Напоминание

"Оздоровительные физические упражнения как компонент здоровьесберегающей технологии в системе профессионального образования"


Автор: Глазкова Елена Николаевна
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГПОУ ТО "Тульский государственный технологический колледж"
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: статья
Тема: "Оздоровительные физические упражнения как компонент здоровьесберегающей технологии в системе профессионального образования"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Оздоровительные физические упражнения как компонент

здоровьесберегающей технологии в системе профессионального

образования.

Глазкова Е. Н.

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Тульской области

Тульский государственный технологический колледж

Современные

исследования,

экспериментальные

материалы

и

теоретические

сведения

объективно

указывают

на

необходимость

расширения сферы применения средств физической культуры и спорта в

целостном

процессе

развития

обучающихся,

постоянного

обновления

содержания

физического

воспитания,

широкого

использования

инновационных

подходов

к

организации

физического

воспитания

обучающихся.

В последнее десятилетие в различных регионах Российской Федерации

под

влиянием

отрицательных

факторов

социально-экономического,

экологического

и

демографического

характера

наблюдается

тенденция,

определившая

существенное

ухудшение

состояния

здоровья,

физического

развития

и

физической

подготовленности,

а

также

рост

различных

заболеваний обучающихся в профессиональном образовании. Более того, в

настоящее время продолжается интенсификация всего учебного процесса в

системе профессионального образования. При этом существенно возросли

эмоционально-психологические

и

функциональные

нагрузки,

особенно

статического характера. Остается низким объем двигательной активности

обучающихся, и образовался своеобразный физический вакуум-«дефицит».

Это отрицательно влияет на функционирование и развитие всех ведущих

систем организма и, как следствие, отрицательно сказывается на физическом

и психическом здоровье обучающихся.

Преодоление сложившейся ситуации многие ученые видят в разработке

здоровьесберегающих

технологий

учебной

деятельности

обучающихся

в

среднем профессиональном образовании, рекомендаций по реализации основ

здорового

образа

жизни,

приобщении

детей,

подростков,

молодежи

к

занятиям физической культурой и спортом .

Гуманизация процессов обучения

диктует необходимость создания

особых оздоровительных технологий. Важным является соединение в них

обучающих и воспитывающих воздействий на подростков в сочетании с

оздоровительной направленностью.

Воспитывающие воздействия педагогов предполагают нравственное и

психолого-педагогическое влияние, связанное с необходимостью снижать у

обучающихся

тревожность

перед

учебной

ситуацией,

возникающей

вследствие прогноза неудач, развитой у них напряженности, скованности.

Обучающее воздействие должно касаться как собственно предметно-

познавательных действий, связанных с отдельными учебными предметами,

так и общих познавательных способов, важных для учения в целом.

Оздоровительное

воздействие

является

неотъемлемой

частью

таких

технологий. Поэтому сегодня вряд ли найдется другая, представляющая в

этой области интерес, как проблема оздоровительных технологий, используя

средства физической культуры.

В

образовании

оздоровление,

образование,

воспитание

неотделимы

друг от друга, так как в основе применяемых технологий лежит идея не

только образования, но и укрепления психофизического здоровья, развития

нравственного, эстетического сознания ребенка, привития навыков культуры

поведения, повышения эффективности социального взаимодействия через

которое происходит социализация мышления, становление личности.

Проведение оздоровительной работы в ГПОУ ТО «ТГТК» предполагает

решение ряда задач:

-

осуществление

коррекционно-оздоровительных

мероприятий

для

обучающихся с донозологическими отклонениями в физическом развитии;

-

мероприятия

по

снижению

общей

заболеваемости

подростков

(предупреждение адаптационного срыва, профилактику ОРВИ, гриппа и др.);

-

создание

оптимального

психологического

«климата»

и

положительной

эмоциональной настроенности обучающихся;

-

осуществление

эффективного

комплекса

физкультурно-оздоровительных

мероприятий; повышение качества образовательного процесса;

- внедрение индивидуальных принципов обучения.

Формирование у обучающихся мотивационного отношения к здоровью

предполагалось осуществлять путем интеграции в единой оздоровительной

работе учебных предметов и упражнений физической культуры.

Данные

условия

позволили

в

соответствии

с

целями

и

задачами,

которые

стояли

на

этом

этапе

с

позиции

существенности

(значимости)

структурировать

(распределить)

признаки

классификации

используемых

нами оздоровительных упражнений.

П о д оздоровительными упражнениями

мы

понимаем:

физические

упражнения,

способствующие

улучшению

психоэмоционального,

функционального состояния организма, повышению физических кондиций

человека. При определении данного понятия мы, прежде всего, в основу

положили

принцип

функционального

подхода,

т.е.

избирательно-

направленного

(адре сного)

воздействия

с

целью

п о в ы ше н и я

оздоровительного и развивающего эффекта с учетом уровня психического и

физического здоровья человека.

Оздоровительные

физические

упражнения

имеют

определённую

упорядоченность (подклассы). Это упражнения, не включённые в программу

по физическому воспитанию. Они имеют точное назначение в соответствии с

целью и задачами – оздоровление и развитие, с учётом функционального

состояния занимающихся, характером занятий.

В силу сказанного, классификация оздоровительных упражнений была

представлена

тремя

группами,

назначение

которых

заключалось

в

обеспечении

оздоравливающего

эффекта

путем

избирательной

и

направленной функциональной активности мышечных групп:

- глобального характера (когда в состоянии активности находятся более

50 % мышечной массы),

- регионального характера (от 50% до 25 % мышечной массы включены

в работу),

- локального характера (до 25 % мышечной массы).

Характерная активность мышц может быть в виде общей, средней и

мелкой

моторики.

Естественно,

что

для

каждого

из

этих

случаев

формировалась и обеспечивалась свойственная данному виду деятельности

функциональная система.

1.

Локальные

оздоровительные

упражнения

избирательно

-

направленного действия .

Эта группа включала следующие блоки (подгруппы упражнений):

а)

упражнения

для

улучшения

функций

нервно-психической

и

эмоциональной сфер:

-

идеомоторные упражнения;.

б) упражнения профилактически-развивающего характера для функций

зрительного анализатора.

2.

Региональные

оздоровительные

упражнения

функционально-

направленного действия (средняя моторика).

Эта группа представлена следующими блоками упражнений:

а) упражнения дыхательной системы:

-

дыхательная гимнастика;

-

фонационная гимнастика.

б) упражнения для соматовегетативных систем и органов:

-

элементы йоги в игре;

-

упражнения на релаксацию.

3.

Глобальные

оздоровительные

упражнения

общеукрепляющие,

функционально-развивающие и тренирующие упражнения (общая моторика).

В

эту

группу

входят

следующие

коррекционно-оздоровительные

упражнения:

а) упражнения для улучшения функций и профилактики заболеваний

опорно-двигательного аппарата:

-

корригирующие упражнения для опорно-двигательного аппарата.

б) комплексные межсистемные упражнения, направленные на развитие

взаимосвязи

социально-духовной,

психофизиологической

с фер

обучающихся:

-

элементы сюжетно-ролевых игр;

-

элементы подвижных игр;

-

элементы музыкальных игр;

-

психогимнастика.

в) комплексные интеграционно - системные упражнения избирательно-

направленного характера:

-

элементарные упражнения из различных видов спорта (бег, ходьба,

плавание и т.д.)

-

музыкально-ритмические

упражнения

(ритмо-пластические

виды

гимнастики - РПВГ).

В отдельную группу можно выделить корригирующие упражнения для

глаз. В настоящее время

существуют разные подходы, методы и способы

профилактики и коррекции нарушений зрения.

Однако в рамках режима

учебного дня требуется тщательный подбор средств и методов, связанных с

ограниченным

учебным

временем,

возрастными

психологическими

особенностями

обучающихся.

Методика

не

должна

зат рагивать

принципиальных

положений

содержания

педагогического

обучения,

а

касаться

лишь

физиологических

аспектов

оптимизации

зрительного

восприятия и режимов обучения либо содействовать повышению умственной

работоспособности, улучшению усвояемости учебного материала.

Анализ научно-методической литературы показал, что профилактика

нарушений

зрения

у

обучающихся

с

учетом

их

возрастных,

психолого-

педагогических

особенностей

характеризуется

следующей

направленностью:

-

введением релаксационных упражнений в режиме учебного дня для

снятия

физического

и

психического

напряжения,

восстановления

работоспособности;

-

введение

специальных

упражнений

для

тренировки

цилиарных

(аккомодационных) мышц глаза;

-

введением упражнений на укрепление осанки у обучающихся;

-

введением

специализированных

зрительных

игр

с

целью

совершенствования зрительных функций, формирования интереса к занятиям

гимнастикой для глаз.

Таким

образом,

проводимые

преподавателями

физкультурно-

оздоровительные

мероприятия

в

режиме

учебного

дня

обучающихся

в

системе

профессионального

образования,

введенные

в

соответствии

с

гигиеническими требованиями и нормами, должны содержать упражнения

для профилактики нарушений зрения.

Проведенные нами исследования позволили определить содержание и

технологию предупреждения нарушений зрения, связанную с разработкой

комплексов коррегирующих упражнений для глаз.

Основная

цель

данных

упражнений

профилактика

нарушений

функций зрения у обучающихся. Нами были разработаны и внедрены в

режим учебного дня две группы упражнений по профилактике нарушений

зрения у обучающихся в профтехобазовании.

1

группа:

“Предупреждение

нарушений

зрения

с

использованием

глазодвигательной гимнастики в режиме учебного дня обучающихся”.

2.

группа:

“Предупреждение

нарушений

зрения

с

использованием

глазодвигательной гимнастики, в сочетании с упражнениями на укрепление

осанки в режиме учебного дня обучающихся”.

Данные

группы

включали

в

себя

горизонтальные,

вертикальные,

ротационные

движения

глазных

яблок

и

век,

а

также

сочетание

этих

упражнений с упражнениями на осанку.

Выполнение

предложенных

нами

упражнений

было

доступно

для

обучающихся, не требовало специального оборудования и помещения. Они

включались практически на всех уроках и были предложены в качестве

домашнего задания. Коррегирующие упражнения для глаз в режиме учебного

дня проводились в середине урока с целью снятия зрительного утомления,

укрепления

глазодвигательных

и

аккомодационных

мышц

в

виде

кратковременных

комплексов,

продолжительностью

2-3

минуты,

либо

включались в комплексы восстановительных пауз, например, в сочетании с

упражнениями

на

укрепление

о с анки.

Упражнения

для

гл а з

преобразовывались в специальные зрительные игры. Игры применялись как

на уроках после напряженной зрительной работы, так и на удлиненных

переменах.

Применяя

зрительные

игры

на

удлиненных

переменах,

мы

ставили задачу повысить двигательную активность учащихся, а также снять

умственное и физическое напряжение.

Таким

образом,

описанные

выше

оздоровительные

физические

упражнения,

включённые

нами

в

педагогическую

технологию

оздоровительной

работы

в

системе

профессионального

образования,

способствовали как физическому, так и личностному развитию обучающихся.

Оказывая

влияние

на

становление

их

физической

культуры,

мы

предполагали единство формирования знаний, умений, навыков, мотивов;

поддержание оптимального уровня здоровья и развития физических качеств.

На занятиях реализовывалась гуманистическая направленность физического

воспитания, которая определяла его значимость не только для повышения

уровня развития физических качеств, но и для духовного самоопределения

детей:

обучающиеся,

наблюдая

за

собой,

учатся

понимать

самих

себя,

усваивая практические навыки, готовятся к проявлению себя в реальной

жизни.

Литература:

1.

Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. –

М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – 275 с.

2.

Булатова,

М.

М.

Современные

физкультурно-оздоровительные

технологии

в

физическом

воспитании

/

М.

М.

Булатова,

Ю.

А.

Усачев // Теория и методика физического воспитания: Учебник для

высших учебных заведений физвоспитания и спорта /Под ред. Т. Ю.

Круцевич. - Киев, 2003. Т. 2. С. 342-279.

3.

Лубышева, Л. И. Спортивная культура в школе. – М.: НИЦ «Теория

и практика физической культуры и спорта», 2006. – 174с.

4.

Менхин, Ю. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика/ Ю.

В. Менхин, А. В. Менхин. – Ростов н/Д: Феникс. – 2002. – 384 с.



В раздел образования