Напоминание

Читательская компетентность как базовая основа ключевых компетенций


Автор: Явецкая Олеся Валерьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №56"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Читательская компетентность как базовая основа ключевых компетенций
Раздел: среднее образование





Назад




Читательская компетентность как базовая основа ключевых компетенций

Происходящие сегодня в России коренные изменения в социальной, экономической

и духовной жизни страны не могут не отражаться на чтении. Острота и важность проблем

чтения осознается в обществе. Знаковым событием стала разработка и принятие в 2006 г.

Национальной программы поддержки и развития чтения. Появление такого документа

было продиктовано острой жизненной необходимостью, поскольку современная ситуация

с чтением в России представляет собой системный кризис читательской культуры.

Декарт говорил: «Дайте определение термина, и вы избавитесь от множества

недоразумений». Для точного определения педагогических задач, построения стратегий

читательского развития и критериев его эффективности в педагогике рассматривается

несколько наиболее расходящихся по сути определений понятия «чтение» из разного рода

словарей, справочников, специальных учебников и пособий.

В результате анализа определений, остановлюсь на понятии чтения из

Национальной программы, где феномен чтения рассматривается комплексно как основной

и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, как

важнейший способ освоения базовой социально значимой информации.

Несмотря на признание необходимости смещения акцента в образовании на

развитие базовых компетенций, формированию основополагающей читательской

компетентности в российской системе обязательного общего образования уделяется

недостаточное внимание. Чтение практически не рассматривается как основное средство

обучения и развития. Это свидетельствует о проблемах образования в области

формирования читательской компетентности школьников.

Отсутствие системы оценки уровня развития читательской компетентности

обучающихся на различных этапах образовательного процесса не позволяет в настоящее

время достоверно судить о наиболее проблемных его точках и адекватно координировать

усилия педагогов для совершенствования навыков чтения школьников.

Кризисная модель детского чтения, о которой так много пишут в последнее время, в

полной мере проявила себя и в Международных исследованиях качества и грамотности

чтения PISA (основная школа) и PIRLS (начальная школа). Опираясь на анализ

результатов исследований чтения школьников, ученые пришли к выводу, что «грамотность

чтения», понимаемая как способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на

них, способность использовать их содержание для достижения различных целей, в данном

значении приобретает более широкий смысл. Это позволило предположить, что грамотно

читать – это значит понимать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его

смысл и значение, излагать свои мысли о прочитанном.

В данном понимании текстовой деятельности видна определенная динамика – от

поиска информации к ее интерпретации и далее к творчеству, таким образом, была

определена модель читательской компетентности, характерной чертой которой является

устремленность ввысь.

Две первые ступени данной модели – поиск информации и ее интерпретация –

носят преимущественно репродуктивный характер и являются лишь основой для высшей

ступени – творчества, требующего ассоциативного, аналогового, эвристического

мышления. Гипотеза и все, что связано с рефлексией, - это не только движение от

информации к знанию, но и прорыв от знания к созданию нового. Этой ступени

свойственна неповторимость, оригинальность, уникальность.

С этой точки зрения интересна междисциплинарная программа «Чтение: работа с

информацией», включенная в примерную основную образовательную программу

основного общего образования (ФГОС основного общего образования 2010 г.), в которой

обосновано построение структурно-функциональной модели формирования читательской

компетентности, дано определение читательской компетентности как базовой основы

ключевых компетенций. Разрабатывая междисциплинарную программу, педагогам

необходимо ответить на вопросы: что такое читательская компетентность, как ее

измерять?

В междисциплинарной программе для определения содержания читательской

компетентности выделяются следующие аспекты:

1.

Вычитывание информации из текста.

2.

Интерпретация прочитанного.

3.

Размышления и оценка прочитанного.

Структура читательской компетентности состоит из следующих компонентов:

познавательный – знания (степень их обобщения и полноты);

операционально-технологический – умения (степень свернутости и освоенности,

возможность переноса выполняемых действий);

ценностно-смысловой – ценностно-смысловые ориентации (отношение к процессу,

содержанию и результату деятельности).

Таким образом, у выпускников школы должны быть сформированы специальные

читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

Данные умения объединены в две группы:

1-я группа – умения находить информацию и формулировать простые непосредственные

выводы:

- найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

- основываясь на тексте, сделать простые выводы.

2-я группа – умения интерпретировать, обобщать и оценивать содержание текста:

- устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;

- интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;

- реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте

информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

Таким образом, читательская компетентность должна целенаправленно

формироваться на должном уровне сначала в начальной школе, но дальнейшая работа по

ее формированию связана с ее развитием и на других ступенях обучения ( в основной

школе), что предполагает владение учителями всех предметов технологиями, приемами,

стратегиями текстовой деятельности.

В настоящее время современные подходы к образованию отводят ведущую роль

чтению и работе с текстом в процессе обучения. В соответствии с требованиями ФГОС

основного общего образования текст становится центральной единицей обучения

школьников. Разумеется, это влечет и переосмысление роли учителя, независимо от

специфики его предмета.

Поэтому используя критерии читательской компетентности и проведя диагностику

читательских достижений учащихся, необходимо повышать уровень текстовой

деятельности посредством включения в учебный процесс обучения технологиям и

стратегиям чтения, позволяющим обеспечить позиции компетентностного подхода.

С целью ознакомления и выбора педагогами приемлемых для них технологий

развития чтения необходимо проводить обучающие семинары, интерактивные

практикумы, педсоветы, где более подробно будут рассмотрены и предложены для

использования в образовательном процессе следующие технологии и стратегии развития

чтения:

- технология развития критического мышления средствами чтения и письма

(И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек);

- технология акмеологического чтения, технология «Луч» (В.А.Бородина);

-система филологических задач по пониманию текста (Л.Г.Борисова);

-методика развития информационной грамотности (О.Н.Мяэотс, О.Громова);

-стратегии чтения (Н.Н,Сметанникова);

- технология скорочтения (М.А.Зиганов);

- методика структурно-логического анализа текста (Н.И.Козлов);

- методика «Быстрое чтение» (О.А.Андреев);

- методика развивающего чтения (И.И.Тихомирова).



В раздел образования