Напоминание

" Проектная деятельность обучающихся на уроках литературы"


Автор: Ирина Дмитриевна Стрижкова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат № 67 Пушкинского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербурга
Наименование материала: Статья
Тема: " Проектная деятельность обучающихся на уроках литературы"
Раздел: среднее образование





Назад




Статья 07.09.23

« Проектная деятельность обучающихся на уроках литературы»

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ школы- интерната № 67

Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

В

Пояснительной записке

Федеральной рабочей программы

учебного предмета «Литература» сказано, что «ФГОС ООО

позволит

учителю

реализовать

в

процессе

преподавания

литературы современные подходы к формированию личностных,

метапредметных

и

предметных

результатов

обучения,

сформулированных

во

ФГОС

ООО»

Для

реализации

множественных образовательных целей и задач ФГОС ООО

допускает

возможность

использования

самых

передовых

технологий,

каждая

из

которых

имеет

огромный

пласт

разнообразных форм и методов.

Достижение предметных результатов обучения – главная цель

ежедневного труда учителя литературы. Именно этот предмет сочетает в

себе как научно- методологическую базу, так и обращение к духовному

наследию нашего народа; литература объединяет в себе науку и искусство.

Поэтому ФГОС ООО среди предметных целей и задач на первое место

выводит следующие :

«Предметные результаты по литературе на

уровне основного общего образования должны обеспечивать:

1)

понимание духовно-нравственной и культурной ценности

литературы и её роли в формировании гражданственности и

патриотизма, укреплении единства многонационального народа

Российской Федерации;

2)

понимание

специфики

литературы

как

вида

искусства,

принципиальных

отличий

художественного

текста

от

текста

научного, делового, публицистического;

3)

овладение умениями эстетического и смыслового анализа

произведений устного народного творчества и художественной

литературы,

умениями

воспринимать,

анализировать,

интерпретировать

и

оценивать

прочитанное,

понимать

художественную картину мира, отражённую в литературных

произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в них

художественных смыслов:

Работа по формированию устойчивых ценностно- нравственных

ориентиров подрастающего поколения должна развить в ребёнке

определённые ЗУН ( знания, умения, навыки), как-то :

- умение рассматривать изученные произведения в рамках

историко-литературного процесса (определять и учитывать при

анализе принадлежность произведения к историческому времени,

определённому литературному направлению);

-

умение выявлять связь между важнейшими фактами биогра-

фии писателей (в том числе А С Грибоедова, А С Пушкина, М Ю

Лермонтова, Н В Гоголя) и особенностями историче- ской эпохи,

авторского мировоззрения, проблематики произведений;

-

умение сопоставлять произведения, их фрагменты (с

учётом внутритекстовых и межтекстовых связей), образы

персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных

лите-

ратурных произведений, темы, проблемы, жанры,

приёмы, эпизоды текста;

-

умение сопоставлять изученные и самостоятельно

прочитанные

произведения

художественной

литературы

с

произведениями

других

видов

искусства

(живопись,

музыка,

театр, кино)

Одним из

замечательных методов

для

углубления

читательского

восприятия

стал

для

моих

обучающихся

творческий проект

« Я иллюстратор»

, в котором ребята выступают

в качестве художников-иллюстраторов прочитанных в курсе

литературы художественных произведений.

Проектная деятельность школьников — это познавательная, учебная,

исследовательская и творческая деятельность, в результате которой

появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта. Для

ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего

творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить

себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои

знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это

деятельность, направленная на решение интересной проблемы,

сформулированной самими учащимися.

Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы -

носит практический характер и значим для самих открывателей. Мои

ученики с увлечением рисуют образы, которые вызваны прочтением

произведений.

А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое

средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать

и развивать специфические умения и навыки проектирования:

проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и

самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации,

практическое применение академических знаний, самообучение,

исследовательская и творческая деятельность.

Проектно-исследовательская работа в школе — это новый,

инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент,

игровой, научный и творческий. Ученики, прежде всего, получают первые

навыки исследования, благодаря чему развиваются специфические качества

особого склада мышления.

Организовывая проектную деятельность , я как руководитель проекта,

учитываю следующие аспекты:

1. Проектное задание должно соответствовать возрасту и уровню развития

школьника.

2. Должна быть учтена проблематика будущих проектов, которая должна

быть в области интересов учеников.

3. Должны быть созданы условия для удачного исполнения проектов

(наличие материалов, данных, мультимедиа).

4. Прежде чем дать ученикам проектное задание, следует предварительно

осуществлять подготовку к ведению такой деятельности.

5. Руководить проектами, помогать ученикам и консультировать их.

6. Отрабатывать со школьниками приёмы проектной деятельности,

совершенствуя при этом общеучебные умения.

7. При выборе темы проекта — не навязывать информацию, а

заинтересовать, мотивируя их к самостоятельному поиску.

8. Обсуждать с учащимися выбор источников информации: библиотека,

справочники, интернет, периодические издания и т. д.

Творческие проект, как разновидность проектной деятельности, дают

огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде

внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и

многого другого. Фантазии нет предела.

Каждая работа проходит рецензирование по определённой схеме:

Структура рецензии:

1. Актуальность или востребованность: (поставленная в работе проблема,

попытки ее ре¬шения; почему данная работа интересна).

2. Каким образом автор пытается решить эту проблему (выполнить

поставленную цель). Краткое содержание работы, основные выводы,

результаты работы.

3. Личная значимость работы ее автора,социальная значимость (чем данная

работа может быть интересна другим.

4.Образовательный потенциал работы (предметные знания, универсальные

умения: какие использовались в работе, какие были приобретены).

5. Соответствие работы требованиям, предъявляемым к проектной работе.

6.Общая оценка работы. Пожелания, недочеты, раскрытые в позитивной

форме, возможные направления дальнейшей работы.

Обязательно делается вывод: «Проектная работа (фамилия, имя ученика) По

теме: (название темы) Отвечает (не отвечает) требованиям, предъявляемым

к индивидуальному итоговому проекту и рекомендуется(не может быть

рекомендована)к защите».

Наш проект « Я иллюстратор» позволяет каждому обучающемуся в

течение изучения курса литературы, начиная с 5 класса и вплоть до

окончания основного общего образования, создать собственный альбом

иллюстраций к изученным произведениям. На протяжении обучения

каждая иллюстрация представляется автором на импровизированных

выставках, в дальнейшем подшивается собственно в личный альбом,

который можно вручить выпускнику. Кроме того, этот альбом занимает

почётное место в портфолио обучающегося в разделе « Моё творчество»



В раздел образования