Напоминание

"Мотивация учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития"


Автор: Кирюшкина Елена Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Лицей №126
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: научная публикация
Тема: "Мотивация учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития"
Раздел: начальное образование





Назад




Особенности учебной мотивации детей младшего школьного возраста.

Работы

Л.И.Божович

и

её

сотрудников

показали,

что

к

моменту

поступления в школу в мотивационной сфере ребёнка должны быть как

познавательные,

так

и

социальные

мотивы

учения,

в

совокупности

позволяющие

ребёнку

стать

субъектом

учения,

то

есть

сознательно

принимать и выполнять поставленные перед ним задачи. Другими словами,

первоклассник, готовый к школьному обучению, должен обладать учебной

мотивацией, состоящей из познавательных и социальных мотивов учения,

при этом немаловажной характеристикой являются и мотивы достижения [7].

Мотивационный

компонент

учебной

деятельности

младших

школьников

с

нормальным

интеллектуальным

развитием

характеризуется

наличием определённой динамики мотивов и интереса к учению. Для них

характерно проявление с первых дней обучения такого явления, как «борьба

мотивов», которое выражается в колебаниях, вопросах, переборе нескольких

подходов к выполнению задания при самостоятельном принятии решения.

Среди

важных

мотивов

учения

наиболее

значимыми

для

учеников

1-3

классов являются похвала учителя, желание стать умнее и образованнее,

интерес к игре и мыслительной деятельности.

На первых этапах обучения интересы детей в большей мере проявляются

как заинтересованность в новом виде значимой для них и их ближайшего

окружения деятельности. Затем их начинают привлекать отдельные приёмы

учебной работы.

Описывая

состояние

мотивационной

сферы

детей

с

задержкой

психического развития, следует отметить их любознательность и, в то же

время, отсутствие мотивов, способных регулировать деятельность на всех её

этапах.

Динамика

мотивов

младших

школьников

с

ЗПР

выражается

в

относительном постоянстве преобладания игровых мотивов, возрастании к 3-

му классу доли широких социальных мотивов (желание избегать неудачи и

неприятности,

стремление

зарабатывать

деньги,

редко

мотивы

самосовершенствования) и усилении влияния отрицательных мотивов [15].

У детей с ЗПР учебная мотивация резко снижена. Это одно из самых

слабых

мест

развития

данной

категории

детей.

Для

них

ведущей

деятельностью

продолжает

длительное

время

оставаться

игра

с

её

элементарными детскими формами: дети избегают приближаться к учебным

сложным играм сюжетно – ролевого характера, с правилами, запретами.

Позиция

школьника

ими

поздно

осознаётся

и

длительное

время

не

принимается,

не

имеет

личностно

значимого

смысла.

Интеллектуальное

отставание

сильно

тормозит

развитие

познавательного

интереса.

Чтобы

избежать

непосильной

и

неприятной

для

них

ситуации

учения,

интеллектуального

напряжения,

они

прибегают

к

защитному

отказу

от

заданий, от посещения школы, то есть неярко выраженные положительные

учебные

мотивы

ещё

более

ослабляются

защитным

механизмом

отрицательным

мотивом

избегания,

уклонения.

Учитывая

ослабленность

мотивационной сферы детей с ЗПР, учитель должен понимать, что одна из

магистральных

педагогических

задач

на

уроке

формирование

учебных

мотивов. Даже небольшой положительный сдвиг в мотивации ребёнка –

большая победа учителя [14].

Ученики с нормальным интеллектуальным развитием, выполняя учебное

задание,

стараются

точно

следовать

прямым

указаниям

учителя,

руководствуются

поставленной

перед

ними

целью.

Постепенно

начинает

проявляться

стремление

к

самостоятельному

выполнению

отдельных

учебных

действий.

Однако

умение

самостоятельно

ставить

перед

собой

задачи

формируется

далеко

не

у

всех

младших

школьников,

иногда

с

большим трудом. Наряду с этим у нормально развивающихся школьников

отмечается

достаточный

уровень

сформированности

ориентировочной

деятельности. Они умеют выслушивать развёрнутые указания, следовать им и

составлять план, учитывая условия конкретной ситуации, обдумывать свои

действия и обращаться за разъяснениями к педагогу, чётко сформулировав

свои сомнения.

Д л я

н о рм а л ь н о

р а з в и ва ю щ и хс я

у ч а щ и хс я

х а р а к т е р н о

совершенствование

способа

действий

в

ходе

деятельности,

способность

свободно и самостоятельно переключаться с одного вида деятельности на

другой,

умение

переносить

полученные

умения

в

новые

условия,

способность

самостоятельно

видеть

сходство

и

различия

в

заданиях

и

использовать это в своей работе. Учащиеся 1-2 классов чаще всего стремятся

подтвердить правильность своих решений у учителя, родителей или в ответах

учебника.

В

случае

ошибки

они

теряются,

обращаются

к

взрослому

за

дальнейшими

указаниями.

Третьеклассники

в

аналогичной

ситуации

поступают иначе: они могут мысленно или фактически повторить нужные

действия

и

по

характеру

промежуточных

результатов

стараются

найти

ошибку.

Осуществляя контроль, учащиеся массовых школ могут соотносить свою

работу

с

образцом,

корректировать

свою

деятельность,

опираясь

на

замечания

учителя.

Они

умеют

в

процессе

деятельности

и

после

её

окончания произвести адекватную оценку и объяснить её. В соответствии с

этим ученики стараются правильно выбрать посильную задачу и реализовать

её,

осмысленно

относятся

к

оценке,

раздумывают,

сравнивают

работу

с

образцом, соотнося её со своим и чужими уровнем умелости.

Исследования

детей

с

задержкой

психиче ского

р а з в и т и я

свидетельствуют о снижении способности к усвоению учебных действий,

отсутствии переноса знаний, умений в новые условия, слабой способности

адекватно переключаться на новую деятельность, о неумении самостоятельно

применять изменённый способ действия. В отчётах о своей деятельности

дети

не

обозначают

последовательности

выполненных

действий,

часто

вместо основных действий описывают второстепенные. Наряду с этим, для

детей с задержкой психического развития характерно умение пользоваться

подсказками,

вспомогательными

материалами

и

другими

видами

помощи

учителя и одноклассников.

Детям с задержкой психического развития свойственен низкий уровень

самоконтроля. Свою работу они не сверяют с образцом. При проверке дети

совершают

формальные

действия,

часто

небрежные,

а

ошибки

чаще

исправляют по ходу работы. В результате проведённого контроля количество

неисправленных

ошибок

существенно

превышает

таковые

у

нормально

развивающихся

детей.

Оценка

своей

деятельности

детьми

с

ЗПР

носит

односложный характер, отражающий в большей мере степень удачи и своё

отношение к проделанной работе [15].

Учебная

деятельность

детей

с

разным

уровнем

интеллектуального

развития при наличии принципиального сходства имеет свои отличительные

особенности, которые в значительной мере влияют на её эффективность.

Задача

состоит

в

том,

чтобы

сформировать

у

каждого

школьника

осмысленную

целенаправленную

деятельность.

Для

этого

важно

иметь

возможность

выделить

её

особенности,

свойственные

конкретным

школьникам,

и

определить

наличие

или

отсутствие

динамики

состояния

деятельности школьника.

Таким образом, анализ литературы по проблеме исследования позволяет

сделать следующие выводы:

- проблема мотивации является одной из фундаментальных проблем как

отечественной, так и зарубежной психологии;

-

в

психологии

накоплены

данные,

которые

требуют

уточнения

некоторых исходных позиций, для более широкого и глубокого исследования

проблем мотивации;

- основу учебной деятельности младших школьников должно составить

развитие мотивации учения;

-

познавательные

и

социальные

мотивы

младших

школьников

способствуют

становлению

у

них

осмысленной

целенаправленной

деятельности;

- у детей с ЗПР мотивационная сфера ослаблена, учебная мотивация

резко снижена.

Список литературы

1.

Актуальные проблемы диагностики психического развития детей. Под

ред. К.С.Лебединской. Москва, «Педагогика», 1982

2.

Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические

материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ, Сфера, 2003

3.

Баландина Н.Д. Отношение детей с задержкой психического развития

к экспериментально – психологическому исследованию как показатель

личностных особенностей. Изучение личности аномального ребёнка:

Тезисы докладов конференции. М., 1977

4.

Белопольская

Н.Л.

Роль

учебных

и

игровых

мотивов

в

структуре

деятельности

детей

с

задержкой

психического

развития

//

Новые

исследования в психологии. 1975, №1.

5.

Белопольская

Н.Л.

Учебная

мотивация

детей

с

задержкой

психического

развития

в

условиях

психического

насыщения

//

Дефектология. 1975, №1.

6.

Белопольская Н.Л. Психологическое исследование мотивов учебной

деятельности у детей с задержкой психического развития: Автореф.

канд. дис. М., 1976

7.

Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка. В

сб.: Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред.

Л.И.Божович, Л.В.Благонадёжиной. М.: Педагогика, 1972

8.

Божович

Л.И.

Психологические

закономерности

формирования

личности в онтогенезе//Вопросы психологии, 1976

9.

Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное

руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.: ил. –

(Психология для всех).

10.

Власова

Т.А.,

Певзнер

М.С.

Учителю

о

детях

с

отклонениями

в

развитии. М.: Просвещение, 1967

11.

Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии:

Учеб. Пособие /Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб.: Речь,

2008. – 688 с.: ил.

12.

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд.,перераб.

и дополн. – СПб.: Питер, 2006

13.

Ермолаева М.В., Ерофеева И.Г. Психологическая карта дошкольника

(готовность

к

школе).

Графический

материал.

М.:

Издательство

Московского

психолого

социального

института;

Воронеж:

Издательство НПО «МОДЭК», 2002

14.

Карпова Г.А., Артемьева Т.П. Педагогическая диагностика учащихся с

задержкой психического развития: Учебное пособие. Екатеринбург,

1995

15.

Кудрина

С.В.

Учебная

деятельность

младших

школьников.

Диагностика. Формирование – СПб.: КАРО, 224 с. – (Материалы для

специалиста образовательного учреждения)

16.

Кузнецова Л.В. Личностный аспект готовности ребёнка с задержкой

психического

развития

к

школе.

Изучение

личности

аномального

ребёнка. М., 1977

17.

Кулагина И.Ю. О возможностях формирования учебной мотивации у

детей с ЗПР // Дефектология – 1982. №6

18.

Кулагина И.Ю. Отношение к учебной работе у отстающих в учении

школьников

//

Отстающие

в

учении

школьники:

Проблемы

психического развития. – М., 1986

19.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975

20.

Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция,

психопрофилактика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с.:

ил. – (Серия «Учебное пособие»).

21.

Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней

коррекции нарушения развития // Дефектология. 1994

22.

Лусканова

Н.Г.

Оценка

школьной

мотивации

учащихся

начальных

классов // Школьный психолог. – 2001. - №9

23.

Макеева

Е.А.

Формирование

мотивации

учения

у

младших

школьников с ЗПР // Коррекционная педагогика. – 2004. - №2

24.

Маркова

А.К.,

Матис

Т.А.,

Орлов

А.Б.

Формирование

мотивации

учения / Аэлита Капитоновна Маркова, Татьяна Александровна Матис,

Александр Борисович Орлов. – М.: Просвещение, 1990.

25.

Марковская И.Ф., Екжанова Е.А. Развитие тонкой моторики рук у

детей с ЗПР // Дефектология, 1989

26.

Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1984

27.

Никишина

В.Б.

Практическая

психология

в

работе

с

детьми

с

задержкой

психического

развития:

Пособие

для

психологов

и

педагогов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003

28.

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд.,

дораб. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996

29.

Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия:

Учебное пособие для студентов факультета психологии. – СПб.: Речь,

2003 Составитель: Защиринская О.В.

30.

Рабочая

книга

школьного

психолога.

Под

ред.

д о кто р а

психологических

наук

И.В.

Дубровиной,

М.

«Просвещение»

1991

(авторы: Дубровина И,В., Акимова М.К., Борисова Е.М., Гуткина Н.И.,

Прихожан А.М., Снегирёва Т.В., Толстых Н.Н., Юферева Т.И.)

31.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – 2-е изд. – М., 1946

32.

Ульенкова

У.В.

Исследование

психологической

готовности

шестилетних детей к школе // Вопросы психологии. – 1983 -№4

33.

Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Нижний

Новгород, 1994

34.

Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.

– М.6 Просвещение, 1991

35.

Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. Пособие для

студентов и учителей. – М., Издательство «Институт практической

психологии», 1997. – Библиотека школьного психолога и педагога –

практика.

36.

Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического

развития. Книга 1 / Под общей ред. С.Г.Шевченко.- М.: Школьная

Пресса, 2003

37.

Энциклопедия

психологических

тестов

для

детей,

-

Издательство

«Арнадия», 1997



В раздел образования