Автор: Евсеева Ольга Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Темкинская СШ" Темкинского района Смоленской области
Населённый пункт: с.Темкино
Наименование материала: Разработка урока литературы в 9 классе
Тема: "Образ украинской ночи в произведениях Н.В.Гоголя, А.И.Куинджи и Н.А.Римского-Корсакова"
Раздел: среднее образование
Урок литературы в 9 классе.
ТЕМА УРОКА: «ОБРАЗ УКРАИНСКОЙ НОЧИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
Н.В..ГОГОЛЯ, А.И.КУИНДЖИ, Н.А. РИМСКОГО – КОРСАКОВА».
ЦЕЛИ УРОКА: формировать представление учащихся о своеобразии
индивидуальной
творческой
манеры
Гоголя,
Куинджи
и
Римского-
Корсакова.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- формировать языковую личность;
- формировать представление учащихся об эстетической функции языка
художественного текста;
- совершенствовать умения анализа художественного текста, произведения
живописи и музыкального произведения;
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА.
1. Портрет Н.В.Гоголя.
2. Повесть «Вечера на хуторе близ Диканьки».
3. Репродукции картин А.И. Куинджи «Вечер на Украине» (1878г.), «Лунная
ночь на Днепре» (1880г.).
4. Аудиозапись. Римский-Корсаков. Опера «Майская ночь» (оркестровое
вступление к 1 действию), опера «Ночь перед рождеством» (вступление
к опере. Акт 1. Картина 1).
ПОДГОТОВКА К УРОКУ.
Домашнее задание к этому уроку было следующее: весь класс прочитывает
«Ночь перед рождеством», 1-й вариант прочитывает «Майскую ночь»,
2-й вариант — «Страшную месть».
Индивидуальные задания:
- группа «литераторов» готовит сообщение об истории создания «Вечеров...»;
находит описания украинской ночи («Майская ночь, или утопленница»,
описание
Днепра
ночью
(«Страшная
месть»),
описание
ночи
перед рождеством («Ночь перед рождеством») и анализирует эти отрывки
по вопросам, предложенным учителем;
- группа «художников-оформителей» готовит сообщение о творчестве
русского художника-передвижника А.И.Куинджи, анализирует картины
«Вечер на Украине», «Лунная ночь на Днепре»; рисует иллюстрации
к повести Н.В.Гоголя;
- группа «музыкантов» собирает материал о творчестве Н.А.Римского-
Корсакова (создание опер «Майская ночь» и «Ночь перед рождеством») и
анализирует музыкальные отрывки из этих опер.
ЭПИГРАФ К УРОКУ.
Сейчас прочел «Вечера на хуторе близ диканьки».
Они изумили меня. Вот настоящая веселость,
искренняя, непринужденная, без жеманства,
без чопорности. А местами какая поэзия!
Какая чувствительность! Все это так
необыкновенно в нашей нынешней литературе,
что я и доселе не образумился.
А.С.Пушкин.
ХОД УРОКА.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
При выходе в свет «Вечеров...» Гоголю было всего 22 года. Он полон веры в
свое литературное предназначение, жизненной энергии, лукавого задора.
Книга сразу привлекла к себе общее внимание и положила начало славе
Гоголя. А.С.Пушкин писал о ней: «Сейчас прочел «Вечера на хуторе близ
Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя,
непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!
Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней
литературе, что я доселе не образумился».
Вы видите, что эпиграфом к нашему уроку взяты слова А.С.Пушкина. И это
не случайно. Не только Пушкин был заворожен этой повестью, но и великий
русский композитор Римский-Корсаков, и русский художник-пейзажист
Куинджи.
Тема
нашего
урока
«Пейзаж
в
литературе,
живописи,
музыке».
Для начала вспомним, что такое пейзаж.
(Ученик. Пейзаж (франц.) — вид, изображение какой-либо местности;
в живописи и графике - жанр, в котором основной предмет изображения —
природа.)
Учитель. Изображение природы в искусстве никогда не было простым ее
копированием. Как бы ни прекрасны были леса и луга, как бы ни манила
художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь — все
эти образы, будучи запечатленными на холсте, в стихах или звуках вызывали
сложные
чувства,
переживания,
настроения.
Природа
в
искусстве
одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава; она
такова, какой видит ее человек. Тема природы издавна привлекала поэтов и
писателей, художников и музыкантов.
Цель нашего урока - проанализировать пейзажи Гоголя, Куинджи, Римского-
Корсакова и сделать вывод: «Какими художественными средствами удалось
им создать образ украинской ночи?»
При подготовке к уроку были созданы творческие группы. Каждая
творческая
группа
получила
задание.
Предоставляется
слово
группе
«литераторов».
Группа «литераторов».
1). Сообщение об истории создания «Вечеров...».
- Детские годы писателя прошли на Украине, в селе Васильевке, среди
щедрой южной природы. Очень рано возник у Гоголя интерес к фольклору,
к
народному
творчеству.
Картины
украинской
природы,
знакомство
с украинскими песнями, легендами запечатлелись в сознании будущего
писателя.
Детская любовь к народным сказкам, преданиям и песням
с годами переросла в серьезное увлечение. Задумав писать книгу из жизни
простого народа, Гоголь обращается к матери с просьбой подробно описать
ему одежду крестьян, рассказать о свадебных обрядах, о различных духах.
Гоголь начинает работать над повестями из старинной украинской жизни,
используя народные предания и сказки, В 1831-1 832 годах повести вышли
в свет в двух сборниках под общим названием «Вечера на хуторе близ
Диканьки».
В повестях
много пейзажных зарисовок. Они не случайны. Природа
гармонирует с чувствами, душевным состоянием человека.
2). Работа с пейзажными зарисовками.
Согласно теме урока мы остановились на отрывках из текста, в которых
Гоголь дает описание ночи.
(Учащиеся этой группы отвечают на вопросы к каждому подобранному
отрывку)
Учитель. Предоставляется слово группе «Художников-оформителей».
Группа «художников оформителей»
- Наш рассказ пойдет об Архипе Ивановиче Куинджи, русском
художнике-передвижнике, жившим в ХIХ веке (1841-1910г.)
Для
пейзажей
Куинджи
характерны
романтическая
приподнятость,
панорамность композиций.
Мы расскажем о двух картинах Архипа Ивановича «Вечер на Украине» и
«Ночь на Днепре», которые можно считать иллюстрациями к повести
Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Существует мнение, что настоящий талант проявит себя в любых условиях.
Вряд ли будет правильным распространять это положение на всех
художников, но к биографии Архипа Ивановича Куинджи оно подходит
вполне. Сын бедного Мариупольского сапожника, с малых лет оставшийся
сиротой, без всяких средств к существованию, Куинджи пробил сам себе
дорогу, вышел в люди, добился признания и стал знаменитый.
Жизненный путь Куинджи типичен для многих художников царской
России, В течение одиннадцати лет он служил на строительстве церкви,
затем прислуживал у купца за столом, два-три месяца работал в мастерской
у художника Айвазовского и в Феодосии, а потом в качестве ретушера —
у мариупольского фотографа.
В 1861 году девятнадцатилетний Куинджи попадает в Петербург. Два раза он
делает
попытку
поступить
в
Академию
художеств
—
и
оба
раза
проваливается на экзаменах. Но Куинджи не падает духом, он долго и
упорно работает над собой.
Эстетические
взгляды
Куинджи
формировались
под
влиянием
передвижнической среды и ее идеологов. Пейзажисты — передвижники не
стремились искать ландшафты в чужих странах, их радовала и привлекала
родная природа, в которой они нашли и красоту и поэзию.
Шишкин, М.Клодт, Куинджи, Ф.Васильев, Саврасов и Левитан обогатили
русское искусство глубочайшими проникновеннейшими картинами природы
своей страны. В создании своего, русского, национального реалистического
пейзажа проявились народность и патриотизм передвижников-пейзажистов.
Куинджи был сыном своего времени, он отдал свой талант, всю свою
энергию на изображение родной природы, на раскрытие неисчерпаемых ее
красот.
На пятой выставке передвижников Куинджи участвовал с картиной «Вечер
на Украине (1876г.), которую следует считать первым зрелым и самым
характерным
для
его
творчества
произведений.
Картина
эта,
ныне
значительно почерневшая, прекрасно передает лунный свет, ярко озаряющий
белые украинские хатки с одиноко стоящими тополями. В этой картине
Куинджи показал себя большим мастером светотеневых контрастов, которые
воспринимаются
как
полная
иллюзия
действительного.
Куинджи
не
пользовался каким-нибудь одним мимолетным впечатлением от природы. Он
наблюдал ее однотипные проявления, запечатлевая их в этюдах, и потом уже
по памяти писал картину, отображая в ней не единичное явление, а сумму
родственных явлений, обобщенных и переработанных в его сознании.
На Парижской выставке 1878 года картина «Вечер на Украине», так же как и
в России, имела большой успех. (Демонстрируется репродукция картины
«Вечер на Украине»).
В последующих произведениях Куинджи свое внимание сосредотачивает на
эффектах
освещения
в
природе;
величие
и
тишина
лунных
ночей,
феерические закаты, игра солнечных лучей в яркой зелени деревьев, яркие
блики света на стволах — вот что воспевает в природе художник. «Иллюзия
света, - говорил Репин, - была его богом, и не было художника, равного ему в
достижении этого чуда живописи. Куинджи — художник света».
В 1880г. Куинджи устроил в помещении Общества поощрения художников
просмотр своей новой картины «Ночь на Днепре». Успех экспозиции одной
картины был необычен для художников того времени. Критика, как и
публика, восторженно приветствовала художника. «Такой картины нет в
целом мире, нет в Мире Искусства!» - писалось в прессе. «Ночь на Днепре»
вся построена на зеленовато-черной гамме. Серебристая гладь реки и
бледный диск луны придают картине какую-то волшебность.
Перед зрителем стелется Днепр, да на пригорке изображено несколько
украинских
хаток.
Простой,
обычный
пейзаж
благодаря
сказочному
световому эффекту, благодаря мастерскому решению соотношений светлого
и темного чарует зрителя. Художник передал в картине поэтическую
прелесть южной ночи. (Демонстрируется репродукция картины «Ночь
на Днепре».)
Обе эти картины гармонируют с пейзажем в повести Гоголя.
Далее группа «художников» представляет свои иллюстрации к повести
Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Учитель. Слово предоставляется группе «музыкантов».
Группа «музыкантов».
-Наша группа подобрала материал, который можно считать иллюстрациями к
повести Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке
звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев,
в шуме грозы.
Звукоизобразительность как подражание звукам природы можно найти уже в
музыке ХV века. Так был намечен путь к освоению музыкой ее пейзажно-
изобразительных возможностей.
Постепенно помимо подражания звуками музыка научилась вызывать
зрительные ассоциации: в ней природа не только зазвучала, но и заиграла
красками, цветами, бликами — стала «зримой». Музыкальная живопись —
это выражение композитора и критика.
Среди
ярких
музыкальных
картин,
связанных
с
изображением
природы, - цикл П.Чайковского «Времена года».
Но нас интересует музыка, связанная с творчеством Гоголя. И такая музыка
есть.
Каждый великий художник неповторим. Николай Андреевич Римский-
Корсаков чутко услышал в русской народной песне ее красоту, увидел
в старинном народном быте его светлую, праздничную сторону, а в сказке —
поэтический полет воображения.
Фантастический элемент для музыки, как считал Римский-Корсаков, -
всегда элемент прекрасный и благодарный. Из пятнадцати опер, им
написанных, девять созданы на сказочные или легендарные сюжеты. В
народном сознании далеких лет фантастическое крепко-накрепко связано с
миром природы. Так в корсаковской музыке — будь то гениальная
«Снегурочка» (по пьесе А.Н.Островского), или простодушная и трогательная
«Майская ночь» (по Н.В.Гоголю) или оперы на пушкинские сюжеты —
везде живет, дышит, поет свою заветную песню могучая природа.
Леса и синие озера русского Севера, роскошная весенняя ночь Украины,
горное ущелье Кавказа, теплое нежное море у Корсакова не просто фон, на
котором развиваются события. Природа отзывается на радости и горести
людей.
Дар создавать звуками почти зримые образы — одна из самых сильных
сторон Римского-Корсакова.
Остановимся на опере «Майская ночь». Вот что говорит Римский-Корсаков
об истории создания этой оперы: «Я с детства своего обожал «Вечера на
хуторе», и «Майская ночь» нравилась чуть ли не
преимущественно перед всеми повестями этого цикла.
Жена моя, еще будучи невестой, часто уговаривала меня написать когда-
нибудь оперу на этот сюжет. Мы вместе с ней читали эту повесть в день,
когда я сделал ей предложение. С тех пор мысль о «Майской ночи»
не покидала меня».
Эту оперу композитор посвятил своей жене. «Автобиографичность»
«Майской ночи» определила характер ее музыки: и окрашивающий всю
оперу светлый весенний колорит, и наполняющий ее аромат мечтательно-
нежных и радостных любовных эмоций...
Весной 1878 года Корсаков написал набело, прямо на партитуру,
оркестровое вступление к
I
действию «Увертюра» (завораживающий
слушателя своей красотой музыкальный пейзаж «Украинская ночь»). А
теперь мы с вами послушаем этот отрывок из оперы и сопоставим его с
описанием украинской ночи у Гоголя и у Куинджи. (Звучит аудиозапись).
Поставлена опера была 9 января 1880 года на сцене Мариинского театра и
прошла с успехом. «Майская ночь» - одно из самых романтических
произведений. Она была первой оперой Римского-Корсакова, в которой
отразилось его увлечение языческой стариной и наметились важнейшие
черты его зрелого оперного стиля.
Еще одну оперу по мотивам повести Гоголя Римский-Корсаков начал
писать в 1894 году. Этой оперой открылся необычайно плодотворный
период, в течение которого композитор создал 11 опер. В опере «Ночь перед
рождеством» композитор сохранил и развил гоголевский мотив.
Как и в ряде других произведений Римского-Корсакова колорит волшебности
неразрывно слит в «Ночи перед рождеством» со звуковой пейзажностью...
Здесь полное соответствие между гоголевской повестью и оперой Римского-
Корсакова.
В холодном воздухе разлита трепетность мерцаний и струистость лучей,
связующих безбрежной ночной застылостью земли. На фоне
тихо
колеблющихся звучаний так рельефно и выразительно скользят красивые
фразы созерцательной валторны и ласкового кларнета: тишь и покой, но не
мертвенный, не угрожающий, предвещающий не бури, а жизненную радость,
благодать — веру в жизнь...
Звездность
неба,
морозность
воздуха,
серебристость
ночного
света,
искристость снежной пелены — вот что подслушано композитором у
природы
и
воплощено
в
кратчайшей
дивной
симфонической
поэме
вступления к «Ночи перед рождеством» (Акт 1, картина 1), которую вы
сейчас услышите (звучит аудиозапись).
Учитель.
Мы
рассмотрели
лишь
малую
часть
пейзажных
образов
в литературе, живописи и музыке, остановив свой выбор на описании
украинской ночи. Вернемся к вопросу, который звучал в начале урока
«Какими средствами удалось Гоголю, Куинджи и Римскому-Корсакову
создать образ украинской ночи?»
Примерные ответы учащихся.
Группа «литераторов».
Наблюдая за описанием ночи у Гоголя мы пришли к выводу, что для
создания образа ночи писатель использует изобразительно-выразительные
средства, такие как: метафора (божественная ночь величественно догорала),
эпитеты (божественная ночь, очаровательная ночь, блистательная ночь).
Недаром В.Г. Белинский говорил: «Гоголь не пишет, а рисует...>)
Большую роль в создании образа играет синтаксис: обилие предложений
с
однородными
членами,
предложений
сложносочиненных
и
сложноподчиненных, риторических вопросов и восклицаний.
Исследователь пейзажа Гоголя Пигарев отмечал, что «яркой красочностью
отличаются картины природы в творчестве Н.В. Гоголя».
Пейзаж Гоголя далек от «графичности» и акварельности» пейзажа Пушкина.
Группа «художников».
Архип Иванович Куинджи – талантливый художник, мастер света- создает
образ украинской ночи, сосредотачивая внимание на эффектах освещения,
которые ему удается передать с помощью красок. «Иллюзия света, - говорил
Репин, - была его богом, и не было художника, равного ему в достижении
этого чуда живописи. Куинджи — художник света».
Группа «музыкантов».
Прослушав отрывки из опер, мы пришли к выводу, что Николай Андреевич
Римский-Корсаков
для
создания
образа
ночи
прибегает
к использованию таких музыкальных инструментов как «созерцательная
валторна» и «ласковый кларнет».
Итог урока.
Обобщение сказанного учителем.
- Благодаря этим произведениям наше восприятие природы становится
богаче, полнее, эмоциональнее. Мы лучше начинаем видеть и чувствовать
детали, постигать краски и настроения, слышать во всем своеобразную
музыку. «Ничто по музыкальности не может сравниться с закатом солнца», -
писал К. Дебюси, и эта музыкальность восприятия мира становится равной
восприятию его безграничной красоты. В способности к такому восприятию
и заключается секрет одухотворенности человека — самого высокого из всех
присущих ему начал.