Автор: Фагина Людмила Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №31"
Населённый пункт: п.Восток Красноармейского муниципального района Приморского края
Наименование материала: статья
Тема: Организация познавательной и творческой деятельности на уроках математики
Раздел: среднее образование
Подготовила: Фагина Людмила Викторовна,
учитель математики МКОУ «СОШ №31»,
п.Восток
Красноармейского муниципального района
Приморского края.
Организация познавательной и творческой деятельности
учащихся на уроках математики.
Каждый учебный год начинаю с выявления индивидуальных особенностей учащихся и
состояния их знаний, анализируются их учебные возможности, определяются пути
преодоления отставания в учебе отдельных учеников. При определении учебных
возможностей у учащихся лучше завысить оценку их возможностей, рассчитывая на их
рост. Также не стоит забывать, что учебные возможности учащихся изменяются в ходе
учебной деятельности. Такая целенаправленная работа с учащимися позволяет мне
значительно повысить их учебные возможности, создать условия для получения прочных
знаний, развития и успешного формирования личности каждого ученика.
Приоритетными целями обучения математике в 5–9 классах являются:
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
познавательной активности, исследовательских умений, критичности мышления,
интереса к изучению математики;
Считаю, что развитие познавательного интереса младших школьников- основа успешного
обучения, учение с увлечением. Свои уроки стремлюсь строить так, что бы дети могли
расширить свой кругозор, развивать любознательность и пытливость, тренировать
внимание, воображение, память, мышление. Все эти познавательные процессы под
влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Методы, средства и формы организации учащихся на уроках
1) использование занимательного и игрового материала;
2) метод проблемного обучения;
3) организация индивидуальной самостоятельной работы.
Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность.
Еще К.Д. Ушинский советовал включать игровые моменты в учебный труд, для того, что
бы процесс познания был более продуктивным. Игра ставит ученика в условие поиска,
пробуждает интерес к победе.
Разгадай закономерность
Задачи на смекалку
1.Пять землекопов за 5 часов выкапывают 5 м канавы.
Сколько потребуется землекопов, для того чтобы выкопать 100 м канавы за 100 часов?
2.
У Вас есть два шнура (фитиля). Каждый шнур, подожженный с конца, полностью
сгорает дотла ровно за один час, но при этом горит с неравномерной скоростью.
Как при помощи этих шнуров и зажигалки отмерить время в 45 минут?
3.Трехзначное число состоит из возрастающих (слева направо) цифр.
Если это число прочитать, то все слова будут начинаться на одну и туже букву. Что это за
число?
4.Предположим Вам надо повалить бетонную стену длиной в 20 метров, высотой в 3 метра
и весом в 3 тонны. Как вы выполните эту задачу, если в вашем распоряжении нет
абсолютно никаких инструментов?
5.Все мы неоднократно слышали журчание ручья. Как Вы считаете, отчего он журчит?
Метод проблемного обучения
1.позволяет формировать познавательные интересы учащихся;
2.заставляет искать истину и всем коллективом находить ее;
3.вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения;
4.вызывает к жизни эмоции учеников, создается обстановка увлеченности, раздумий,
поиска;
5.это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.
Организация индивидуальной самостоятельной работы
Индивидуальную самостоятельную работу можно использовать не только с целью
усвоения знаний, умений и навыков, но и как средство развития творческой активности
учащихся, инициативы.
Для этого нужно использовать задания одинаковые по содержанию, но разные по способу
выполнения.
Задания для индивидуальной самостоятельной работы.
1) Составь все возможные равенства из чисел:251, 319, 570
2)Вырежьте из клетчатой бумаги прямоугольники одинаковой площади, вычислите
периметр каждого прямоугольника и сравните.
3)Вставьте в окошечко число так, чтобы полученное неравенство было верным и
обоснуйте ответ.
42+ > 30+24
4)На клумбе растут 37 тюльпанов. Сколько можно составить букетов из 5 тюльпанов?
Сколько цветов осталось?
5)Таня взяла с полки 3 пакета молока по 50 рублей и на кассе еще три пакета конфет, цену
она не видела. Кассир сказал, что надо заплатить 280 рублей за все, но Таня возразила, что
сумма не верна. Кто прав?
6)Грузоподъемность лифта 320 кг. Сможет ли в нем поехать семья из 5 человек, если папа
весит 96 кг, мама – 73 кг, старший сын – 67 кг, дочь – 51 кг и младший брат -37 кг.
7)В магазине купили 1 кг 460 гр. Помидоров, 2 кг 240 гр. Огурцов, 1 кг 150 гр. Перца и
300г зеленого лука. Донесет ли покупатель овощи до дома в пакете, который выдерживает
груз до 5 кг.
8)Как разделить поровну семь дынь между 12 гостями, если каждую дыню можно
разрезать только на равные части и частей должно быть не больше 5.
9)Максим купил машину в кредит и заплатил при покупке 81200 рублей. Кредит он обязан
выплачивать в течение трех лет по 7180 рублей в месяц. На сколько больше он заплатит
за машину , если ее первоначальная стоимость 310 тыс. Рублей?
10)Успеет ли Миша на автобус, который отправиться через 18 минут, если он идет со
скоростью 47 м/мин. И до остановки 1 км.
Творческие задания
Написание сказок
Мини - сочинения
Стихотворения по соответствующим темам
Изготовление геометрических фигур
Изготовление раздаточного материала
Создание рисунков, аппликаций после изучения тем Окружность, Треугольник,
Прямоугольник и тд.
В своей практике убедилась, что творческие задания стимулируют познавательную
активность даже самых слабых учащихся. Ребята, потратившие определённые усилия на
творческие задания, охотно принимают участие в обсуждении этих заданий, с интересом
выслушивают объяснения приёмов их решения даже в тех случаях, когда они этих
приёмов сами найти не смогли. У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого
верно решённого задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, даёт
мощный импульс повышению познавательной активности.