Автор: Явецкая Олеся Валерьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №56"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Читательская компетентность как базовая основа ключевых компетенций
Раздел: среднее образование
Читательская компетентность как базовая основа ключевых компетенций
Происходящие сегодня в России коренные изменения в социальной, экономической
и духовной жизни страны не могут не отражаться на чтении. Острота и важность проблем
чтения осознается в обществе. Знаковым событием стала разработка и принятие в 2006 г.
Национальной программы поддержки и развития чтения. Появление такого документа
было продиктовано острой жизненной необходимостью, поскольку современная ситуация
с чтением в России представляет собой системный кризис читательской культуры.
Декарт говорил: «Дайте определение термина, и вы избавитесь от множества
недоразумений». Для точного определения педагогических задач, построения стратегий
читательского развития и критериев его эффективности в педагогике рассматривается
несколько наиболее расходящихся по сути определений понятия «чтение» из разного рода
словарей, справочников, специальных учебников и пособий.
В результате анализа определений, остановлюсь на понятии чтения из
Национальной программы, где феномен чтения рассматривается комплексно как основной
и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, как
важнейший способ освоения базовой социально значимой информации.
Несмотря на признание необходимости смещения акцента в образовании на
развитие базовых компетенций, формированию основополагающей читательской
компетентности в российской системе обязательного общего образования уделяется
недостаточное внимание. Чтение практически не рассматривается как основное средство
обучения и развития. Это свидетельствует о проблемах образования в области
формирования читательской компетентности школьников.
Отсутствие системы оценки уровня развития читательской компетентности
обучающихся на различных этапах образовательного процесса не позволяет в настоящее
время достоверно судить о наиболее проблемных его точках и адекватно координировать
усилия педагогов для совершенствования навыков чтения школьников.
Кризисная модель детского чтения, о которой так много пишут в последнее время, в
полной мере проявила себя и в Международных исследованиях качества и грамотности
чтения PISA (основная школа) и PIRLS (начальная школа). Опираясь на анализ
результатов исследований чтения школьников, ученые пришли к выводу, что «грамотность
чтения», понимаемая как способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на
них, способность использовать их содержание для достижения различных целей, в данном
значении приобретает более широкий смысл. Это позволило предположить, что грамотно
читать – это значит понимать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его
смысл и значение, излагать свои мысли о прочитанном.
В данном понимании текстовой деятельности видна определенная динамика – от
поиска информации к ее интерпретации и далее к творчеству, таким образом, была
определена модель читательской компетентности, характерной чертой которой является
устремленность ввысь.
Две первые ступени данной модели – поиск информации и ее интерпретация –
носят преимущественно репродуктивный характер и являются лишь основой для высшей
ступени – творчества, требующего ассоциативного, аналогового, эвристического
мышления. Гипотеза и все, что связано с рефлексией, - это не только движение от
информации к знанию, но и прорыв от знания к созданию нового. Этой ступени
свойственна неповторимость, оригинальность, уникальность.
С этой точки зрения интересна междисциплинарная программа «Чтение: работа с
информацией», включенная в примерную основную образовательную программу
основного общего образования (ФГОС основного общего образования 2010 г.), в которой
обосновано построение структурно-функциональной модели формирования читательской
компетентности, дано определение читательской компетентности как базовой основы
ключевых компетенций. Разрабатывая междисциплинарную программу, педагогам
необходимо ответить на вопросы: что такое читательская компетентность, как ее
измерять?
В междисциплинарной программе для определения содержания читательской
компетентности выделяются следующие аспекты:
1.
Вычитывание информации из текста.
2.
Интерпретация прочитанного.
3.
Размышления и оценка прочитанного.
Структура читательской компетентности состоит из следующих компонентов:
познавательный – знания (степень их обобщения и полноты);
операционально-технологический – умения (степень свернутости и освоенности,
возможность переноса выполняемых действий);
ценностно-смысловой – ценностно-смысловые ориентации (отношение к процессу,
содержанию и результату деятельности).
Таким образом, у выпускников школы должны быть сформированы специальные
читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
Данные умения объединены в две группы:
1-я группа – умения находить информацию и формулировать простые непосредственные
выводы:
- найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
- основываясь на тексте, сделать простые выводы.
2-я группа – умения интерпретировать, обобщать и оценивать содержание текста:
- устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
- интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
- реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте
информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Таким образом, читательская компетентность должна целенаправленно
формироваться на должном уровне сначала в начальной школе, но дальнейшая работа по
ее формированию связана с ее развитием и на других ступенях обучения ( в основной
школе), что предполагает владение учителями всех предметов технологиями, приемами,
стратегиями текстовой деятельности.
В настоящее время современные подходы к образованию отводят ведущую роль
чтению и работе с текстом в процессе обучения. В соответствии с требованиями ФГОС
основного общего образования текст становится центральной единицей обучения
школьников. Разумеется, это влечет и переосмысление роли учителя, независимо от
специфики его предмета.
Поэтому используя критерии читательской компетентности и проведя диагностику
читательских достижений учащихся, необходимо повышать уровень текстовой
деятельности посредством включения в учебный процесс обучения технологиям и
стратегиям чтения, позволяющим обеспечить позиции компетентностного подхода.
С целью ознакомления и выбора педагогами приемлемых для них технологий
развития чтения необходимо проводить обучающие семинары, интерактивные
практикумы, педсоветы, где более подробно будут рассмотрены и предложены для
использования в образовательном процессе следующие технологии и стратегии развития
чтения:
- технология развития критического мышления средствами чтения и письма
(И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек);
- технология акмеологического чтения, технология «Луч» (В.А.Бородина);
-система филологических задач по пониманию текста (Л.Г.Борисова);
-методика развития информационной грамотности (О.Н.Мяэотс, О.Громова);
-стратегии чтения (Н.Н,Сметанникова);
- технология скорочтения (М.А.Зиганов);
- методика структурно-логического анализа текста (Н.И.Козлов);
- методика «Быстрое чтение» (О.А.Андреев);
- методика развивающего чтения (И.И.Тихомирова).