Автор: Угольникова Ирина Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ СШ № 93
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Организация деятельности психолого-педагогического консилиума в образовательном учреждении.
Раздел: среднее образование
Угольникова Ирина Николаевна (ugirina
@
yandex
.
ru
)
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 93
Советского района г.Волгограда (МОУ СШ № 93)
Организация деятельности психолого-педагогического консилиума
в образовательном учреждении.
Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение является целостной
системой помощи ребенку с ОВЗ. В нашей школе осуществляется психолого – педагогическое
медико - социальное сопровождение ребенка с ОВЗ, организован коррекционно-
образовательный процесс, но я сделаю акцент на том, как организована деятельность ППк в
нашей школе, потому что именно консилиум является ключевой точкой в сопровождении
ребенка с ОВЗ.
Психолого-педагогический консилиум (ППк) – постоянно действующий, объединенный
общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий сопровождение
ребенка с ОВЗ. ППк в нашей школе создан приказом директора школы, Положением о
психолого-педагогическом консилиуме МОУ. ППк строит свою деятельность в соответствии с
Уставом, договором с родителями. Составляется план работы консилиума на учебный год.
Основная цель ППк – обеспечение оптимальных условий для обучения и воспитания детей в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:
1. ранняя диагностика отклонений;
2. консультирование родителей, педагогов;
3. определение необходимых специальных образовательных условий;
4. определение путей включения детей с ОВЗ в классы, работающие по основным
образовательным программам;
5.составление заключения для представления на психолого-медико-педагогическую комиссию;
6. формирование банка данных о детях, имеющих проблемы развития.
Консилиум имеет основной и сменный состав. В основной состав ППк входят: зам.
директора по учебной работе – он является и председателем консилиума, педагог-психолог;
учитель - логопед; медицинская сестра, социальный педагог. В сменный состав консилиума
входят учителя-предметники, классные руководители и специалисты других структур (при
необходимости). Состав варьируется в зависимости от поставленной цели.
Психолого-педагогический консилиум проводится:
- в соответствии с планом работы;
- по запросу учителя-предметника;
- по запросу классного руководителя;
- по запросу родителей (законных представителей) учащихся.
Объектом обсуждения на консилиуме: параллель классов, отдельный класс, группа школьников,
отдельный ученик.
В своей деятельности мы определили следующие плановые консилиумы:
- 1-е классы – проблемы адаптации к ситуации школьного обучения;
- 4-е классы – проблемы готовности к обучению в среднем звене;
- 5-е классы – проблемы адаптации к ситуации предметного обучения;
- 10-е классы – проблемы адаптации учащихся к обучению в профильной школе;
- разработка и утверждение индивидуальных образовательных маршрутов;
- определение потенциала вновь прибывших в школу учащихся;
- оценка эффективности коррекционно-развивающей работы с учащимися, находящимися на
сопровождении.
Рассмотрим более подробно ход консилиума по обсуждению проблем конкретного
школьника. Этот ход является традиционным для нашей школы и организуется исходя из
основной особенности работы специалистов ППМС сопровождения с детьми ОВЗ.
Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума.
1 этап. Осуществление информационного обмена между всеми участниками консилиума.
Работа консилиума по отношению к ребенку с ОВЗ, начинается в соответствии с условиями и
рекомендациями ПМПК, с согласия родителей. В начале каждого учебного года составляем
договор с родителями о согласии на психолого-медико-педагогическое обследование и
сопровождение обучающегося в МОУ СШ. В первую очередь анализируем ресурсы
специалистов в соответствии с рекомендациями ПМПК, которые, в соответствии с Законом об
образовании лиц с ОВЗ становятся обязательными к исполнению в школе.
Если у ребенка впервые выявлена проблема и он нуждается в сопровождении, то консилиуму
предшествуют: индивидуальное обследование ребёнка специалистами, предварительное
наблюдение, обследование учителями-предметниками и классным руководителем, сбор
медицинской информации.
В консилиуме каждый специалист имеет свой функционал и выполняет определенные виды
деятельности.
Медсестра:
Предоставляет информацию о состоянии здоровья, физических особенностях школьников.
Социальный педагог:
Социальный педагог проводит обследование микросоциальных условий жизни ребенка,
составляет отчет о социальном статусе семьи, разрабатывает рекомендации к оптимизации
микросоциальных условий жизни ребенка.
Классный руководитель:
Собирает и обрабатывает информацию от учителей-предметников, систематизирует
собственные наблюдения.
Дает педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения.
Информация содержит:
- трудности, испытываемые учеником в педагогических ситуациях;
- индивидуальные черты обучения, общения, самочувствия.
Учителя-предметники:
1. Качественные характеристики учебной деятельности:
- трудности и особенности, проявляющиеся при устных и письменных
ответах на уроке, особенности ответов у доски;
- трудности и особенности, возникающие при выполнении творческих
заданий, трудоемкой работы;
- трудности, возникающие в процессе усвоения нового материала,
виды заданий, вызывающие наибольшие трудности;
- предполагаемые причины описанных трудностей.
2. Количественные показатели учебной деятельности:
- успеваемость по основным предметам;
- причины низкой успеваемости или неровной успеваемости.
З. Показатели поведения и общения в учебных ситуациях:
- описание и оценка поведения, учебной активности и заинтересованности;
- индивидуальные, особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и
со сверстниками.
4. Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях:
- описание типичного для школьника эмоционального состояния на уроке;
- описание ситуаций, вызывающих у учащихся различные эмоциональные трудности (плач,
раздражение, агрессия, испуг).
Педагог-психолог:
Педагог-психолог проводит психологическое обследование ребенка с помощью
экспериментально-психологических методик, выявляет нарушения или
несформирмированность высших психических функций, проблемы социально-личностного
развития. Составляет заключение и рекомендации к психологическому сопровождению ребенка
и его семьи.
Учитель-логопед:
Логопед проводит логопедическое обследование. Заполняет речевую карту, составляет
заключение и рекомендации к содержанию и организации логопедической работы:
- особенности речевого развития ребёнка;
- возможности коррекции и прогноз;
- рекомендации для педагогов и специалистов по вопросам коррекции речи;
- консультирование родителей;
- создание благоприятной речевой среды.
2 этап: Консилиум.
На основе данных, полученных специалистами, на заседании ППк идет коллегиальное
обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи, обсуждаются
результаты и составляется коллегиальное заключение с рекомендациями об образовательном
маршруте в соответствии с возможностями и особенностями ребёнка, а также медицинской
помощи, если таковая требуется. В тех случаях, когда на ППк у нас возникают вопросы об
определении образовательного маршрута или ребёнок нуждается в дополнительной
диагностике, мы направляем (с согласия родителей) на психолого-медико - педагогическую
комиссию.
На консилиуме утверждаем ИОМ; распределяем обязанности между участниками реализации
маршрута; также на период реализации рекомендаций, разработанных специалистами ППк,
ребенку назначается ответственный за реализацию ИОМ. Это в первую очередь классный
руководитель, в котором обучается ребенок, но может быть назначен и другой специалист или
педагог, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную коррекционную
работу. Также устанавливаем дату повторного консилиума для оценки эффективности
реализуемого ИОМ. Знакомим родителей с заключением консилиума (какие коррекционно-
развивающие занятия необходимы ребенку, их периодичность, время проведения).
3 этап: Реализация рекомендаций консилиума.
В тех случаях, когда дети обследуются на ППк повторно, мы оцениваем результаты
проведённой с ребёнком индивидуальной коррекционно-развивающей работы (показаваем
наличие и характер динамики) и намечаем дальнейшую работу.
На повторном консилиуме прослеживаем динамику в развитии ребенка, в случае
положительной динамики коррекционно-развивающая работа признается завершенной, если
динамика незначительная или отрицательная, то в ИОМ вносятся коррективы и устанавливается
новый срок реализации.
Документация ПП консилиума:
- положение О ПМПк;
- приказ об организации консилиума;
- журнал записи и учёта детей, прошедших обследование специалистов консилиума;
- журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов
-ьзаключения специалистов ПМПк;
- договор о порядке взаимодействия ПМПк с родителями (законными представителями)
учащегося;
- индивидуальный образовательный маршрут;
- протоколы заседаний консилиума.
В заключении хочу отметить, что при сопровождении детей с ограниченными
возможностями здоровья консилиум позволяет объединять и четко координировать действия
между специалистами школы. Опыт работы нашего школьного консилиума показал:
эффективность образовательного, коррекционно-развивающего процесса во многом зависит от
уровня знаний педагога, узких специалистов о своих учащихся, от умения осуществлять
дифференцированный подход к ним, от заинтересованности в успешном обучении и
полноценном развитии школьников. Поэтому все специалисты ППк и учителя-предметники,
работающие с детьми с ОВЗ прошли курсы повышения квалификации в области инклюзивного
образования.