Автор: Аминева Любовь Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Образовательный комплекс № 9"
Населённый пункт: г.Пушкино Московской области
Наименование материала: Статья
Тема: Создание условий для раскрытия творческого потенциала педагога
Раздел: среднее образование
Создание условий для раскрытия творческого потенциала учителя
Введение
Чтобы воспитать личность, надо самому быть личностью,
чтобы зажечь другого, надо самому гореть.
Ж. Сименон
Изменения в социо - культурной и экономической жизни общества, происходящие в
последние годы, потребовали качественного преобразования деятельности педагогов в
профессиональном поле, углубления оперативности и открытости учителя. В качестве
основного фактора обновления системы образования сегодня выступает личность учителя.
Высокое качество образовательных услуг может бытьдостигнуто только при наличии
высококлассных педагогов, постоянно совершенствующих свое мастерство, мобильно
реагирующих на изменения, происходящие в образовательном пространстве.
Учитель – центральное звено в реализации основных направлений модернизации
образования в целом по стране и в отдельно взятой школе. «Без учителя, способного
творить и понимать творимое, путей к новой школе быть не может» – эти слова
российского педагога 20-х годов прошлого века С.Т. Шацкого как никогда актуальны
сегодня. Последние годы в педагогике укоренилось утверждение "У творчески
работающего педагога - творчески развитые ученики". Творчески работающий педагог
своими личностными качествами побуждает в воспитанниках развитие творческой
активности. К качествам такого педагога относятся: нацеленность на формирование
творческой личности (социальный выбор содержания, методов, приемов, форм и средств
педагогической деятельности); педагогический такт; способность к сочувствию,
сопереживанию; артистизм; развитое чувство юмора; умение ставить неожиданные,
интересные, парадоксальные вопросы; создание проблемных ситуаций; умение
возбуждать вопросы детей; поощрение детского воображения; знание детьми творческих
способностей и склонностей своего учителя.
Чтобы получить такого учителя в современной школе, его нужно растить, воспитывать,
развивать. Поэтому вопрос о том, как в своем коллективе управлять ростом творческой и
исследовательской компетенции учителя, как создать условия для творческого роста
педагога, я считаю одним из важных вопросов образования.
1.
Теоретические основы проблемы становления творческой
личности педагога
1.1.
Что такое творческий процесс и творческий потенциал
Уже давно ученые пытались разгадать загадку творчества. Первыми объектами изучения
были люди науки и искусства. Анализировались их дневники, письма, высказывания.
Большинство авторов великих изобретений выделяли две стадии творческого процесса:
1.Длительные размышления над изучаемыми фактами и явлениями.
2.Короткое озарение и интуитивно принятые решения.
Американский изобретатель, Томас Эдисон, так определил процесс творчества: "... это
99% пота и 1 % вдохновения".
Во второй половине XX века исследования понятия творчества стали расширяться. Стали
экспериментально изучаться процессы творчества детей, подростков, взрослых людей.
Были выявлены психологические составляющие творческой деятельности:
•гибкость ума;
•систематичность и последовательность мышления;
•диалектичность;
•готовность к риску и ответственности за принятое решение;
Педагогическое творчество имеет ряд особенностей (В. И. Загвязинский, Н.Д.
Никандров).
- Большая регламентированность во времени и пространстве.Этапы творческого
процесса (возникновение педагогического замысла, разработка, реализация смысла и др.)
между собой жестко связаны во времени, требуют оперативного перехода от одного этапа
к другому; если в деятельности писателя, художника, ученого вполне допустимы, часто
даже необходимы, паузы между этапами творческого акта, то в профессиональной
деятельности учителя они практически исключены; педагог ограничен во времени
количеством часов, отводимых на изучение конкретной темы, раздела и др. В ходе
учебного занятия возникают предполагаемые и не предполагаемые проблемные ситуации,
требующие квалифицированного решения, качество которого, выбор наилучшего
варианта решения может ограничиваться в силу указанной особенности, в силу
психологической специфики решения именно педагогических задач.
- Отсроченность результатов творческих поисков педагога. В сфере материальной и
духовной деятельности ее результат сразу же материализуется и может быть соотнесен с
поставленной целью; а результаты деятельности учителя воплощаются в знаниях,
умениях, навыках, формах деятельности и поведения учащихся и оцениваются весьма
частично и относительно. Данное обстоятельство существенно затрудняет принятие
обоснованного решения на новом этапе педагогической деятельности. Развитые
аналитические, прогностические, рефлексивные и другие способности учителя позволяют
на основе частичных результатов предвидеть и прогнозировать результат его
профессионально-педагогической деятельности.
- Сотворчество учителя с учащимися, коллегами в педагогическом процессе,
основанное на единстве цели в профессиональной деятельности. Атмосфера
творческого поиска в учительском и ученическом коллективах выступает мощным
стимулирующим фактором. Учитель как специалист в определенной области знаний в
ходе образовательного процесса демонстрирует своим учащимся творческое отношение к
профессиональной деятельности.
- Зависимость проявления творческого педагогического потенциала учителя от
методического и технического оснащения образовательного процесса. Стандартное и
нестандартное учебно-исследовательское оборудование, техническое обеспечение,
методическая подготовленность учителя и психологическая готовность учащихся к
совместному поиску характеризуют специфику педагогического творчества.
Настоящее творчество по своей сути ни что иное, как результат успешного управления
профессионалом средой в нестандартной ситуации. А что может быть более
нестандартным, чем школьные ситуации, решить которые под силу только учителю-
управленцу?
Само понятие «творческий потенциал» человека имеет различные толкования, и
невозможно найти общепризнанного определения. В научной литературе мы встречаем
целый ряд авторских определений, которые дополняют друг друга, а в ряде случаев
противоречат друг другу.
Анализируя подходы разных ученых, можно сказать, что единого мнения в определении
данного понятия не существует. До сих пор авторы не могут прийти к единому мнению.
Однако, большинство из них сошлись во мнении, что «творческий потенциал» — это та
деятельность, которая оказывает помощь в развитии природных способностей,
индивидуальных качеств личности, и может привести, в конечном итоге, к всесторонней
реализации личностью своей индивидуальной и социальной субъектности.
Творческий потенциал может быть раскрыт, а может остаться абсолютно нетронутым. Это
во многом зависит от обстоятельств развития этого феномена. Другими словами, имеются
некие ограничения, которые в невыраженной форме могут тормозить раскрытие
творческого потенциала личности. Творческий потенциал личности — это совокупность
интеллектуальных и практических ЗУН, умение применять их при постановке проблем и
поиске решения с опорой только на свою интуицию, логику и одаренность в
определенной сфере. На рисунке мы представили понимание творческого потенциала
человека как в узком, так и в широком смыслах.
Следующим этапом развития творческих задатков человека является контроль качества
выполнения работ. При всем этом большое внимание должно быть сконцентрировано на
качестве самого процесса организации творческой деятельности и создании
благоприятных условий для ее осуществления. При завершении того или иного проекта
происходит сравнение результатов, полученных в процессе творческой деятельности и
результатов, запланированных заранее. Не менее важным на этом этапе является анализ
допущенных ошибок прошлого, выявление затруднений, возникавших в процессе
решения творческих задач и внесение всех необходимых корректив. По мнению Ю. Н.
Кулюткина : «Для успешного развития творческого потенциала человека
необходимы некоторые важные качества: творческая активность; оригинальность;
способность и стремление к внесению новизны; комбинирование идей;
перевоплощение мобилизации сил и прошлого опыта; наличие развитого
воображения и эмоциональной отзывчивости».
1.2.
Творческий потенциал педагога
По данным, представленным в педагогической литературе, творческий потенциал
педагога — это совокупность психических процессов и свойств личности,
реализующихся в процессе творчества педагога.Его генетически заложенные основы
влияют на выбор профессии, они формируются во время учебы и развиваются в
дальнейшей профессиональной деятельности. В основе творческого потенциала заложены
те источники саморазвития личности, которые способствуют его актуализации. Развитие
творческого потенциала исходит из того, что целью современного педагогического
образования является усвоение новых знаний, ценностей, личностных смыслов, а также
формирование самодеятельностного субъекта, способного реализовать свою высокую
интеллектуальность, творчество и нравственный потенциал, а так же развитие
сущностных сил педагога, его интеллектуальных способностей не только обслуживать
имеющиеся педагогические технологии, но и осуществлять инновационные процессы
преобразования.
Развитие творческого потенциала сложный и разносторонний процесс, связанный с
самоидентификацией, самоопределением и самореализацией личности. Исходная роль в
системе развития творческого потенциала личности педагогов относится к регулятивным
принципам — основным положениям, которые определяют ее содержание, методы,
формы и средства в соответствии с поставленной целью.
Принципы всестороннего развития творческого потенциала личности педагога
по Л. И. Сергейчику:
1. Принцип активности
2. Принцип деятельности
3. Принцип коллективности
4. Принцип личностного подхода
5. Принцип развития
2.
Уровень разработанности проблемы
2.1. Мотивация педагога к творчеству
Вполне правомерным является вопрос о возможности обучения и научения творчеству.
Какие условия необходимы для творческого роста педагога?
Если вовремя «подхватить» педагога, стимулировать на развитие профессионализма,
углубление знаний и умений, расширение кругозора, то стадии его личностно-
профессионального роста будут выглядеть приблизительно так:
Личность педагога после ВУЗа - Мотивация развития личности - Развивающаяся
личность - Профессиональный рост - Творческая личность - Результативность
процесса.
Личностно-профессиональный рост педагога понимается как непрерывный процесс
раскрытия своего личностно-профессионального потенциала, влияющий на
педагогическую деятельность в целом. Конечно, самое главное в этом - личная
заинтересованность педагога в самосовершенствовании, однако этот процесс можно
частично мотивировать извне.
Каковы же условия, мотивирующие, стимулирующие процесс развития самостоятельного
творчества педагога?
В качестве предпосылок обеспечения личностно-профессионального роста педагога
выступают встречи со значимыми в педагогике, психологии, методике людьми и помощь
в осмыслении и преодолении профессиональных затруднений.
Огромную роль в становлении и росте личности педагога, его профессионализма играет
администрация общеобразовательного учебного заведения, которая, следя за успехами и
промахами учителя, должна умело прийти на помощь: предоставить возможность
ознакомления с различными профессиональными периодическими изданиями; помочь в
выборе темы по самообразованию; дать возможность побывать на уроках педагогов-
мастеров, методистов; к молодым учителям прикрепить опытного учителя-наставника,
предоставить слово на педагогическом совете; если надо, то тактично указать на слабую
научную базу разработанной темы, а в случае явного роста рекомендовать принять
участие в конференциях, семинарах городского, республиканского уровней.
Процесс обучения предполагает также взаимосвязь деятельности методических служб
различного уровня и самого педагога. Методическая работа занимает особое место в
системе управления образовательным учреждением, так как, прежде всего, способствует
активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все её формы
направлены на повышение квалификации и мастерства педагогов, развитие их
творческого потенциала.
Профессиональное развитие и творческий рост педагога без грамотно построенного
самообразовательного процесса невозможно. Самообразование можно рассматривать в
двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле - как самонаучение) и как
«самосозидание» (в широком - как «создание себя», «самостроительство»). Иными
словами, для того чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя,
знать свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний
стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но личностное
развитие.
К негативным факторам, осложняющим процесс профессионального становления
педагога, можно отнести прежде всего кризисы (по Р. Ахмерову): нереализованности,
опустошенности, бесперспективности. В современном, быстро меняющемся мире, с
серьезной профессиональной и психологической нагрузкой, отсутствием знаний у
учителей по валеологии, неумением сбалансировать расход энергии, постоянно растущим
бумагоотчетным потоком, педагогу тяжело удержаться, не «захлебнуться», а тем более
вырасти профессионально. В решении этих проблем помогают коллектив, администрация
ОУ. Конечно, в идеале позитивный климат грамотно организованного педагогического и
психологического пространства не позволитпедагогу прийти к кризисной ситуации.
2.2. Создание условий для развития творческой личности педагога
Развитие инновационного процесса в образовании предполагает, прежде всего, создание
творческой атмосферы в ОУ, культивирование в педагогическом коллективе интереса к
инициативам и новшествам, создание условий для принятия разнообразных нововведений.
Варианты работы по повышению мастерства и раскрытию творческого потенциала
педагогов:
1. Непрерывное научно-методическое сопровождение развития профессионализма,
через оказание помощи методическим объединениям, отдельным педагогам в
организации деятельности на уровне школы. грамотная методическая работа,учителя
работают в творческих группах, занятия в школе молодого педагога, методические
выставки как итог работы по самообразованию, мастер-классы, открытые уроки,
методические недели, методические семинары.
2. Самообразование. Желание соответствовать развивающемуся образованию и
адаптироваться к нему вызывает у педагогов стремление к самообразованию,
личностному росту, профессиональному развитию.
3. Развитие профессионализма через курсы повышения квалификации. Данная форма
может быть реализована очно и дистанционно. Важным направлением работы
методических объединений и администрации является повышение квалификации
учителями.
4. Реализация накопительной системы повышения квалификации, учитывающей
индивидуальную образовательную программу педагога. Выполняя индивидуальную
программу, каждый педагог «накапливает» материал для портфолио.
5. Стимулирование педагогов. По новой системе оплаты труда, стало возможным
стимулировать педагогов. Теперь каждый получает заработную плату не только за
количество учащихся в классе, но и за свою творческую деятельность.
6. Оснащение учебного процесса.
компьютерные классы, локальная сеть интернет, школьный сайт, ТСО.
3.Заключение.
Таким образом, творческий потенциал представляет комплекс интеллектуальных и
практических знаний, умений и навыков, способность их осуществлять при постановке
проблем и поиске путей решения с опорой на интуицию и логическое мышление,
одаренность в некоторой области. Для эффективного развития творческого потенциала
личности необходимы такие качества, которые открывают в ней созидателя. Ведущими
при этом являются: творческая активность, оригинальность, способность и стремление к
внесению новизны, комбинированию идей, перевоплощению мобилизации сил и
прошлого опыта, присутствие развитого воображения и эмоциональной отзывчивости,
творческая инициатива. Творческий потенциал педагога — это комплекс психических
процессов и свойств личности, которые реализуются в процессе педагогического
творчества. Его генетически заложенные основы влияют на выбор профессии педагога, он
складывается во время учебы и развивается в дальнейшей профессиональной
деятельности. Развитие творческого потенциала сложный и разносторонний процесс,
связанный с самоидентификацией, самоопределением и самореализацией личности. С
ростом педагогического творчества и педагогического мастерства происходит ускорение
темпов развития, трансформации и перехода на новый уровень. То есть, чем выше
уровень творческого потенциала педагога, тем лучше и быстрее он развивается, и,
наоборот, на низких уровнях реализации творчества темпы развития гораздо ниже. Тем не
менее, резервы (невостребованные ресурсы) развития творческого потенциала педагога
скрываются в нем самом. Только личное желание и готовность к росту позволит найти
рациональные пути их использования. Становлению и развитию творческого потенциала
педагога способствует реализация следующих взаимосвязанных психолого-
педагогических условий: стимулирование активности, самостоятельности,
внутренней свободы; использование рефлексии в процессе личностного и
профессионального становления и развития; проектирование и организация
образовательного процесса на основе личностных и профессиональных ценностей.
Педагогическое творчество как компонент профессионально-педагогической культуры не
возникает само по себе. Для его развития необходимы благоприятная культуро -
творческая атмосфера, стимулирующая среда, объективные и субъективные условия,
которые должна создать администрация и коллектив образовательного учреждения.
Спасибо за внимание!