Напоминание

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения по тексту Д. С. Лихачёва "Любовь, уважение, знание"


Автор: Лесик Наталья Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 19"
Населённый пункт: г. Владивосток , Приморский край
Наименование материала: Презентация
Тема: Подготовка к написанию сочинения - рассуждения по тексту Д. С. Лихачёва "Любовь, уважение, знание"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок №1

Учитель МБОУ «СОШ №19 города Владивостока»

Лесик Наталья Валентиновна

*

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

УРОКА

*

Подготовка к ЕГЭ

части С

Сочинение-рассуждение

по тексту Д.С. Лихачева

«Любовь, уважение, знание»

*

Заповеди великого гуманиста

1.Не прибегай к убийству и не начинай войн.

2.Не считай свой народ врагом других народов.

3.Не кради и не присваивай себе плодов труда ближнего.

4. Стремись лишь к правде в науке и не используй ее во вред кому бы

то ни было или в целях собственного обогащения.

5.Уважай своих родителей и предков, сохраняй и уважай их культурное

наследие.

6.Уважай идеи и чувства других людей.

7.

8.Стремись к тому, чтобы твой труд и твои идеи были плодом

свободного человека, а не раба.

9. Преклоняйся перед жизнью во всех ее проявлениях и стремись

осуществить все воображаемое.

10. Будь всегда свободным, ибо люди рождаются свободными,

11.Не создавай себе ни кумиров, ни вождей, ни судей, ибо наказание за

это будет ужасным.

Бережно относись к Природе как своей матери и помощнице.

(

1)Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? (2) Всякий

ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. (3) Но жизненный опыт пробуждает в

памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.

(4)Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле, обнажить голову перед

памятниками, что были воздвигнуты благодарными потомками.

(5) И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание

народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. (6) Сделавшие это

совершили преступление против самого благородного из чувств – признательности герою, защитнику

национальной свободы России, признательности русских брату – грузину. (7)А как расценить тех, кто

примерно тогда же намалевал гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте

гибели другого героя – Тучкова: «Довольно хранить остатки рабского прошлого!»

(8)А архитектурный облик Ленинграда, в котором я родился и прожил большую часть жизни?

(9)Он связан с именами Растрелли, Росси, Кварнеги, Захарова, Воронихина… (10) По дороге с

главного ленинградского аэродрома первым большим зданием, носившим печать выдающегося

таланта Растрелли, был Путевой дворец. (11)Дворец был в очень плохом состоянии – стоял близко

от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. (12)Прикоснись к нему рука

реставраторов – и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду! (13)Снесли! (14) Снесли в

конце шестидесятых годов! (15)И ничего нет на этом месте… (16)Пусто там, где он стоял, пусто в

душе, когда это место проезжаешь. (17)И – горько, потому что утрата любого памятника культуры

невосполнима: они ведь всегда индивидуальны.

(18) «Запас» памятников культуры крайне ограничен в мире, и он истощается со всё

прогрессирующей скоростью. (19)Всё дело в том, что к патриотизму слишком долго призывали, а

надо его воспитывать с самого раннего возраста.

(20)Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи

начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. (21)И ещё – с

уважения к чужой культуре, земле, речи.

(22)Эти важнейшие человеческие качества – любовь, уважение, знание – поможет тебе открыть

в своей душе история.

*

Ознакомление с текстом

*

Словарная работа

*

Архитектурный облик-внешний вид здания.

*

Вандализм-жестокое разрушение исторических памятников и культурных

ценностей.

*

Варварство-грубость, дикость нравов , бессмысленное разрушение культурных

ценностей.

*

Историческое и культурное наследие-унаследованное, воспринятое от прежних

поколений, от предшественников.

*

Патриотизм-преданность и любовь к своему Отечеству, народу.

*

Реставратор-специалист по реставрации памятников старины, искусства.

*

Реконструкция-восстановление чего-нибудь по сохранившимся остаткам,

описаниям.

*

Невиданное поругание святыни-оскорбительное, грубое издевательство,

кощунство над святыней.

*

Роль заглавия

2. Выражает идею.

1. Называет тему.

2. Выражает идею.

3. Представлена в виде формулировки основной проблемы.

4. В нём отражён кульминационный момент.

5. Отражена авторскую позиция по поставленной проблеме.

6. По смыслу вступает в антонимические отношения с содержанием

текста.

7. Определяет логику повествования.

8. Отражает основной конфликт.

*

Тема

*

СПРАВКА

Основная проблема

это та,

которая стала объектом раздумий автора;

над которой он в основном размышляет;

по которой отчётливо заявлена авторская

позиция;

к которой он неоднократно возвращается.

*

Художественные средства

Эпитет

Просторечные слова

Эмоциональная

лексика

Риторические вопросы

Восклицательные

предложения

Анафора

Лексические повторы

*

3 предложение - иные, горестные, грустные

*

7 предложение – намалевал

*

5,17 предложение -поругание, горько

*

1,8 предложения

*

7,13,14 предложения

*

13,14 предложения

*

16 предложение

*

Воспитание чувства патриотизма

Я

От воспитания

малого:

любви к семье;

школе;

дому.

К воспитанию

большого:

к родному селу, городу

любви к родной речи;

к родному краю

;

к родной культуре;

Уважение к чужой культуре, речи и

земле

*

Авторская позиция

*

Автор считает, что…

*

Автор утверждает, что…

*

Автору важно убедить читателя в том, что…

*

Цель автора-убедить читателей в том, что…

*

Автор подводит читателя к мысли о том, что…

*

Решая проблему, автор приходит к выводу…

*

Цель автора-заставить читателя обратить внимание на…

*

Собственная

позиция

*

Нельзя не разделить боль и горечь автора..

*

Нельзя остаться равнодушным…

*

Разделяю негодование автора, хочу сказать…

*

К сожалению…

*

Изложение собственной

позиции

*

Обратимся к ( факту, воспоминаниям кого-либо,

научным данным и т.д.)

*

Это можно доказать следующим образом…

*

Стоит обратиться к…

*

Данную мысль можно обосновать еще одним

примером, фактом, аргументом…

*

В этом легко убедиться, обратившись к…

*

Убедительным доказательством справедливости

высказанной мысли может служить…

*

Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение по этой статье.

*

Спасибо за работу!



В раздел образования