Напоминание

Система подготовки учащихся к итоговому сочинению


Автор: Ишмухаметова Екатерина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: с.Ермолаево муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Система подготовки учащихся к итоговому сочинению
Раздел: полное образование





Назад




Система подготовки учащихся к итоговому сочинению

Ишмухаметова Екатерина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №2с.Ермолаево

Куюргазинского района

Республики Башкортостан

Сочинение уже более 200 лет является универсальной комплексной формой

проверки уровня обученности учащихся. Она хорошо знакома не только

учителям-словесникам, но и другим педагогам, поскольку умение создавать

сочинение формируется в процессе изучения разных предметов (в первую

очередь, дисциплин гуманитарного цикла). Сочинение является результатом

систематической планомерной работы, осуществляемой на протяжении всех

лет обучения в школе. Учителя, преподающие разные предметы, должны

способствовать систематизации и проблематизации знаний обучающихся,

дальнейшему повышению их речевой культуры, развитию языкового чутья.

Цель сочинения: проверить личностную зрелость, умение рассуждать

на отвлеченные темы, предлагать свои ответы, высказывать и доказывать

свою точку зрения, привлекая литературный материал, умение построить

своё собственное доказательное высказывание по предложенному вопросу

Чтобы подготовить ученика к сочинению, особое внимание следует уделить

формированию умения создавать связный текст на заданную тему. Как

показывает практика, наиболее эффективно в этой связи сочетание двух

направлений работы. С одной стороны, необходимо анализировать готовые

тексты с разных точек зрения: коммуникативная задача текста (вычленение

главной информации, определение темы и микротем текста), его логический и

композиционный замысел, отбор лексики, сочетаемость слов, риторические

приемы и др. С другой стороны, следует регулярно практиковать выполнение

письменных

заданий

различного

объема

на

основе

художественного

произведения (или его фрагмента). Приступая к работе, ученик должен

внимательно прочитать формулировку темы и осмыслить ее, определить свою

задачу по ее раскрытию. Положительный эффект при этом дает вычленение в

теме опорных слов, анализ смысла каждого из них, их взаимосвязи. На ранних

этапах подготовки к сочинению удобнее использовать для тренировки

вопросительные формулировки тем.

Следует помнить о важности самоанализа, обеспечении обратной связи:

необходимо уделять внимание вопросам анализа формы и содержания

созданного текста, учить школьника видеть сильные и слабые стороны

собственной работы и редактировать ее.

Методика

обучения

написанию

сочинения

включает

следующие

положения.

1. Для отслеживания динамики формирования навыка написания сочинения в

течение года проводится не менее трех контрольных сочинений.

2.

Неудачно

выполненная

работа

должна

быть

переписана

с

целью

совершенствования написанного.

3. Проведение аудиторного или домашнего сочинения предваряется отработкой

аналогичного материала в классе под руководством учителя.

4. Сочинения (в обобщенном варианте) анализируются в классе с опорой на

критерии

оценивания;

читаются

наиболее

удачные

сочинения

или

их

фрагменты; обсуждаются направления доработки анализируемых сочинений

(упущенные повороты мыслей, другой подбор доказательств и иллюстраций к

ним для того или иного тезиса, варианты вступления и заключения, поиск

вариативных способов перехода от одной мысли к другой, альтернативный

литературный контекст сочинения и др.).

5. Проводится индивидуальное собеседование с учащимися по конкретным

замечаниям к его сочинению.

6. В урок включаются отдельные практические задания, связанные с

формированием

как

конкретного

навыка,

так

и

комплекса

умений,

необходимых для написания сочинения.

При формировании умения писать сочинение особое внимание уделяется

следующим аспектам методической работы:

анализ формулировок тем сочинения, способы сужения темы;

осмысление

возможной

проблематики

сочинения,

тренировка

в

постановке проблемы к сочинению и разработка системы вопросов к

теме;

отбор материала, необходимого и достаточного для раскрытия темы

сочинения;

включение

в

сочинение

литературного

материала,

рассмотрение проблемы с опорой на выбранный материал;

формулировка

тезисов

сочинения,

умение

строить

доказательные

рассуждения (тезис – доказательства – иллюстрации);

продумывание композиции сочинения, работа над вступительной и

заключительной частью сочинения, способы аргументации, логические

связи между частями сочинения, логика фразы;

речевое оформление текста;

оптимальные формы работы с черновиком.

Практика показывает, что при этом даже старшеклассники сталкиваются с

определенными трудностями:

- неточное понимание темы;

- расширение или сужение темы;

- неумение определить круг проблем, необходимых для раскрытия темы;

- неумение подчинить композицию сочинения последовательному раскрытию

содержания;

- ошибки в выборе литературного материала, необходимого для раскрытия

темы.

Сегодня одна из важнейших задач учителя - качественная подготовка

школьников к успешному написанию итогового сочинения.

При подготовке к сочинению эффективны следующие приемы:

- создание устных сочинений на разные темы,

- написание отдельных частей сочинения;

- многоаспектный анализ готовых ученических сочинений;

- развитие навыка рецензирования своей и чужой работы;

- редактирование текста.

Выпускники должны быть знакомы с критериями оценивания итогового

сочинения и инструкцией для участника итогового сочинения.

Подходы к разработке тем итогового сочинения определяются задачей выявить

уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость

и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.

Итоговое сочинение позволит проверить речевые компетенции обучающегося,

умение

обращаться

к

литературному

материалу,

выбирать

наиболее

соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для

раскрытия темы.

Тематические направления итогового сочинения и краткие пояснения к

ним

1. Забвению не подлежит (историческая память, культурное наследие)

Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о

значимых исторических событиях, общественных явлениях, достижениях науки

и культуры, оказавших значительное влияние как на судьбы конкретных людей,

так и на развитие общества в целом.

Примерные темы:

1. Что, по вашему мнению, не подлежит забвению?

2. Согласны ли вы со словами А.С. Пушкина: «Гордиться славою своих

предков не только можно, но и должно…»?

3. Почему важно помнить прошлое?

4. В чем заключается подвиг простого русского солдата?

5. Какие произведения становятся классическими?

6. Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом?

2. Я и другие (человек и общество)

При раскрытии тем данного направления логично обратиться к различным

формам человеческих отношений, вопросам взаимодействия личности и

общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу

сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения конфликтов

между людьми и о путях достижения согласия между ними

Примерные темы:

1. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (Антуан де Сент-Экзюпери).

2. Кого можно назвать «лидером»?

3. Почему талантливые люди часто страдают от одиночества в коллективе?

4. Почему детский коллектив жесток?

5. Как окружение влияет на личность?

6. Согласны ли Вы с мнением Л. Толстого «Если тебе мешают люди, то тебе

жить незачем»?

7. Кого можно назвать «белой вороной»?

8. Что такое «зона комфорта»?

9. Почему между личностью и обществом возникают конфликты?

10. Может ли один человек изменить общество?

3. Время перемен (человек в эпоху перемен)

Данное направление побуждает к размышлению о меняющемся мире, о

причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в

окружающей

его

действительности,

о

том,

перед

каким

выбором

он

оказывается в эпоху социальных и культурных изменений.

Примерные темы:

1.

Может ли человек изменить мир?

2.

Как война меняет жизнь людей?

3.

Какой путь развития человечества эффективнее: эволюционный или

революционный?

4.

Можно ли заставить человека измениться к лучшему?

5.

Как Вы понимаете выражение «Под лежачий камень вода не течет»?

6.

Согласны ли Вы с мнением Вольтера «Попробуйте изменить себя, и вы

поймете, насколько ничтожны ваши шансы изменить других…»?

7.

Почему люди боятся перемен?

8.

Почему так сложно изменить себя?

4. Разговор с собой (внутренний мир человека и его развитие)

Данное направление наводит на рассуждение о том, что значит быть самим

собой. Темы связаны с вопросами, которые человек задает сам себе, об

опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни.

Позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о

ценности и уникальности своего внутреннего мира.

Примерные темы:

1.

Что значит «быть самим собой»?

2.

Почему люди деградируют?

3.

Почему человеку нужно развиваться?

4.

Нужно ли человеку меняться к лучшему?

5.

Какой опыт духовно обогащает личность?

6.

Согласны ли Вы с мнением М. Твена: «Человек подобен луне — у него

тоже есть темная сторона, которую он никогда никому не показывает»?

7.

Каковы причины внутреннего разлада в человеческой душе?

8.

В чем заключается смысл жизни?

9.

Кого можно назвать совестливым человеком?

5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Данное

направление

позволяет

поразмышлять

о

культурных

запросах

современного человека, его литературных предпочтениях, жизненной позиции,

о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии

молодого поколения на формирование будущего мира.

Примерные темы:

1. Какие книги вдохновляют современную молодежь?

2. Чем поколение сегодняшних детей отличается от поколения их отцов?

3. О чем мечтает мое поколение?

4. Чего хотят добиться мои сверстники?

5. Как молодежь относится к Родине в 21 веке?

6. Какие духовные ценности у молодежи нашего времени?

7. Кого можно назвать «героем нашего времени»?

8. Какие нравственные ориентиры направляют мое поколение?

9. Согласны ли Вы с мнением Ж. Де Сталь «Во всякой стране молодое

поколение — всегда иностранцы»?

10. Какие черты характеризуют мое поколение?

Литература:

Л.Н. Толстой «Война и мир»;

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»;

М.А. Булгаков «мастер и Маргарита», «Белая гвардия»

М. Шолохов «Судьба человека»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет»

А.И. Солженицын «Раковый корпус»

В. Быков «Журавлиный крик»

В. Набоков «Отчаяние». «Камера Обекура»

В. Гюго «Отверженные». «Человек, который смеётся»

Э.М. Ремарк «Жизнь взаймы».



В раздел образования