Автор: Юзеева Гулия Сергеевна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ лицей №1
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Мои права и обязанности"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №1
Классный час: " Мои права и обязанности"8 класс
Разработала:
Социальный педагог
Юзеева Гулия Сергеевна
Сургут 2023
Цель:
Знакомство учащихся с неотъемлемыми правами, закрепленные в Конвенции
о правах ребенка, привлечение внимания учащихся к проблемам соблюдения
прав человека.
Задачи:
• Развести понятия “право”, “права”, “обязанности”, показать единство прав и
обязанностей для детей-подростков.
• формировать систему правовых знаний;
• способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к
социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
• развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление,
нравственную и правовую культуру, способность к самоопределению и
самореализации;
• на примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека;
• помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без
прав;
• развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную
позицию
• формировать привычку давать правовую оценку своим поступкам.
Форма – познавательно игровой классный час с объяснением материала, с его
обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях.
Оборудование:
1. Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор,
колонки, интерактивная доска.
2. Эпиграфы к занятию:
• “Храни порядок и порядок сохранить тебя” (латинское изречение);
• “Знание прав определяет добросовестное выполнение обязанности” (Б.
Франклин);
• “Живи по закону, поступай по совести” (латинское изречение);
• “Изучая свои права, мы получаем возможность жить и поступать по
справедливости” (Г. Лихтенберг);
• “Учись думать о себе и о других” (китайская мудрость);
3. 28 красных “сердца” (по количеству учащихся в классе), где написаны
мудрые мысли (данные изречения). “Сердца” раздаются всем.
4. Календарь правовых дат.
1 июня – Международный день защиты детей.
4 июня – Международный день детей – жертв агрессии.
20 ноября – Всемирный день прав ребенка.
10 декабря – День прав человека.
Для команд:
• чистые листы бумаги,
• ручки, карандаши,
• отдельные статьи Конвенции о правах ребенка,
• карточки с заданиями.
Для проведения игры формируются 2 команды. Остальные участники игры
составляют группу поддержки. За правильно выполненное задание, команда
получает жетон.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Рефлексия. Психологическая установка на хорошее настроение.
II. Сегодня на классном часе мы с вами будем беседовать по теме “Мои
Права и обязанности”.
Перед нами поставлено несколько конкретных задач-проблем:
1. Нам необходимо определиться с понятиями “право” и “права”.
2. Выделить основные права человека-гражданина, учащегося-подростка.
3. Показать единство прав и обязанностей.
4. Внимательно, уважительно и с пониманием отнестись к той информации,
которая прозвучит сегодня и сейчас в ходе нашего с вами разговора по
душам. А для того, чтобы этот разговор состоялся, мы с вами провели
большую кропотливую работу.
Вы получили и подготовили ряд творческих заданий по нашей теме, с
которыми будете выступать, и помогать мне в процессе нашей беседы.
Итак, тема разговора “Наши права”. В начале уясним для себя суть понятий
“право” и “права” разведем и объединим эти понятия.
Обращаясь к научной, научно-популярной и научно-методической
литературе мы выделим несколько определений... Что такое право?
Послушаем вас.
Учащийся. ПРАВО (из словаря Ожегова) – есть совокупность установленных
и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют
отношения между людьми.
Учащийся. ПРАВО (по курсу обществознания, доктор педагогических наук
Л. Боголюбов) – это нормативная форма выражения формального равенства
людей в общественных отношениях. Признание формального равенства
людей подразумевает их свободу и независимость. Где нет свободы, не
может быть и отношения, т.е. отношения между людьми в обществе.
Учитель. По курсу обществознания, который вы изучаете в школе с 8 по 11
классы, мы также определяем суть понятия “категорический императив
права”. Что это за понятие?
Учащийся.
“Категорический
императив
права”
определил
немецкий
философ Иммануил Кант. Это взаимосвязь прав и обязанности человека-
гражданина, т. е. свобода действий и поступков должна быть совместима со
свободой и независимостью каждого человека.
Учитель. Прекрасно. Но это лишь несколько более доступных и понятных
нашему восприятию определений “права”. Хотя их существует достаточно
много в такой науке как “правоведение”.
Какие вида права вы можете назвать?
Учащийся: виды права: конституционное, административное, гражданское,
семейное, жилищное, трудовое, финансовое, процессуальное, уголовное и т.
д.
Учитель: действительно, право охватывает все сферы жизни и деятельности
общества людей. На уроках обществознание вы более подробно знакомитесь
с тем, какую важную роль играет право в жизни человека, общества и
государства.
А теперь определимся с понятием “права человека-гражданина”. Ведь
человек есть кто? Давайте выделим пять позиций...
Учащийся:
1) хомосапиенс (человек разумный);
2) существо биосоциальное, т. е. человек связан с природой и обществом
людей;
3) индивид;
4) личность;
5) гражданин (по факту рождения).
Если это так, следовательно, каждый человек (и взрослый, и ребенок) имеет
свои права. Итак, права человека-гражданина – это...
Учащийся: Права человека-гражданина – это правила, по которым живет он
сам и окружающее его общество людей. Правила, определяющиеся моралью,
моральными нормами, формами поведения, которые заложены в обществе
людей, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих
поколений людей. Общество людей должно жить по правилам и тогда в этом
обществе будут действовать принципы разума, гуманизма, справедливости,
совести и порядка.
Учащийся:
Правила поведения и общения, нормы морали, испытанные
временем, постепенно утверждались и приобретали форму законов. Право и
права
человекагражданина
определяются
законами,
а
сами
законы
определяются правом.
Учащийся: Исходя из этих установок, можно сделать вывод о том, что
правовое государство – это государство, где господствует право. Право
определяется законами. Действительно правовое государство это то, в
котором граждане являются законопослушными, т.е. добровольно, осознанно
живут и действуют по закону и совести.
Учитель. В нашем государстве, в Российской Федерации, впрочем, как и в
любой другой стране нашего многообразного мира, законами защищены и
взрослые и дети. Особенно дети. Ведь это будущее любой нации. Давайте
обратимся к тем законам международного и федерального уровней, которые
действительно призваны защищать нас, граждан: взрослых и детей,
определяя и подчеркивая наши права.
Вы сами сделали подборку таких документов.
Учащийся (по таблице):
- Всеобщая декларация прав человека и гражданина (10 декабря 1948 г.);
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989 год);
- Конституция РФ (12 декабря 1993 года);
- Конституция РБ (24 декабря 1993 года);
- Постановление Президента РФ В. В. Путина “Об основных направлениях
государственной политики по улучшению положения детей”;
- Президентская программа “Дети России”;
-
Законы
РФ
и
РБ
“Об
образовании”,
“О
правах
ребенка”,
“О
государственной
поддержке молодежных объединений”, “Об общественных объединениях”.
Учитель: Из года в год увеличивается количество законов и постановлений
республиканского,
федерального,
международного
уровней,
которые
защищают
права человека-гражданина, особенно права ребенка, ваши права.
Пример тому, разработанный и утвержденный Генеральной Ассамблеей
ООН, Календарь правовых дат на 2001–2010 гг.
Учащийся (по таблице):
XXI век – век ребенка, 2001–2010 годы – Международное десятилетие мира и
ненасилия в интересах детей планеты;
1 июня – Международный день защиты детей;
4 июня – Международный день детей – жертв агрессии;
20 ноября – Всемирный день прав ребенка;
10 декабря – День прав ребенка.
Учитель. Молодцы! Сегодня мы возьмем для работы один документ
международного уровня: “Конвенцию ООН о правах ребенка” и выделим
основные ваши права, права ребенка, подростка, юного гражданина планеты
Земля. Но сначала немного теории. Что такое международные конвенции?
Учащийся:
Международные
конвенции
(от
латинского
conventio)
–
соглашение, один из видов международного договора, они устанавливают
взаимные права и обязанности государств в какой-либо специальной области.
Например, Конвенция международной организации труда, Конвенция ООН о
правах ребенка и т.д. Существуют многосторонние конвенции, которые
содержат общие нормы, определяющие жизнь и деятельность людей на
Земле. Например. Гаагские конвенции 1899 и 1907 годов, Женевские
конвенции 1949 и 1989 годов и т.д.
Учитель: Конвенция о правах ребенка разработана и принята ООН в 1989
году. ООН – что вы знаете об этой организации?
Учащийся.
ООН – Организация Объединенных Наций. Декларация о
создании данной организации разработана в 1942 г. Устав ООН принят в
1945 г. Свою работу организация начала в 1946 году. В настоящее время
Генеральным
Секретарем
ООН
является
ПинГимун.
Штаб-квартира
организации находится в США в г. Нью-Йорк. Организация объединяет
более двухсот стран мира (данные на 2004 г.). Она призвана выступать и
бороться за сохранение мира во всем мире.
Учитель:
Сегодня вы живете с родителями, которые заботятся о вас,
стараются уберечь вас от всяких неприятностей. Лечат вас, когда вы болеете,
создают вам условия для учебы и отдыха, помогают подготовиться ко
взрослой жизни. Семья –самая важная часть общества; здесь ребенка
стараются защитить от всего негативного. О детях заботятся не только семьи.
Существуют разные общественные и благотворительные организации,
которые главной своей задачей считают защиту детей. Одной из таких
организаций и является ООН. В 1989 году ООН приняла особый документ –
“Конвенцию о правах ребенка”. Наша страна подписалась под этим
документом (1991 г.), значит, пообещала всему миру заботиться о своем
подрастающем
поколении,
о
вас
–
молодых
гражданах
Российской
Федерации. Ваша семья, ваши папа и мама дали вам жизнь. Главное право
каждого человека –это право на жизнь, это первое, что записано в
Конвенции. Послушаем...
Учащийся: “Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность,
жизнь и свободу... Каждая страна должна заботиться о новорожденных,
помогать их мамам, строить больницы, где врачи помогут маленькому
гражданину, спасут и вылечат его”.
Учитель:
В Конвенции говорится, что каждый имеет право на имя и
фамилию. У каждого из вас имеется свой первый в жизни документ, в
котором записаны ваши имя, отчество, фамилия, данные об отце и матери,
место рождения. Как называется этот документ? Свидетельство о рождении.
(Идет представление данного документа учащимися.)
Учащийся: Этот документ свидетельствует не только о факте появления на
свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны,
которая обязана заботиться о его благополучии и безопасности. Скажите,
гражданами какой страны вы являетесь? Правильно, гражданами Российской
Федерации. Следовательно, о вас заботится Президент и Правительство
России.
Учитель: Конвенция подчеркивает, что благополучие каждого ребенка во
многом зависит от родителей, они первыми несут ответственность за вас. О
том, какими должны быть родители, в шутку, от имени детей, написал
современный поэт Марк Шварц. Послушаем...
Учащийся:
Если вы родители –
Ласкатели, хвалители.
Если вы родители –
Прощатели, любители.
Если разрешители, купители, дарители,
Тогда вы не родители,
А просто восхитители!
А если вы родители –
Ворчатели, сердители.
Если вы родители –
Ругатели, стыдители,
Гулять не отпускатели,
Собакозапретители,
То знаете, родители,
Вы просто – крокодители.
Учитель: Взрослые просто обязаны любить своих детей, следить за тем,
чтобы дети
росли
умными,
умелыми,
грамотными,
хорошо
учились,
были
воспитанными,
здоровыми. Взрослые не должны допускать, чтобы детей били, истязали.
Учащийся: Каждый из нас имеет право на бесплатное образованием, и мы
этим правом действительно пользуемся, потому, что каждый день ходим в
школу. Этим самым мы помогаем нашей стране выполнять обещание (по
Конвенции) о гарантии права на всеобщее бесплатное образование.
Учитель: Учиться всегда и в любом возрасте просто необходимо, повышать
свой образовательный уровень постоянно на протяжении всей жизни,
учиться и расширять свой кругозор. О необходимости учения сочинил
стихотворение наш ученик… (читается стихотворение).
Учитель: Учеба – это основное ваше право, ваш главный основной труд и
основная обязанность. На уроках обществознания вы определились с таким
принципом:
“Если я имею права, то значит, я имею обязанности”.
“Если я знаю свои права, значит, я знаю свои обязанности”. “Если я
знаю свои обязанности, значит, я знаю свои права”. Статья 29
"Конвенции" гласит о том, что человек имеет не только права, но и
обязанности.
В каком документе определены ваши права и обязанности? Правильно, в
Уставе школы. По заданию вы заполняли анкеты, в которой сами отвечали на
вопросы.
Посмотрим...
1. Какие права вы имеете, как ученик? (Несколько учащихся зачитывают
свои ответы)
2. Что обязан делать ученик?
3. С какими нарушениями вы чаще всего встречаетесь: нарушением прав или
нарушением обязанностей? Почему так происходит? Объясните.
Учитель: Итак, права определяются обязанностями, обязанности – правами.
И то и другое вы должны знать, понимать и добросовестно выполнять.
Любая работа (физическая, умственная), учеба или трудовой десант должны
прерываться отдыхом.
Учащийся. Мы с вами имеем право не только на образование (учеба – наш
главный труд), но и право на отдых. Родители не должны забывать о том, что
право на отдых, на игры, на праздники. Это записано в Конвенции о правах
ребенка. Лучший отдых – это отдых со своей семьей. Ребенок, как и всякий
человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою личную
неприкосновенность, право на неприкосновенность и невмешательство в
личную жизнь. Ребенок сам может выбирать себе друзей, никто не имеет
право указывать ему с кем дружить, какую музыку любить, думать только
так, а не иначе...
Учащийся: Да, это действительно, верно. Но мы все уверены в том, что
нашим родителям небезразлично, с кем мы общаемся, дружим, где бываем...
К мнению взрослых стоит прислушаться. У них большой жизненный опыт.
Взрослый может многое посоветовать, многому научить, в чем-то помочь
разобраться. Но никто не имеет права силой переделывать жизнь человека, а
жизнь ребенка тем более. Нас нужно направлять и поправлять в наших делах
и поступках.
Учитель. Дети имеют право на собственное мнение, хотя вы можете думать,
думаете не так, как взрослые, с большей долей фантазии и мечты. Но свои
мысли вы можете свободно высказывать вслух, записывать, при желании
напечатать в газете, в журнале. Опубликовать личный сборник своих
творческих работ. Обзор выставки печатных изданий, в которых постоянно
публикуются материалы о правовом воспитании, о правах и обязанностях
граждан Республики Башкортостан, Российской Федерации. Обзор выставки
специальной литературы по правовому обучению.
Учитель: Для счастья и достойной жизни нужно многое, прежде всего, мир.
Право на мирную жизнь, право на ЗОЖ, также записано в Конвенции о
правах ребенка. В этом документе говорится о том, что все страны, чьи
правительства
подписали
данное
соглашение,
обязаны
предоставить
убежище ребенку, который вынужден бежать от войны или насилия.
Учащийся:
Если дети бежали одни, без родителей, нужно помочь им
отыскать родных. Каждый ребенок имеет право на личную безопасность и
личное счастье, на поддержку родных и близких, на поддержку всех людей,
которые окружают маленького человека. Общие выводы по ходу диалога:
Мы сегодня говорили о праве и правах. Рассмотрели и определили смысл и
действительную необходимость прав человека-гражданина по Конвенции
ООН о правах ребенка. Мы заслушали личные мнения и выводы. Определили
и выделили группу прав, которые являются основополагающими для каждого
гражданина любой страны мира как взрослого, так и ребенка.
Право на:
- жизнь;
- имя;
- гражданство;
- благополучие и любовь;
- образование;
- отдых на личную жизнь;
- собственное мнение на мирную жизнь;
- здоровый образ жизни.
По ходу нашего разговора мы выделим три основных принципа, которые и
есть ваши обязанности как человека-гражданина, как учащегося и подростка.
Первый учащийся: Наша первая обязанность – любить свою Родину и
гордиться статусом гражданина Российской Федерации. Любить свою семью.
Второй учащийся: Наша вторая обязанность – учиться, учиться и учиться.
Третий учащийся: Наша третья обязанность – стараться вести достойный и
здоровый образ жизни.
Учитель:
В
итоге
нашего
разговора
хочется
поставить
огромный
восклицательный знак и закончить нашу беседу на оптимистической ноте.
Сказать стихами:
Очень много стран на свете,
Это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих
Самый-самый важный?
Не спешите, не пытайтесь
Дать ответ в один момент.
Главных много – выбирайте,
Там – король, здесь – президент!!!
Про царей и про вождей
Знаем мы с пеленок.
Но главней, нужней, важней
Для страны – ребенок!
Кем он станет завтра,
Маленький и нежный?
Всей Земли права его -
Право на надежду!
Учитель: Мы подготовили Кодекс достойного человека-гражданина.
Учащиеся: Я – дитя Природы и господин Природы, поэтому я ...
1 ученик: Люблю небо, звезды, море и землю; радуюсь солнцу, дождю, снегу
и ветру.
2 ученик: Надеюсь посадить и вырастить хотя, бы одно дерево.
3 ученик: Я несу ответственность за природу вместе со всем человечеством.
Я – носитель разума, поэтому я ...
1 ученик: Не совершаю бездумных действий.
2 ученик: Несу ответственность за все, что со мной происходит.
3 ученик: Стараюсь противостоять неразумным и низким влияниям. Я ценю
жизнь и поэтому я...
1 ученик: Жалею всех тех, кому плохо и кого обижают.
2 ученик: Я помогаю.
3 ученик: Я сам несу ответственность и забочусь о своем здоровье. Я среди
других людей, без которых нет смысла в моей жизни, поэтому я...
1 ученик: Осознаю, что я человек.
2 ученик: Слышу, понимаю, принимаю и воспринимаю другого человека.
3 ученик: Уважаю право на ошибку и не делаю обидных сравнений. Я –
созидатель
и своим трудом самоутверждаюсь, поэтому я...
1 ученик: Стремлюсь хорошо учиться.
2 ученик: Серьезно и основательно буду выбирать свою профессию.
3 ученик: Посажу дерево, построю дом, выращу детей. Я – обладаю
внутренним миром, душой, стараюсь быть интересен людям, поэтому я...
1 ученик. Признаю и уважаю непохожесть каждого человека и сам имею
смелость не быть как все.
2 ученик: Не позволяю себя обижать, унижать, подавлять.
3 ученик: У меня есть совесть, и она болит, когда я совершаю недостойные
поступки. Я – гражданин своего Отечества, своей страны, поэтому я...
1 ученик: Изучаю прошлое, интересуюсь настоящим своей Родины, меня
волнует будущее моей страны.
2 ученик: Если возникнет необходимость, я буду защищать свое Отечество
по мере своих сил.
3 ученик: Я горжусь своей Родиной и в будущем буду стараться улучшить
жизнь моего народа своим делом, своей жизнью.
Учитель.
Товарищи взрослые и дети!
За свое будущее мы все в ответе!
Права и обязанности все свои знайте,
Вы, взрослые, будьте! А вы, дети!
Хорошими людьми вырастайте!
Ваши права в ваших руках! Всем всяческих благ!
Сейчас каждому мы подарим по “сердцу”, где записаны мудрые мысли
достойных людей о жизни, праве, правах, совести и гуманизме.