Автор: Юшкевич Константин Леонидович
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: БФ ГАПОУ НСО "Новосибирский областной колледж культуры и искусств"
Населённый пункт: Новосибирская область, г. Барабинск
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: "Технология создания сценария как важнейший этап организации культурно-досугового мероприятия"
Раздел: среднее профессиональное
Технология создания сценария как важнейший этап организации
культурно-досугового мероприятия
Введение
Задачи духовного обогащения и развития современного общества,
возрождение и сохранение традиций, культуры страны предъявляют высокие
требования к профессиональной подготовке специалистов для социально-
культурной сферы. Значение сформированной готовности к художественно-
творческой деятельности для выпускников данной сферы достаточно велико. От
качества профессиональной подготовки напрямую зависит художественный
уровень реализуемых им в дальнейшем творческих проектов. Важную роль в
процессе
подготовки
специалистов
сферы культуры является
успешное
овладение ими практическими навыками в организации культурно-досуговых
мероприятий. Одним из ключевых направлений успешной работы в данном
направлении является умение грамотно создать сценарий.
Цель данного методического пособия обобщение опыта педагогической работы
по
освоению
студентами
технологии
создания
культурно-досугового
мероприятия.
Задачи:
Обобщение теоретических основ создания сценария культурно-досугового
мероприятия.
Анализ практического опыта написания сценариев различных культурно-
досуговых мероприятий.
Определение
основных
требований
и
критериев,
которыми
должен
соответствовать хороший сценарий.
Исследование роли сценариста и его профессиональных качеств навыков в
создании успешного сценария.
Разработка алгоритма изучения целевой аудитории:
Разработка методических рекомендаций по созданию и оформлению
сценария культурно-досугового мероприятия.
1
Составление
понятийного
словаря
и
вопросника
для
выполнения
практических заданий.
В работе с начинающими сценаристами часто возникает затруднения именно
на этапе создания сценария. Не имея достаточного опыта и знаний, они часто идут
на ощупь, так как не представляют себе смысла такого художественно-
педагогического
явления,
как
«сценарная
культура»
режиссеров
театрализованных представлений и праздников.
И это не удивительно, ведь
создание
сценария
–
сложный,
многоступенчатый
творческий
процесс,
включающий в себя как период накопления информационно-содержательного
материала,
формирование
авторского
замысла,
продумывание
всех
организационных моментов так и непосредственное написание сценария. Для
полноценной творческой работы специалиста необходимо иметь хорошую
фантазию, образное мышление, художественный вкус. Результат зависит от
степени мастерства автора, его творческой натуры, смелости, остроумия,
коммуникабельности, активности, находчивости, терпения и собранности. В связи
с этим, за время обучения специалиста сферы культурной необходимо заложить
базовые профессиональные знания и умения, сформировать ряд личностных
качеств, позволяющих в дальнейшем осуществлять грамотное направление
профессиональной деятельности.
Данное методическое пособие обобщает опыт освоения базовых
теоретических и практических основ, которыми необходимо овладеть будущему
сценаристу досуговых программ.
Специально для начинающих сценаристов
разработан словарь сценарной терминологии,
алгоритм изучения целевой
аудитории, методические рекомендаций по созданию и оформлению сценария
культурно-досугового
мероприятия,
а
также
вопросы
для
выполнения
практических заданий.
Технология создания сценария как важнейший этап организации
культурно-досугового мероприятия
Прежде чем приступить к написанию сценария необходимо приобрести
базовые теоретические знания. Познакомиться с документами рекомендованными
2
Министерством культуры, изучить методические рекомендации,
приказы
регламентирующие
проведение
мероприятий.
Разобрать
смысл
основных
теоретических понятий, познакомиться с методиками проведения и мероприятий
ведущих авторов.
Сущность этой работы во многом определяет понятие «Технология
создания сценария культурно-досугового мероприятия». Рассмотрим как его
определяют авторы методических пособий:
Иванова О.С. в книге "Управление культурно-досуговыми мероприятиями"
пишет: - «Технология создания сценария культурно-досугового мероприятия -
это систематизированный и упорядоченный процесс разработки, организации и
проведения мероприятий, основанный на совокупности методов, инструментов и
техник, и направленный на достижение поставленных целей. Она обеспечивает
структурированность, эффективность и качество проводимых мероприятий, а
также способствует взаимодействию с публикой и достижению задуманного
эффекта».
Смирнова Н.Ю. в учебном пособии "Организация культурно-досуговой
деятельности" даёт следующие определение: «Технология создания сценария
культурно-досугового
мероприятия
-
это
специфический
алгоритм,
определяющий последовательность шагов и этапов, которые необходимо пройти
для успешного разработки, реализации и оценки мероприятия. Она включает в
себя исследование целевой аудитории, выбор концепции мероприятия, разработку
сценария, подбор необходимых ресурсов и проведение оценки результатов.
Технология способствует систематизации процесса и повышению эффективности
организации культурно-досугового мероприятия.
Жукова М.В. "Основы организации и проведения культурных мероприятий"
приводит определение этого понятия как комплексной методики, включающей в
себя планирование, проектирование и реализацию сценария мероприятия,
учитывающая потребности и ожидания целевой аудитории. Она предусматривает
выбор темы, целей и задач мероприятия, разработку эстетической концепции и
3
дизайна, создание потокового плана, а также организацию соответствующей
инфраструктуры.
Таким образом, уже в самом определении понятия мы приходим к выводу
что технология создания сценария культурно-досугового мероприятия – это
прежде всего систематический подход, основанный на применении определенных
принципов
и
методов,
которые
позволяют
разработать
и
реализовать
качественный сценарий мероприятия. Она включает в себя этапы исследования и
анализа потребностей и интересов целевой аудитории, формулирования целей и
задач, поиска креативных идей, создания структуры сценария и его детализации,
планирования и расчета бюджета, а также оценки и корректировки.
Этапы создания сценария
Процесс создания сценария начинается не с чистого листа. Для успешной
работы нужны и знания и опыт. Хороший сценарий должен учитывать интересы и
ожидания
аудитории,
уметь
заинтересовать
и
эмоционально
вовлечь
ее.
Оптимальный сценарий может обеспечить успешность мероприятия, привлечение
большего количества участников и позитивное впечатление у зрителей.
Рассмотрим основные этапы работы в данном направлении более подробно.
Первый этап идеи и концепции. Прежде всего, необходимо проанализировать
потребности и предпочтения целевой аудитории, определить тему, цель и задачи
мероприятия. На этом этапе автор обдумывает идею для своего проекта и
разрабатывает концепцию. Он определяет основную жанр, тематику и основную
структуру будущего сценария.
Второй важный этап - сбор информации необходимой для понимания
целевой аудитории. В зависимости от того, кому предназначено мероприятие
(детям,
взрослым,
семейной
аудитории
или
специализированной
группе),
сценарий должен быть соответствующим. Информация об аудитории необходима
для того чтобы определиться в использовании стиля речи, двигательной
активности,
а
также
узнать
какие
любимые
персонажи,
музыкальные
предпочтения и многое другое.
Например, для детей активные и игровые
4
элементы могут быть уместны, а для взрослых - более формальный подход с
интересными лекциями или дискуссиями.
Для проведения анализа потребностей и предпочтений целевой аудитории
культурно-досугового мероприятия можно воспользоваться алгоритм действий
сценариста поведённом в приложении.
Третий аспект, который стоит учесть, - это выбор формата мероприятия.
Может быть это праздничный концерт, детский утренник, календарно-обрядовый
праздник,
фестиваль,
выставка,
спектакль,
юбилей
или
какое-то
другое
мероприятие. Каждый формат требует своего подхода и концепции. Например,
для выставки необходимо продумать экспозицию, монтаж и информационные
материалы, а для концерта - программу, сценическую реквизит и график
выступлений.
Четвертый важный этап - это логическая последовательность событий.
Мероприятие
должно
иметь
определенную
структуру,
чтобы
события
естественным образом переходили друг в друга, создавая единую историю или
концепцию. Важно продумать открытие и закрытие мероприятия, а также
корректно распределить основную программу, чтобы всем участникам и зрителям
было максимально комфортно.
Создание авторского сценария это задача для опытных авторов. Для начала
можно
воспользоваться
источниками,
которые
предоставляют
готовые
рекомендации и шаблоны. Найти интересные разработки можно в библиотеке,
интернете, где доступно множество ресурсов. Авторы делятся своим опытом и
предлагают разнообразные идеи для создания сценариев культурно-досуговых
мероприятий.
Также
полезно
изучить
практику
прошлых
проведенных
мероприятий, чтобы узнать, что приемлемо, а и что нет. Особое внимание следует
также уделить организационным моментам. Особенно если на мероприятии
присутствуют дети. Организатор должен чётко представить себе реакцию детей
не то или иное событие, особенно если это касается активного перемещения,
перестроения, участия в подвижных играх и т.д. Необходимо подробно расписать
5
тексты
ведущего
или
персонажей,
которые
будут
чётко
и
вовремя
регламентировать их действия, а также предусмотреть все меры безопасности.
Основные компоненты технологии создания сценария
Слово «сценарий» первоначально обозначающее развернутый план спектакля,
вошло в обиход русского искусства (сначала применительно к оперному
творчеству) в XIX веке. Им пользовались В. Серов, Н. Римский-Корсаков, В.
Стасов.
Под
понятием сценарием
(от
итал.
scenario)
понимается
план
литературного произведения с подробным описанием действия, сюжетная схема,
по которой создаются представления в театре, импровизации, кинофильмы,
массовые зрелища, детские утренники, праздничные концерты.
Сценарий - это прикладное произведение, которое предназначено для
чтения людьми, участвующими в производстве спектакля или культурно-досу-
говой программы. В сценарии должно присутствовать последовательное описание
сцен, действий, которые надо играть или выполнять.
Вс. Мейерхольд говорил - Сценарий - это музыка пластических движений,
которая является силой, определяющей действующую структуру, образность,
стиль и драматургическую основу, - Именно творческое решение, режиссерское
видение многое определяют в создании сценария. Работа над сценарием
начинается с того, что Маяковский назвал социальным заказом - с осмысления
темы, с поиска наиболее выразительного, оптимального драматургического
решения.
В сценарии различают две самостоятельные части: описательную (ремарка)
и речевую (реплика).
В теории и практике массовых зрелищ сложились
представления о сценарии как о подробной литературной разработке содержания
театрализованного
праздничного
действия,
о
программе
воспитательного
воздействия, способе фиксации будущего единого действия представления во
всем
объеме
выразительных
средств,
документе
планируемых
событий
праздника.
6
Являясь литературным произведением, сценарий заключает в себе все
компоненты, присущие драматургии, но выражены они специфическим языком
данного жанра. Элемент конструкции, построения, обусловливая тем самым
композиционную организацию сценарного материала.
Композиция -
(соединение,
расположение,
составление)
- построение
художественного
произведения.
Она
является
основной
организующей
и
конструирующей силой любого художественного произведения, это закон, способ
соединения звуковых и текстовых частей, скажем, в литературном и музыкальном
произведениях,
средство
выражения
связей
между
элементами
данного
произведения. Композиция является самой существенной частью творческого
процесса.
Композиция имеет свои закононы - целостность, взаимосвязь и
соподчиненность частей целому, контрастность, подчиненность всех средств
художественного произведения сценарному замыслу, единство содержания и
формы, соразмерность, типизация и обобщение и др., которые отражают те
многосторонние связи, которые необходимо соединить в процессе творческой
работы над драматургией культурно-досуговой программы.
Экспозиция -
первый
структурный
элемент
композиционного
построения
сценария. Вступительная часть сценария, дающая необходимый эмоциональный
настрой
аудитории,
сведения
о
предстоящем
действии,
его
героях
и
обстоятельствах. Экспозиция может быть не связана непосредственно с основным
сюжетом и не влиять на ход последующих событий, но вводить в тему она должна
обязательно.
Это может быть знакомство с участниками театрализованного
представления или сообщение ведущего исходных данных о теме предстоящей
программы.
В
некоторых
случаях
экспозицию
отождествляют
с
таким
композиционным приемом, как пролог. Но следует помнить, что экспозиция и
пролог не идентичные понятия. Пролог (предисловие) - это композиционный
прием, суть которого заключается в показе или демонстрации идей автора, его
отношение к событию, которому посвящена культурно-досуговая программа.
Самым существенным отличием является то, что пролог не связан с основным
сюжетным действием, в то время как в экспозиции сюжетное действие берет свое
7
начало. Использование данного приема характерно для театрализованных и особо
торжественных представлений, что дает возможность режиссеру-постановщику
осуществить красочное и зрелищное начало представления.
Завязка - это важнейший опорный структурный элемент композиционного
построения сценария культурно-досуговой программы. Функциональная ценность
данного элемента заключается в том, что в его основе лежит событие, которое
определяет начало драматургического конфликта и находит свое развитие в
последующих структурных элементах композиционного построения сценария.
Именно это событие должно привлекает внимание зрительской аудитории и
побуждает ее следить за дальнейшим сюжетным развитием действия. Завязка, как
говорил Н.В.Гоголь, «должна обнимать все лица, а не одно или два, коснуться
того, что волнует более или менее всех действующих». Оригинальное решение
завязки во многом определяет последующий ход всей программы. Небрежный,
необдуманный подход сценариста к решению завязки, как правило, приводит к
сюжетной неопределенности и рыхлости композиционного построения сценария.
Основное развитие действия в композиционном построении является самой
обширной частью сценария. Здесь фактически укладывается весь основной сюжет
культурно-досуговой программы. Именно здесь исходное событие, которое
произошло
в
завязке,
в
основном
развитии
действия,
находит
свое
драматургическое продвижение к кульминации. Каждый компонент сценария
культурно-досуговой программы строится из блоков и эпизодов, которые
обладают
определенной
сюжетно-тематической
самостоятельностью.
Чем
оригинальнее будут выстроены блоки и эпизоды в сценарии, тем интереснее
будет развиваться сквозное действие культурно-досуговой программы, его
основной сюжет.
Конфликт – это столкновение противоборствующих идей, явлений, например,
добра и зла, состязающихся команд в конкурсном мероприятии. Конфликт
является движущей силой действия в сценарии. Чтобы в существовании
конфликта, прослеживалась определенная логика, следует грамотно подойти к
8
вопросу композиционного построения сценария. Композиция – это упорядочение
действия по определенной схеме.
Кульминация - вершина развития драматического конфликта в сценарии, высшая
точка эмоционального восприятия зрительской аудитории. В центре кульминации
лежит главное событие, задача которого - в разрешении всего драматического
конфликта в сценарии. Если исходное событие в завязке и событийный ряд в
основном развитии действия логично между собой сопряжены, то кульминация
вытекает естественно и становится смысловым и эмоциональным центром всей
культурно-досуговой программы
.
Развязка - как структурный элемент композиционного построения выполняет
функцию завершения сюжетной линии сценария. Развязка ставит последнюю
точку в развитии сквозной линии. Важно помнить, что в развязке в обязательном
порядке следует заключительное событие, в котором сообщается результат
разрешения драматургического конфликта. Следовательно, событийный ряд,
взявший свое исходное начало в завязке, пройдя основное развитие действия и
достигнув кульминации, в развязке завершает свое драматургическое развитие.
Финал
- следует за развязкой и означает полное завершение сценического
действия. Финал служит средством подведения итогов всего драматургического
действия, происходившего на сцене.
Особой формой финала является эпилог (послесловие). В композиционном
построении сценария он выполняет важнейшую апофеозную роль, благодаря чему
каждая театрализованная культурно-досуговая программа завершается массовым
эмоционально-зрелищным действием.
Таким образом, при построении сценарного материала необходимо соблюдать
логику
развития темы. Каждый эпизод сценария должен быть связан
смысловыми мостиками с предыдущим и последующим. Все эти компоненты в
сценарии культурнодосугового мероприятия приобретают специфические черты,
где конфликтность существует не в результате контрдействия и противоборству-
ющих сил, а в монтажном соединении.
Через сценарий красной линией должна
идти основная тема, цементирующая как сценарий, так и все произведение в
9
целом.
По своей структуре сценарии различных культурнодосуговых программ и
театрализованных представлений имеют принципиальное различие, но по
технологии
создания
имеют
одну
основу.
В
любом
сценарии
должны
присутствовать тема и идея, цель, задачи, режиссерский замысел, жанр и стиль.
Рассмотрим компоненты, которые являются основными строительными блоками
для создания качественной разработки сценария. Более подробно рассмотрим
основные компоненты технологии создания сценария.
Идея - это основная концепция, которая лежит в основе сценария. Идея может
происходить от автора сценария или быть взята из других источников, таких как
книги, новости или реальные события. Важно, чтобы идея была уникальной и
интересной для аудитории.
Персонажи - Каждый сценарий должен иметь персонажей, которые являются
ключевыми игроками в истории. Хорошо разработанные персонажи должны
иметь сильные мотивации, конфликты и эмоциональный диапазон, чтобы стать
запоминающимися и уникальными. Создание персонажей требует проведения
исследования и понимания их мотиваций и характеристик.
Структура - является основой любого сценария. Она обеспечивает стройность и
логическое развитие сюжета. Основной элемент структуры в сценарии – это
трехактная структура, которая включает в себя акты: введение, развитие и
развязку.
Диалог играет важную роль в сценарии, так как он передает информацию о
персонажах, их отношениях и развитии сюжета. Значительное влияние на
разработку диалога оказывают авторы, такие как Линда Сегер и Роберт Улан.
Описание сцены – это текст, который описывает, что происходит в определённом
определенного месте и времени. Описание сцены должно быть лаконичным и
наглядным, чтобы дать режиссеру и команде представление о визуальных
элементах, таких как декорации, освещение и действия персонажей.
10
Тематика
отражает глубинные идеи или сообщения, которые автор хочет
передать аудитории через историю. Хороший сценарий должен иметь ясную
тематику, которая делает его актуальным и значимым.
Режиссерский замысел культурно-досуговой и анимационной программы
оформляется в режиссерский сценарий. В нем к литературному сценарию
добавлены описания режиссерских проработок:
-
характеристика действенного пространства: сцены, игровой площадки,
зрительного зала (содержание и месторасположение декораций и сценографии);
-
описание схемы движения людей и предметов (направления входов и
выходов
персонажей
и
участников,
направления
движения
декораций
и
предметов; моменты начала и окончания движения; перемены местоположения
действий; мизансцены и их перестроение и пр.);
-
характеристика звукового оформления (содержание, место включения,
уровень громкости);
-
характеристика светового оформления (содержание, моменты изменений
световой картинки);
-
характеристика персонажей и их действий (характер пластики и речи,
действенные задачи, костюмы);
-
жанровые, темпоритмические, стилистические рекомендации по манере
актерской игры;
-
предполагаемые действия участников (реакция аудитории: аплодисменты,
возгласы и пр.; передвижение участников в пространстве);
-
временной регламент события (продолжительность эпизодов и фрагментов,
общая продолжительность программы).
Театрализованные формы культурно-досуговых программ
Прежде чем дальше говорить о методике построения сценарного материала,
рассмотрим театрализованные формы досуговых программ, для которых мы
будем писать сценарий. Но о театрализации какой-либо формы досуговой работы
мы можем говорить только тогда, когда в основе зрелищного мероприятия лежит
сценарий, имеет место его режиссерское воплощение, при использовании всех
11
выразительных средств театра (т.е. света, декораций, музыки, шумов, костюмов).
На сегодняшний день известны многие театрализованные формы культурно-
досуговых программ, одни из них появились достаточно давно и продолжают
жить, трансформируясь в новых условиях, другие – плод творческой фантазии
нового поколения. Но так или иначе систематизируем их в следующие жанровые
группы:
Театрализованно-игровые и информационно-развлекательные программы.
Родоначальником
информационно-развлекательных
программ
явилось
телевидение («КВН», «Клуб знатоков», «Поле чудес», «Кто хочет стать
миллионером» и т.д.), но эти программы стали настолько любимы и популярны,
что с небольшой интерпретацией весьма успешно организуются и проводятся,
базируясь
на
местном
материале,
повсеместно.
Основной
специфической
особенностью данной формы является тот факт, что в основе организации её
действия должна лежать игра-конкурс, в ходе которой зритель – не пассивный
созерцатель действия, а его активный участник. А также при проведении
обязательно
должна
учитываться
возможность
импровизации,
некой
непредсказуемости поведения зрителя.
Театрализовано-игровые программы можно рассматривать как, специально
организованную деятельность с целью получения определенных педагогических и
творческих результатов. В них едины компоненты: действие актеров на сцене и
обмен действиями среди участников-зрителей через игру. Театрализовано-
игровые программы в социально-культурном досуге детей формируют близкую
по своей сущности театру форму зрелищно-игрового действия. Зрелищность
рождает общение сцены и зала, общность восприятия жизни, взаимодействие
актёров и зала. Театрализовано-игровая программа – это коллективное действие
построенное на органическом единстве игры и искусства, направленное на
удовлетворение растущих духовных и эстетических потребностей личности
ребёнка.
Театрализованные концерты и эстрадно-публицистические представления.
12
Основные отличия от других форм заключаются в том, что в основе сценария
концертной программы лежит номер – маленькое сценическое действие того или
иного жанра, но связанное с другими единым художественным образом и
подчинённое определённой тематике. Для каждого номера разрабатывается
собственная драматургия. Казалось бы, какое либретто можно написать для
исполнения
обычного
классического
романса?
Оказывается
можно,
если
вдуматься в его содержание. Попробуем: в луче прожектора скрипач, звучит
вступление романса, из противоположных кулис в костюме начала хх века
медленно выходит солистка, подходит к маленькому столику, садится в кресло,
зажигает свечу, вглядывается в силуэт скрипача, как бы что-то вспоминая.
Начинает петь, медленно двигаясь к авансцене, скрипач отходит вглубь сцены. В
конце романса певица подходит к столику, гасит свечу. В луче прожектора лишь
силуэт скрипача. Затем полное затемнение.
Тематические вечера и утренники
Тематические вечера, или детские утренники – одна из ведущих, крупных форм.
Состоит из двух частей – массовой и сценической, поэтому и называется
«вечером», что рассчитана на достаточно долгое времяпрепровождение, куда
должно войти не только какое-либо сценическое действие, но и соответствующие
развлечения: танцы, игры, конкурсы, просто встречи с друзьями и т.д.
Театрализованное обрядовое действие
Вся специфика заключается в том, что кульминацией любого обрядового действа
является ритуал, то есть момент, когда происходит переход действующих лиц,
над которыми совершается обряд, в иное новое качество.
Массовый праздник
Это комплексная форма, которая имеет важнейшее социальное значение и
основной целью которой является человеческое общение. Сценарий массового
праздника состоит из нескольких частей и включает в себя описание:
театрализованного
шествия
(карнавала);
театрализованного
представления,
которое является кульминационным выразителем темы и идеи праздника;
народного гуляния. Причем, нельзя забывать о том, что все части праздника
13
связаны единым сценарно-режиссерским ходом и соответствуют одной теме и
идее. Основное отличие от других форм заключается, прежде всего, в массовости
данной формы и её многоплощадности.
Несмотря на специфику каждой из форм культурно-досуговой программы, их
объединяют общие драматургические законы, по которым формируется сценарий.
Роль сценариста в организации культурно-досугового мероприятия.
Роль сценариста в организации культурно-досугового мероприятия является
одной из ключевых. Сценарист отвечает за создание сценария, который является
основой для проведения мероприятия. Он определяет ход событий, задает
настроение и общую концепцию, создает имидж и формат мероприятия. Все это
направлено на достижение целей организаторов и участников мероприятия.
Для успешной работы сценариста необходимо обладать определенными
качествами и навыками. Прежде всего, сценарист должен быть творческим
человеком с развитым воображением. Он должен уметь генерировать идеи,
придумывать интересные и нестандартные сюжеты, которые заинтересуют и
удивят участников мероприятия. Кроме того, сценарист должен обладать
хорошим письменным стилем, чтобы четко и красочно изложить свои мысли и
идеи.
Очень важным качеством сценариста является способность к адаптации и
работе в команде. В процессе подготовки культурно-досугового мероприятия,
сценарист будет сотрудничать с другими специалистами, такими как режиссеры,
художники, постановщики, операторы и др. Совместная работа требует гибкости
и
понимания
потребностей
и
ограничений
каждого
участника
команды.
Сценарист должен быть готов прислушиваться к мнению и предложениям других
специалистов, адаптировать свою идею под требования ситуации и обеспечивать
гармоничное взаимодействие всех элементов мероприятия.
Важным навыком сценариста является умение работать с ограниченными
ресурсами и сроками. Культурно-досуговые мероприятия часто организуются с
ограниченным бюджетом и необходимым временем. Сценарист должен быть
14
способен составить сценарий, который сможет реализовать в заданных рамках,
несмотря на ограничения. Он должен уметь правильно распределить ресурсы и
оптимизировать процесс подготовки мероприятия.
Сценарист должен также владеть информационными технологиями, уметь
работать с программами для обработки текста, создания презентаций и т. д. В
нашей современной цифровой эпохе информационные технологии являются
неотъемлемой
частью
подготовки
культурно-досуговых
мероприятий,
и
сценаристу необходимо уметь ими пользоваться.
Заключение
При написании и оформлении сценария мероприятия необходимо учесть
несколько
важных
факторов,
которые
помогут
создать
интересное
и
организованное мероприятие. Вот некоторые рекомендации по составлению и
оформлению сценария:
1.Чётко определите, какие цели и задачи нужно достичь. Учтите, кому оно
адресовано
мероприятие,
возрастную
категорию,
интересы
и
ожидания
аудитории.
2. Структурируйте сценарий: разделите сценарий на логические части и
определите основные моменты, которые должны быть включены в каждую часть -
вступление, основная часть, завершение.
3. Начните мероприятие с краткого и увлекательного введения, которое
заинтересует аудиторию и сразу определит тему и цели мероприятия.
4.
Подберите
подходящий
формат:
выберите
формат,
который
будет
соответствовать сути мероприятия и удовлетворить потребности аудитории.
Например, это может быть концерт, презентация, игровая программа или
театрализованный детский утренник.
5. Определите хронологию событий: подробно опишите ход мероприятия,
начиная от введения до завершения. Укажите все ключевые моменты, которые
должны быть включены, и определите время, выделяемое на каждый из них.
15
6. Включите интерактивные элементы: старательно продумайте включение
элементов,
которые
будут
вовлекать
аудиторию
и
способствовать
взаимодействию. Это может быть использование опросов, просьбы задать
вопросы, проведение работ в группах и т. д.
7.
Балансируйте
информацию
и
развлечения:
помимо
предоставления
информации, важно добавить элементы развлечения и разнообразия, чтобы
удержать внимание аудитории и сделать мероприятие увлекательным.
8. Завершение: заключите мероприятие кратким и сильным завершением, которое
подводит итоги и подчеркивает главные моменты, передаваемые на мероприятии.
9. Оформление: используйте четкие заголовки, подзаголовки и разделите текст на
параграфы. Используйте пунктуацию для отделения ключевых моментов и пауз.
Красивый и читабельный шрифт также поможет сделать сценарий более
привлекательным.
10. Редактирование: после написания сценария рекомендуется осуществить
редактирование текста, удалив все лишне и объяснив информацию максимально
лаконично и понятно.
Следуя
этим
рекомендациям,
вы
сможете
создать
интересный
и
организованный сценарий мероприятия, который успешно донесет ваше послание
до целевой аудитории.
16
Приложение 1.
Словарь терминов
Аллегория (от греч. allos – иной и agoreuo – говорю) – иносказательное
изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ;
персонификация человеческих свойств или качеств. Аллегория состоит из двух
элементов: 1) смыслового – это какое-либо понятие или явление(мудрость,
доброта, детство, природа и др.), которое стремится изобразить автор, не называя
его; 2) образно-предметного – это конкретный предмет, существо, изображенное в
художественном произведении и представляющее названное понятие или
предмет.
Связь
аллегории
с
обозначаемым
предметом
более
прямая
и
однозначная, чем у символа.
Ассоциация (от лат. association – соединение) – образ, возникающий в результате
неожиданного
сочетания
далеких
понятий;
психологическое
сближение
отдельных образов, идей, представлений (связь между ними).
Буффонада –
сценическое
представление,
построенное
на
шутовских,
комических положениях.
Воображение – мысленное представление, которое воскрешает то, что было
пережито или видено нами, знакомо нам. Воображение может создать и новое
представление, но из обычного, реального, жизненного явления.
Гротеск – изображение людей или предметов в фантастически преувеличенном
виде, чаще уродливо-комическом.
Действие – существо драматургии, единственная форма развертывания темы,
утверждения идеи самым наглядным, естественным образом.
Драма – действие; один из трех поэтических родов (эпос, лирика, драма),
рассчитанный на сценическое воплощение.
Драматургия –
действие
в
развитии;
теория
сценического
построения
литературно-драматических произведений; род литературы; сюжетно-образная
основа представления.
17
Жанр (от франц. genre – род, вид) – конкретная исторически сложившаяся
разновидность
того
или
иного
вида
искусства,
определяемая
идейно-
эмоциональной трактовкой жизненного материала, отраженного в произведении
искусства; разновидность устойчивой структуры произведения, организующей
все его элементы в художественную целостность. Под жанром понимается также
совокупность произведений, объединенных общностью предметов изображения,
кругом
тем,
способов
понимания
и
истолкования
действительности.
В
неопределенности жанра отражается неопределенность авторского замысла. В
драматургии культурно-досуговых программ понятию «жанр» соответствует
понятие «форма культурно-досуговой программы»
Замысел творческий – представление об основных чертах художественного
произведения, его теме и идее, содержании и форме, творческий набросок,
намечающий его основу. Замысел может быть завершенным и незавершенным,
воплощенным и невоплощенным, измененным или оставшимся без изменения.
Идея художественная (от греч. idea – понятие, представление) – ракурс,
авторское отношение к «фактам жизни», главная обобщающая мысль, лежащая в
основе, смысловой стержень драматургического каркаса досуговой программы.
Завязка – событие, с которого начинается действие.
Идея – главная, основная мысль автора.
Интрига – цепь событий, совершаемых персонажами.
Импровизация – сочинение стихов, речи, музыки в момент исполнения, без
предварительной подготовки.
Комедия – вид драматургического произведения. Содержанием комедийного
конфликта является осмеяние всего фальшивого, отжившего, ложного в жизни и
характерах людей.
Компиляция –
произвольное,
соединение
произведений
разнофактурного
материала.
Кульминация – высшая точка в развитии действия, которая является апогеем в
противоборстве
точек
зрения,
позиций,
противоречий,
которая
призвана
разрешить конфликт.
18
Коллизия (от лат. сollision – столкновение) – столкновение противоположных
интересов, жизненных принципов, мотивов действующих лиц в художественном
произведении, которое выражается в конкретных событиях.
Композиция (от
лат.
composition
–
cоставление,
соединение,
связь)
–
последовтельное потсроение, расположение и взаимосвязь частей и эпизодов
драматургического
произведения,
его
посроение
в
соответствии
с
его
содержанием и жанровой формой;важнейший структурный принцип организации
драматургического произведения как художественного единого, целостного и
завершенного.
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – острое столкновение характеров и
обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенных в основу действия.
Особое значение конфликт имеет в драматургии, поскольку является движущей
силой, пружиной развития драматургического действия и средством раскрытия
характеров. Конфликт может быть частным или общим, явным или скрытым,
внешним или внутренним.
Литературно-музыкальная
композиция –
монтаж
разножанровых
произведений литературы и искусства, объединенных темой и идеей, единым
сценарно-режиссерским ходом.
Метафора (от греч. metaphora – перенос) – перенос, основанный на уподоблении
одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту, скрытое
сравнение, в котором слова «как», «словно» и другие отсутствуют, но
подразумеваются. Метафора рассчитана на небуквальное восприятие и требует от
зрителя умения понять и почувствовать создаваемый ею образно-эмоциональный
эффект, увидеть второй план метафоры, содержащееся в ней скрытое сравнение,
заставляет работать воображение зрителя.
Мизансцена (от франц. mise en scene – расположение на сцене) – расположение
актеров на сцене по отношению друг к другу и к зрителям в тот или иной момент
сценического действия.
Монтаж
– художественный
метод
организации
сценарного
материала,
основанный на отборе и сопоставлении номеров или эпизодов культурно-
19
досуговой программы для наиболее яркого и выразительного раскрытия
авторского
замысла.
Приемы
монтажа:
последовательный,
параллельный,
контрастный, лейтмотив, ретроспективный, клиповый и т.д.
Номер – отдельный отрезок действия, обладающий собственной внутренней
структурой.
Обычай –
общепринятый
порядок,
традиционно
установившиеся
правила
поведения, действия.
Обряд – традиционная форма передачи культуры новым поколениям. Система
специфических действий, копируемая каждым новым поколением.
Образ
художественный –
специфическая
форма
познания
и
отражения
действительности
искусством,
конкретно-чувственная
форма
воплощения
художественных представлений автора, его духовного мира и мира его идей.
Пародия – шуточное или насмешливое подражание какому-либо произведению с
соблюдением внешней формы и тона последнего, но с отклонением от сущности
при внешнем соответствии.
Пролог – тематический ввод в действие.
Развязка – способ разрешения конфликта, который избирает сценарист.
Ремарка – пояснение автора текста, уточняющее или дополняющее детали
обстановки, поведения действующих лиц.
Развитие
драматургического
действия –
процесс
перехода
сценического
действия от одного состояния к качественному новому состоянию через номера и
эпизоды, который характеризуется повышением напряженности действия до его
кульминации и финала.
Ракурс (от фр. raccourci – сокращение). Употребляется в нескольких значениях. 1.
В живописи, графике – изображение фигуры или предмета в перспективе, с
сильным сокращением удаленных от зрителя частей. 2. В киносъемке –
изображение объекта с различных точек зрения неподвижной или движущейся
кинокамерой, точка зрения камеры, создаваемая путем наклона или подъёма
оптической оси аппарата при съёмке; активный прием операторского искусства
для построения художественной композиции фильма; помогает выразить взгляд
20
героя или автора на событие. 3. В сценарной драматургии – точка зрения, с
которой автор сценария рассматривает тему досуговой программы.
Режиссерская группа – члены постановочной творческой группы культурно-
досуговой
программы
группы
(ассистенты
и
помощники
режиссера,
звукорежиссер, режиссер по свету, режиссер по видео и др.)
Режиссерский
акцент
-- момент
особого
напряжения
драматургического
действия, где режиссер концентрирует средства художественной выразительности
для раскрытия авторского замысла и художественного образа программы
решения, а также активизации аудитории. Режиссерский акцент продумывается,
начиная со сценарного плана, и заключается в отборе событий, обострении кон-
фликта, контрастов монтажных стыков.
Режиссерский
прием
– способ
взаимосвязи
средств
художественной
выразительности в воплощении режиссерской художественной мысли, образный
перевод режиссерского замысла в сценическое решение.
Режиссура – вид профессиональной художественно-творческой деятельности,
направленной
на
пространственно-пластическое,
художественно-образное
воплощение идейно-тематического замысла произведения зрелищного искусства
с помощью только ему присущих выразительных средств. Различают театральную
режиссуру, режиссуру оперы, балета, циркового или эстрадного представления,
театрализованных
представлений
и
массовых
праздников,
других
форм
культурно-досуговых программ. Понятие «режиссура» можно определить как
художественный процесс создания композиции гармонического целого из
произведений различных видов искусства( «факты жизни») и явлений реальной
жизни («факты жизни»).
Режиссура культурно-досуговой программы – организация ее зрелищной
стороны
путем
специального,
продуманного
использования
средств
художественной выразительности, направленного на раскрытие авторского
замысла, а также на активное, идейно-эмоциональное воздействие на аудиторию.
Реквизит (от лат. requisitum – необходимое) – совокупность предметов, вещей
(подлинных и бутафорских), используемых при постановке различных видов
21
драматургических произведений (пьеса, киносценарий, сценарий культурно-
досуговой программы и т.п.). К реквизиту относятся все предметы, которые
находятся на сценической площадке.
Репетиция (от лат. repetitio – повторение) – основная форма подготовки (под
руководством
режиссера)
театральной
постановки,
а
также
различных
театрализованных форм культурно-досуговых программ, отдельных номеров и
эпизодов. Различают застольные, монтировочные, прогонные и генеральные
репетиции.
Ритм (греч. rhythmos -- стройность, соразмеренность) – это закономерное
чередование каких-либо элементов (литературных, звуковых, речевых и т. п.),
происходящее
с
определенной
последовательностью,
частотой;
скорость
протекания, совершения чего-либо. Ритм может быть плавным или динамичным,
монотонным, с нарастанием или постепенным снижением энергии.
Сверхзадача – главная всеобъемлющая цель, притягивающая задачи всех
действующих лиц на сценической площадке. В системе К.С.Станиславского
сверхзадача – это, в первую очередь, то, ради чего режиссер ставит пьесу.
Символ (от греч. simbolon – условный знак) – образ, выражающий смысл какого-
либо явления в предметной форме. Предмет, животное, знак становится
символом,
когда
их
наделяют
дополнительным,
исключительно
важным
значением. По сравнению с аллегорией символ более многозначен, широк и дает
большую свободу толкований. В целом аллегория и символ близки.
Сквозное действие – путь достижения сверхзадачи, реальная, конкретная борьба,
происходящая на глазах зрителей, действия и поступки персонажей, в которых
утверждается сверхзадача. В системе Станиславского сквозное действие – это
главная линия драматургического развития пьесы, обусловленная творческим
замыслом драматурга.
Сюжет (от франц. sujet – предмет, содержание) – система, совокупность событий
в произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры
и устремления действующих лиц; познавательное начало в драматургической
структуре. В основе сюжета всегда лежит конфликт как «диалог действий».
22
Сюжетный
ход
– художественный
прием,
который
делает
сценарий
неповторимым и оригинальным по композиционному построению.
Сценарий – подробная литературная разработка драматургического действия,
предназначенного для постановки на сценической площадке, на основе которого
создаются различные формы культурно-досуговых программ.
Сценарно-режиссерский ход – образное движение авторской мысли, зримое,
условное игровое действие, выражающее режиссерское решение и связывающее
номера и эпизоды досуговой программы, а также выразительные средства в
композиционную целостность.
Сценография – создание изобразительно-пластического образа в сценическом
пространстве посредством декораций.
Событие – действенный факт, происходящий здесь, сейчас, на наших глазах.
Стиль – общность образной системы, средств художественной выразительности,
творческих приемов, обусловленная единством идейного содержания.
Театрализация – творческий метод постановки культурно-досуговых программ,
который
заключается
в
создании
сценического
художественного
образа
посредством выразительных средств театрального искусства. Театрализация
предполагает оригинальное режиссерское решение сценического действа.
Тема (от греч. thema – то, что положено в основу) – круг жизненных явлений,
событий, проблем, волнующих автора и аудиторию, причем наиболее актуальных
и художественно осмысленных: объект художественного изображения.
Темп (от итал. tempo, от лат. tempus - время) – степень быстроты движения,
осуществления, интенсивность развития чего-либо. Темп характеризует течение
культурно-досуговой программы во времени.
Театрализованный
тематический
вечер –
это
идейно
и
сюжетно
организованная цепь устных выступлений, действий, зрительных образов,
связанных между собой не только сюжетом, но и определенным сценарием и
режиссерским ходом.
Театрализованный
тематический
концерт –
особый
жанр
современного
массового искусства, в котором используются разные жанры, начиная от
23
академического хора и заканчивая народным танцем. В центре – номер,
составляющий основу жанра.
Трагедия – вид драматургии. Основу ее составляет напряженный конфликт
определенных общественных сил, борьба сильных характеров и страстей, исход
которых приводит к гибели одной из сторон.
Фантазия – мысленные представления, переносящие нас в исключительные
обстоятельства и условия, которых мы не знали, не переживали и не видели,
которых у нас не было и нет в действительности.
Форма – вид, тип, устройство, структура, внешнее выражение чего-нибудь,
обусловленные определенным содержанием.
Фабула (от лат. fibula – история, рассказ) – событийное ядро художественного
произведения, последовательная схема развития событий, коммуникативное
начало в драматургической структуре.
«Факты жизни» – реальные события и факты, происшедшие в жизни, не
относящееся к сфере искусства, а также реальные события, зафиксированные в
исторических документах (архивные данные, фотографии, аудиозаписи, письма,
кинохроника и т.п.). Сценарист должен отдавать предпочтение только тем
документам, которые будут монтажно соединяться с другим фактическим
материалом, а также обеспечат неожиданные рефлексии зрителей при встрече с
художественными номерами.
«Факты искусства» – все видовое и жанровое разнообразие произведений
искусства,
которые
используются
в
качестве
средств
художественной
выразительности культурно-досуговой программы.
Экспозиция – часть сценария, которая вводит в действие, знакомит с местом и
временем действия, с его героями, дает предлагаемые обстоятельства, создает
необходимую для дальнейшего зрительского восприятия атмосферу.
24
Приложение 2.
Алгоритм изучения целевой аудитории:
1.
Определите возрастную группу аудитории (дети, подростки, взрослые, пожилые);
2.
Учтите гендерные особенности (мужчины, женщины, нейтральный пол);
3.
Исследуйте социоэкономический статус (низкий, средний, высокий);
4.
Выясните уровень образования (начальное, среднее, высшее);
5.
Проанализируйте интересы, хобби и предпочтения аудитории.
6.
Определите цель мероприятия (развлечение, образование, информирование,
вовлечение);
7.
Сформулируйте основное сообщение, которое вы хотите передать аудитории.
8.
Проведение исследования: анкетирование или опрос аудитории для сбора данных
о их предпочтениях и потребностях;
9.
Используйте социальные сети и онлайн-платформы для сбора отзывов и
комментариев;
10.Изучите
предыдущие
мероприятия,
проводившиеся
для
данной
целевой
аудитории, для выявления успешных и неуспешных аспектов.
11.Анализ данных: обработайте полученные данные и выделите общие тенденции и
паттерны;
12.Изучите наиболее популярные жанры, темы, форматы в рамках вашего
мероприятия;
13.Определите, какие аспекты мероприятия больше всего интересуют аудиторию
(выступления, конкурсы, выставки и т.д.);
14.Выясните
предпочтения
в
музыкальном
сопровождении,
длительности
мероприятия, времени проведения и других деталях.
15.Создание сценария:
16.Используйте полученные данные в качестве руководства при разработке сценария
мероприятия;
17.Учтите предпочтения аудитории при выборе темы, формата и контента;
18.Подберите соответствующие развлекательные и образовательные элементы;
25
19.Обратите внимание на локацию, декорации и визуальное оформление, которые
будут привлекать аудиторию.
20.Проведение тестирования: предложите небольшое тестовое мероприятие с
предварительно отобранными участниками аудитории;
21.Оцените их реакцию и получите обратную связь по контенту, формату и общей
атмосфере мероприятия;
22.Учтите комментарии и рекомендации для дальнейшей корректировки сценария.
23.Финальный вариант сценария составить с учётом полученной информации.
Приложение 3.
Требования к оформлению сценария
1.
Титульный лист оформляется на одной стороне листа.
Сценарий должен быть напечатан на бумаге форматом А4, шрифт - Times New
Roman, размер шрифта – 14 межстрочный интервал - одинарный; цвет шрифта -
черный; выравнивание основного текста - по ширине, заголовков - по центру.
Ориентация - книжная.
На титульном листе сценария необходимо указать:
-
наименование учреждения (например, БФ ГАПОУ НСО «Новосибирский
областной колледж культуры и искусств» );
- форма и название мероприятия;
- адресность (какой аудитории адресован);
Ф.И.О. и должность автора (составителя);
- год создания сценария.
2. На второй странице следует написать цель и задачи мероприятия, реквизит.
Театрализованное представление, где есть персонажи, следует оформлять с
указанием действующих лиц.
3. Следующая страница: Ход сценария.
Сценарий следует писать на одной стороне листа, а оборотную оставлять чистой.
Страницы пронумеровать. С левой стороны оставить поля 30 мм
26
По ходу написания сценария могут возникнуть разного рода примечания.
Такие предложения называются ремаркой и обязательно пишутся в скобочках и
выделяются курсивом.
Тот, кто произносит соответствующий текст, выделяется в сценарии. Если текст
идет в прозе, то строчки текста пишут по всей ширине сроки. Текст в стихах
пишется строго в столбик.
4. После окончания написания сценария обязательно нужно указать список
использованной литературы (Источники расположить в алфавитном порядке).
ОБРАЗЕЦ
27
Приложение 4.
Практические задания.
1.
Сделать идейно-тематический и композиционный анализ сценария:
детского утренника
конкурсной программы
театрализованной игровой программы
массового праздника
театрализованного тематического вечера
литературно-публицистической композиции
2.
Описать один из эпизодов:
Обряда посвящения в ученики «Волшебный колокольчик королевы «Знаний»
Обряда «Посвящение в студенты»
Утренника «Прощание с Букварем»
Театрализованного представления «В гостях у Золушки»
Литературно-музыкальной композиции «Я живу в России»
Дня семейного отдыха «Отдыхаем всей семьей»
Шоколад – шоу
Капустника, посвященного Дню учителя.
Праздника последнего звонка «Прощай школа»
Выпускного бала «Школьные годы чудесные»
Праздника российских студентов «Татьянин день»
Вечера встречи с ветеранами Великой Отечественной войны «Победа остается
молодой»
3.
Разработать программу на тему предложенную преподавателем:
Утренника
Театрализованного представления
Праздника
Шоу - программы
28
Карнавала
Корпоративного праздника
ЛИТЕРАТУРА
1.
Аль Д.Н. Драматургия и материал сценария массового публицистического
представления. // Политический театр в массовой культурно-просветительной
работе. – Л., 1987. – с.32-48.
2.
Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. - Киев: Высшая
школа, 2009.-210с.
3.
Волькенштейн В. Драматургия. М.: Сов. писатель, 1960г. Драматургия. 5-й изд.
дом, - М.: Сов. Россия, 1969.
4.
Гавдис С.И. Основы сценарного мастерства. Учебное пособие.-Орел,2005.
5.
Генкин Д.М., Конович А.А. Сценарное мастерство культпросветработника. М.:
Сов. Россия, 1984.
6.
Генкин ДМ. Организация и методика художественно- массовой работы. М.:
Просвещение, 1987
7.
Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. - М: Профиздат, 2007.-
167с.
8.
Горбатова И.И., Каменец А.В. Деятельность клубов. / Аналитический обзор. -
М.: ГИВЦ МК Р.Ф., 2007.-220с.
9.
Демченко
А.
Некоторые
проблемы
современного
развития
культурно-
досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая
деятельность и народное творчество. - М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 2008.-49с.
10. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.-
М.: НГИК, 2009.-32с.
11.
Жарков
А.Д.
Технология
культурно-досуговой деятельности.
Учебно-
методическое пособие. – М.: ИПО «Профиздат», 2002.
12. Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях:
Учебное пособие. - М.: МГУК, 2007-41с.
29
13.
Киселева
Т.Г.,
Красильников
Ю.Д.
Основы
социально-культурной
деятельности: Учебное пособие. - М.: Издательство МГУК, 2008.-136с.
14. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды. М.: Высшая школа,
1990.
15.Клубный сценарий (практикум): Метод. указания для студентов – заоч. II-III
курсов культпросвет. фак. / МГИК. – М., 1987. – 21 с.
16.Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова А.Д.,
Чижикова В.М. - М.: Издательство МГУК, 2007.-48с.
17. Литеинцева Г.
Сценарное мастерство. М.: 1980.
18.Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство. Методическое пособие для редакторов
и методистов. НМЦ. - М.: МК РСФСР ВНМЦНТ и КПР, 1989.
19. Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической
деятельности клуба. — М.: Просвещение, 1988.
20.Марков О.И. Методика создания сценария клубного театрализованного
представления: Учебно-методические разработки., Барнаул., 1985.-86с.
21. Маршак М.И. Клубный сценарий. - М.: Профиздат, 1975.
22.Массарский С.М. Сценарий рождается в клубе. М.: НМЦ, 1988
23. Мосалев Б.Г. Досуг. - М.: Изд-во МГУК, 2005.-85с.
24.Проблемы досуговой деятельности современной молодежи и пути их
преодоления // Закон и право. - 2008. - №10. - С. 85-86.
25.Фатов
А.В.
Поиски
путей
совершенствования
культурно-досуговой
деятельности молодежи // Объединенный научный журнал. - 2009. - №16. - С.
62-66.
26. Фатов А.В. Роль культурно-досуговой деятельности в социальном воспитании
студенческой молодежи // Образование: исследовано в мире. - М.: ГНУ им.
К.Д. Ушинского. - 2008. - 120с.
27.Чечетин А. Основы драматургии театрализованных представлений. - М.:
Просвещение, 1981.
28.Шубина
И.Б.
Организация
досуга
и
шоу
программ.
Ростов-на-Дону
«Феникс»,2004. – 352с..
30
29.Шпагин В.А. Основные этапы работы над сценарием.- Куйбышев -1980
.
31