Напоминание

"Жизнь и творчество А.Т.Твардовского"


Автор: Дзюба Валентина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №51 с.Березовка
Населённый пункт: Ростовская область, Сальский район
Наименование материала: методическая разработка урока литературы в 11 классе
Тема: "Жизнь и творчество А.Т.Твардовского"
Раздел: полное образование





Назад




А.Т.Твардовский

(1910 – 1971)

Родился

на

смоленском

хуторе

в

крестьянской семье. Стихи начал писать рано.

Твардовский

входил

в

жизнь

в

годы

«великого

перелома»,

когда

резко,

радикально,

трагически

менялось

деревенское

бытие.

Во

время

коллективизации

его

отец

был

несправедливо признан кулаком и вместе с

семьей сослан в Сибирь.

Главным

из

русских

поэтов

для

Твардовского

был

Некрасов.

Уже

в

ранних

стихотворениях

определились

основные

свойства Твардовского-поэта:

-

Деревенская тематика

-

Форма

развернутого

описательного

стихотворения, стихотворного рассказа

-

Широкое

использование

малых

фольклорных жанров и устной речи.

Главным

жанром

его

творчества

является поэма.

«Страна

Муравия»,

посвященная

коллективизации,

сделала

его

знаменитым.

В

этой

поэме

автор

показал

осуществление

утопической

мечты

и

лишь

отчасти

намекнул

на

драматизм эпохи.

«Василий

Теркин»

стал

главной

книгой

Твардовского,

достойно

и

глубоко

отразившей

решающее

событие

советской

истории – Великую Отечественную войну.

«Василий

Теркин»

строится

на

принципе

жанровых нарушений и отступлений. Война в

«Теркине» предстает частью жизни, где есть

место

всему

любви,

ненависти,

трудной

работе, отдыху, страху, смеху…

Герой

поэмы

сохраняет

спокойствие,

вселяет

надежду,

умеет

увидеть

смешное

даже

в

самых

трудных,

безнадежных

ситуациях.

Балагурство, жизнелюбие Василия Теркина

– сущностное, философское свойство героя.

Балагуру смотрят в рот,

Слово ловят жадно.

Хорошо, когда кто врет

Весело и складно.

Главной темой «Василия Теркина» является

страшная война. В мире книги герой и автор

живут согласно известной поговорке «помни о

смерти». Мотив смерти является в «книге про

бойца» одним и главных, ведущих.

В

поэме

автор

является

полноправным

героем.

Автор

тоскует

по

занятым

врагом

родным

местам,

вспоминает

о

детстве,

объясняет свое внутреннее родство с героем

и

структуру

книги,

обращается

к

другу-

читателю.

Время

Великой

Отечественной

войны

отличалось

стремлением

реабилитировать

русскую

историю,

возродить

патриотические

традиции,

найти

примеры

для

подражания

не

только в близком, советском, но и в прошлом.

Мир

«Василия

Теркина»

-

это

идеальное

пространство,

где

русское

и

советское

не

конфликтуют,

а

мирно

сосуществуют.

Твардовский

мечтает

о

той

будущей,

несостоявшейся

России,

в

которой

советская

история окажется продолжением и идеальным

воплощением истории русской.

После войны взгляд Твардовского на

советскую

историю

становится

более

критичным.

В

центре

поэмы

«Дом

у

дороги» также драматические события

войны.

Солдат

приходит

на

родное

пепелище и строит новый дом, ожидая

семью из немецкого плена.

Поэма

Твардовского

«За

далью

даль»

связана

с

мотивом

путешествия:

автор

пересекает

страну

в

поезде

«Москва

Владивосток»,

описывая

дорожные

впечатления

и

размышления.

Он

рисует

картины мирной жизни на Урале и в Сибири.

Но

кульминацией

поэмы

становится

драматический эпизод случайной встречи на

вокзале

с

возвращающимся

из

советского

лагеря старым другом и о противоречивой

роли И.В.Сталина в советской истории.

Последняя поэма Твардовского «По праву

памяти»

уже

всецело

посвящена

последствиям

сталинского

правления

в

советской

истории,

она

была

запрещена

почти на 20 лет.

В 1950-1954, 1958-1970 годы Твардовский

руководит журналом «Новый мир», делая его

лучшим периодическим изданием советской

эпохи.

Задачей

«Нового

мира»

и

его

главного

редактора

становится

восстановление

и

сохранение

исторической

памяти

во

всей

глубине и разнообразии. Этой цели служат не

только поэмы Твардовского, но и его поздняя

лирика.

Последняя

книга

«Из

лирики

этих

лет»

непохожа

на

ранние

сборники

стихотворений. В этих стихах все отчетливей

выявляется личная тема.

Поздние стихотворения обычно являются

размышлениями, в которых он обращается к

проблемам социальным, общественным.

Во всей послевоенной лирике главным для

Твардовского

остается

память

о

войне,

о

погибших,

долг

и

ответственность

перед

ними.

Большое стихотворение-рассказ «Я убит подо

Ржевом» можно рассматривать как послесловие

к

«Василию

Теркину».

В

нем

убитый

солдат

обращается с завещанием к живым:

Я вам жить завещаю, -

Что я больше могу?

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой Отчизне

С честью дальше служить.

Поздний Твардовский – поэт неуступчивой

памяти и беспокойной совести.



В раздел образования