Автор: Дзюба Валентина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №51 с.Березовка
Населённый пункт: Ростовская область, Сальский район
Наименование материала: методическая разработка урока литературы в 11 классе
Тема: "Жизнь и творчество А.Т.Твардовского"
Раздел: полное образование
А.Т.Твардовский
(1910 – 1971)
Родился
на
смоленском
хуторе
в
крестьянской семье. Стихи начал писать рано.
Твардовский
входил
в
жизнь
в
годы
«великого
перелома»,
когда
резко,
радикально,
трагически
менялось
деревенское
бытие.
Во
время
коллективизации
его
отец
был
несправедливо признан кулаком и вместе с
семьей сослан в Сибирь.
Главным
из
русских
поэтов
для
Твардовского
был
Некрасов.
Уже
в
ранних
стихотворениях
определились
основные
свойства Твардовского-поэта:
-
Деревенская тематика
-
Форма
развернутого
описательного
стихотворения, стихотворного рассказа
-
Широкое
использование
малых
фольклорных жанров и устной речи.
Главным
жанром
его
творчества
является поэма.
«Страна
Муравия»,
посвященная
коллективизации,
сделала
его
знаменитым.
В
этой
поэме
автор
показал
осуществление
утопической
мечты
и
лишь
отчасти
намекнул
на
драматизм эпохи.
«Василий
Теркин»
стал
главной
книгой
Твардовского,
достойно
и
глубоко
отразившей
решающее
событие
советской
истории – Великую Отечественную войну.
«Василий
Теркин»
строится
на
принципе
жанровых нарушений и отступлений. Война в
«Теркине» предстает частью жизни, где есть
место
всему
–
любви,
ненависти,
трудной
работе, отдыху, страху, смеху…
Герой
поэмы
сохраняет
спокойствие,
вселяет
надежду,
умеет
увидеть
смешное
даже
в
самых
трудных,
безнадежных
ситуациях.
Балагурство, жизнелюбие Василия Теркина
– сущностное, философское свойство героя.
Балагуру смотрят в рот,
Слово ловят жадно.
Хорошо, когда кто врет
Весело и складно.
Главной темой «Василия Теркина» является
страшная война. В мире книги герой и автор
живут согласно известной поговорке «помни о
смерти». Мотив смерти является в «книге про
бойца» одним и главных, ведущих.
В
поэме
автор
является
полноправным
героем.
Автор
тоскует
по
занятым
врагом
родным
местам,
вспоминает
о
детстве,
объясняет свое внутреннее родство с героем
и
структуру
книги,
обращается
к
другу-
читателю.
Время
Великой
Отечественной
войны
отличалось
стремлением
реабилитировать
русскую
историю,
возродить
патриотические
традиции,
найти
примеры
для
подражания
не
только в близком, советском, но и в прошлом.
Мир
«Василия
Теркина»
-
это
идеальное
пространство,
где
русское
и
советское
не
конфликтуют,
а
мирно
сосуществуют.
Твардовский
мечтает
о
той
будущей,
несостоявшейся
России,
в
которой
советская
история окажется продолжением и идеальным
воплощением истории русской.
После войны взгляд Твардовского на
советскую
историю
становится
более
критичным.
В
центре
поэмы
«Дом
у
дороги» также драматические события
войны.
Солдат
приходит
на
родное
пепелище и строит новый дом, ожидая
семью из немецкого плена.
Поэма
Твардовского
«За
далью
–
даль»
связана
с
мотивом
путешествия:
автор
пересекает
страну
в
поезде
«Москва
–
Владивосток»,
описывая
дорожные
впечатления
и
размышления.
Он
рисует
картины мирной жизни на Урале и в Сибири.
Но
кульминацией
поэмы
становится
драматический эпизод случайной встречи на
вокзале
с
возвращающимся
из
советского
лагеря старым другом и о противоречивой
роли И.В.Сталина в советской истории.
Последняя поэма Твардовского «По праву
памяти»
уже
всецело
посвящена
последствиям
сталинского
правления
в
советской
истории,
она
была
запрещена
почти на 20 лет.
В 1950-1954, 1958-1970 годы Твардовский
руководит журналом «Новый мир», делая его
лучшим периодическим изданием советской
эпохи.
Задачей
«Нового
мира»
и
его
главного
редактора
становится
восстановление
и
сохранение
исторической
памяти
во
всей
глубине и разнообразии. Этой цели служат не
только поэмы Твардовского, но и его поздняя
лирика.
Последняя
книга
«Из
лирики
этих
лет»
непохожа
на
ранние
сборники
стихотворений. В этих стихах все отчетливей
выявляется личная тема.
Поздние стихотворения обычно являются
размышлениями, в которых он обращается к
проблемам социальным, общественным.
Во всей послевоенной лирике главным для
Твардовского
остается
память
о
войне,
о
погибших,
долг
и
ответственность
перед
ними.
Большое стихотворение-рассказ «Я убит подо
Ржевом» можно рассматривать как послесловие
к
«Василию
Теркину».
В
нем
убитый
солдат
обращается с завещанием к живым:
Я вам жить завещаю, -
Что я больше могу?
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой Отчизне
С честью дальше служить.
Поздний Твардовский – поэт неуступчивой
памяти и беспокойной совести.