Автор: Андрей Васильевич Кретинин
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБО Лицей №112
Населённый пункт: Барнаул
Наименование материала: Статья
Тема: Дыхательная гимнастика как эффективный способ укрепления здоровья
Раздел: среднее образование
Методическая разработка по теме:
«Дыхательная гимнастика как
эффективный способ укрепления здоровья»
учителя физической культуры
МБОУ « Лицей 112» г. Барнаула
Алтайского края
Кретинина Андрея Васильевича
В связи с введением ФГОС и увеличением учебной нагрузки учащихся, многие
ребята не успевают восстанавливаться после учебных занятий в школе,
выполнение домашнего задания, просиживание за компьютером отнимает
немало времени и сил. Поэтому учащиеся перестают заниматься физической
культурой, гуляют мало на свежем воздухе, что приводит к слабому здоровью, к
потере выносливости. Мною при проведении уроков физической культуры в
школе, замечено, что многие ребята не могут пробежать даже маленькую
дистанцию, начинают задыхаться, в бассейне, находясь в воде,
некоторые
жалуются на тяжесть в дыхании. Поэтому тема «Дыхательная гимнастика на
уроках физической культуры» очень актуальна в настоящее время.
В данной методической разработке подобраны упражнения, которые
апробированы мной на уроках и могут быть рекомендованы для применения
учителям физической культуры на своих уроках.
Дыхательные упражнения для школьников несут несколько важных функций:
во время
гимнастики организм успокаивается, насыщается кислородом,
обменные процессы в мозговой ткани усиливаются и ускоряются.
Благодаря дыхательным упражнениям школьники быстрее растут и правильно
развиваются, регулярное выполнение таких комплексов помогает школьникам
избежать и противостоять стрессам, подготовиться к экзаменам и занятиям,
лучше справляться с учебной нагрузкой, улучшают аппетит и поднимают
настроение.
Уже спустя несколько занятий, заметен положительный результат, поэтому я
считаю, что дыхательная гимнастика является обязательной на уроке физической
культуры.
Но стоит заметить, что неправильная техника выполнения дыхательной
гимнастики может дать противоположный результат, а именно навредить
здоровью
ребенка.
Интенсивные
физические
нагрузки,
создаваемые
при
занятиях дыхательной гимнастикой, важно правильно дозировать. Т.е. нельзя
злоупотреблять дыхательными упражнениями. Так, например, чрезмерное
учащение и углубление дыхания может повлечь за собой нежелательные
последствия – слабость, головокружение и даже обморок
Памятка по проведению дыхательной гимнастики:
1.Проводить
дыхательную
гимнастику
в
хорошо
проветриваемом
помещении.
2.Не проводить дыхательную гимнастику на сытый желудок.
3.Не рекомендуется выполнять дыхательную гимнастику, если ребёнок в
плохом настроении или болен.
4.На
первоначальной
стадии
учим
детей
общим
дыхательным
упражнениям:
дышать при закрытом рте: тренируем носовой выдох;
тренируем ротовой выдох, закрывая при этом ноздри.
5.Учим задерживать дыхание на 1-2 секунды.
6.На следующем этапе учим направленной воздушной струе (помним, что
воздух должен проходить по середине языка, щёки при этом не
надуваются).
7.Длительность выполнения упражнений не больше 5 минут.
8.Следить за тем, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею.
8.При
выполнении
дыхательных
упражнений
одежда
должна
быть
свободной, не стесняющей движения.
9.Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт, музыку.
10. Дозируйте количество и темп проведения упражнений.
Упражнения для учащихся начальных классов
( можно класс разделить на 2 команды. Одна выполняет одно упражнение а
другая другое)
1. Неподвижные (выполняются в неподвижном положении стоя или сидя).
“Звуки животных”.
Учащиеся делают глубокий вдох через нос, задерживают дыхание на
несколько секунд, на длительном выдохе через рот произносят звук
животного, которого назовет учитель (например: пчелы – ззззззз…, коровы –
мууууу…).
Выполнить 5-6 раз.
«Повтори».
Педагог предлагает повторять за ним текст эхом. Каждый раз количество
слов во фразе увеличивается. Дети должны произносить фразу на одном
дыхании.
Дождь…
Дождь поет…
Дождь поет песню…
Дождь поет песню осени
Дождь поет песню осени: «кап-кап-кап»
Парк…
Парк, слушай…
Парк, слушай песню…
Парк, слушай песню ветра…
Парк, слушай песню ветра: «у-у-у-у»
Выполнить 2 раза
2.Движения на месте (выполнятся на месте без продвижения вперед).
Упражнение «Топор»
Исходное положение: стоя на носках прогнувшись, ноги на ширине плеч,
руки вверх - назад, пальцы сплетены. Опускаясь на стопу, наклониться
быстро вперед, хлест руками вперед, вниз, назад, как рубка топором, с
одновременным акцентированным мощным выдохом. Плавно вернуться в
исходное положение (естественный вдох).
Выполнить 4 раза.
Упражнение «Насос»
Накачаем мы воды,
Чтобы поливать цветы.
Руки на поясе. Приседаем - вдох, выпрямляемся – выдох.
Выпрямляясь произносить – «с-с-с».
Выполнить 4 раза.
3. С продвижением вперед (выполняются при ходьбе).
«Каратист».
Шаг правой вперед, руки согнуты впереди на уровне живота, ладони верх
– вдох через нос; шаг левой вперед, руки опустить, ладони вниз – выдох
через рот звук «Ха». Выполнять в среднем темпе. Повторить 6-8 раз.
«Танцор».
Руки к плечам, ноги скрестно – вдох; задней ногой шаг в сторону, руки
опустить – выдох. Выполнять в медленном темпе. Повторить 6-8 раз.
Дыхательная гимнастика
Дыхательная
гимнастика
выполняется
мальчиками
и
девочками
одновременно. Преимущество предлагаемых комплексов состоит в том, что
их могут выполнять дети разного возраста - как основной, так и средней
(полной)
школы.
Регулярное
выполнение
предложенных
упражнений
позволяет
избавиться
от
многих
негативных
явлений,
связанных
с
простудными заболеваниями, ослаблением дыхательной системы, быстрой
утомляемостью.
Полное дыхание. Из положения основной стойки выполнять медленные
вдохи и выдохи. Во время вдоха живот «надувается», выпячивается вперед,
грудная клетка расширяется. При выдохе, наоборот, живот втягивается,
грудная клетка максимально сжимается. Упражнение выполняется 30-40
секунд.
Очистительное дыхание. Основная стойка. Сделать глубокий вдох через
нос, задержать дыхание на 2-3 секунды. Выполнить выдох через рот
«порциями», всего на полный цикл выдоха затратить 3-4 «порции».
Комплекс дыхательной гимнастики
Внимание! Предложенные комплексы с задержками дыхания выполняются
только здоровыми школьниками, имеющими хорошую подготовленность.
Школьники, не имеющие достаточной подготовки, делают упражнения без
задержки дыхания
. Упражнение № 1
• Стать прямо, держа руки по сторонам тела.
• Сделать полный глубокий вдох через нос.
• Медленно поднимать руки, держа их напряженными до тех пор, пока
кисти рук не будут над головой.
• Задержать дыхание на 2-3 секунды, держа руки над головой.
• Медленно опустить руки к сторонам тела, так же медленно выдыхая
воздух через рот.
Упражнение № 2
• Стать прямо, держа руки прямо перед собой.
• Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2-3 секунды.
• Быстро отвести руки как можно дальше назад, держа кулаки на уровне
плеч, затем привести их опять в прежнее положение и повторить это
движение еще раз, все время удерживая дыхание.
• С силой выдохнуть воздух через рот.
Упражнение № 3
• Стать прямо, руки вытянуть перед собой.
• Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2-3 секунды.
• Быстро махнуть руками, делая ими круг назад. Затем сделать такое же
движение руками в обратную сторону, все время удерживая дыхание.
• С силой выдохнуть воздух через рот.
Упражнение № 4
• Выполнить упор лежа на гимнастической скамейке, держа руки по
сторонам тела с обращенными к скамейке ладонями.
• Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание.
• Продолжая задерживать дыхание, напрячь все тело и подняться на руках
так, чтобы тело держалось на ладонях и кончиках пальцев ног.
• Медленно опуститься в прежнее положение. Повторить это движение 2-3
раза.
• С силой выдохнуть воздух через рот.
Упражнение № 5
Стать прямо перед стеной, приложив к ней ладони.
• Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание.
• Продолжая задерживать дыхание, приблизить грудь к стене, держа весь
свой вес на руках.
• Медленно отодвинуться назад, делая это при помощи мускулов рук и
держа все тело напряженным.
• С силой выдохнуть воздух через рот
для 10-11 классов
Задачи занятий на данном этапе остаются неизменными, однако приоритет
в
развитии
физкультурно-оздоровительных
форм
на
данном
этапе
подготовки
отдается
пользующимся
популярностью
среди
старших
школьников
видам
физической
активности.
Приоритетная
цель
физкультурно-оздоровительного
занятия
в
средней
(полной)
школе
ориентирована
на
формирование
физической
культуры
учащихся
посредством овладения знаниями и умениями физкультурной деятельности.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой
Упражнение «Ладошки». Исходное положение: стоя, согнуть руки в
локтях (локти вниз) и «показать ладони зрителю» - «поза экстрасенса».
Делать шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимать
ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделать 8 резких,
ритмичных вдохов носом (то есть «шмыгнуть» 8 раз). Затем руки опустить и
отдохнуть 3-4 секунды - пауза. Сделать еще 8 коротких, шумных вдохов - и
снова пауза. Норма: «прошмыгать» носом 4 раза по 8 вдохов-выдохов.
Помните! Активный вдох носом - абсолютно пассивный, неслышный выдох
через рот.
«Погончики». Исходное положение: стоя, кисти рук сжать в кулаки и
прижать к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкать кулаки
вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые,
тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в и.п. на уровень пояса.
Плечи расслаблены - выдох «ушел». Выше пояса кисти рук не поднимать.
Сделать подряд 8 вдохов-движений. Затем отдых 3-4 секунды - и снова 8
вдохов-движений. Норма: 4 раза по 8 вдохов-движений.
«Насос». Исходное положение: стоя, ноги чуть уже ширины плеч, руки
вдоль туловища (основная стойка). Сделать легкий наклон (руками тянуться
к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом
во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с наклоном.
Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова наклон и короткий,
шумный вдох «с пола». Представлять, что накачивается шина автомобиля.
Наклоны вперед делаются ритмично и легко, низко не наклоняются,
достаточно наклона в пояс. Спина круглая (а не прямая), голова опущена.
«Накачивать шину» нужно в темпоритме строевого шага. Норма: 4 раза по 8
вдохов-движений. Наклон делается едва заметно, но обязательно с шумным и
коротким вдохом через нос. Выдох делается после каждого вдоха пассивно
через рот.
Упражнение «Кошка». Исходное положение: стоя, ноги чуть уже ширины
плеч (ступни ног в упражнении не должны отрываться от пола). Сделать
танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо - резкий,
короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже
короткий, шумный вдох носом. Вправо - влево, вдох справа -вдох слева.
Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Колени слегка
сгибать и выпрямлять (приседание легкое, пружинистое, глубоко не
приседать). Руками делать хватательные движения справа и слева на уровне
пояса. Спина абсолютно прямая, поворот - только в талии. Норма: 4 раза по 8
вдохов-движений.
«Обними плечи». Исходное положение: встать, руки согнуты в локтях и
подняты на уровень плеч. Бросать руки навстречу друг другу до отказа, как
бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко
«шмыгать» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу (а
не крест-накрест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая
рука сверху - правая или левая), широко в стороны не разводить и не
напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения
рук слегка откидывать голову назад (вдох «с потолка»). Норма: 4 раза по 8
вдохов-движений.
Урок физического воспитания школьников оказывает преимущественное
воздействие на двигательную и эмоциональную сферу ребенка. В процессе
урока дети нередко испытывают физические и эмоциональные нагрузки,
которые требуют весьма значительного напряжения. Очень важно после
каждой высокой нагрузки, предусмотреть отдых детей, научить их правильно
восстанавливать свое дыхание. Рекомендовано специальные дыхательные
упражнения не только, во время занятий физической культуры, но и как
самостоятельные упражнения – дома, для профилактики заболеваний
верхних
дыхательных
путей,
насморка,
бронхиальной
астмы.
Необходимо научить детей управлять своим дыханием, выработать
привычку. Ведь правильное дыхание – это лучшая профилактика многих
заболеваний.Но все – таки, главным принципом в этом процессе должен быть
постулат «Не навреди!».