Автор: Николаенко Галина Олеговна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 134
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: рабочая программа химического кружка
Тема: "Задачи по химии - нет ничего проще"
Раздел: полное образование
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Управление образования Администрации г. Екатеринбурга
муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 134
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Руководитель МО директор МАОУ СОШ №134
_________________ А.Г.Семкин_________
(протокол №____от_______) (протокол №_____от______)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Химического кружка
«Задачи по химии
нет ничего проще»
Учитель
Николаенко Галина Олеговна
2022-2023
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
Предметные результаты
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор
информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
правила классификации и сравнения,
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео
курсы, ресурсы Интернета);
правила сохранения информации, приемы запоминания.
Учащиеся должны уметь:
выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять
главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
работать в группе;
работать с источниками информации, представлять информацию в
различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность,
представлять результаты своей деятельности в различных видах;
работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции
с файлами и каталогами.
Личностные и метапредметные результаты
Личностные
У школьников будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в
том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной
деятельности;
ученик получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к
школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании
учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам
решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной
деятельности.
Регулятивные
Школьник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной
задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации,
так и в конце действия.
Познавательные
Школьник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом
информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-
следственных связей.
Коммуникативные
Школьник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые,
средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации,
используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
Ученик получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь.
Итоговый результат:
Девятиклассники должны научиться решать задачи стандартного и
повышенного уровня сложности из сборников задач на базе выпускника
основной школы. Для оценивания результатов усвоения курса используется
зачетная система. Зачет выставляется при выполнении обучающимися
контрольных мероприятий. Курс не предполагает оценочную систему.
Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Анализ проектно-исследовательской деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
Форма организации: проект
Виды деятельности: познавательная, исследовательская
Основные направления деятельности
Образовательный процесс в рамках данного курса имеет развивающий
характер, направлен на развитие природных задатков учащихся, реализацию
их интересов и способностей. Каждое занятие нацелено на обеспечение
развития личности ребенка, поэтому целесообразным является
использование личностно-ориентированнной технологии и проблемных
методов обучения. Особое внимание необходимо уделить следующим
особенностям организации учебного процесса:
Комфортный, неформальный характер психологической атмосферы на
занятиях;
Включение в занятие игровых элементов, стимулирующих инициативу и
активность детей;
Создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий
для свободного межличностного общения;
Моральное поощрение инициативы и творчества;
Продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм
деятельности;
Регулирование активности и отдыха (расслабления).
Основные разделы программы
Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три
самостоятельные подпрограммы:
Подпрограмма «Тренинг». Специальные занятия по приобретению
учащимися знаний, а также развитию умений и навыков исследовательского
поиска.
Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение учащимися
самостоятельных исследований.
Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий,
необходимых для управления процессом решения задач исследовательского
обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ).
Основные формы проведения занятий:
- игра
- беседа
- дискуссия
- тренинг
-семинар
-экскурсии
-круглый стол
-викторина
-конференции
-исследовательская деятельность
Общая характеристика содержания подпрограмм Подпрограмма
«Тренинг по химии» В ходе тренинга развития исследовательских
способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями,
умениями и навыками исследовательского поиска. К ним мы относим знания,
умения и навыки: видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить
эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать
свои идеи. Подпрограмма «Исследовательская практика». Главное
содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований
и выполнение творческих проектов. Эта программа выступает в качестве
основной, центральной. Занятия в рамках этой программы выстроены так,
что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского
поиска постепенно возрастает. Подпрограмма «Мониторинг» Эта часть
программы меньше других по объему, но она так же важна, как и две
предыдущие. Учащийся должен знать, что результаты его работы интересны
другим, и он обязательно будет услышан, а проведенное им исследование
или выполненный проект не останутся незамеченными и неоцененными.
Кроме того, современному школьнику необходимо освоить практику
презентаций результатов собственной работы. Он должен овладеть умениями
аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы. И для
решения этой педагогической задачи результаты его исследований –
наиболее подходящий материал.
№
Контрольные
мероприятия
Требования
Условия выставления зачёта
1
Конкурс
(колличественны
й) числа
Наличие, полнота, правильность, ответ
Наличие не менее 10 решений задач,
решённых задач
отвечающих требованиям
2
Презентация
Защита не менее 1 презентации
3
Творческая
работа
Составление творческих расчётных задач
по различным темам(например:
«Медицина», «Экология» и др.)
Предоставление не менее 1 работы,
соответствующей требованиям
5
Сообщение,
доклады
Раскрытие темы, объём не более 2
страниц, представление работы
Не менее 1 работы,
соответствующей требованиям
№
Контрольные
мероприятия
Требования
Условия выставления зачёта
1
Конкурс
(колличественны
й) числа
решённых задач
Наличие, полнота, правильность, ответ
Наличие не менее 10 решений задач,
отвечающих требованиям
2
Презентация
Защита не менее 1 презентации
3
Творческая
работа
Составление творческих расчётных задач
по различным темам(например:
«Медицина», «Экология» и др.)
Предоставление не менее 1 работы,
соответствующей требованиям
5
Сообщение,
доклады
Раскрытие темы, объём не более 2
страниц, представление работы
Не менее 1 работы,
соответствующей требованиям
Календарно-тематическое планирование
№ п\п
Наименование
разделов и тем
Количество
Сроки
Форма занятия
Контрольные
мероприятия
часов
Общие приёмы
решения задач
12
1.
Основные
химические и
физические
величины
1
03-08.09.22
Лекция. Входной
контроль
2.
Основные
соотношения в
химии. Массовые
доли элементов в
соединениях
1
10-15.09.22
Решение задач
конспект
3.
Мольная доля
вещества
1
17-22.09.22
Решение задач
4.
Эквиваленты
1
24-29.09.22
Решение задач
5.
Расчёт по
уравнениям
реакций
1
01-06.10.22
Решение задач
6.
Расчёты с
использованием
разницы в массе
или объёме
1
08-13.10.22
Решение задач
7.
Расчёты с
применением
растворимости
веществ
1
15-20.10.22
Решение задач
8.
Вывод формул
веществ
1
22-27.10.22
Решение задач
9.
Массовая доля
растворённого
вещества в
растворе
1
06-10.11.22
Лекция
конспект
10.
Приготовление
раствора с
заданной
массовой долей
вещества
1
12-17.11.22
Практическая
работа № 1
«Приготовление
раствора с
заданной
процентной
концентрацией
растворённого
вещества»
Отчёт
11.
Правило
смешивания
1
19-24.11.22
Беседа.
Выступления
учащихся
12.
Задачи на смеси
веществ
1
26-01.12.22
Решение задач
Неорганическая
химия
11
13.
Щелочные
металлы
1
03-08.12.22
Лекция.
конспект
14.
Металлы II А
группы
1
10-15.12.22
Опорный
конспект
15.
Алюминий
1
17-22.12.22
Алгоритмы
16.
Углерод
1
24-29.12.22
Алгоритмы
17.
Кремний
1
14-19.01.23
Беседа
Выступления
учащихся
18.
Азот
1
21-26.01.23
Доклады
Выступления
учащихся
19.
Фосфор
1
28-02.02.23
Сообщения
Выступления
учащихся
20.
Сера
1
04-09.02.23
Доклады
Выступления
учащихся
21.
Хлор
1
11-16.02.23
Сообщения
Выступления
учащихся
22.
Металлы
побочных
подгрупп
(железо)
1
18.23.02.23
Лекция
конспект
23.
Металлы
побочных
подгрупп (хром)
1
25-02.03.23
Лекция
конспект
Органическая
химия
12
24.
ТХС
А.М.Бутлерова.
Изомерия.
2
04.-
09.03.23
Лекция. Опорный
конспект
конспект
25.
Алканы
1
11-16.03.23
Презентации
Защита
презентаций
26.
Алкены
1
18-23.03.23
Презентации
Защита
презентаций
27.
Алкины
1
01-06.04.23
Презентации
Защита
презентаций
28.
Бензол
1
08-13.04.23
Презентации
Защита
презентаций
29.
Спирты
1
15-20.04.23
Презентации
Защита
презентаций
30.
Фенол
1
22-27.04.23
Доклады
Выступления
учащихся
31.
Альдегиды
1
29-04.05.23
Доклады
Выступления
учащихся
32.
Карбоновые
кислоты
1
06-11.05.23
Доклады
Выступления
учащихся
33.
Амины
1
13-18.03.23
Доклады
Выступления
учащихся
34.
Аминокислоты
1
20-25.05.23
Доклады
Выступления
учащихся.
Зачёт.
Защита
проектных
работ
Итого:
35