Напоминание

«Исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания в рамках программы по реализации ФГОС ООО».


Автор: Мелехова Ольга Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: "Новоберезовская ООШ" - филиал МБОУ "Петуховская СОШ имени Героя Советского Союза Я.С.Кулишева"
Населённый пункт: г.Петухово
Наименование материала: статья
Тема: «Исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания в рамках программы по реализации ФГОС ООО».
Раздел: среднее образование





Назад




Мелехова Ольга Николаевна

учитель истории и обществознания

«Новоберезовская ООШ» - филиал МБОУ «Петуховская СОШ

имени Героя Советского Союза Я.С. Кулишева»

«Исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания

в рамках программы по реализации ФГОС ООО».

Современные

условия

развития

общества

требуют

от

российского

образования воспитания

и

развития

качеств

личности,

отвечающих

требованиям

информационного

общества,

инновационной

экономики,

задачам

построения

российского

гражданского

общества

на

основе

принципов толерантности, диалога культур и уважения многонационального,

поликультурного

и

поликонфессионального

состава.

Современному

обществу

необходима

личность, способная

к

саморазвитию

и

самосовершенствованию, способная самостоятельно и творчески мыслить,

обладающая чувством личной ответственности и высокими нравственными

качествами.

Развитие продуктивных технологий в сфере образования

является

на

сегодняшний

день

актуальной

задачей

и

становится

неотъемлемой частью процесса модернизации. Заканчиваются возможности

экстенсивного пути развития образования. Переход к интенсивному пути

развития

образования

требует

становления

принципиально

новых

образовательных технологий. Они должны опираться на научное мышление.

В ряде методологических и теоретических разработок доказывается, что

сегодня основными являются четыре универсальных типа деятельности:

исследование, проектирование, конструирование и управление. В данном

случае формирование исследовательской позиции является важнейшей

задачей образования и воспитания. Тем более, становится все более

очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном

порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с

научной работой, они необходимы каждому человеку. Одним из резервов

повышения эффективности обучения подростков является постепенное

развитие у них навыков исследовательской работы, которое вполне

осуществимо через урок. Для достижения результатов недостаточным

является единичное использование приемов исследовательской деятельности

школьников,

необходима

целостная

система

обучения

учеников

исследовательской деятельности.

На уроках истории и обществознания учащиеся вовлекаются в научно-

исследовательскую деятельность поэтапно.

В 5 - 6 классах работают с документами, таблицами и схемами, картами,

дополнительной литературой, картинами. Для выполнения задания учащимся

предлагаются алгоритмы, которые поэтапно определяют их деятельность,

позволяют самостоятельно организовать работу и добиться необходимого

результата. При систематическом использовании данного приема при работе

с текстом исторического источника предполагаемый результат выражается в

сформированности следующих метапредметных универсальных учебных

действий:

1. делать анализ текста;

2. сравнивать содержание текста с уже имеющимися знаниями;

3. устанавливать логическую связь между фактами;

4. обобщать материал и самостоятельно делать выводы.

Формирование

метапредметных

УУД

предполагает

постепенное

продвижение от простых заданий к более сложным. Задания от этапа к этапу

усложняются. Работа по формированию и развитию у учащихся умений,

позволяющих анализировать текст, уже в 5 классе дает положительные

результаты: способствует формированию умения анализа исторического

текста, выделения главной мысли, умения делать выводы.

В

6-7

классах

поддерживается

и

совершенствуется

работа

с

фрагментами

из

монографий

научно-популярной

и

художественной

литературы; усложняются приёмы, анализ общих явлений, поступков,

суждений. Постоянно меняется характер вопросов и заданий: начинается

переход от заданий, связанных с получением информации к аналитическим;

от констатации очевидных

фактов к

выявлению

скрытых

сведений.

Исследовательская

деятельность

продолжается

во

время

выполнения

учащимися домашнего задания по материалу, отсутствующему в учебнике.

В

8-9

классах

происходит

специальное

обучение

приемам

рациональной умственной работы - систематизации, обобщению материала.

Учащиеся составляют развернутый план - конспект, аннотацию, кластеры,

выписывают тезисы по теме урока.

В 10-11 классах учащиеся создают исследовательские работы (проекты). На

уроках истории в старших классах используются задания, ориентированные

на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у

учащихся

умений

анализировать,

сопоставлять

тексты

документов,

высказывать

и

обосновывать

собственные

оценки

и

суждения

по

рассматриваемой проблеме. Работа с документом приближает учеников к

изучаемой эпохе, изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон

восприятия. Сам учебный процесс приобретает исследовательский характер.

Изменяется и функциональная деятельность учителя, который выступает

преимущественно как организатор и руководитель самостоятельной работы

учащихся.

Исследование ученическое, может носить как учебный характер, так и

научный. Исследовательская деятельность учащихся осуществляется как во

время урока, так и во внеурочное время. Решая задачу включения учащихся в

исследовательскую

деятельность,

большинство

педагогов

стараемся

подобрать интересную и полезную для учащихся тему исследования.

Современному учителю, согласно новым стандартам, необходимо научить

учащихся самостоятельно уметь добывать знания, мыслить критически,

применять полученные знания на практике.

Таким образом, планомерная, систематическая работа по организации

исследовательской

деятельности

учащихся

при

изучении

истории

и

обществознания позволяет нам:

1. осуществить более глубокое освоение учебного материала, значительно

расширить кругозор учащихся;

2. познакомить с методами исследования, научить выбирать конкретные

методы и методики, необходимые в собственном исследовании;

3.

сформировать умения построения алгоритма эксперимента, а также

выбора и использования методов анализа его результатов;

4. научить формулировать гипотезу исследования, его цели и задачи;

5. приобщить к разнообразным формам организации исследовательской

работы, формам итогового оформления и оценивания ее результат.

6. научить учащихся из потока информации выделять события, описывать их

аналитически

и

критически

оценивать,

обоснованно

анализировать

источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации,

аргументировать личные взгляды.



В раздел образования