Напоминание

"Использование регионального компонента на уроках математики в современных условиях"


Автор: Бирюкова Наталья Валентиновна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа № 41 имени генерал-лейтенанта А.Ф. Казанкина»
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование регионального компонента на уроках математики в современных условиях"
Раздел: среднее образование





Назад




Использование регионального компонента на уроках математики в

современных условиях

Математика, сухие цифры, строгие формулы. Многие (и дети, да и взрослые)

считают этот предмет скучным, сухим, ненужным и прочее. А почему? Во-первых,

содержание школьных учебников математики носит абстрактный характер, то есть на

уроке математики мы говорим на темы, которые детям совершенно неинтересны. «Ну

это ж математика!» - скажите Вы и начнете разбирать задачу о землекопах, которые на

протяжении многих лет копают траншеи, о поездах, которые зачем-то мчатся на встречу

друг другу и прочее. На таком уроке, скучном и неинтересном, много сил тратиться на

то, чтобы привлечь и удержать внимание учеников, а удовлетворение от такого урока не

получает ни учитель, не ученики. Более того, в классе есть учащиеся с низкой

мотивацией. На уроках они пассивны, не стремятся отвечать на вопросы педагога, часто

отвлекаются. Чем объясняется отсутствие у них интереса к знаниям? Во многом тем, что

материал им кажется сухим, не нужным, что он им в жизни не пригодится. Опыт

показывает, что ученики всех классов – младших и старших, с большим интересом

выполняют задания, в которых говорится о жизни, которая их окружает, о них самих, об

их родном крае. Вызвать интерес и показать связь математики с практикой помогает

использование на уроках математики регионального компонента.

Использование

материалов

регионального

компонента

позволяет

учителю

прикоснуться не только к разуму ученика, но и к его душе, ибо дети учатся слушать

других,

сопереживать.

Решая

задачи,

отгадывая

кроссворды

с

применением

краеведческого материала, ребята глубже узнают богатства и достопримечательности

своего города, знакомятся с историей области, с фактами, которыми школьники могут

гордиться. А нам есть чем гордиться. Имена наших земляков хорошо известны не только

в России, но и

далеко за ее пределами: Николай Михайлович Карамзин, Иван

Александрович Гончаров, Аркадий Александрович Пластов, Владимир Ильич Ульянов

(Ленин), Александр Федорович Керенский, Иван Семенович Полбин и многие другие.

Однажды, в 5 классе при изучении темы «Десятичные дроби», я предложила детям

задачу.

Считается, что Стенька Разин спрятал все награбленное золото, где-то на

Симбирской земле. Данное предположение имеет довольно большие основания, так как

именно здесь Степан Разин побывал в последний раз. Кстати… именно на территории

нашей области найден самый большой клад в России серебряных монет. Так что, тот,

кому повезет найти клад Разина, станет обладателем самого большого клада золотых

монет и жемчуга в России. По-историчскому преданию Разин даже отдал какому-то

старику в записку с местом расположения клада. В ней якобы говорилось, что в сундуках

храниться более 40 пудовок золота и многое множество сундуков с жемчугом. Сколько

по преданию кг золота спрятано на территории нашей области? (1 пуд = 16,3804964 кг.)

Я была приятно удивлена, какой интерес у пятиклассников вызвала эта задача. И я

стала сама составлять задачи, используя

различные факты о городе Ульяновске и

Ульяновской области.

6 класс. Решение уравнений.

Решите уравнение: 3х+35= 5х-1179. Найдя корень данного уравнения, вы узнаете,

сколько ступенек имеет лестница на Венце. Это самая крутая и длинная лестница на

Волге, она находится на месте самого старого из симбирских спусков с горы к Волге –

Никольского спуска. На ней ежегодно проходит забег «Симбирские ступени».

Затем к работе по составлению задач стала привлекать самих учащихся, которым

очень понравилось изучать математику таким нескучным образом. Составляя и решая

задачи, ученики не только в увлекательной форме овладевают системой математических

знаний, но и формируют универсальные учебные действия, ведь для составления задачи

необходимо подобрать нужный материал, систематизировать его, обработать данные. А

так же учатся, бережно относиться к предметам старины, памятникам архитектуры,

родной природе, гордиться своими земляками, то есть составление краеведческих задач

по математике способствует формированию гражданских качеств личности.

Можно использовать задачи, связанные с различными видами спорта. В нашей

школе на протяжении многих лет открыта секция по греко-римской борьбе, многие

ребята занимаются в этой секции.

6 класс. « Пропорции» Задача. Найди неизвестный член пропорции, поставь букву

в соответствии алфавитного порядка. Прочитай фамилию ученика нашей школы.

1).y:28=1:2; 2).(n-2):15=24:45; 3).

16

c

+

1

=

4

5

; 4).

3

11

=

36

11 x

; 5).

1.3 x

39

=

1

3

; 6).

25

3

=x:1

4

5

. (Ответ:

Мискин Данил, выпускник нашей школы, в 2017 году стал серебряным призером на

чемпионате России по греко-римской борьбе).

Итак, использование регионального компонента на уроках математики в условиях

реализации ФГОС необходимо.Мы видим, что региональный компонент в современных

условиях

является

средством

мотивации

учебно-познавательной

деятельности

школьников, средством решения таких задач гуманизации образования, как уровневая и

профильная

дифференциация

обучения,

практическая

и

профессиональная

направленность

обучения,

расширение

кругозора

учащихся

о

национальном

и

региональном своеобразии условий их жизни, воспитание экологической культуры.

Список литературы

1. Мухаметзянова Ф.С., Тюльпенева Л.М. Преподавание алгебры с использованием

аспектов культорологического подхода.

7 класс: Методические рекомендации.

Ульяновск: ИПКПРО, 2003.

2. Особо охраняемые территории Ульяновской области/ Под ред. В.В. Благовещенского. –

Ульяновск: Дом печати, 1997.



В раздел образования