Автор: Ишмухаметова Екатерина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: с.Ермолаево муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Система подготовки учащихся к итоговому сочинению
Раздел: полное образование
Система подготовки учащихся к итоговому сочинению
Ишмухаметова Екатерина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №2с.Ермолаево
Куюргазинского района
Республики Башкортостан
Сочинение уже более 200 лет является универсальной комплексной формой
проверки уровня обученности учащихся. Она хорошо знакома не только
учителям-словесникам, но и другим педагогам, поскольку умение создавать
сочинение формируется в процессе изучения разных предметов (в первую
очередь, дисциплин гуманитарного цикла). Сочинение является результатом
систематической планомерной работы, осуществляемой на протяжении всех
лет обучения в школе. Учителя, преподающие разные предметы, должны
способствовать систематизации и проблематизации знаний обучающихся,
дальнейшему повышению их речевой культуры, развитию языкового чутья.
Цель сочинения: проверить личностную зрелость, умение рассуждать
на отвлеченные темы, предлагать свои ответы, высказывать и доказывать
свою точку зрения, привлекая литературный материал, умение построить
своё собственное доказательное высказывание по предложенному вопросу
Чтобы подготовить ученика к сочинению, особое внимание следует уделить
формированию умения создавать связный текст на заданную тему. Как
показывает практика, наиболее эффективно в этой связи сочетание двух
направлений работы. С одной стороны, необходимо анализировать готовые
тексты с разных точек зрения: коммуникативная задача текста (вычленение
главной информации, определение темы и микротем текста), его логический и
композиционный замысел, отбор лексики, сочетаемость слов, риторические
приемы и др. С другой стороны, следует регулярно практиковать выполнение
письменных
заданий
различного
объема
на
основе
художественного
произведения (или его фрагмента). Приступая к работе, ученик должен
внимательно прочитать формулировку темы и осмыслить ее, определить свою
задачу по ее раскрытию. Положительный эффект при этом дает вычленение в
теме опорных слов, анализ смысла каждого из них, их взаимосвязи. На ранних
этапах подготовки к сочинению удобнее использовать для тренировки
вопросительные формулировки тем.
Следует помнить о важности самоанализа, обеспечении обратной связи:
необходимо уделять внимание вопросам анализа формы и содержания
созданного текста, учить школьника видеть сильные и слабые стороны
собственной работы и редактировать ее.
Методика
обучения
написанию
сочинения
включает
следующие
положения.
1. Для отслеживания динамики формирования навыка написания сочинения в
течение года проводится не менее трех контрольных сочинений.
2.
Неудачно
выполненная
работа
должна
быть
переписана
с
целью
совершенствования написанного.
3. Проведение аудиторного или домашнего сочинения предваряется отработкой
аналогичного материала в классе под руководством учителя.
4. Сочинения (в обобщенном варианте) анализируются в классе с опорой на
критерии
оценивания;
читаются
наиболее
удачные
сочинения
или
их
фрагменты; обсуждаются направления доработки анализируемых сочинений
(упущенные повороты мыслей, другой подбор доказательств и иллюстраций к
ним для того или иного тезиса, варианты вступления и заключения, поиск
вариативных способов перехода от одной мысли к другой, альтернативный
литературный контекст сочинения и др.).
5. Проводится индивидуальное собеседование с учащимися по конкретным
замечаниям к его сочинению.
6. В урок включаются отдельные практические задания, связанные с
формированием
как
конкретного
навыка,
так
и
комплекса
умений,
необходимых для написания сочинения.
При формировании умения писать сочинение особое внимание уделяется
следующим аспектам методической работы:
анализ формулировок тем сочинения, способы сужения темы;
осмысление
возможной
проблематики
сочинения,
тренировка
в
постановке проблемы к сочинению и разработка системы вопросов к
теме;
отбор материала, необходимого и достаточного для раскрытия темы
сочинения;
включение
в
сочинение
литературного
материала,
рассмотрение проблемы с опорой на выбранный материал;
формулировка
тезисов
сочинения,
умение
строить
доказательные
рассуждения (тезис – доказательства – иллюстрации);
продумывание композиции сочинения, работа над вступительной и
заключительной частью сочинения, способы аргументации, логические
связи между частями сочинения, логика фразы;
речевое оформление текста;
оптимальные формы работы с черновиком.
Практика показывает, что при этом даже старшеклассники сталкиваются с
определенными трудностями:
- неточное понимание темы;
- расширение или сужение темы;
- неумение определить круг проблем, необходимых для раскрытия темы;
- неумение подчинить композицию сочинения последовательному раскрытию
содержания;
- ошибки в выборе литературного материала, необходимого для раскрытия
темы.
Сегодня одна из важнейших задач учителя - качественная подготовка
школьников к успешному написанию итогового сочинения.
При подготовке к сочинению эффективны следующие приемы:
- создание устных сочинений на разные темы,
- написание отдельных частей сочинения;
- многоаспектный анализ готовых ученических сочинений;
- развитие навыка рецензирования своей и чужой работы;
- редактирование текста.
Выпускники должны быть знакомы с критериями оценивания итогового
сочинения и инструкцией для участника итогового сочинения.
Подходы к разработке тем итогового сочинения определяются задачей выявить
уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость
и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.
Итоговое сочинение позволит проверить речевые компетенции обучающегося,
умение
обращаться
к
литературному
материалу,
выбирать
наиболее
соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для
раскрытия темы.
Тематические направления итогового сочинения и краткие пояснения к
ним
1. Забвению не подлежит (историческая память, культурное наследие)
Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о
значимых исторических событиях, общественных явлениях, достижениях науки
и культуры, оказавших значительное влияние как на судьбы конкретных людей,
так и на развитие общества в целом.
Примерные темы:
1. Что, по вашему мнению, не подлежит забвению?
2. Согласны ли вы со словами А.С. Пушкина: «Гордиться славою своих
предков не только можно, но и должно…»?
3. Почему важно помнить прошлое?
4. В чем заключается подвиг простого русского солдата?
5. Какие произведения становятся классическими?
6. Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом?
2. Я и другие (человек и общество)
При раскрытии тем данного направления логично обратиться к различным
формам человеческих отношений, вопросам взаимодействия личности и
общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу
сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения конфликтов
между людьми и о путях достижения согласия между ними
Примерные темы:
1. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (Антуан де Сент-Экзюпери).
2. Кого можно назвать «лидером»?
3. Почему талантливые люди часто страдают от одиночества в коллективе?
4. Почему детский коллектив жесток?
5. Как окружение влияет на личность?
6. Согласны ли Вы с мнением Л. Толстого «Если тебе мешают люди, то тебе
жить незачем»?
7. Кого можно назвать «белой вороной»?
8. Что такое «зона комфорта»?
9. Почему между личностью и обществом возникают конфликты?
10. Может ли один человек изменить общество?
3. Время перемен (человек в эпоху перемен)
Данное направление побуждает к размышлению о меняющемся мире, о
причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в
окружающей
его
действительности,
о
том,
перед
каким
выбором
он
оказывается в эпоху социальных и культурных изменений.
Примерные темы:
1.
Может ли человек изменить мир?
2.
Как война меняет жизнь людей?
3.
Какой путь развития человечества эффективнее: эволюционный или
революционный?
4.
Можно ли заставить человека измениться к лучшему?
5.
Как Вы понимаете выражение «Под лежачий камень вода не течет»?
6.
Согласны ли Вы с мнением Вольтера «Попробуйте изменить себя, и вы
поймете, насколько ничтожны ваши шансы изменить других…»?
7.
Почему люди боятся перемен?
8.
Почему так сложно изменить себя?
4. Разговор с собой (внутренний мир человека и его развитие)
Данное направление наводит на рассуждение о том, что значит быть самим
собой. Темы связаны с вопросами, которые человек задает сам себе, об
опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни.
Позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о
ценности и уникальности своего внутреннего мира.
Примерные темы:
1.
Что значит «быть самим собой»?
2.
Почему люди деградируют?
3.
Почему человеку нужно развиваться?
4.
Нужно ли человеку меняться к лучшему?
5.
Какой опыт духовно обогащает личность?
6.
Согласны ли Вы с мнением М. Твена: «Человек подобен луне — у него
тоже есть темная сторона, которую он никогда никому не показывает»?
7.
Каковы причины внутреннего разлада в человеческой душе?
8.
В чем заключается смысл жизни?
9.
Кого можно назвать совестливым человеком?
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Данное
направление
позволяет
поразмышлять
о
культурных
запросах
современного человека, его литературных предпочтениях, жизненной позиции,
о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии
молодого поколения на формирование будущего мира.
Примерные темы:
1. Какие книги вдохновляют современную молодежь?
2. Чем поколение сегодняшних детей отличается от поколения их отцов?
3. О чем мечтает мое поколение?
4. Чего хотят добиться мои сверстники?
5. Как молодежь относится к Родине в 21 веке?
6. Какие духовные ценности у молодежи нашего времени?
7. Кого можно назвать «героем нашего времени»?
8. Какие нравственные ориентиры направляют мое поколение?
9. Согласны ли Вы с мнением Ж. Де Сталь «Во всякой стране молодое
поколение — всегда иностранцы»?
10. Какие черты характеризуют мое поколение?
Литература:
Л.Н. Толстой «Война и мир»;
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»;
М.А. Булгаков «мастер и Маргарита», «Белая гвардия»
М. Шолохов «Судьба человека»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет»
А.И. Солженицын «Раковый корпус»
В. Быков «Журавлиный крик»
В. Набоков «Отчаяние». «Камера Обекура»
В. Гюго «Отверженные». «Человек, который смеётся»
Э.М. Ремарк «Жизнь взаймы».