Автор: Титова Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 25"
Населённый пункт: г. Киров
Наименование материала: Инновационная технология.
Тема: Бережливые и восстановительные технологии как ресурс формирования безопасного пространства в образовательной организации
Раздел: начальное образование
Бережливые и восстановительные технологии как ресурс формирования
безопасного пространства в образовательной организации
(начальная школа)
Безопасное
пространство
в
образовательной
организации
формируется посредством внедрения бережливых и восстановительных
технологий. Слайд 1
Внедряя бережливые технологии в начальной школе, мы формируем
у детей бережливое сознание. Слайд 2
Учитывая, что развитие такого важного качества, как бережное
отношение
ко
всему
окружающему,
закладывает
базовые
основы
самоорганизации ребенка, его умение и навык оптимального распределения
временных,
материальных
и
других
имеющихся
ресурсов,
можно
констатировать,
что
знакомство
и
принятие
ценностей
бережливого
производства
в
раннем
возрасте
способствует
достижению
наиболее
эффективного результата в будущем. Например, сокращая потери времени
школьников на переодевание в гардеробе, на подготовку к уроку на
перемене, мы с детства приучаем ребенка к адекватной оценке временных
затрат
на
простейшие
операции.
Предлагая
оптимальные
алгоритмы
действий учащимся, мы создаем систему личностного выбора, которая
впоследствии станет основой поведения.
Приведу
несколько
примеров
использования
бережливых
технологий.
«Доброе утро!» - порядок начинается с утра. Слайд 3
Совместно
с
родителями
разрабатывается
алгоритм
действий
ребенка
утром.
Главное,
чтобы
ребенок
придерживался
данного
алгоритма. Задача родителей проконтролировать данный процесс в
течении минимум месяца, чтобы у ребенка закрепился навык.
Вариант алгоритма представлен на слайде.
1.
Просыпаемся, радуемся новому дню.
2.
Приводим в порядок постель.
3.
Утро начинаем с зарядки!
4.
Гигиенические
процедуры
–
чистим
зубки,
умываемся,
принимаем контрастный душ.
5.
Хороший завтрак – заряд на весь день.
6.
Переодеваемся. Школьную форму надеваем, домашнюю одежду
аккуратно складываем.
7.
Выходим из дома. Дверь запираем на ключ.
8.
Дорога
в
школу
–
безопасный
путь.
Соблюдаем
правила
дорожного движения.
9.
Пришли в школу. Звонок родителям.
Порядок в классах учителя поддерживают с помощью системы 5S-
организации рабочего места, учебного класса. Слайд 4
Цель — создание оптимальных условий для работы и учебы,
поддержания
порядка,
чистоты,
аккуратности,
экономии
времени
и энергии.
Концепция
5S
уходит
корнями
в философию
«кайдзен»,
что
в переводе с японского языка означает «постоянное совершенствование».
Она
позволяет
не просто
навести
порядок
на рабочем
месте,
но и воспитывает стремление к дисциплине и саморазвитию.
Этапы 5S
Первый
шаг —
сортировка. На этом
этапе
важно
выбросить
все
ненужные или лишние предметы со стола, из шкафов. То, чем на самом
деле учитель практически не пользуется в классе.
Второй шаг — соблюдать порядок. Здесь важно, чтобы вещи обрели
своё законное место, чтобы до них при необходимости можно было легко
добраться. По технологии 5S поиск любого предмета должен занимать
не больше 30 секунд.
Третий шаг — содержать в чистоте. К примеру, классах составляется
график
дежурств
и назначаются
ответственные.
Самое
главное —
определить причины загрязнения и постараться их устранить.
Четвёртый шаг — стандартизация.
Слайд
5
На этом
этапе
надо
постараться оптимизировать пространство, например, сложить мелкие
вещи в коробки, составить перечень книг, разложить оборудование в
шкафы, согласно маркировки.
Пятый шаг — совершенствование. Здесь открывается возможность для
тренировки
пространственного
и креативного
мышления,
навыков
организации
и систематизации.
Уборка
по системе
5S
не должна
превратиться в рутину, иначе к ней пропадёт интерес. Важно предлагать
идеи, которые позволят усовершенствовать, разнообразить, сократить
по времени и улучшить качество уборки. Слайд 6
На этом этапе надо уделить внимание мотивации. Например, можно
сделать фотографии до и после уборки. Снимки позволят почувствовать
значимость работы и произошедшие перемены. Кроме того, ребята,
освоившие систему 5S, могут поддерживать порядок у себя в портфеле,
дома в своей комнате.
В рамках внедрения бережливых технологий учителя и ребята 4-х классов
работали
над
проектом
«Оптимизация
процесса
использования
времени школьных перемен».
Данная тема актуальна для начальной
школы.
Причины: Слайд 7
1.
Нарушение школьниками дисциплины во время перемен.
2.
Неэффективное использование времени перемен обучающимися.
3.
Нерациональное
использование
времени
перемен
учителями
начальных классов.
Вначале
учителем
вместе
с
детьми
составляется
карта
текущего
состояния. Слайд 8
Разбирается, как проходит перемена, чем дети заняты, что в это время
делает учитель, какие проблемы возникают.
Слайд 9 Проводится анализ. Формулируются проблемы, выявляются
причины и разрабатываются пути решения.
Далее составляется карта целевого состояния «Оптимизации процесса
использования времени школьных перемен». Слайд 10
Работа над проектом привела к выводу, что создание разнообразных зон
отдыха делает использование времени перемен рациональным. Слайд 11
Качество отдыха на переменах повышается, случаи травматизма во время
перемен сходят на нет.
Удовлетворённость родителей и учащихся
безопасным образовательным пространством школы стремится к 100%.
Когда ребенок научится рационально использовать время перемен и
находить себе занятие по душе, то и конфликтных ситуаций на переменах
станет меньше. Если все же конфликтные ситуации возникают, то в
решении подобных ситуаций на помощь приходят восстановительные
технологии, в частности медиация. Слайд 12
В современной образовательной организации формируется безопасная,
комфортная, бесконфликтная среда, в которой несовершеннолетний может
полноценно развиваться, получать знания, приобретать первые адекватные
социальные пробы и контакты. Медиация и применение восстановительных
программ не только расширяют возможности работать с конфликтами в
образовательной
среде,
не
только
формируют
конфликтологическую
компетентность обучающихся, но и открывают горизонты профилактической
деятельности образовательной организации.
В начальных классах конфликты, и это не секрет, межу детьми
случаются часто. Дети учатся взаимодействовать в коллективе – делают
первые шаги к взрослой жизни. Дети самостоятельно не в состоянии
разрешить конфликты, не знают способов решения конфликтных ситуаций.
Дети не умеют общаться, спорные ситуации решают агрессивно. Данная
проблема остается актуальной.
Поэтому
учителями
начальной
школы
было
принято
решение
разработать программу внеурочной деятельности «Уроки нравственности для
современных
детей»,
Слайд
13
позволяющую
научить
школьников
эффективным способам разрешать конфликты. Был изучен опыт работы
коллег школы № 27 г. Кирова (программа внеурочной деятельности «Давайте
жить дружно»). Данная программа основана на медиативных технологиях.
Через анализ мультипликационных сюжетов обучающимися просто и
доступно
объясняются
правила
социально-приемлемого
поведения.
Используются только отечественные мультфильмы, в которых ярко показаны
конфликтные ситуации, которые часто встречаются в детской среде.
В
свою
программу
учителя
нашей
школы
включили
кроме
мультфильмов также сюжеты из художественных фильмов, литературные
произведения
–
сказки,
рассказы,
отрывки
из
повестей.
Выбор
мультфильмов, сюжетов и произведений – творческое решение учителей.
Слайд 14 Специфика отбора мультфильмов, фильмов, произведений и
работа над ними проводилась по следующим принципам: сознательное
восприятие и понимание фильма или произведения, включая постановку
вопросов;
выделение
нравственного
содержания
произведения,
способствующего выработке нравственных оценок, понимание мотивов
поведения героев; акцентирование внимание учеников на нравственные
конфликты героев, которые аналогичны событиям из их собственного
жизненного
опыта;
перенос
моральных
установок
произведения
на
собственное поведение; проявление сочувствия к герою, видение себя на его
месте, поиск выхода из затруднительного положения.
Слайд 15
Цель программы: формирование культуры поведения,
навыков общения, развитие нравственных качеств учащихся, ориентация на
общечеловеческие ценности, развитие самосознания, личностное развитие
каждого ребенка, сплочение и совершенствование классного коллектива как
значимой социально-психологической группы.
Программа дает возможность каждому высказаться, отстоять свою
точку
зрения,
услышать
друг
друга,
доносить
свое
сообщение
до
сверстников, адекватно реагировать на сообщение другого. На этих занятиях
обучающиеся учатся: размышлять о непростых вопросах, быть искренними,
терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважать любое мнение,
соблюдать
равноправие
позиций,
взаимной
доброжелательности,
осуществлять самостоятельный моральный выбор, который требует от
человека определенной личностной зрелости.
В
основу
программы
положены
принципы:
доступности,
сознательности, активности, демократичности, комфортности.
В программе применяются формы и методы обучения, которые интересны
учащимся начальной школы, которые заставляют их размышлять, делать
свои собственные выводы.
Программа связана с предметными учебными линиями – окружающим
миром, русским языком, литературным чтением.
Используя восстановительные (медиативные) технологии школьники учатся
анализировать конфликтные ситуации, формируется эмоциональный отклик
на хорошие и плохие привычки, поступки.
Слайд 16 Работа по внедрению бережливых и восстановительных
технологий в начальной школе продолжается. У педагогов появляются новые
идеи, которые мы планируем в дальнейшем воплотить.
Благодарю за внимание!