Автор: Захарова Марина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 15
Населённый пункт: г.Октябрьский Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сказки. Особенности сказок. 5 класс
Раздел: среднее образование
Сказки.
Сказки.
Особенности языка сказок.
Особенности языка сказок.
Сказка – ложь, да в ней намёк!
Сказка – ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.
Добрым молодцам урок.
А.С.Пушкин
А.С.Пушкин
Сказка – занимательный рассказ о
Сказка – занимательный рассказ о
необыкновенных, часто фантастических
необыкновенных, часто фантастических
событиях и приключениях.
событиях и приключениях.
Волшебные
Волшебные
«Морозко»
«Морозко»
«Гуси-лебеди»
«Гуси-лебеди»
«Царевна-лягушка»
«Царевна-лягушка»
Бытовые
Бытовые
«Мужик и поп»
«Мужик и поп»
«Каша из топора»
«Каша из топора»
«Жена-спорщица»
«Жена-спорщица»
Сказки о животных
Сказки о животных
«Теремок»
«Теремок»
«Колобок»
«Колобок»
«Лиса и волк»
«Лиса и волк»
Признаки волшебной сказки
Признаки волшебной сказки
присказка («это не сказка, а присказка, сказка
присказка («это не сказка, а присказка, сказка
будет впереди»);
будет впереди»);
зачин ( «жили-были… », «в некотором царстве,
зачин ( «жили-были… », «в некотором царстве,
в некотором государстве…»);
в некотором государстве…»);
концовка («…а кто слушал молодец!», «и я там
концовка («…а кто слушал молодец!», «и я там
был, мёд-пиво пил…»);
был, мёд-пиво пил…»);
постоянные эпитеты (добрый молодец, красна
постоянные эпитеты (добрый молодец, красна
девица);
девица);
троекратное повторение;
троекратное повторение;
устойчивые выражения(шёл он долго ли
устойчивые выражения(шёл он долго ли
коротко
коротко
ли).
ли).
Русская сказка
Русская сказка
«Царевна-
«Царевна-
лягушка».
лягушка».
Иллюстрация
Иллюстрация
художника
художника
И. Я. Билибина
И. Я. Билибина
Элементы сказочной композиции
Элементы сказочной композиции
Присказка .
Присказка .
Зачин.
Зачин.
Основная часть сказки:
Основная часть сказки:
жили-были…
жили-были…
вот однажды случилось…
вот однажды случилось…
в путь дорожку дальнюю…
в путь дорожку дальнюю…
долго ли коротко он шёл…
долго ли коротко он шёл…
за добро добром платят…
за добро добром платят…
злодея одолел…
злодея одолел…
Концовка:
Концовка:
пир на весь мир…
пир на весь мир…
стали они жить-поживать, добра наживать…
стали они жить-поживать, добра наживать…
тут и сказке конец.
тут и сказке конец.
Сказка «Лекарственная трава»
Сказка «Лекарственная трава»
Вот начало сказки: «Жил-был старик со
Вот начало сказки: «Жил-был старик со
старухой. Детей у них не было. И вот
старухой. Детей у них не было. И вот
однажды послышался писк в печи.»
однажды послышался писк в печи.»
Подумайте, что это могло быть?
Подумайте, что это могло быть?
Опишите действия бабушки, деда.
Опишите действия бабушки, деда.
Основная часть сказки
Основная часть сказки
Итак, сказка началась. Как же
Итак, сказка началась. Как же
перейдём к основной части?
перейдём к основной части?
Например, «Рос мальчик не по дням,
Например, «Рос мальчик не по дням,
а по часам и вырос…»
а по часам и вырос…»
Можно фантазировать дальше: « А
Можно фантазировать дальше: « А
недалеко от их избушки был
недалеко от их избушки был
красивый дворец. И жила в том
красивый дворец. И жила в том
дворце принцесса…»
дворце принцесса…»
Опишите её, используя сказочные
Опишите её, используя сказочные
элементы.
элементы.
Как вы думаете, что с ней
Как вы думаете, что с ней
происходило. Вспомните сказку
происходило. Вспомните сказку
В. А. Жуковского «Спящая царевна»
В. А. Жуковского «Спящая царевна»
( она заколдована, необходимо её
( она заколдована, необходимо её
расколдовать), обратите внимание
расколдовать), обратите внимание
на название сказки.
на название сказки.
Как начнёт развиваться действие
Как начнёт развиваться действие
дальше? Что происходит в сказках?
дальше? Что происходит в сказках?
Например, «Затрубила труба- приказ
Например, «Затрубила труба- приказ
царя, сын наших героев пошёл в лес,
царя, сын наших героев пошёл в лес,
нарвал цветов, пришёл ко дворцу…»
нарвал цветов, пришёл ко дворцу…»
Расскажите о дальнейших действиях
Расскажите о дальнейших действиях
героя.
героя.
В заключении назовите цветы,
В заключении назовите цветы,
которые расколдовали девушку.
которые расколдовали девушку.
Викторина
Викторина
1.Кто назовёт больше волшебных сказок, в
1.Кто назовёт больше волшебных сказок, в
которых действуют животные?
которых действуют животные?
Щука, кот, собака, медведь, волк.
Щука, кот, собака, медведь, волк.
2.Отгадайте, о каких сказках идёт речь:
2.Отгадайте, о каких сказках идёт речь:
«Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч,
«Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч,
ты волнуешь, сине море, всюду веешь на
ты волнуешь, сине море, всюду веешь на
просторе».
просторе».
«Жил-был добрый царь Матвей…»
«Жил-был добрый царь Матвей…»
Весёлый и ловкий герой сказки так привык к
Весёлый и ловкий герой сказки так привык к
победам, что потерял бдительность.
победам, что потерял бдительность.
3. О ком идёт речь: «А сама-то величава,
3. О ком идёт речь: «А сама-то величава,
выступает, будто пава, а как речь- то говорит,
выступает, будто пава, а как речь- то говорит,
словно реченька журчит».
словно реченька журчит».
Домашнее задание (на выбор)
Домашнее задание (на выбор)
Сочинить сказку на тему: «Бумага и
Сочинить сказку на тему: «Бумага и
карандаш»;
карандаш»;
составить кроссворд на сказочную тему.
составить кроссворд на сказочную тему.