Напоминание

Организация деятельности психолого-педагогического консилиума в образовательном учреждении.


Автор: Угольникова Ирина Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ СШ № 93
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Организация деятельности психолого-педагогического консилиума в образовательном учреждении.
Раздел: среднее образование





Назад




Угольникова Ирина Николаевна (ugirina

@

yandex

.

ru

)

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 93

Советского района г.Волгограда (МОУ СШ № 93)

Организация деятельности психолого-педагогического консилиума

в образовательном учреждении.

Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение является целостной

системой помощи ребенку с ОВЗ. В нашей школе осуществляется психолого – педагогическое

медико - социальное сопровождение ребенка с ОВЗ, организован коррекционно-

образовательный процесс, но я сделаю акцент на том, как организована деятельность ППк в

нашей школе, потому что именно консилиум является ключевой точкой в сопровождении

ребенка с ОВЗ.

Психолого-педагогический консилиум (ППк) – постоянно действующий, объединенный

общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий сопровождение

ребенка с ОВЗ. ППк в нашей школе создан приказом директора школы, Положением о

психолого-педагогическом консилиуме МОУ. ППк строит свою деятельность в соответствии с

Уставом, договором с родителями. Составляется план работы консилиума на учебный год.

Основная цель ППк – обеспечение оптимальных условий для обучения и воспитания детей в

соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:

1. ранняя диагностика отклонений;

2. консультирование родителей, педагогов;

3. определение необходимых специальных образовательных условий;

4. определение путей включения детей с ОВЗ в классы, работающие по основным

образовательным программам;

5.составление заключения для представления на психолого-медико-педагогическую комиссию;

6. формирование банка данных о детях, имеющих проблемы развития.

Консилиум имеет основной и сменный состав. В основной состав ППк входят: зам.

директора по учебной работе – он является и председателем консилиума, педагог-психолог;

учитель - логопед; медицинская сестра, социальный педагог. В сменный состав консилиума

входят учителя-предметники, классные руководители и специалисты других структур (при

необходимости). Состав варьируется в зависимости от поставленной цели.

Психолого-педагогический консилиум проводится:

- в соответствии с планом работы;

- по запросу учителя-предметника;

- по запросу классного руководителя;

- по запросу родителей (законных представителей) учащихся.

Объектом обсуждения на консилиуме: параллель классов, отдельный класс, группа школьников,

отдельный ученик.

В своей деятельности мы определили следующие плановые консилиумы:

- 1-е классы – проблемы адаптации к ситуации школьного обучения;

- 4-е классы – проблемы готовности к обучению в среднем звене;

- 5-е классы – проблемы адаптации к ситуации предметного обучения;

- 10-е классы – проблемы адаптации учащихся к обучению в профильной школе;

- разработка и утверждение индивидуальных образовательных маршрутов;

- определение потенциала вновь прибывших в школу учащихся;

- оценка эффективности коррекционно-развивающей работы с учащимися, находящимися на

сопровождении.

Рассмотрим более подробно ход консилиума по обсуждению проблем конкретного

школьника. Этот ход является традиционным для нашей школы и организуется исходя из

основной особенности работы специалистов ППМС сопровождения с детьми ОВЗ.

Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума.

1 этап. Осуществление информационного обмена между всеми участниками консилиума.

Работа консилиума по отношению к ребенку с ОВЗ, начинается в соответствии с условиями и

рекомендациями ПМПК, с согласия родителей. В начале каждого учебного года составляем

договор с родителями о согласии на психолого-медико-педагогическое обследование и

сопровождение обучающегося в МОУ СШ. В первую очередь анализируем ресурсы

специалистов в соответствии с рекомендациями ПМПК, которые, в соответствии с Законом об

образовании лиц с ОВЗ становятся обязательными к исполнению в школе.

Если у ребенка впервые выявлена проблема и он нуждается в сопровождении, то консилиуму

предшествуют: индивидуальное обследование ребёнка специалистами, предварительное

наблюдение, обследование учителями-предметниками и классным руководителем, сбор

медицинской информации.

В консилиуме каждый специалист имеет свой функционал и выполняет определенные виды

деятельности.

Медсестра:

Предоставляет информацию о состоянии здоровья, физических особенностях школьников.

Социальный педагог:

Социальный педагог проводит обследование микросоциальных условий жизни ребенка,

составляет отчет о социальном статусе семьи, разрабатывает рекомендации к оптимизации

микросоциальных условий жизни ребенка.

Классный руководитель:

Собирает и обрабатывает информацию от учителей-предметников, систематизирует

собственные наблюдения.

Дает педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения.

Информация содержит:

- трудности, испытываемые учеником в педагогических ситуациях;

- индивидуальные черты обучения, общения, самочувствия.

Учителя-предметники:

1. Качественные характеристики учебной деятельности:

- трудности и особенности, проявляющиеся при устных и письменных

ответах на уроке, особенности ответов у доски;

- трудности и особенности, возникающие при выполнении творческих

заданий, трудоемкой работы;

- трудности, возникающие в процессе усвоения нового материала,

виды заданий, вызывающие наибольшие трудности;

- предполагаемые причины описанных трудностей.

2. Количественные показатели учебной деятельности:

- успеваемость по основным предметам;

- причины низкой успеваемости или неровной успеваемости.

З. Показатели поведения и общения в учебных ситуациях:

- описание и оценка поведения, учебной активности и заинтересованности;

- индивидуальные, особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и

со сверстниками.

4. Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях:

- описание типичного для школьника эмоционального состояния на уроке;

- описание ситуаций, вызывающих у учащихся различные эмоциональные трудности (плач,

раздражение, агрессия, испуг).

Педагог-психолог:

Педагог-психолог проводит психологическое обследование ребенка с помощью

экспериментально-психологических методик, выявляет нарушения или

несформирмированность высших психических функций, проблемы социально-личностного

развития. Составляет заключение и рекомендации к психологическому сопровождению ребенка

и его семьи.

Учитель-логопед:

Логопед проводит логопедическое обследование. Заполняет речевую карту, составляет

заключение и рекомендации к содержанию и организации логопедической работы:

- особенности речевого развития ребёнка;

- возможности коррекции и прогноз;

- рекомендации для педагогов и специалистов по вопросам коррекции речи;

- консультирование родителей;

- создание благоприятной речевой среды.

2 этап: Консилиум.

На основе данных, полученных специалистами, на заседании ППк идет коллегиальное

обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи, обсуждаются

результаты и составляется коллегиальное заключение с рекомендациями об образовательном

маршруте в соответствии с возможностями и особенностями ребёнка, а также медицинской

помощи, если таковая требуется. В тех случаях, когда на ППк у нас возникают вопросы об

определении образовательного маршрута или ребёнок нуждается в дополнительной

диагностике, мы направляем (с согласия родителей) на психолого-медико - педагогическую

комиссию.

На консилиуме утверждаем ИОМ; распределяем обязанности между участниками реализации

маршрута; также на период реализации рекомендаций, разработанных специалистами ППк,

ребенку назначается ответственный за реализацию ИОМ. Это в первую очередь классный

руководитель, в котором обучается ребенок, но может быть назначен и другой специалист или

педагог, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную коррекционную

работу. Также устанавливаем дату повторного консилиума для оценки эффективности

реализуемого ИОМ. Знакомим родителей с заключением консилиума (какие коррекционно-

развивающие занятия необходимы ребенку, их периодичность, время проведения).

3 этап: Реализация рекомендаций консилиума.

В тех случаях, когда дети обследуются на ППк повторно, мы оцениваем результаты

проведённой с ребёнком индивидуальной коррекционно-развивающей работы (показаваем

наличие и характер динамики) и намечаем дальнейшую работу.

На повторном консилиуме прослеживаем динамику в развитии ребенка, в случае

положительной динамики коррекционно-развивающая работа признается завершенной, если

динамика незначительная или отрицательная, то в ИОМ вносятся коррективы и устанавливается

новый срок реализации.

Документация ПП консилиума:

- положение О ПМПк;

- приказ об организации консилиума;

- журнал записи и учёта детей, прошедших обследование специалистов консилиума;

- журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов

-ьзаключения специалистов ПМПк;

- договор о порядке взаимодействия ПМПк с родителями (законными представителями)

учащегося;

- индивидуальный образовательный маршрут;

- протоколы заседаний консилиума.

В заключении хочу отметить, что при сопровождении детей с ограниченными

возможностями здоровья консилиум позволяет объединять и четко координировать действия

между специалистами школы. Опыт работы нашего школьного консилиума показал:

эффективность образовательного, коррекционно-развивающего процесса во многом зависит от

уровня знаний педагога, узких специалистов о своих учащихся, от умения осуществлять

дифференцированный подход к ним, от заинтересованности в успешном обучении и

полноценном развитии школьников. Поэтому все специалисты ППк и учителя-предметники,

работающие с детьми с ОВЗ прошли курсы повышения квалификации в области инклюзивного

образования.



В раздел образования