными способностями?».
Одаренным детям иногда бывает довольно трудно адаптироваться к условиям обучения в
массовой школе. Причины этого и пути устранения психологического дискомфорта следует ис-
кать учителю совместно с родителями ученика, т.к. такой ребенок и в семье не всегда имеет
психологическую поддержку и возможность реализовать свои потенциальные возможности.
При организации работы с одаренными детьми следует:
учитывать характер семейных отношений и развитие эмоционально – волевых качеств;
создавать условия для освоения родителями способов формирования у ребенка положи-
тельной «Я – концепции», как важнейшего условия полной реализации интеллектуаль-
ных возможностей одаренного ребенка;
оказывать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата.
Средний и старший возрастной этап является наиболее привлекательным для родителей с
точки зрения формирования интеллектуально-творческих способностей ребенка и его самоо-
пределения.
Следовательно, задача каждого учителя - разработать систему рекомендаций для родителей
по воспитанию, развитию и обучению, оказанию психолого-педагогической поддержки семьям,
имеющим способных и одаренных детей.
Система работы с одаренными детьми
Работа с одаренными распадается на две формы - урочную и внеурочную. Следует при-
знать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для
обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими
учащимися. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных
детей
и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для
максимально
возможного
развития
всех
учащихся
для
выполнения
ими
различного
рода
проектной деятельности, творческих заданий.
На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны ор-
ганически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же вре-
мя отличаться своеобразием. Для работы с одаренными учащимися на уроке рекомендуется ис-
пользование разных вариантов учебного плана и обучения по индивидуальным программам по
отдельным учебным предметам.
Формы работы на уроке могут быть:
тематические и проблемные мини-курсы,
«мозговые штурмы»,
ролевые тренинги,
научно-практическая работа,
творческие зачеты.
Кроме того, для индивидуальной работы на уроке используется дополнительный материал раз-
вивающего, обучающего, тренировочного или контролирующего характера, например, введе-
ние, тренировка и контроль материала по различным видам речевой деятельности повышенного
или высокого уровня.
Формы и методы внеурочной работы:
факультативы;
элективные курсы;
кружки по интересам;
конкурсы;
работа по индивидуальным планам;
Методы и средства обучения одарённых детей
Методы обучения, как способы организации учебной деятельности обучающихся, яв-
ляются важным фактором успешности усвоения
знаний,
а также развития познавательных
способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных
учащихся, безусловно,
ведущими и основными являются методы творческого характера:
проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные
в сочетании с метода-
ми самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий позна-
вательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и ин-
тересов одаренных учащихся. Они эффективны для развития творческого мышления и многих
важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уве-
ренности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству.
Педагогические технологии
Так как большинство старшеклассников мотивированы на продолжение учебы и стремятся
подготовить себя к профессиональной деятельности, наиболее эффективными являются техно-
логии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого
самовыражения и самореализации учащихся. Это, прежде всего, технология проектного обуче-
ния, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в «малых
группах».
1.
Технология проблемного обучения.
Эту технологию мы рассматриваем как
базовую,
поскольку преобразующая деятельность
обучающегося может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий
проблемного характера. Как показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспе-
чивает высокий уровень познавательной активности. У школьника появляется возможность
заявить о своих способностях и максимально их развить. Проблемное обучение способствуют
активизации творческого потенциала школьника и становлению его на активную позицию в
процессе обучения.
И.Я. Лернер, один из основоположников проблемного обучения, сущность проблемного
обучения видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении
новых для него познавательных и практических проблем». При проблемном обучении препода-
ватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по
решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поиско-
вой деятельности с усвоением готовых выводов науки. Проблемное обучение направлено на
формирование познавательной самостоятельности учащихся, развитие их логического, рацио-
нального, критического и творческого мышления и познавательных способностей. Опираясь на
закономерности психологии мышления, логику научного исследования, способствует развитию
интеллекта учащегося, его эмоциональной сферы и формированию на этой основе мировоззре-
ния. В основе проблемного обучения лежит личностно-деятельностный принцип организации
процесса обучения, приоритет поисковой учебно-познавательной деятельности обучающихся,
т.е. открытия ими под руководством учителя выводов науки, способов действия, изобретения
новых предметов или способов приложения знаний к практике.
В процессе мыслительного процесса и разрешения проблемной ситуации происходит осо-
знание познавательной потребности субъекта, которая, будучи осознанной, побуждает уже
мыслительную активность человека. Через мыслительную деятельность реализуются творче-
ские способности, задатки которых присущи любому ребенку. Учителю нужно суметь раскрыть
и развить в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение
управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением
сложных проблемных ситуаций. Это возможно только в результате педагогической деятельно-
сти, создающей условия для творческого развития обучающихся.
Обучение творчеству школьников – это вооружение их
умением осознавать проблему, на-
меченную учителем, а позднее – формулировать ее самому. Это развитие способностей выдви-
гать гипотезы и соотносить их с условиями задачи, осуществлять поэтапную или итоговую про-
верку решения несколькими способами.
Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно
разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в ре-
зультате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей
элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления меж-
ду ними новых видов взаимозависимости.
Именно проблемное обучение позволит сегодня реализовать новые образовательные стан-
дарты в работе с одаренными.
Типичные задания проблемного обучения:
-
рассмотреть явление с различных позиций,
-
провести сравнение,
-
обобщить, сформулировать выводы из ситуации,
-
сопоставить факты,
-
сформулировать самим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, кон-
кретизацию, логику рассуждения).
2. Технология проектного обучения
В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний
в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Использование
данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активиза-
ции познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интере-
сов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или
иной
проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в ре-
жиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма
обучения позволяет одаренному
ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оста-
ваясь
включенным в
привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно
углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его
одаренности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, по-
мощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном
процессе. Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить
свой талант.
Сроки реализации программы и план мероприятий
Сроки реализации Программы: 2021-2025 год
1й этап – Проектный (2021- 2022 гг.)
Цель
Подготовка условий для формирования системы работы с детьми,
проявившими выдающиеся способности
Задачи
изучить нормативную базу;
спланировать работу с одаренными учащимися;
распределить обязанности среди участников проекта;
проанализировать материально-технические, педагогические
условия реализации проекта.
2й этап - Деятельностный этап (2022-2024 гг.)
Цель
Организация целенаправленной
работы
с
детьми,
проявившими
выдающиеся способности
Задачи
создать
систему
выявления
детей,
проявивших
выдающиеся
способности.
создать систему школьных олимпиад, конференций, интеллектуаль-
ных конкурсов и пр.
создать систему психолого-педагогической поддержки детей и роди-
телей детей, проявивших выдающиеся способности.
сформировать фонд
поддержки детей, проявивших
выдающиеся
способности.
создать постоянно действующую систему повышения
квалификации педагогов для работы с одарёнными детьми.
3й этап - Аналитический этап (2024-2025 гг.)
Цель
Анализ достигнутых результатов.
Задачи
разработать механизм оценки достигнутых результатов.
скорректировать механизмы реализации проекта с учётом возник-
ших трудностей.
составить план дальнейшей работы
План мероприятий по реализации программы
«Одаренные дети» на 2021-2025 гг.
№
Мероприятия
Результат
Сроки
Ответственные
1й этап – Методологический (2021 – 2022 гг.)
1.
Создание
творческой
группы
по
реализации
программы
План работы с ода-
ренными детьми
март
2022г.
Директор
2.
Изучение
нормативной
базы
Банк нормативных
документов
февраль
2022 г.
Директор
4.
Разработка
системы
по-
иска, выявления и
под-
держки одаренных детей
Система психоло-
го- педагогической
диагностики,
направленной на
выявление обучаю-
щихся, проявив-
ших выдающиеся
способности, их
поддержка
Апрель-
май
2022г.
Творческая группа
5.
Обобщение
имеющегося
практического опыта ра-
боты по работе с одарен-
ными детьми
Выступление
на
школьном педаго-
гическом
совете,
создание рекомен-
даций
для
учи-
телей по работе с
одаренными
детьми
апрель
2022 г.
Учителя-предмет-
ники
6.
Создание банка
творче-
ских работ обучающихся;
текстов
интеллектуаль-
ных конкурсов
Банк текстов
Май 2022г-
Учителя-предмет-
ники
Результат этапа - разработка системы психолого-педагогической диагностики, мо-
ниторинг
2й этап - Деятельностный этап (2022-2024г.г.)
7.
Проведение советов с пе-
дагогами
по
вопросам
выявления одаренных де-
тей, работы с ними.
Советы
1 раз в чет-
верть
Зам. директора по
УВР
8.
Организация и
проведе-
ние предметных олимпи-
ад, конкурсов
Участие в очных и
дистанционных
олимпиадах,
конкурсах
постоянно
Зам. директора по
УВР
9.
Диагностика
уровня
одарённости
школьни-
ков.
Выявление ода-
ренных
сентябрь,
апрель
ежегодно
Педагог-психолог
10.
Пополнение накопитель-
ной
папки
достижения
обучающихся
«Портфо-
Конкурс защиты
портфолио
апрель,
ежегодно
Классные
руководители
лио»
11.
Пополнение банка
дан-
ных
одарённых
детей
школы.
Банк данных
декабрь,
май
(ежегодно)
Зам. директора по
УВР
12.
Организация научно- ис-
следовательской деятель-
ности обучающихся в
рамках научного обще-
ства учащихся.
проведение науч-
но- практических
конференций
май,
ежегодно
Зам. директора по
УВР
13.
Участие обучающихся
во Всероссийских кон-
курсах
Организация уча-
стия
В течение
года
Учителя- предмет-
ники
14.
Внедрение системы на-
ставничества над каждым
одаренным ребенком
Сотрудничество
учителя и одарен-
ного ребенка
февраль
2023 г.
Учителя- предмет-
ники
15.
Проведение Парада побе-
дителей
олимпиад,
от-
личников учёбы
Торжественные
линейки
апрель
2023 г.
Зам.директора по
ВР
16.
Организация психолого-
педагогического просве-
щения родителей способ-
ных и одаренных школь-
ников.
Проведение роди-
тельских собраний
март
Педагог-психолог.
17.
Психолого-едагогическое
сопровождение
одарен-
ных детей.
Программы
обуче-
ния и
воспитания
одаренных детей
В течение
года
Члены творческой
группы
18.
Разработка
нормативно-
правовых документов.
Приказы
В течение
года
Зам. директора по
УВР
19.
Проведение
выставок
детского
творчества;
представление опыта ра-
боты по технологиям ин-
теллектуального
разви-
тия
Организация вы-
ставки
1 раз в
четверть
Зам. директора по
ВР
20.
Оформление
стенда
«Гордость школы»
Обновление мате-
риала стенда
1 раз в по-
лугодие
Зам. директора по
ВР
Результат 2го этапа – создание системы выявления детей, проявивших выдающиеся
способности и их психолого-педагогическая поддержка, система повышения квалифи-
кации педагогов для работы с одарёнными детьми.
3й этап – Аналитический этап (2024-2025 гг)
22.
Анализ работы в рамках
реализации программы
Аналитическая
справка
декабрь
2024г.
Зам. директора по
УВР
23.
Внедрение в практику ра-
боты
рейтинга обучаю-
щихся
Рейтинг участия в
конкурсах и олим-
пиадах
январь
2025г
Зам. директора по
УВР
24.
Разработка индивидуаль-
ных программ и планов
одарённых
и
способных
учащихся
Индивидуальные
программы
Ноябрь
2024
- март 2025
Члены творческой
группы
Результат 3го этапа - анализ достигнутых результатов, определение стратегических за-
дач по дальнейшему совершенствованию педагогической поддержки способных и та-
лантливых детей.
Ресурсное обеспечение программы
Методическое обеспечение программы
№
Направление
Ответственные
1.
Создание творческой группы по проблеме работы с
одаренными детьми.
Заместитель директора по
УВР
Заместитель директора по
ВР
2.
Изучение и обобщение опыта работы педагогов по
работе с одаренными
Заместитель директора по
УВР
Заместитель директора по
ВР
3.
Нормативно-правовое обеспечение (положения,
приказы)
Заместитель директора по
УВР
4.
Издание методических материалов, оформление
сайта
Заместитель директора по
УВР
Заместитель директора по
ВР
Кадровое обеспечение программы
№
Функция
Состав
1.
Административно- координационная
Осуществление общего контроля и руководства
Директор
Заместитель директора по
УВР .
Заместитель директора по
ВР
2.
Координация реализации программы
Проведение семинаров, консультаций.
Заместитель директора по
УВР
3.
Осуществление программы в системе внеклассной
работы
Использование новых педагогических технологий.
Организация исследовательской работы учащихся
Классные руководители,
Учителя-предметники
4.
Организация психологического и социального со-
провождения
Связь с музыкальной и художественной школой
Социальный педагог
Заместитель директора по
ВР
Ожидаемые результаты
Реализация Программы позволит:
увеличить число детей с интеллектуальной и творческой одарённостью;
изменить шкалу социальных ценностей обучающихся школы на увеличение
значимости такой категории как «знание»;
увеличить число педагогов, владеющих современными методиками работы с
одаренными детьми;
расширить диапазон мероприятий для раскрытия творческих способностей обуча-
ющихся;
повысить уровень
педагогической поддержки
в
отношении
педагог
-
одарён-
ный ребёнок;
начать более раннее выявление одарённости, начиная с первой ступени обуче-
ния (1-4 классы);
обеспечить положительную динамику интеллектуального, эмоционально- волевого
и
индивидуально-личностного
развития
обучающихся
с
учётом
их
природных
способностей и личностных интересов;
повысить ожидаемый результат нетрадиционной оценки успехов обучающихся на
конкурсной основе разных уровней (олимпиад, игр, проектной деятельности про-
грамм, защиты учебно-исследовательских работ, творческих конкурсов, спортив-
ных соревнований и т.п.);
способствовать успешной социализации в обществе, разработке и реализации ин-
дивидуальных образовательных маршрутов с учётом профессионального самоопре-
деления по окончании школы;
создать систему работы с одаренными детьми;
С целью выявления соответствия ожидаемых результатов реально достигнутым использо-
вать следующий диагностический инструментарий:
анализ проведения школьных конкурсных мероприятий в разных сферах деятельности;
отбор и рекомендации творческих работ учащихся для представления на муниципальном
уровне;
анализ участия школьников в олимпиадах разного уровня;
анализ работы школьного научного общества учащихся;
анкетирование учителей и учащихся;
наблюдение;
собеседование.
Возможные риски
Как показывают различные исследования, выявление одарённости в школе не га-
рантирует успешности обучающегося в жизни в целом. Могут возникнуть возможные рис-
ки при реализации данной программы:
Неправильное и неадекватное диагностирование одаренности ребенка. Это может
привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельно-
сти, может не достигнуть выдающихся результатов, не оправдать возложенных на него на-
дежд. В результате у него может сформироваться комплекс неполноценности и
блокиро-
вать проявления истинной одаренности.
Меры, которые могут предупредить этот риск:
постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их индивидуального
образования,
комплексный характер оценивания разных сторон деятельности ребенка, что позво-
лит использовать различные источники информации и охватить как можно
больший спектр его способностей,
многократность обследования с использованием множества психодиагностических
процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одарённости и ин-
дивидуальностью данного ребенка,
экспертная оценка продукта деятельности детей с привлечением экспертов – специ-
алистов в соответствующей предметной области.
Рост
и
углубление
социальной
и интеллектуальной
пропасти между «одаренны-
ми» и «обычными» школьниками, элитарность и исключительность одних и невнимание к
другим. Это приведет к тому, что потенциально одарённые дети, чью одарённость не уда-
лось диагностировать, не смогут в полной мере проявиться. В то же время некоторая эли-
тарность общения может привести к тому, что одаренные дети не будут развивать и трени-
ровать умения взаимодействовать с детьми самых различных уровней культуры и интел-
лекта.
Меры, которые могут предупредить этот риск:
создание системы психолого-педагогического сопровождения каждого ученика в
процессе обучения (наставничество одаренных детей),
анализ реальных достижений детей в различных предметных олимпиадах, спортив-
ных соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах.
Приложение 1.
Рекомендации родителям по воспитанию одаренных детей
дайте ребенку время для размышления и рефлексии;
старайтесь регулярно общаться со специалистами по одаренности и родителями одарен-
ных детей, чтобы быть в курсе современной информации;
старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах. Например, для интеллекту-
ально одаренного ребенка были бы очень полезны занятия, направленные на развитие творче-
ских, коммуникативных, физических и художественных способностей;
избегайте сравнивать детей друг с другом;
дайте ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться.
помогите ему ценить, прежде всего, собственные оригинальные мысли и учиться на
своих ошибках;
поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени;
поощряйте инициативу. Пусть ваш ребенок делает собственные игрушки, игры и модели
из любых имеющихся материалов;
способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребенку находить книги или другие ис-
точники информации для получения ответов на свои вопросы;
дайте ребенку возможность получить максимум жизненного опыта. Поощряйте увлече-
ния и интересы в самых разнообразных областях;
не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем;
будьте осторожны, поправляя ребенка. Излишняя критика может заглушить творческую
энергию и чувство собственной значимости;
находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении.
Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:
уверенность, базирующуюся на сознании самоценности;
понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
интеллектуальную и творческую любознательность;
уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию и терпению;
привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои
поступки;
умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов,
рас, социоэкономических и образовательных уровней.
Родители создадут прекрасные условия для развития этих качеств, если своим собствен-
ным поведением продемонстрируют, что:
они ценят то, что хотят привить ребенку в моральном, социальном или интеллектуаль-
ном плане;
они точно рассчитывают момент и степень реакции на потребности ребенка;
они опираются на собственные силы и позволяют ребенку самому искать выход из сло-
жившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу (даже если сами могут сде-
лать все быстрее и лучше);
они практически не оказывают давления на ребенка в его школьных делах, но всегда го-
товы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информа-
цию в сфере, к которой ребенок проявляет интерес.
Классификация одаренности по разным критериям
Одаренность - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определя-
ет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) по сравнению
с другими людьми результатов в одном или нескольких видах деятельности. Уровень, каче-
ственное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимо-
действия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного
деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют соб-
ственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, ле-
жащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Творческая одаренность - это характеристика не просто высшего уровня выполнения любой де-
ятельности, но ее преобразования и развития. Развитие деятельности по инициативе ребенка,
когда он занимается этой деятельностью с любовью, постоянно ее совершенствует, реализуя
все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы, и его деятельность не приостанавли-
вается даже тогда, когда выполнена исходная задача - есть творчество. При таком понимании
понятия «одаренность» и «творческая одаренность» выступают как синонимы.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающи-
мися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или
ином виде деятельности. Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере
условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным пока-
зателем его достижений в будущем. Признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже
при самых благоприятных условиях могут либо постепенно, либо достаточно быстро исчез-
нуть. Исходя из этого, в практической работе с одаренными детьми вместо понятия «одаренный
ребенок» необходимо использовать понятие «ребенок с признаками одаренности». Системати-
зация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации.
Критерии для классификации видов одаренности
Крите-
рии
вид деятельности и
обеспечивающие ее
сферы психики
Степень сформиро-
ванности одаренно-
сти
форма проявле-
ния
широта проявле-
ний в различных
видах деятель-
ности
Виды
одарен-
ности
1) одаренность в реме-
слах
1)Актуальная ода-
ренность (показате-
ли психического
развития ребенка
проявляются в более
высоком уровне вы-
полнения деятельно-
сти в конкретной
предметной области
по сравнению с воз-
растной и социаль-
ными нормами)
1) Явная одарен-
ность обнаружи-
вает себя в дея-
тельности ребен-
ка достаточно
ярко и отчетливо
(как бы «сама по
себе»), в том чис-
ле и при неблаго-
приятных услови-
ях.
Общая одарен-
ность прояв-
ляется по отно-
шению к различ-
ным видам дея-
тельности и вы-
ступает как
основа ее про-
дуктивности,
определяя уро-
вень понимания
ребенком проис-
ходящего глуби-
ну мотивацион-
ной и эмоцио-
нальной вовле-
ченности в дея-
тельность, сте-
пень ее целе-
направленности.
2) спортивная и орга-
низационная одарен-
ность
3) интеллектуальная
одаренность (одарен-
ность в области есте-
ственных и гуманитар-
ных наук, интеллекту-
альных игр)
4) художественно-
эстетическая одарен-
ность (хореографиче-
ская, сценическая, ли-
тературно- поэтиче-
ская, изобразительная
и музыкальная)
2)Потенциальная
одаренность (ребе-
нок имеет лишь
определенные пси-
хические возможно-
сти (потенциал) для
высоких достиже-
ний в том или ином
виде деятельности,
но не может реали-
2) Скрытая ода-
ренность прояв-
ляется в атипич-
ной, замаскиро-
ванной форме,
она не замечается
окружающими.
2) Специальная
одаренность об-
наруживает себя
в конкретных
видах деятель-
ности и обычно
определяется в
отношении
отдельных обла-
стей (поэзия, ма-
зовать свои возмож-
ности в данный мо-
мент времени в силу
их функциональной
недостаточности)
тематика, спорт,
общение и т.д.).
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка включает следующие признаки:
Наличие специфических стратегий деятельности. Для поведения одаренного ребенка
характерно новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельно-
сти, что позволяет открывать ему новые приемы и закономерности;
Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности,
выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей ода-
ренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции;
Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность;
способность
видеть изучаемый предмет
в системе
разнообразных связей; сверну-
тость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готов-
ности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени;
категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и
формулировать общие закономерности);
Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и
легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким
изменением структуры знаний, представлений и умений.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка включает следующие признаки:
Повышенная
избирательная чувствительность
к определенным сторонам предмет-
ной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и
т.д.) либо определенным формам
собственной
активности
(физической,
познава-
тельной,
художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживани-
ем чувства удовольствия;
Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любо-
знательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы
исходных требований деятельности;
Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрез-
вычайно
высокая
увлеченность
каким-либо предметом, погруженность в то или
иное дело и, как следствие - поразительное упорство и трудолюбие;
Высокая требовательность
к
результатам
собственного
труда, склонность ставить
сверхтрудные цели
и
настойчивость
в
их достижении, стремление к совершен-
ству.
Выявление одаренных
детей должно
опираться
на
следующие принципы:
Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребен-
ка, что позволяет охватить как можно более широкий спектр его способностей;
Длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением
данного ребенка в разных ситуациях);
Анализ поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответ-
ствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организован-
ные занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной дея-
тельности и т.д.);
Использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать опреде-
ленные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологиче-
ские «преграды» и т.п.;
Подключение
к
оценке
одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей ква-
лификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, фи-
лологов, шахматистов, инженеров и т.д.). При этом следует иметь
в
виду
возмож-
ный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подростково-
го и юношеского творчества;
Оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному
уровню его психического развития, но и с
учетом
зоны ближайшего развития (в
частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраи-
ванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения);
Преимущественная опора на валидные методы психодиагностики, имеющие дело с
оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ про-
дуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей,
естественный эксперимент. Психометрические тесты могут использоваться в каче-
стве одного из множества других источников дополнительной информации в рамках
программы идентификации одаренного ребенка, но ни в коем случае в качестве
единственного критерия для принятия решения о том, что данный ребенок является
«одаренным» или «неодаренным».
В реальной практике работы с одаренными детьми зачастую основное внимание уде-
ляется детям, в той или иной степени уже проявившим свою одаренность. Но, учиты-
вая, что незаурядные результаты своей деятельности демонстрирует сравнительно
небольшая часть детей, а нереализованные возможности, творческий потенциал, ле-
жащий в основе одаренности, имеется у каждого ребенка, очень большая часть детей
с непроявленными или скрытыми способностями оказывается вне внимания специа-
листов и потому не получает необходимой для развития одаренности помощи и под-
держки. Причины, порождающие феномен потенциальной и скрытой одаренности,
кроются в специфике культурной среды, в которой формируется ребенок, в особен-
ностях его взаимодействия с окружающими людьми, в ошибках, допущенных взрос-
лыми при его воспитании и развитии, и т.п. Поэтому недостаточно работу с одарен-
ными детьми сводить лишь к поддержке того небольшого количества детей, кото-
рые,
в
силу
стечения
благоприятных
для
их
развития
условий,
проявили свои
способности. Даже при самых благоприятных условиях это малое количество ода-
ренных все же не сможет существенно повлиять на ход развития региона и страны.
Да и с точки зрения гуманизма такой подход себя не оправдывает. В связи с этим
проблема выявления одаренных детей может быть переформулирована в проблему
создания необходимых условий для развития творческих способностей у всех детей
без исключения.