Автор: Валентина Васильевна Байкулова
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ "Лицей № 53"
Населённый пункт: город Саратов, Саратовской области
Наименование материала: презентация к конференции
Тема: Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка
Раздел: полное образование
1.Формирование
функциональной
грамотности
на уроках иностранного
языка.
(на примере заданий из УМК “Spotlight” для 5-11 классов
авторы учебника Ю.Е.Ваулина,
Д.Дули,О.Е. ,Подоляко,В.Эванс)
Подготовила учитель английского языка
Байкулова Валентина Васильевна
креативное мышление
;
читательская грамотность
финансовая грамотность
естественнонаучная грамотность
глобальные компетенции
;
В современном мире роль иностранного языка возрастает
в связи с развитием международных экономических,
научных, социальных, культурных связей.
Мы, учителя, преподающие иностранный язык в школе
помним, что основной целью обучения иностранному
языку является формирование навыков свободного
общения и практического применения знаний,
поэтому можно смело утверждать, что на уроках
английского языка учитель работает по всем
направлениям формирования функциональной
грамотности. И этот предмет является одним из самых
благодатных для раскрытия в полной мере всех аспектов
функциональной грамотности.
Функциональная грамотность и иностранный язык
Главная составляющая преподавания любого предмета в школе….
Никто не станет отрицать тот факт, что одной из главных
составляющих
преподавании
любого
предмета,
и
иностранного
языка в частности, является заинтересованность обучающихся.
Можно
выделить
несколько
особенностей
заданий
для
формирования функциональной грамотности:
·
задача, поставленная вне предметной области и
решаемая с помощью предметных знаний;
· в каждом из заданий описывается жизненная ситуация;
· контекст заданий близок к проблемным ситуациям,
возникающим в повседневной жизни;
· ситуация требует осознанного выбора модели
поведения;
· используются иллюстрации, таблицы, схемы,
диаграммы.
Проанализировав задания из учебников, непосредственно с которыми мы работаем
( УМК “Spotlight” авторы учебника Ю.Е.Ваулина, Д.Дули,О.Е. ,Подоляко,В.Эванс),
учителя МО иностранных языков нашего лицея нашли примеры того, как можно
сформировать все направления функциональной грамотности на уроках иностранного языка.
Каждый учитель МО внес свою лепту в создание интересных заданий для реализации
функциональной грамотности .
Начнем с читательской грамотности. Трудно не согласиться с тем, что какое бы задание не
получил учащийся, первое что ему нужно сделать это ПРОЧИТАТЬ задание.
Поскольку одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является
заинтересованность обучающихся, на уроках при работе с текстом необходимо использовать
современные педагогические технологии, которые сделают урок интересным. Работа с
текстом предполагает большой спектр заданий:
Читательская грамотность – это одно из направлений функциональной грамотности
Читательская грамотность – реализация ее на уроках иностранного языка
на практике в нашей школе.
Вот лишь несколько приемов, которыми пользуются
учителя школы при работе с читательской
грамотностью
:
Одно
из
самых
распространенных
заданий
–
прием
“True/ False/ Not Stated” («Верно/
Неверно/
Не
указано»).
Оно
направлено
на
поиск
конкретной
информации в тексте. Задания могут
быть
сформулированы
по-разному,
но
смысл
в
том,
что
после
прочтения
текста (а не опираясь на собственные
знания
и
кругозор),
учащиеся
определяют,
какие
предложения
верны/неверны и какая информация в
тексте отсутствует.
Прием «Пазлы»: учитель предварительно
делит текст на несколько частей и
перемешивает их. Ученики должны
восстановить предложенный им текст в
нужной логической последовательности.
Обучающиеся могут работать в группах или
индивидуально.
Прием «Кластер»(
гроздь,
пучок,
созвездие)
или
графический
прием
систематизации
знаний.
Он может
быть
использован
на
разных
этапах
урока
для
стимулирования
мыслительной
деятельности.
Читательская грамотность – реализация ее на уроках иностранного языка
на практике в нашей школе.
Прием «Множественный
выбор» направлен
на выбор правильной
информации.
Объяснение значения слова с
использованием объяснения смысла с
помощью других слов. (мы часто
называем «дефиницией», для чего в
английском есть созвучное слово ‘
definition )‘.
Здесь же, для достижения поставленной
цели можно использовать и еще ряд
приемов, это:
-Подобрать антонимы или синонимы к
словам.
Перефразировать предложения, используя о
пределенную грамматическую структуру.
- Прочитать заглавие и сказать, о чём (ком)
будет идти речь в данном тексте.
- Прочитать текст, разделить его на
смысловые части, подобрать названия к
каждой из них.
- Прочитать текст и выделить основные
темы повествования.
- Прочитать текст, отметить (выписать)
места, раскрывающие разные аспекты
проблемы.
- Пересказать текст от лица различных
персонажей.
Написать свои вопросы к персонажам, если
бы была возможность оказаться там.
Формирование финансовой и математической грамотности на примере упражнений из
учебника «Spotlight»
На уроках иностранного языка
учителя учат детей основам
финансовой грамотности , которую
ученики должны суметь выразить на
иностранном языке.
умение считать деньги;
умение составлять финансовый
отчет;
умение экономить и сберегать;
умение тратить деньги и жить по
средствам.
Формирование математической
грамотности начинается на наших
уроках иностранного языка тогда,
когда обучающиеся работают с
числительными на разных этапах
обучения.
2.Интересные
задания
на
формирование
финансовой
грамотности можно встретить на всех
уровнях обучения английскому языку.
Одним из таких заданий может быть
выполнение
упражнения
№
4,
где
учащимся
необходимо
составить
диалог
между
покупателем
и
продавцом на приобретение подарка
другу..
3. Еще одно задание, которое любят выполнять ученики предлагает расположить монеты по
возрастанию стоимости, а также рассказать о российских монетах, после этого составить диалог о
покупке товаров и решить какими монетами за них заплатить. Цена указана на товаре.
При формировании естественнонаучной грамотности у
себя на уроках мы рассматриваем три ситуации:
-
Личностная
(связанная
с
самим
учащимся,
его
семьей, друзьями)
- Местная/национальная (связанная с проблемами
данной местности или страны).
-
Глобальная
(когда
рассматриваются
явления,
происходящие в различных уголках мира).
Можно выделить следующие тематические области, в
контексте
которых
реализуется
естественнонаучная
грамотность:
- здоровье;
- природные ресурсы;
- окружающая среда;
- опасности и риски;
- связь науки и технологий.
При этом каждая из ситуаций может рассматриваться
как на одном из трех уровней, так и на всех трех уровнях.
Формировании естественнонаучной грамотности
В данном УМК есть рубрика «Going Green», где описываются
различные экологические проблемы во всем мире. Конкретно в
первом задании говорится о том, что мировые памятники
архитектуры находятся в опасности. Учащимся предлагается
ответить на вопрос Почему?. Далее необходимо прослушать текст
и выполнить упражнения.
В качестве домашнего задания предлагается найти
информацию о других памятниках мировой архитектуры,
которым грозит какая-либо опасность и дается адрес сайта,
где можно найти необходимую информацию.
Формирование глобальной компетентности
1
Привычка размышлять и мыслить креативно ― важнейший источник
развития личности учащегося. Нам важно сделать акцент на «малой»
ежедневной креативности, а не на ярко выраженном таланте. Важно
предлагать задания, которые могут постепенно стимулировать привычку
креативно мыслить . Креативное мышление свойственно каждому
ребенку. Важно его не заглушить, а поддерживать и развивать. Самый
большой спектр возможностей для развития творческого потенциала
учащихся, у раздела Portfolio. Учащимся предлагается создать
презентации, доклады, постеры, альбомы, коллажи. Иногда даешь им
простенькое задание типа: А давайте повторим алфавит в виде вами
изготовленного алфавита. Но помните, задание не простое : вы должны нас
удивить. Вот тогда –то и начинается творчество!
Формирование креативного мышления Рубрика «Culture Corner» есть в
учебниках «Spotlight» за 8-11 классы. Возьмем для примера одно из
упражнений учебника 10 класса. Здесь предлагается ознакомиться с
системой школьного образования в США и выполнить упражнения после
текста. В качестве креативного задания предлагается разработать в
группе брошюру для американских учеников об образовании в
России,кто-то будет писать о школьных предметах, изучаемых в наших
школах, кто-то о типичном школьном дне, кто-то о спорте и внеурочных
занятиях,Брошюра должна быть в форме приглашения для
американских учеников провести один год в нашей школе.
Креативное мышление – это новый компонент функциональной грамотности
Достичь развития функциональной грамотности в процессе обучения иностранному
языку можно различными способами
Здесь я не могу не затронуть апробированные с успехом кроме всех
перечисленных выше приемах внедрения функциональной грамотности в
учебный процесс еще и такие яркие и любимые учениками нашего лицея приемы
как проведение интегрированных уроков в рамках метапредметных дней,
которые ежегодно проходят в нашем лицее..
Так только за текущий год были проведены интегрированные уроки :
Учителями: иностранного языка , учителем математики и учителем географии
по теме « Координаты в математике и географии на карте Лондона»
( Морозовой А.А. и Ползуновой М.Ю. и Зябликовой Н.Н. )
Учителями: иностранного языка и учителем географии Байкуловой В.В и
Зябликовой Н.Н. по теме « Природные явления»
Учителями: иностранного языка и учителем русского языка и литературы
Морозовой А.А и Балашовой О.В по теме « Предложение как единица
синтаксиса»
Учителями: иностранного языка и учителями музыки и физкультуры по
теме « Ритмы в английских песнях» (Тюриной О.Ю, Наконечной
М.С.,Шараповой Н.А.)
Кроме бинарных уроков интересно проходят в нашей школе уроки
« Единого текста», когда в один день мы все работаем по единому тексту на
параллель, но подходы у каждого учителя свои: кто-то акцент делает на
читательскую грамотность, кто-то ( при наличие цифр, дат, цен в тексте )
акцентирует внимание учеников на числителительных, а значит на
математической и финансовой грамотности и т.д. Здесь креативность,
находчивость проявляют и учителя и ученики.
Поскольку наш лицей имеет экологическую направленность, все учителя
иностранного языка дружно зарегистрировались на сайте
«Экокласс», где размещаем свои разработки уроков на экологические темы.
Уроки « Единого текста»
Это,
конечно
же,
далеко
не
все
приемы,
которые
мы
используем на уроках английского языка .
В заключение следует сказать, что при применении заданий
для формирования функциональной грамотности нами было
замечено, что учащиеся с большим интересом учатся и легче
преодолевают коммуникативные барьеры в общении.
Развитие
функциональной
грамотности
на
уроках
иностранного языка действительно расширяет кругозор,
формирует
мировоззрение
и
ведет
к
осознанному
обучению,
создает
мотивацию
для
выполнения
более
сложных заданий.
Заключение