Напоминание

Я читаю Достоевского


Авторы: Алексеева Полина Алексеевна, Галина Валентиновна Галахова
Должность: ученица 11 класса
Учебное заведение: МАОУСШ п Парфино
Населённый пункт: gun Парфино
Наименование материала: эссе
Тема: Я читаю Достоевского
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа п. Парфино» Новгородской области

Творческая работа

Эссе

на тему «Мой Достоевский»

(по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»)

Автор: Алексеева Полина Алексеевна,

ученица 11 класса , 16 лет

Домашний адрес: посёлок Парфино,

Ул. Ленина, дом 1, квартира 1

Руководитель: Галахова Галина

Валентиновна.

Парфино 2021

Фёдор Михайлович Достоевский - действительно великий писатель

всех времён, произведения которого можно читать постоянно, буквально

упиваясь его шедеврами, в которых даётся полноценное раскрытие

главных и второстепенных героев, постепенное развитие сюжета и его

изумительная подача, благодаря чему ты можешь погрузиться в

интересный, но жестокий мир реальности того века. Неожиданно я

открыла для себя удивительный рассказ «Мальчик у Христа на ёлке»,

лишь на первый взгляд такой хороший рождественский рассказ, но если

вдуматься в его смысл, вчитаться, представить себе это, то начинаешь

понимать, что в нём таится нечто пугающее и сжимающее все

внутренности, заставляющее с болью в сердце испытывать огромное

сочувствие к мальчику, герою произведения.

Сюжет от начала до конца пропитан размышлениями, силуэтами и

проносящимися перед глазами нас, читателей, картинами. Они могут

быть с самого начала завуалированными, как холодные пальчики

мальчишки, что для меня с самого появления упоминания стало толчком

для понимания его скорой кончины. Такие мысли посещали меня на

протяжении всего развития действия. Больше всего поразила сцена ещё в

начале рассказа, как только действие стало набирать обороты : главный

герой находился пару дней вместе с уже холодным телом матери, не

подозревая, что та уже никогда не откроет свои глаза, не сможет его

обнять, утешить, не сможет спасти его. Он пытался разбудить мамочку,

старался вернуть её в чувство, но этому явно не суждено было сбыться.

Ребёнок решается выглянуть на улицу и посмотреть, что же

происходит там,

за дверями подвала.

С одной стороны, это

любопытство, что очень даже свойственно его шестилетнему возрасту.

А ещё что побуждает отправиться на улицу? Да просто голод! Живот

бедного ребёнка вовсю напоминал тому о стандартных нуждах любого

человека. Когда же мальчик всё-таки выходит из тёмного и страшного

подвала наверх, на свободу, то он удивляется простору городских улиц,

наличию внушительных толп людей, постоянного шума, его поражает

яркое освещение фонарей, стоящих тут и там. Ведь в ночлежке было всё

2

достаточно мрачно, серо. Ребёнок идёт по улице, заглядывает в окна,

замечая

ёлку

с

различными

украшениями,

которые

создают

удивительную цветовую палитру, не менее блестящую, как те же огни, и

нарядных детей его же возраста, веселящихся накануне Рождества

Огромная пропасть между жизнью нищих и богатых, которые смогли

устроить детям настоящую сказку, а бедным в это же время приходится

искать кусок хлеба.

С широко раскрытыми

глазами

мальчик

продолжает свой путь, и можно только представить, как же он хочет

попасть туда, где тепло, где счастье и радость, где настоящая сказка. О,

какое блаженство! В одну из дверей его впускают, но тут же начинается

шум и гам со стороны присутствующих, малыша выталкивают обратно

на мороз, суют в онемевшую от холода ручонку копеечку, которую

тот роняет и даже не предпринимает попыток поднять её. На самом

деле, в этот момент я искренне не могла понять, с чего вдруг к такому

маленькому и беззащитному человечку проявляется подобная неприязнь,

доходящая до успешной попытки выгнать его из нагретого помещения.

Я до последнего думала, что кто-то поможет пареньку найти его так

называемый «новый дом», где он сможет начать жизнь с чистого листа,

ему помогут ощутить сладостное чувство любви, заботы и не менее

важного достатка в еде. У него ведь сейчас нет этого ничего,

он

маленький и так нуждается в заботе.

Дальнейшие события разворачиваются и проходят перед глазами,

будто туман, который загораживает собой обозрение, сбивает весь ход

мыслей, заставляет только об этом думать, думать, думать … Пока

ребёнок рассматривает витрину с афишей о кукольном представлении,

его бьют, он из последних сил рывком убегает в какую-то темную

подворотню, прячется в укромном местечке. Слёзы появляются на глазах,

когда представляешь его состояние. И тут мальчику начинает мерещиться

мягкий, уютный и бархатный голос матери под ухом, который как будто

обволакивает его тёплой пеленой, уносит туда, где протянешь руку и уже

3

оказываешься в тёплом и чарующем доме. Как же это

хорошо!

Никакой

мороз не чувствуется больше на кончиках пальцев, его встречают и

приглашают на ёлку, где он видит других детей, узнает об их нелёгкой

жизни и вновь воссоединяется с единственным близким человеком на

земле. Печально, что это происходит уже на небесах. А ведь жизнь этого

ребёнка могла бы продолжаться, вместе со взлётами и падениями, с

радостями и горем, если бы не суровые реалии того времени.

Само произведение Достоевского задело меня за живое, заставив

переосмыслить прочитанное. Рождество – это праздник счастья и

сбывшихся надежд. Почему же автор нарушает эту добрую традицию?

Почему несчастлив маленький, беззащитный человечек? Герой не

получает рождественского подарка от окружающих людей, он умирает.

Ребёнок, у которого нет даже имени, обретает свет, тепло, елку, любящий

взгляд матери у Христа на ёлке, то есть в Царствии Небесном.

Достоевский очень умело изобразил чувства мальчика, заставляя нас

проникнуться к нему до глубины души жалостью и просто плакать от

того, что не можем помочь ему. Смерть ребенка в рождественскую ночь —

это преступление по отношению к детям, которым не на что надеяться.

Жизнь их тяжела и полна унижений и оскорблений. Очень хочется

надеяться на лучшее, на великодушие и милосердие людей по отношению

к детям, даже чужим.

4

5



В раздел образования