Автор: Телкова Оксана Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МКОУ "Школа №37"
Населённый пункт: г.Анжеро-Судженска ,Кемеровской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мастер- класс «Физическая культура для всех и каждого»
Раздел: полное образование
Мастер- класс «Физическая культура для всех и каждого»
Цель: передача
коллегам
личного
профессионального
опыта
по
использованию здоровье
сберегающих
технологий
по
укреплению
и
сохранению собственного здоровья.
Задачи:
1. Создать условия для позитивного микроклимата в коллективе.
2.
Познакомить
педагогов
с
простыми
способами
оздоровления,
позволяющими укрепить и сохранить здоровье.
3. Вызвать у педагогов интерес и чувство удовлетворения от выполненных
упражнений.
Форма проведения мастер-класса: с педагогами и для них без участия
детей.
Структура мастер-класса:
1. Вступительная часть
2. Теоретическая часть.
3. Практическая часть.
4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Ход мероприятия.
Вступительная часть
Демонстрация видеоролика под песню «Физкультура, физкультура, это
вам не ерунда»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я – учитель физической культуры и считаю, что физическая культура
главный предмет в школе. Приоритетной задачей в системе образования
является укрепление и сохранение здоровья детей, одной из задач является
формирование у детей осознанного, ответственного отношения к своему
здоровью.
Почему, эту задачу так трудно решить? Я как учитель физкультуры
считаю, что одна из главных проблем — это здоровье педагога и его
отношение к своему здоровью прежде всего.
Теоретическая часть
Тема моего
мастер-класса: «Физическая
культура
для
всех
и
каждого».
Целью моего
мастера-класса
является ознакомление вас
здоровьесберегающими
технологиями
по
укреплению
и
сохранению
собственного здоровья. Я выбрала из своей методической копилки те
упражнения,
которые
будут
одинаково
интересны
учителям
разных
предметов.
Известно, что наши предки заботились о своём здоровье и делились
своей мудростью, об этом говорят пословицы.
У вас на столах лежат
листочки с текстом пословиц, которые перепутаны, ваша задача найти и
соединить нужные части пословиц стрелочками затем по очереди зачитать.
1.Здоровье за — спасибо зарядке. (деньги не купишь)
2.Здоровью — деньги не купишь.( цены нет)
3.Лекарств тысячи — проживешь дольше.( а здоровье одно.)
4. Здоровье — а новое не купишь.( дороже золота)
5.Береги платье с нову — после ужина походи (а здоровье смолоду.)
6.После обеда полежи, — здоровье на сто лет.( после ужина походи)
7.Двигайся больше — здоровый дух.( проживешь дольше)
8.Здоровье сгубишь – дороже золота ( а новое не купишь )
9.В здоровом теле — а здоровье смолоду.(здоровый дух)
10. Здоровье в порядке — цены нет. (спасибо зарядке)
Пословицу «В здоровом теле – здоровый дух» возьмем эпиграфом к
нашему сегодняшнему занятию. Сегодня мы выполним с вами упражнения,
которые помогут сохранить бодрость духа и настроения- это будет целью
моего мастер-класса , а Вас уважаемые коллеги, я попрошу помочь мне в
реализации этой цели.
Вот уже некоторое время, уважаемые коллеги, вы сидите, не
поднимаясь, это вредно для вашего организма. Сейчас я попрошу вас
услышать звоночек от вашего организма, подняться и сделать
фазу
врабатывания – разминочную часть занятия..
Практическая часть
1.Выполнение
комплекса
упражнений
приемом
«Зеркальное
зеркало» - это когда ученик выполняет упражнение в отражении учителя,
или, наоборот, учитель выполняет упражнение в отражении своего ученика.
Метод выполнения упражнений в зеркальном отражении способствует
одновременному развитию левого и правого полушария.
Я приглашаю желающих подойти ко мне. А остальные выполняем
упражнения на местах. Пожалуйста, занимайте удобное положение. Давайте
попробуем!
(Под музыку «Это время называется весна»)
Под медленную музыку выполняется комплекс упражнений:
-руки одновременно поднимаем вверх. «Думайте, что это очень важно
сейчас для вашего здоровья. Тянемся, тянемся вверх, тянемся к небу,
растягивая позвоночный столб. Я считаю его самым главным стержнем- от
состояния позвоночника зависит наше здоровье, наша осанка, красивая
походка. И внутренним органам комфортно при здоровом позвоночнике…
Отлично! Не забываем о мышцах лица- мимические мышцы. Мышцы лица
тоже нужно развивать Улыбка, улыбка..
- отводим левую руку вперед – в сторону. Помните, нужно выполнять
зеркально. Дышим глубоко. Молодцы. Отлично.
-Пожалуйста, присаживайтесь Давайте поаплодируем себе. Вы отлично
справились с заданием. У нас настроение поднялось, стало веселее всем.
Уважаемые коллеги. В течение рабочего дня нам приходится выполнят
огромный объем работы: проведение уроков, консультации, исправление
оценок, работа с учениками, дежурства в школе, участие в педсоветах,
школьных мероприятиях и т.д., кажется, что «голова идет кругом»,
чувствуем себя «как выжитый лимон».
2.Выполнение антистрессовой гимнастики на рабочем месте –
хорошее решение для профилактики состояния утомления и переутомления,
для повышения работоспособности, для практической оздоровительной
работы.
Сейчас мы с вами выполним комплексы упражнений, позволяющие
снять
усталость
после
интеллектуальной
нагрузки
и
восстановить
работоспособность.
2.1.
Пальчиковая гимнастика
– гимнастика для мозга.
Руки связаны с мозгом: левая рука связана с правым полушарием, а
правая – с левым. Таким образом, делая упражнения пальчиками, вы
равномерно распределяете энергию (уставшее полушарие «отправляется» на
отдых, а другое —начнет работать).
Упражнения направлены на
концентрацию внимания и улучшения памяти. , кроме того, движения несут
оздоровление
для
всего
организма.
Для начала разогреем кисти рук – повращать кулаками влево, вправо,
ваши руки полностью участвуют в работе
В процессе разомните и плечи тоже.
Поиграйте с руками (сжимание и разжимание пальцев одновременно и
по очереди). Время выполнения — до 5 минут. Это движение время от
времени можно повторять, когда долго сидите за компьютером или
готовитесь к экзаменам. Мозг начнет работать намного активнее.
1)Упражнение
1. Нажимать
подушечкой
большого
пальца
на
подушечки каждого пальца – поочередно: начиная с мизинца и до
указательного, потом в обратном направлении. Тем самым вы заставляете
оба
полушария
мозга
работать
согласованно.
Делать сразу обеими руками, 20 раз. Можно проводить в виде игры (очки).
Делая гимнастику пальцев рук, - мы делаем гимнастику самого мозга.
2)Упражнение
2. Данное
упражнение
запускает
в
работу
оба
полушария, синхронизирует работу обеих полушарий.. Указательный палец
одной руки и большой палец другой руки. Соединяем указательный палец
левой руки
с большим пальцем правой руки, и наоборот. Выполняем
плетение.
3)Упражнение
3. Для
развития
моторики
рук
и
концентрации
внимания.
Сложить ладошки,
соединяя мизинец с мизинцем, безымянный с
безымянным, и т.д. учим ребенка запоминать названия пальцев. Складываем
по очереди и распрямляем – сначала- мизинчики, затем – безымянные ,…
Делайте эти упражнения, они позволяют усилить концентрацию
внимания, расслабляют мозг.
2.2.Гимнастика
для
мозга
доктора
Деннисона
(американский
ученый)
Устали – маршируйте! Гуляете в лесу – маршируйте! Перекрестные
движения руками и ногами – главное упражнение гимнастики для мозга,
Гимнастика для мозга полезна
всем: и малым, и взрослым, и старым.
Маршируйте, когда устаете и ничего не хочется делать. Чувство бодрости
придет мгновенно.
Правое и левое полушария мозга разделяют между собой обязанности:
левое полушарие решает логические задачи, а правое – творческие
Гимнастика
на
объединение
«головы
и
тела»,
упражнения
нейрогимнастики- улучшение
межполушарных
связей,
улучшение
координации, снятие эмоционального напряжения и мн. др.
Упражнение «Перекрестные шаги»
Когда вы касаетесь правым локтем левого колена, а затем левым
локтем – правого колена, то активируются одновременно обширные зоны
обоих полушарий мозга.
Встаньте ровно, ноги на ширине плеч. Наклоняйтесь, неся плечо к
бедру, а не локоть к коленке. Голова немного поворачивается по ходу
движения. Рот не зажимается, губы свободны.
«Перекрестные шаги» должны выполняться очень медленно. Когда
упражнение делается в медленном темпе, оно вовлекает и тонкую моторную
координацию и требует сознательной активизации вестибулярного аппарата
и лобных долей мозга.
«Перекрестные
шаги»
способствуют
развитию
координации
и
ориентации в пространстве, делают более успешными усвоение новой
информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота.
Упражнение 2. Крюки «КРЮКИ ДЕННИСОНА»
Ноги переплетаем.
Руки вытягиваем вперед, ладошки поворачиваем наружу, складываем
ладошки, пальцы переплетаем, затем руки выворачиваем к груди.
Язык поднять и прижать к небу.
Глаза поднять вверх.
Стоим или сидим столько сколько комфортно.
Упражнение активизирует творческий потенциал. Рекомендуется делать,
когда необходимо успокоиться и принять правильное решение, перед
публичным
выступлением,
а
также
в
состоянии
возбуждения
или
подавленности.
- человек очень быстро успокаивается;
- очень быстро снимает стресс.
Сделайте неполные «Крюки Деннисона» тайно, когда готовитесь сказать
речь, стоя за кафедрой (у нас более известной, как трибуна), сидя за столом.
Прижмите язык к твердому небу за верхними зубами, ноги поставьте
перекрестно: одну впереди другой, соприкасаясь лодыжками, опустите руки
вниз, сплетите кисти рук и напрягите мышцы.
Упражнение 3. Синхрогимнастики
Упражнения «Синхрогимнастики» для быстрого снятия стресса и
восстановления нервной системы.
Метод также широко используется для подготовки к ответственным
ситуациям (экзаменам, переговорам, соревнованиям и т.д.).
"Крутиться"— для успокоения, расслабления, разгрузки.
Встаньте, как вам удобно, расслабьте тело и начните поворачивать свой
корпус вправо-влево, руки при этом свободно следуют за движением тела
туда-сюда – болтаются.
Вот так и стойте себе, крутитесь и думайте о своих проблемах. Время
выполнения от 5 до 10 мин.
Что-то
мы
с
вами
увлеклись
упражнениями
антистрессовой
гимнастики, давайте подвигаемся в такт музыке. Приглашаю желающих
выполнить упражнение вместе со мной. Остальные участники, встаньте
пожалуйста посвободней, музыкальная пауза, повторяйте за нами.
(Выполнение упражнений – игры «Вперед четыре шага…»)
Спасибо присаживайтесь.
Антистрессовое
упражнение
«Канатоходец».
Упражнение
гармонизирует левое и правое полушария. Создает баланс энергии во всем
теле, нормализует работу вестибулярного аппарата, развивает интуицию.
Представьте, что вы стоите на канате. Одну ногу ставим впереди
другой, руки в стороны, закрываем глаза, держим равновесие в течение 1
мин.
Меняем положение ног –руки вперед, ладонями вниз – держим в течение 1
мин.
Делайте это упражнение перед сном –прогоняет бессонницу.
Антистрессовая терапия –«Цветотерапия»
(Показ презентации «Каждый охотник желает знать…»
Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Рефлексия «Цветок» :
Оранжевый– мастер-класс прошел плодотворно, вы получили новые знания,
которые будете использовать в своей работе
Желтый– тематика мастер-класса для Вас знакома, вы давно используете
данную технику и готовы поделиться опытом
ГОЛУБОЙ – мастер-класс для вас был интересен, но использовать в работе
Вы его не будете.
И закончу свой мастер-класс словами
«Счастье быть здоровым в наших руках».
Здоровье вам будет тогда по плечу,
Когда вы к нему подойдете по-новому,
Хотите лечиться – идите к врачу
Хотите здоровья – идите к здоровому.