Напоминание

"Я-слушу, я-вижу, я-чувствую"


Автор: Стрельцова Наталья Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества" поселка Псебай, Муниципального образования Мостовский район, Краснодарского крайя
Населённый пункт: поселок Псебай, Мостовский район, Краснодарский край
Наименование материала: Авторский метод знакомства учащихся вокального ансамбля с музыкальным произведением
Тема: "Я-слушу, я-вижу, я-чувствую"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Авторский метод

знакомства с музыкальным произведением

«Я - слышу, я- вижу, я - чувствую»

в рамках личностно-ориентированного подхода

в образовательном процессе

Автор-разработчик: Стрельцова Наталья Анатольевна, педагог

дополнительного образования по вокалу МБУ ДО «Дом детского творчества»

поселка Псебай, Муниципального образования Мостовский район,

Краснодарский край.

22.11.2017 г.

Цель: воспитание слушателя-профессионала через сравнительный анализ

произведений разучиваемого песенного репертуара.

Задачи:

- научить детей понимать, слышать, «видеть» богатый мир образов в синтезе

музыки и слов, распознавать их отличие и определять способы воздействия

на глубину чувств слушателя;

- определять средства выразительности речи;

- определять на слух музыкальные средства выразительности;

-

развивать

образное

мышление,

эмоциональную

отзывчивость

через

пластическое интонирование, ролевую игру «Я-дирижер»;

-развивать коммуникативные способности, уважительное отношение к иному

мнению собеседника.

Знакомство с музыкальным произведением по этапам:

1.

Перед тем, как

познакомить детей с новой песней я предлагаю им

познакомиться

с

ее

текстом

(распечатанные

тексты

по

количеству

детей).

Каждый читает про себя, углубляясь в те образы, которые

«нарисовал»

поэт

и,

соответственно,

дети,

читая

стихотворение.

Определяем смысловые акценты, главные сова (слоги) в стихотворении

(речевые ударения).

2.

Через

определение речевых

средств

выразительности

стихотворения,

пытаемся

предугадать, какие средства музыкальной выразительности

будет

задействовать

композитор,

решивший

написать

на

это

стихотворение

музыку

(мелодия,

интонации,

ритм,

темп,

лад,

динамические ньюансы и т.д.). Каждый спешит высказать свое мнение.

Обсуждаем, дискутируем.

3.

Через ролевую игру «Я-дирижер» каждый ребенок одновременно читает и

дирижирует определенный фрагмент песни. Обсуждаем результат.

4.

Наконец, слушаем готовое произведение в «плюсе», часто удивляясь тому

как иногда

текст по содержанию «бьет в колокола», а музыкальное

сопровождение напряженное и тягучее в противовес уже сложившемуся в

течение обсуждения мнению детей. Или же наоборот, текст бывает по

своей образной нагрузке «простоватый», а музыка так вдруг «широко»

зазвучит,

создавая

свои

яркие

образы,

что

наталкивает

детей

на

излишнюю фантазию. Они начинают придумывать продолжение, чуть ли

не каждой строфе, причем

текстовое… Это тоже неплохо, но не в

контексте данного метода. Здесь необходимо сравнить образ поэта и образ

композитора,

или

проанализировать

-

насколько

точно

композитор

передал содержание стихотворения в музыкальном изложении.

5.

Наконец, слушаем произведение в «плюсе» все вместе, молча. Выделяем

из

практики

начальной

работы

по

данному

методу

двух

самых

«убедительных дирижеров» и даем им возможность, каждому по очереди,

продирижировать это произведение, как если бы это пел ансамбль, хор,

при этом звучит фонограмма «плюс», дети пытаются исполнить уже

знакомые места вместе с ансамблем, хором, исполняющим этоу песню в

записи.

6.

Далее происходит самоанализ своей работы со стороны «дирижеров»,

анализ их работы со стороны каждого члены группы, высказывая свое

мнение, поясняя что понравилось (не понравилось) и почему, что было не

понятно.

Педагогам прикладникам

хочу

предложить

этот

метод

в

такой

интерпритации:

предположим

вам

нужно

познакомить

детей

с

работами

определенного мастера, вы, традиционно рассказываете о нем, о его профиле,

технике в которой он работает, например, знакомство с мастером по работе с

глиной, называете название его работы не показывая ее. Даете возможность

высказать

детям

предположение

о

форме,

цвете

и

так

далее,

которые

художник,

возможно

использовал

в

своей

работе.

А

потом

педагог

показываете

его

раннюю

или

не

в

контексте

работы

с

глиной

работу,

выполненную в технике, например, бисероплетения (!), да просто потому,

что эта техника была когда-то его хобби. Или, что с у него ОВЗ, как с

художниками, которые однажды потеряв возможность видеть продолжают

творить непостижимым образом прекрасные картины. Это как пример.

Все это обязательно вдохновит детей, возможно, не всех, но побудит к

поиску. А если вы еще и скажите, что у этого художника есть еще одна (не

одна) работа, которая просто вас лично чем-то поразила или называете еще

какую-то еще отличительную черту этой работы, предлагаете найти ее в

интернет-ресурсах

со

словами:

«Ребята,

вы

будете

удивлены

увидев

эту

работу, она размещена на сайте (даете адрес сайта или ссылки) …, а на

следующем

занятии

поделитесь

с

нами

своими

впечатлениями».

Эффект

прекрасный. У нас педагогов не всегда есть мультимедийная аппаратура под

рукой и время для трансляции всего самого интересного, что мы хотели бы

показать нашим детям, так этот способ прекрасная возможность восполнить

этот пробел. Желаю всем успехов в поиске нового и интересного.



В раздел образования