Автор: Кирюшкина Елена Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Лицей №126
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: научная публикация
Тема: "Мотивация учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития"
Раздел: начальное образование
Особенности учебной мотивации детей младшего школьного возраста.
Работы
Л.И.Божович
и
её
сотрудников
показали,
что
к
моменту
поступления в школу в мотивационной сфере ребёнка должны быть как
познавательные,
так
и
социальные
мотивы
учения,
в
совокупности
позволяющие
ребёнку
стать
субъектом
учения,
то
есть
сознательно
принимать и выполнять поставленные перед ним задачи. Другими словами,
первоклассник, готовый к школьному обучению, должен обладать учебной
мотивацией, состоящей из познавательных и социальных мотивов учения,
при этом немаловажной характеристикой являются и мотивы достижения [7].
Мотивационный
компонент
учебной
деятельности
младших
школьников
с
нормальным
интеллектуальным
развитием
характеризуется
наличием определённой динамики мотивов и интереса к учению. Для них
характерно проявление с первых дней обучения такого явления, как «борьба
мотивов», которое выражается в колебаниях, вопросах, переборе нескольких
подходов к выполнению задания при самостоятельном принятии решения.
Среди
важных
мотивов
учения
наиболее
значимыми
для
учеников
1-3
классов являются похвала учителя, желание стать умнее и образованнее,
интерес к игре и мыслительной деятельности.
На первых этапах обучения интересы детей в большей мере проявляются
как заинтересованность в новом виде значимой для них и их ближайшего
окружения деятельности. Затем их начинают привлекать отдельные приёмы
учебной работы.
Описывая
состояние
мотивационной
сферы
детей
с
задержкой
психического развития, следует отметить их любознательность и, в то же
время, отсутствие мотивов, способных регулировать деятельность на всех её
этапах.
Динамика
мотивов
младших
школьников
с
ЗПР
выражается
в
относительном постоянстве преобладания игровых мотивов, возрастании к 3-
му классу доли широких социальных мотивов (желание избегать неудачи и
неприятности,
стремление
зарабатывать
деньги,
редко
мотивы
самосовершенствования) и усилении влияния отрицательных мотивов [15].
У детей с ЗПР учебная мотивация резко снижена. Это одно из самых
слабых
мест
развития
данной
категории
детей.
Для
них
ведущей
деятельностью
продолжает
длительное
время
оставаться
игра
с
её
элементарными детскими формами: дети избегают приближаться к учебным
сложным играм сюжетно – ролевого характера, с правилами, запретами.
Позиция
школьника
ими
поздно
осознаётся
и
длительное
время
не
принимается,
не
имеет
личностно
значимого
смысла.
Интеллектуальное
отставание
сильно
тормозит
развитие
познавательного
интереса.
Чтобы
избежать
непосильной
и
неприятной
для
них
ситуации
учения,
интеллектуального
напряжения,
они
прибегают
к
защитному
отказу
от
заданий, от посещения школы, то есть неярко выраженные положительные
учебные
мотивы
ещё
более
ослабляются
защитным
механизмом
–
отрицательным
мотивом
избегания,
уклонения.
Учитывая
ослабленность
мотивационной сферы детей с ЗПР, учитель должен понимать, что одна из
магистральных
педагогических
задач
на
уроке
–
формирование
учебных
мотивов. Даже небольшой положительный сдвиг в мотивации ребёнка –
большая победа учителя [14].
Ученики с нормальным интеллектуальным развитием, выполняя учебное
задание,
стараются
точно
следовать
прямым
указаниям
учителя,
руководствуются
поставленной
перед
ними
целью.
Постепенно
начинает
проявляться
стремление
к
самостоятельному
выполнению
отдельных
учебных
действий.
Однако
умение
самостоятельно
ставить
перед
собой
задачи
формируется
далеко
не
у
всех
младших
школьников,
иногда
с
большим трудом. Наряду с этим у нормально развивающихся школьников
отмечается
достаточный
уровень
сформированности
ориентировочной
деятельности. Они умеют выслушивать развёрнутые указания, следовать им и
составлять план, учитывая условия конкретной ситуации, обдумывать свои
действия и обращаться за разъяснениями к педагогу, чётко сформулировав
свои сомнения.
Д л я
н о рм а л ь н о
р а з в и ва ю щ и хс я
у ч а щ и хс я
х а р а к т е р н о
совершенствование
способа
действий
в
ходе
деятельности,
способность
свободно и самостоятельно переключаться с одного вида деятельности на
другой,
умение
переносить
полученные
умения
в
новые
условия,
способность
самостоятельно
видеть
сходство
и
различия
в
заданиях
и
использовать это в своей работе. Учащиеся 1-2 классов чаще всего стремятся
подтвердить правильность своих решений у учителя, родителей или в ответах
учебника.
В
случае
ошибки
они
теряются,
обращаются
к
взрослому
за
дальнейшими
указаниями.
Третьеклассники
в
аналогичной
ситуации
поступают иначе: они могут мысленно или фактически повторить нужные
действия
и
по
характеру
промежуточных
результатов
стараются
найти
ошибку.
Осуществляя контроль, учащиеся массовых школ могут соотносить свою
работу
с
образцом,
корректировать
свою
деятельность,
опираясь
на
замечания
учителя.
Они
умеют
в
процессе
деятельности
и
после
её
окончания произвести адекватную оценку и объяснить её. В соответствии с
этим ученики стараются правильно выбрать посильную задачу и реализовать
её,
осмысленно
относятся
к
оценке,
раздумывают,
сравнивают
работу
с
образцом, соотнося её со своим и чужими уровнем умелости.
Исследования
детей
с
задержкой
психиче ского
р а з в и т и я
свидетельствуют о снижении способности к усвоению учебных действий,
отсутствии переноса знаний, умений в новые условия, слабой способности
адекватно переключаться на новую деятельность, о неумении самостоятельно
применять изменённый способ действия. В отчётах о своей деятельности
дети
не
обозначают
последовательности
выполненных
действий,
часто
вместо основных действий описывают второстепенные. Наряду с этим, для
детей с задержкой психического развития характерно умение пользоваться
подсказками,
вспомогательными
материалами
и
другими
видами
помощи
учителя и одноклассников.
Детям с задержкой психического развития свойственен низкий уровень
самоконтроля. Свою работу они не сверяют с образцом. При проверке дети
совершают
формальные
действия,
часто
небрежные,
а
ошибки
чаще
исправляют по ходу работы. В результате проведённого контроля количество
неисправленных
ошибок
существенно
превышает
таковые
у
нормально
развивающихся
детей.
Оценка
своей
деятельности
детьми
с
ЗПР
носит
односложный характер, отражающий в большей мере степень удачи и своё
отношение к проделанной работе [15].
Учебная
деятельность
детей
с
разным
уровнем
интеллектуального
развития при наличии принципиального сходства имеет свои отличительные
особенности, которые в значительной мере влияют на её эффективность.
Задача
состоит
в
том,
чтобы
сформировать
у
каждого
школьника
осмысленную
целенаправленную
деятельность.
Для
этого
важно
иметь
возможность
выделить
её
особенности,
свойственные
конкретным
школьникам,
и
определить
наличие
или
отсутствие
динамики
состояния
деятельности школьника.
Таким образом, анализ литературы по проблеме исследования позволяет
сделать следующие выводы:
- проблема мотивации является одной из фундаментальных проблем как
отечественной, так и зарубежной психологии;
-
в
психологии
накоплены
данные,
которые
требуют
уточнения
некоторых исходных позиций, для более широкого и глубокого исследования
проблем мотивации;
- основу учебной деятельности младших школьников должно составить
развитие мотивации учения;
-
познавательные
и
социальные
мотивы
младших
школьников
способствуют
становлению
у
них
осмысленной
целенаправленной
деятельности;
- у детей с ЗПР мотивационная сфера ослаблена, учебная мотивация
резко снижена.
Список литературы
1.
Актуальные проблемы диагностики психического развития детей. Под
ред. К.С.Лебединской. Москва, «Педагогика», 1982
2.
Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические
материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ, Сфера, 2003
3.
Баландина Н.Д. Отношение детей с задержкой психического развития
к экспериментально – психологическому исследованию как показатель
личностных особенностей. Изучение личности аномального ребёнка:
Тезисы докладов конференции. М., 1977
4.
Белопольская
Н.Л.
Роль
учебных
и
игровых
мотивов
в
структуре
деятельности
детей
с
задержкой
психического
развития
//
Новые
исследования в психологии. 1975, №1.
5.
Белопольская
Н.Л.
Учебная
мотивация
детей
с
задержкой
психического
развития
в
условиях
психического
насыщения
//
Дефектология. 1975, №1.
6.
Белопольская Н.Л. Психологическое исследование мотивов учебной
деятельности у детей с задержкой психического развития: Автореф.
канд. дис. М., 1976
7.
Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка. В
сб.: Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред.
Л.И.Божович, Л.В.Благонадёжиной. М.: Педагогика, 1972
8.
Божович
Л.И.
Психологические
закономерности
формирования
личности в онтогенезе//Вопросы психологии, 1976
9.
Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное
руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.: ил. –
(Психология для всех).
10.
Власова
Т.А.,
Певзнер
М.С.
Учителю
о
детях
с
отклонениями
в
развитии. М.: Просвещение, 1967
11.
Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии:
Учеб. Пособие /Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб.: Речь,
2008. – 688 с.: ил.
12.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд.,перераб.
и дополн. – СПб.: Питер, 2006
13.
Ермолаева М.В., Ерофеева И.Г. Психологическая карта дошкольника
(готовность
к
школе).
Графический
материал.
–
М.:
Издательство
Московского
психолого
–
социального
института;
Воронеж:
Издательство НПО «МОДЭК», 2002
14.
Карпова Г.А., Артемьева Т.П. Педагогическая диагностика учащихся с
задержкой психического развития: Учебное пособие. Екатеринбург,
1995
15.
Кудрина
С.В.
Учебная
деятельность
младших
школьников.
Диагностика. Формирование – СПб.: КАРО, 224 с. – (Материалы для
специалиста образовательного учреждения)
16.
Кузнецова Л.В. Личностный аспект готовности ребёнка с задержкой
психического
развития
к
школе.
Изучение
личности
аномального
ребёнка. М., 1977
17.
Кулагина И.Ю. О возможностях формирования учебной мотивации у
детей с ЗПР // Дефектология – 1982. №6
18.
Кулагина И.Ю. Отношение к учебной работе у отстающих в учении
школьников
//
Отстающие
в
учении
школьники:
Проблемы
психического развития. – М., 1986
19.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975
20.
Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция,
психопрофилактика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с.:
ил. – (Серия «Учебное пособие»).
21.
Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней
коррекции нарушения развития // Дефектология. 1994
22.
Лусканова
Н.Г.
Оценка
школьной
мотивации
учащихся
начальных
классов // Школьный психолог. – 2001. - №9
23.
Макеева
Е.А.
Формирование
мотивации
учения
у
младших
школьников с ЗПР // Коррекционная педагогика. – 2004. - №2
24.
Маркова
А.К.,
Матис
Т.А.,
Орлов
А.Б.
Формирование
мотивации
учения / Аэлита Капитоновна Маркова, Татьяна Александровна Матис,
Александр Борисович Орлов. – М.: Просвещение, 1990.
25.
Марковская И.Ф., Екжанова Е.А. Развитие тонкой моторики рук у
детей с ЗПР // Дефектология, 1989
26.
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1984
27.
Никишина
В.Б.
Практическая
психология
в
работе
с
детьми
с
задержкой
психического
развития:
Пособие
для
психологов
и
педагогов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003
28.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд.,
дораб. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996
29.
Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия:
Учебное пособие для студентов факультета психологии. – СПб.: Речь,
2003 Составитель: Защиринская О.В.
30.
Рабочая
книга
школьного
психолога.
Под
ред.
д о кто р а
психологических
наук
И.В.
Дубровиной,
М.
«Просвещение»
1991
(авторы: Дубровина И,В., Акимова М.К., Борисова Е.М., Гуткина Н.И.,
Прихожан А.М., Снегирёва Т.В., Толстых Н.Н., Юферева Т.И.)
31.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – 2-е изд. – М., 1946
32.
Ульенкова
У.В.
Исследование
психологической
готовности
шестилетних детей к школе // Вопросы психологии. – 1983 -№4
33.
Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Нижний
Новгород, 1994
34.
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.
– М.6 Просвещение, 1991
35.
Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. Пособие для
студентов и учителей. – М., Издательство «Институт практической
психологии», 1997. – Библиотека школьного психолога и педагога –
практика.
36.
Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического
развития. Книга 1 / Под общей ред. С.Г.Шевченко.- М.: Школьная
Пресса, 2003
37.
Энциклопедия
психологических
тестов
для
детей,
-
Издательство
«Арнадия», 1997