Автор: Илющук Надежда Яковлевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "Пермяковская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: с.Пермяки, Кемеровская область, Беловский район
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование универсальных учебных действий на уроках искусства посредством создания презентаций."
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пермяковская средняя общеобразовательная школа»
Формирование универсальных учебных
действий на уроках искусства посредством
создания презентаций.
Исполнитель Илющук Надежда Яковлевна,
учитель изобразительного искусства
МБОУ «Пермяковская СОШ»
с. Пермяки,
Беловский район
Формирование универсальных учебных действий на уроках искусства
посредством создания презентаций.
Учебный
предмет «Искусство" вносит
особый
вклад
в
формирование
универсальных
учебных
действий:
личностных,
регулятивных,
познавательных, коммуникативных, через организацию совместной учебной
деятельности, использование проектных, игровых, поисковых, диалоговых
методов,
ИКТ,
активизирующих
учебно-познавательную
деятельность
учащихся.
В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает
умение
учиться,
т.
е.
способность
субъекта
к
саморазвитию
и
самосовершенствованию
путем
сознательного
и
активного
присвоения
нового
социального
опыта.
В
более
узком
значении
это
совокупность
способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение
новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
В соответствии с ФГОС представлено четыре вида УУД: личностные,
регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные универсальные
учебные
действия
отражают
систему
ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам
окружающего мира.
К
личностным
УУД
относятся:
положительное
отношение
к
учению,
к
познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения,
совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их
преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом,
созидательном
процессе;
осознание
себя
как
индивидуальности
и
одновременно
как
члена
общества,
признание
для
себя
общепринятых
морально-этических
норм,
способность
к
самооценке
своих
действий,
поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого
народа,
определённой
культуры,
интерес
и
уважение
к
другим
народам;
стремление
к
красоте,
готовность
поддерживать
состояние
окружающей
среды и своего здоровья.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность
учащегося
организовывать
свою
учебно-познавательную
деятельность,
проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий - к
реализации
намеченного,
самоконтролю
и
самооценке
достигнутого
результата, а если надо, то и к проведению коррекции.
К регулятивным УУД относятся: принимать и сохранять учебную задачу;
планировать
(в
сотрудничестве
с
учителем
и
одноклассниками
или
самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;
контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые
коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие
трудности, искать их причины и пути преодоления.
Познавательные универсальные
учебные
действия
обе спеч ивают
способность
к
познанию
окружающего
мира:
готовность
осуществлять
направленный поиск, обработку и использование информации.
К познавательным УУД относятся: осознавать познавательную задачу; читать
и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить
её
в
материалах
учебников,
рабочих
тетрадей;
понимать
информацию,
представленную
в
изобразительной,
схематичной,
модельной
форме,
использовать
знаково-символичные
средства
для
решения
различных
учебных
задач;
выполнять
учебно-познавательные
действия
в
материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных
задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные универсальные
учебные
действия
обе спечивают
способность
осуществлять
продуктивное
общение
в
совместной
деятельности,
проявляя
толерантность
в
общении,
соблюдая
правила
вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.
К коммуникативным УУД относятся: вступать в учебный диалог с учителем,
одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого
поведения;
задавать
вопросы,
слушать
и
отвечать
на
вопросы
других,
формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку
зрения;
строить
небольшие
монологические
высказывания,
осуществлять
совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных
учебно-познавательных задач.
Универсальные учебные действия (УУД) открывают учащимся возможность
широкой ориентации в различных предметных областях и в самой учебной
деятельности. Использование на уроках художественно-эстетического цикла
интерактивных
методик,
способствует
формированию
универсальных
учебных действий (УУД) и художественно-творческой активности учащихся.
Расширение познавательной сферы школьников в области изобразительного
искусства
происходит
постепенно
в
процессе
решения
эвристических
заданий, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-
творческих задач, например, понимание значения искусства в жизни человека
и общества; сравнение шедевров мирового искусства, хранящихся в музеях
России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных
музеях
своего
региона;
умение
различать
основные
виды
и
жанры
пластических
искусств
и
др.
При
этом
осуществляются
различные
умственные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются
умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной,
схематичной или условно-образной форме (знак, код, символ).
Формирование регуля тивных
универс а льные
уч ебные
д е й с т в и й
осуществляется в результате продуктивных видов художественно-творческой
деятельности.
На
каждом
занятии
ребенок
создаёт
уникальный
рисунок
(творческий
продукт),
используя
различные
выразительные
свойства
художественных
материалов.
При
этом
он
самостоятельно
ставит
цель
предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый
художественный материал (живописный, графический или др.), выполняет
работу в материале, придумывает название рисунку, выражая в словесной
форме
образный
смысл
или
замысел
произведения,
оценивает
результат
своего труда и работы одноклассников, а по необходимости осуществляет
коррекцию, уточнение своего рисунка.
Каждый
учебный
предмет
в
зависимости
от
предметного
содержания
и правильной организации учебной деятельности обучающихся раскрывает
определённые
возможности
для
формирования
универсальных
учебных
действий.
Возможности предмета «Изобразительное искусство» позволяют гораздо
больше, чем у других предметов. При соответствующем содержательном и
методическом
наполнении
данный
предмет
может
стать
опорным
для
формирования
системы
универсальных
учебных
действий.
В
нём
все
элементы
учебной
деятельности
достаточно
наглядны
а,
значит
и
более
понятны для детей.
Предмет «Изобразительное искусство» имеет практико-ориентированную
направленность. Его содержание не только даёт ребенку представление о
технологическом процессе, но и показывает, как использовать эти знания в
разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации,
усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
На уроках изобразительного искусства обучающиеся:
-учатся ставить цели и искать пути их достижения,
- показывают свои успехи по сравнению с его ранними достижениями;
- привлекаются к открытию новых знаний;
- обучаются приемам работы в группах;
- обучаются самопроверке;
-
учатся
самостоятельно
выбирать
критерии
для
оценки,
отстаивать
собственное мнение и уважать мнения других,
- организуют формы деятельности, в рамках которых усваиваются нужные
знания и ценностный ряд,
- учатся сотрудничеству между учениками, учениками и учителем.
Выполняя
задания,
дети
развивают
фантазию,
пространственное
воображение,
память,
получают
дополнительные
навыки
работы
с
компьютером. Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. На
большом
экране
можно
показать
иллюстрацию
фрагментами,
выделив
главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию
можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. Ребенок не только
видит и воспринимает, он переживает эмоции.
Творческая деятельность с использованием художественных материалов и
техник
может
быть
дополнена
творческими
проектами
на
основе
компьютерных мультимедийных технологий
Учащиеся
могут
составлять
свои
презентации
и
осуществлять
образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты
работы, которые помогут разнообразить уроки искусства.
Применение интерактивных методик и педагогических технологий на уроках
изобразительного
искусства
способствуют
формированию
учебной
мотивации,
творческой
и
познавательной
активности,
самостоятельности,
ответственности;
критического
и
художественно-образного
мышления
учащихся, умению самостоятельного поиска информации.
Создание
презентации
требует
тщательного
отбора
материала
и
точных
формулировок, что
даёт возможность заострить внимание учащихся на
главных
понятиях,
ключевых
словах,
интересных
фактах,
особенностях
построения изображений или звучащего музыкального произведения.
Участие
обучающихся
в
муниципальных,
областных,
дистанционных
международных и всероссийских конкурсах, повышает мотивацию изучения
искусства
и
приводит
к
целому
ряду
положительных
результатов.
На
протяжении
нескольких
лет
учащиеся
выполняли
фотографии
родной
природы, наблюдали за окружающей средой, создавали слайд-презентации и
видеофильмы, занимали призовые места, получали дипломы победителей,
дипломантов, лауреатов.