Автор: Бирюкова Наталья Валентиновна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа № 41 имени генерал-лейтенанта А.Ф. Казанкина»
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование регионального компонента на уроках математики в современных условиях"
Раздел: среднее образование
Использование регионального компонента на уроках математики в
современных условиях
Математика, сухие цифры, строгие формулы. Многие (и дети, да и взрослые)
считают этот предмет скучным, сухим, ненужным и прочее. А почему? Во-первых,
содержание школьных учебников математики носит абстрактный характер, то есть на
уроке математики мы говорим на темы, которые детям совершенно неинтересны. «Ну
это ж математика!» - скажите Вы и начнете разбирать задачу о землекопах, которые на
протяжении многих лет копают траншеи, о поездах, которые зачем-то мчатся на встречу
друг другу и прочее. На таком уроке, скучном и неинтересном, много сил тратиться на
то, чтобы привлечь и удержать внимание учеников, а удовлетворение от такого урока не
получает ни учитель, не ученики. Более того, в классе есть учащиеся с низкой
мотивацией. На уроках они пассивны, не стремятся отвечать на вопросы педагога, часто
отвлекаются. Чем объясняется отсутствие у них интереса к знаниям? Во многом тем, что
материал им кажется сухим, не нужным, что он им в жизни не пригодится. Опыт
показывает, что ученики всех классов – младших и старших, с большим интересом
выполняют задания, в которых говорится о жизни, которая их окружает, о них самих, об
их родном крае. Вызвать интерес и показать связь математики с практикой помогает
использование на уроках математики регионального компонента.
Использование
материалов
регионального
компонента
позволяет
учителю
прикоснуться не только к разуму ученика, но и к его душе, ибо дети учатся слушать
других,
сопереживать.
Решая
задачи,
отгадывая
кроссворды
с
применением
краеведческого материала, ребята глубже узнают богатства и достопримечательности
своего города, знакомятся с историей области, с фактами, которыми школьники могут
гордиться. А нам есть чем гордиться. Имена наших земляков хорошо известны не только
в России, но и
далеко за ее пределами: Николай Михайлович Карамзин, Иван
Александрович Гончаров, Аркадий Александрович Пластов, Владимир Ильич Ульянов
(Ленин), Александр Федорович Керенский, Иван Семенович Полбин и многие другие.
Однажды, в 5 классе при изучении темы «Десятичные дроби», я предложила детям
задачу.
Считается, что Стенька Разин спрятал все награбленное золото, где-то на
Симбирской земле. Данное предположение имеет довольно большие основания, так как
именно здесь Степан Разин побывал в последний раз. Кстати… именно на территории
нашей области найден самый большой клад в России серебряных монет. Так что, тот,
кому повезет найти клад Разина, станет обладателем самого большого клада золотых
монет и жемчуга в России. По-историчскому преданию Разин даже отдал какому-то
старику в записку с местом расположения клада. В ней якобы говорилось, что в сундуках
храниться более 40 пудовок золота и многое множество сундуков с жемчугом. Сколько
по преданию кг золота спрятано на территории нашей области? (1 пуд = 16,3804964 кг.)
Я была приятно удивлена, какой интерес у пятиклассников вызвала эта задача. И я
стала сама составлять задачи, используя
различные факты о городе Ульяновске и
Ульяновской области.
6 класс. Решение уравнений.
Решите уравнение: 3х+35= 5х-1179. Найдя корень данного уравнения, вы узнаете,
сколько ступенек имеет лестница на Венце. Это самая крутая и длинная лестница на
Волге, она находится на месте самого старого из симбирских спусков с горы к Волге –
Никольского спуска. На ней ежегодно проходит забег «Симбирские ступени».
Затем к работе по составлению задач стала привлекать самих учащихся, которым
очень понравилось изучать математику таким нескучным образом. Составляя и решая
задачи, ученики не только в увлекательной форме овладевают системой математических
знаний, но и формируют универсальные учебные действия, ведь для составления задачи
необходимо подобрать нужный материал, систематизировать его, обработать данные. А
так же учатся, бережно относиться к предметам старины, памятникам архитектуры,
родной природе, гордиться своими земляками, то есть составление краеведческих задач
по математике способствует формированию гражданских качеств личности.
Можно использовать задачи, связанные с различными видами спорта. В нашей
школе на протяжении многих лет открыта секция по греко-римской борьбе, многие
ребята занимаются в этой секции.
6 класс. « Пропорции» Задача. Найди неизвестный член пропорции, поставь букву
в соответствии алфавитного порядка. Прочитай фамилию ученика нашей школы.
1).y:28=1:2; 2).(n-2):15=24:45; 3).
16
c
+
1
=
4
5
; 4).
3
11
=
36
11 x
; 5).
1.3 x
39
=
1
3
; 6).
25
3
=x:1
4
5
. (Ответ:
Мискин Данил, выпускник нашей школы, в 2017 году стал серебряным призером на
чемпионате России по греко-римской борьбе).
Итак, использование регионального компонента на уроках математики в условиях
реализации ФГОС необходимо.Мы видим, что региональный компонент в современных
условиях
является
средством
мотивации
учебно-познавательной
деятельности
школьников, средством решения таких задач гуманизации образования, как уровневая и
профильная
дифференциация
обучения,
практическая
и
профессиональная
направленность
обучения,
расширение
кругозора
учащихся
о
национальном
и
региональном своеобразии условий их жизни, воспитание экологической культуры.
Список литературы
1. Мухаметзянова Ф.С., Тюльпенева Л.М. Преподавание алгебры с использованием
аспектов культорологического подхода.
7 класс: Методические рекомендации.
–
Ульяновск: ИПКПРО, 2003.
2. Особо охраняемые территории Ульяновской области/ Под ред. В.В. Благовещенского. –
Ульяновск: Дом печати, 1997.