Авторы: Алексеева Полина Алексеевна, Галина Валентиновна Галахова
Должность: ученица 11 класса
Учебное заведение: МАОУСШ п Парфино
Населённый пункт: gun Парфино
Наименование материала: эссе
Тема: Я читаю Достоевского
Раздел: полное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа п. Парфино» Новгородской области
Творческая работа
Эссе
на тему «Мой Достоевский»
(по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»)
Автор: Алексеева Полина Алексеевна,
ученица 11 класса , 16 лет
Домашний адрес: посёлок Парфино,
Ул. Ленина, дом 1, квартира 1
Руководитель: Галахова Галина
Валентиновна.
Парфино 2021
Фёдор Михайлович Достоевский - действительно великий писатель
всех времён, произведения которого можно читать постоянно, буквально
упиваясь его шедеврами, в которых даётся полноценное раскрытие
главных и второстепенных героев, постепенное развитие сюжета и его
изумительная подача, благодаря чему ты можешь погрузиться в
интересный, но жестокий мир реальности того века. Неожиданно я
открыла для себя удивительный рассказ «Мальчик у Христа на ёлке»,
лишь на первый взгляд такой хороший рождественский рассказ, но если
вдуматься в его смысл, вчитаться, представить себе это, то начинаешь
понимать, что в нём таится нечто пугающее и сжимающее все
внутренности, заставляющее с болью в сердце испытывать огромное
сочувствие к мальчику, герою произведения.
Сюжет от начала до конца пропитан размышлениями, силуэтами и
проносящимися перед глазами нас, читателей, картинами. Они могут
быть с самого начала завуалированными, как холодные пальчики
мальчишки, что для меня с самого появления упоминания стало толчком
для понимания его скорой кончины. Такие мысли посещали меня на
протяжении всего развития действия. Больше всего поразила сцена ещё в
начале рассказа, как только действие стало набирать обороты : главный
герой находился пару дней вместе с уже холодным телом матери, не
подозревая, что та уже никогда не откроет свои глаза, не сможет его
обнять, утешить, не сможет спасти его. Он пытался разбудить мамочку,
старался вернуть её в чувство, но этому явно не суждено было сбыться.
Ребёнок решается выглянуть на улицу и посмотреть, что же
происходит там,
за дверями подвала.
С одной стороны, это
любопытство, что очень даже свойственно его шестилетнему возрасту.
А ещё что побуждает отправиться на улицу? Да просто голод! Живот
бедного ребёнка вовсю напоминал тому о стандартных нуждах любого
человека. Когда же мальчик всё-таки выходит из тёмного и страшного
подвала наверх, на свободу, то он удивляется простору городских улиц,
наличию внушительных толп людей, постоянного шума, его поражает
яркое освещение фонарей, стоящих тут и там. Ведь в ночлежке было всё
2
достаточно мрачно, серо. Ребёнок идёт по улице, заглядывает в окна,
замечая
ёлку
с
различными
украшениями,
которые
создают
удивительную цветовую палитру, не менее блестящую, как те же огни, и
нарядных детей его же возраста, веселящихся накануне Рождества
Огромная пропасть между жизнью нищих и богатых, которые смогли
устроить детям настоящую сказку, а бедным в это же время приходится
искать кусок хлеба.
С широко раскрытыми
глазами
мальчик
продолжает свой путь, и можно только представить, как же он хочет
попасть туда, где тепло, где счастье и радость, где настоящая сказка. О,
какое блаженство! В одну из дверей его впускают, но тут же начинается
шум и гам со стороны присутствующих, малыша выталкивают обратно
на мороз, суют в онемевшую от холода ручонку копеечку, которую
тот роняет и даже не предпринимает попыток поднять её. На самом
деле, в этот момент я искренне не могла понять, с чего вдруг к такому
маленькому и беззащитному человечку проявляется подобная неприязнь,
доходящая до успешной попытки выгнать его из нагретого помещения.
Я до последнего думала, что кто-то поможет пареньку найти его так
называемый «новый дом», где он сможет начать жизнь с чистого листа,
ему помогут ощутить сладостное чувство любви, заботы и не менее
важного достатка в еде. У него ведь сейчас нет этого ничего,
он
маленький и так нуждается в заботе.
Дальнейшие события разворачиваются и проходят перед глазами,
будто туман, который загораживает собой обозрение, сбивает весь ход
мыслей, заставляет только об этом думать, думать, думать … Пока
ребёнок рассматривает витрину с афишей о кукольном представлении,
его бьют, он из последних сил рывком убегает в какую-то темную
подворотню, прячется в укромном местечке. Слёзы появляются на глазах,
когда представляешь его состояние. И тут мальчику начинает мерещиться
мягкий, уютный и бархатный голос матери под ухом, который как будто
обволакивает его тёплой пеленой, уносит туда, где протянешь руку и уже
3
оказываешься в тёплом и чарующем доме. Как же это
хорошо!
Никакой
мороз не чувствуется больше на кончиках пальцев, его встречают и
приглашают на ёлку, где он видит других детей, узнает об их нелёгкой
жизни и вновь воссоединяется с единственным близким человеком на
земле. Печально, что это происходит уже на небесах. А ведь жизнь этого
ребёнка могла бы продолжаться, вместе со взлётами и падениями, с
радостями и горем, если бы не суровые реалии того времени.
Само произведение Достоевского задело меня за живое, заставив
переосмыслить прочитанное. Рождество – это праздник счастья и
сбывшихся надежд. Почему же автор нарушает эту добрую традицию?
Почему несчастлив маленький, беззащитный человечек? Герой не
получает рождественского подарка от окружающих людей, он умирает.
Ребёнок, у которого нет даже имени, обретает свет, тепло, елку, любящий
взгляд матери у Христа на ёлке, то есть в Царствии Небесном.
Достоевский очень умело изобразил чувства мальчика, заставляя нас
проникнуться к нему до глубины души жалостью и просто плакать от
того, что не можем помочь ему. Смерть ребенка в рождественскую ночь —
это преступление по отношению к детям, которым не на что надеяться.
Жизнь их тяжела и полна унижений и оскорблений. Очень хочется
надеяться на лучшее, на великодушие и милосердие людей по отношению
к детям, даже чужим.
4
5