Автор: Глазкова Елена Николаевна
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГПОУ ТО "Тульский государственный технологический колледж"
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: статья
Тема: "Оздоровительные физические упражнения как компонент здоровьесберегающей технологии в системе профессионального образования"
Раздел: среднее профессиональное
Оздоровительные физические упражнения как компонент
здоровьесберегающей технологии в системе профессионального
образования.
Глазкова Е. Н.
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Тульской области
Тульский государственный технологический колледж
Современные
исследования,
экспериментальные
материалы
и
теоретические
сведения
объективно
указывают
на
необходимость
расширения сферы применения средств физической культуры и спорта в
целостном
процессе
развития
обучающихся,
постоянного
обновления
содержания
физического
воспитания,
широкого
использования
инновационных
подходов
к
организации
физического
воспитания
обучающихся.
В последнее десятилетие в различных регионах Российской Федерации
под
влиянием
отрицательных
факторов
социально-экономического,
экологического
и
демографического
характера
наблюдается
тенденция,
определившая
существенное
ухудшение
состояния
здоровья,
физического
развития
и
физической
подготовленности,
а
также
рост
различных
заболеваний обучающихся в профессиональном образовании. Более того, в
настоящее время продолжается интенсификация всего учебного процесса в
системе профессионального образования. При этом существенно возросли
эмоционально-психологические
и
функциональные
нагрузки,
особенно
статического характера. Остается низким объем двигательной активности
обучающихся, и образовался своеобразный физический вакуум-«дефицит».
Это отрицательно влияет на функционирование и развитие всех ведущих
систем организма и, как следствие, отрицательно сказывается на физическом
и психическом здоровье обучающихся.
Преодоление сложившейся ситуации многие ученые видят в разработке
здоровьесберегающих
технологий
учебной
деятельности
обучающихся
в
среднем профессиональном образовании, рекомендаций по реализации основ
здорового
образа
жизни,
приобщении
детей,
подростков,
молодежи
к
занятиям физической культурой и спортом .
Гуманизация процессов обучения
диктует необходимость создания
особых оздоровительных технологий. Важным является соединение в них
обучающих и воспитывающих воздействий на подростков в сочетании с
оздоровительной направленностью.
Воспитывающие воздействия педагогов предполагают нравственное и
психолого-педагогическое влияние, связанное с необходимостью снижать у
обучающихся
тревожность
перед
учебной
ситуацией,
возникающей
вследствие прогноза неудач, развитой у них напряженности, скованности.
Обучающее воздействие должно касаться как собственно предметно-
познавательных действий, связанных с отдельными учебными предметами,
так и общих познавательных способов, важных для учения в целом.
Оздоровительное
воздействие
является
неотъемлемой
частью
таких
технологий. Поэтому сегодня вряд ли найдется другая, представляющая в
этой области интерес, как проблема оздоровительных технологий, используя
средства физической культуры.
В
образовании
оздоровление,
образование,
воспитание
неотделимы
друг от друга, так как в основе применяемых технологий лежит идея не
только образования, но и укрепления психофизического здоровья, развития
нравственного, эстетического сознания ребенка, привития навыков культуры
поведения, повышения эффективности социального взаимодействия через
которое происходит социализация мышления, становление личности.
Проведение оздоровительной работы в ГПОУ ТО «ТГТК» предполагает
решение ряда задач:
-
осуществление
коррекционно-оздоровительных
мероприятий
для
обучающихся с донозологическими отклонениями в физическом развитии;
-
мероприятия
по
снижению
общей
заболеваемости
подростков
(предупреждение адаптационного срыва, профилактику ОРВИ, гриппа и др.);
-
создание
оптимального
психологического
«климата»
и
положительной
эмоциональной настроенности обучающихся;
-
осуществление
эффективного
комплекса
физкультурно-оздоровительных
мероприятий; повышение качества образовательного процесса;
- внедрение индивидуальных принципов обучения.
Формирование у обучающихся мотивационного отношения к здоровью
предполагалось осуществлять путем интеграции в единой оздоровительной
работе учебных предметов и упражнений физической культуры.
Данные
условия
позволили
в
соответствии
с
целями
и
задачами,
которые
стояли
на
этом
этапе
с
позиции
существенности
(значимости)
структурировать
(распределить)
признаки
классификации
используемых
нами оздоровительных упражнений.
П о д оздоровительными упражнениями
мы
понимаем:
физические
упражнения,
способствующие
улучшению
психоэмоционального,
функционального состояния организма, повышению физических кондиций
человека. При определении данного понятия мы, прежде всего, в основу
положили
принцип
функционального
подхода,
т.е.
избирательно-
направленного
(адре сного)
воздействия
с
целью
п о в ы ше н и я
оздоровительного и развивающего эффекта с учетом уровня психического и
физического здоровья человека.
Оздоровительные
физические
упражнения
имеют
определённую
упорядоченность (подклассы). Это упражнения, не включённые в программу
по физическому воспитанию. Они имеют точное назначение в соответствии с
целью и задачами – оздоровление и развитие, с учётом функционального
состояния занимающихся, характером занятий.
В силу сказанного, классификация оздоровительных упражнений была
представлена
тремя
группами,
назначение
которых
заключалось
в
обеспечении
оздоравливающего
эффекта
путем
избирательной
и
направленной функциональной активности мышечных групп:
- глобального характера (когда в состоянии активности находятся более
50 % мышечной массы),
- регионального характера (от 50% до 25 % мышечной массы включены
в работу),
- локального характера (до 25 % мышечной массы).
Характерная активность мышц может быть в виде общей, средней и
мелкой
моторики.
Естественно,
что
для
каждого
из
этих
случаев
формировалась и обеспечивалась свойственная данному виду деятельности
функциональная система.
1.
Локальные
оздоровительные
упражнения
–
избирательно
-
направленного действия .
Эта группа включала следующие блоки (подгруппы упражнений):
а)
упражнения
для
улучшения
функций
нервно-психической
и
эмоциональной сфер:
-
идеомоторные упражнения;.
б) упражнения профилактически-развивающего характера для функций
зрительного анализатора.
2.
Региональные
оздоровительные
упражнения
–
функционально-
направленного действия (средняя моторика).
Эта группа представлена следующими блоками упражнений:
а) упражнения дыхательной системы:
-
дыхательная гимнастика;
-
фонационная гимнастика.
б) упражнения для соматовегетативных систем и органов:
-
элементы йоги в игре;
-
упражнения на релаксацию.
3.
Глобальные
оздоровительные
упражнения
–
общеукрепляющие,
функционально-развивающие и тренирующие упражнения (общая моторика).
В
эту
группу
входят
следующие
коррекционно-оздоровительные
упражнения:
а) упражнения для улучшения функций и профилактики заболеваний
опорно-двигательного аппарата:
-
корригирующие упражнения для опорно-двигательного аппарата.
б) комплексные межсистемные упражнения, направленные на развитие
взаимосвязи
социально-духовной,
психофизиологической
с фер
обучающихся:
-
элементы сюжетно-ролевых игр;
-
элементы подвижных игр;
-
элементы музыкальных игр;
-
психогимнастика.
в) комплексные интеграционно - системные упражнения избирательно-
направленного характера:
-
элементарные упражнения из различных видов спорта (бег, ходьба,
плавание и т.д.)
-
музыкально-ритмические
упражнения
(ритмо-пластические
виды
гимнастики - РПВГ).
В отдельную группу можно выделить корригирующие упражнения для
глаз. В настоящее время
существуют разные подходы, методы и способы
профилактики и коррекции нарушений зрения.
Однако в рамках режима
учебного дня требуется тщательный подбор средств и методов, связанных с
ограниченным
учебным
временем,
возрастными
психологическими
особенностями
обучающихся.
Методика
не
должна
зат рагивать
принципиальных
положений
содержания
педагогического
обучения,
а
касаться
лишь
физиологических
аспектов
оптимизации
зрительного
восприятия и режимов обучения либо содействовать повышению умственной
работоспособности, улучшению усвояемости учебного материала.
Анализ научно-методической литературы показал, что профилактика
нарушений
зрения
у
обучающихся
с
учетом
их
возрастных,
психолого-
педагогических
особенностей
характеризуется
следующей
направленностью:
-
введением релаксационных упражнений в режиме учебного дня для
снятия
физического
и
психического
напряжения,
восстановления
работоспособности;
-
введение
специальных
упражнений
для
тренировки
цилиарных
(аккомодационных) мышц глаза;
-
введением упражнений на укрепление осанки у обучающихся;
-
введением
специализированных
зрительных
игр
с
целью
совершенствования зрительных функций, формирования интереса к занятиям
гимнастикой для глаз.
Таким
образом,
проводимые
преподавателями
физкультурно-
оздоровительные
мероприятия
в
режиме
учебного
дня
обучающихся
в
системе
профессионального
образования,
введенные
в
соответствии
с
гигиеническими требованиями и нормами, должны содержать упражнения
для профилактики нарушений зрения.
Проведенные нами исследования позволили определить содержание и
технологию предупреждения нарушений зрения, связанную с разработкой
комплексов коррегирующих упражнений для глаз.
Основная
цель
данных
упражнений
–
профилактика
нарушений
функций зрения у обучающихся. Нами были разработаны и внедрены в
режим учебного дня две группы упражнений по профилактике нарушений
зрения у обучающихся в профтехобазовании.
1
группа:
“Предупреждение
нарушений
зрения
с
использованием
глазодвигательной гимнастики в режиме учебного дня обучающихся”.
2.
группа:
“Предупреждение
нарушений
зрения
с
использованием
глазодвигательной гимнастики, в сочетании с упражнениями на укрепление
осанки в режиме учебного дня обучающихся”.
Данные
группы
включали
в
себя
горизонтальные,
вертикальные,
ротационные
движения
глазных
яблок
и
век,
а
также
сочетание
этих
упражнений с упражнениями на осанку.
Выполнение
предложенных
нами
упражнений
было
доступно
для
обучающихся, не требовало специального оборудования и помещения. Они
включались практически на всех уроках и были предложены в качестве
домашнего задания. Коррегирующие упражнения для глаз в режиме учебного
дня проводились в середине урока с целью снятия зрительного утомления,
укрепления
глазодвигательных
и
аккомодационных
мышц
в
виде
кратковременных
комплексов,
продолжительностью
2-3
минуты,
либо
включались в комплексы восстановительных пауз, например, в сочетании с
упражнениями
на
укрепление
о с анки.
Упражнения
для
гл а з
преобразовывались в специальные зрительные игры. Игры применялись как
на уроках после напряженной зрительной работы, так и на удлиненных
переменах.
Применяя
зрительные
игры
на
удлиненных
переменах,
мы
ставили задачу повысить двигательную активность учащихся, а также снять
умственное и физическое напряжение.
Таким
образом,
описанные
выше
оздоровительные
физические
упражнения,
включённые
нами
в
педагогическую
технологию
оздоровительной
работы
в
системе
профессионального
образования,
способствовали как физическому, так и личностному развитию обучающихся.
Оказывая
влияние
на
становление
их
физической
культуры,
мы
предполагали единство формирования знаний, умений, навыков, мотивов;
поддержание оптимального уровня здоровья и развития физических качеств.
На занятиях реализовывалась гуманистическая направленность физического
воспитания, которая определяла его значимость не только для повышения
уровня развития физических качеств, но и для духовного самоопределения
детей:
обучающиеся,
наблюдая
за
собой,
учатся
понимать
самих
себя,
усваивая практические навыки, готовятся к проявлению себя в реальной
жизни.
Литература:
1.
Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. –
М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – 275 с.
2.
Булатова,
М.
М.
Современные
физкультурно-оздоровительные
технологии
в
физическом
воспитании
/
М.
М.
Булатова,
Ю.
А.
Усачев // Теория и методика физического воспитания: Учебник для
высших учебных заведений физвоспитания и спорта /Под ред. Т. Ю.
Круцевич. - Киев, 2003. Т. 2. С. 342-279.
3.
Лубышева, Л. И. Спортивная культура в школе. – М.: НИЦ «Теория
и практика физической культуры и спорта», 2006. – 174с.
4.
Менхин, Ю. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика/ Ю.
В. Менхин, А. В. Менхин. – Ростов н/Д: Феникс. – 2002. – 384 с.