Автор: Малыгина Виктория Сергеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "КСОШ №3"
Населённый пункт: г. Кириши, Ленинградская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование информационной культуры обучающихся путем реализации интегрированного медиаобразования"
Раздел: среднее образование
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПУТЕМ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО
МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ
Малыгина Виктория Сергеевна
Студент 422-п-УОз гр.
ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»,
г. Сыктывкар, Россия,
e-mail: malygina
-
v
2020@
yandex
.
ru
научный руководитель:
Ткачук Татьяна Анатольевна
канд.пед.наук, доцент
кафедры педагогики и психологии образования
ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»,
г. Сыктывкар, Россия,
e-mail: tat
.
tkachuk
2010@
yandex
.
ru
Непрекращающееся развитие современного общества характеризуется
внедрением новых форм интеллектуальной деятельности людей. Именно
поэтому ключевую роль в этом процессе играют информационные технологии.
Для
представителей
сферы
образования
важно
не
только
самим
соответствовать
информационным
метаморфозам,
а
также
научить
младшее поколение жить в информационном обществе.
Ключевые
слова:
глобальная
информатизация,
информационные
технологии, мультимедиа, интернет, информационная культура, визуализация
учебной информации, медиаисточники, медиатехнологии
Вопреки общему мнению, воспитание информационной культуры у
школьников не сводится к формированию информационной грамотности,
способности ориентироваться в информационном пространстве. Прежде всего
это процесс воспитания, которому уделяется большое внимание педагогов, чья
деятельность направлена на всестороннее развитие личности.
На помощь процессу воспитания современного школьника приходит
медиаобразование. Это прежде всего освоение медиапространства, знание его
основных закономерностей, функционала, а также формирование навыков
культуры общения в сети. В ходе решения учебных задач, ученикам
предоставляется
возможность
ознакомиться
с
информационной
средой,
научиться обеспечивать личную информационную безопасность.
Медиаобразование в процессе реализации подразделяется на несколько
направлений.
1)
Формирование информационной культуры;
2)
Получение
навыков
управления
информацией
(получения,
восприятия, анализа);
3)
Оценка информации и ее самостоятельное создание.
Так, доктор педагогических наук, Александр Федоров выделяет три
основных
концептуальных
линии
медиаобразования:
Протекционистская
(предохранительная, защитная), аналитическая (критическая), практическая
функция [2]. На практике разумно сочетать все концепции в зависимости от
возраста, психологических особенностей, подготовки и заинтересованности
учащихся, реальных условий образовательного процесса.
Остановимся подробнее на создании медиаконтента, так как реализация
именно этого процесса, по мнению исследователей, наиболее интересна для
обучающихся.
Поскольку
интернет
содержит
неисчерпаемые
коммуникативные
возможности, фундаментальный познавательный ресурс, обширное поле для
реализации человеком игровой и иной рекреативной активности, он играет
важную роль в стихийной социализации, поскольку для современных детей
медиаконтент может быть одним из основных источников информации об
окружающей
его
действительности,
конкурировать
с
межличностным
общением, заменять семью и друзей [4]. В этой связи медиапотребление
является важным фактором формирования личности, и в то же время одним из
инструментов
управления,
которое
может
использоваться
в
целях
формирования
определенных
ценностных
ориентиров
и
установок.
Медиаконтент
может
являться
доступным
механизмом,
формирующим
личность, воздействующим на неё, оказывающим влияние на человека и
социализирующего
его,
поскольку
интернет
оказывает
всевозрастающее
влияние на жизнь современного человека во всех ее сферах [3].
Для
установления
закономерностей
правильного
эффективного
медиаобразования
еще
в
2013
году
впервые
был
проанализирован
медиаконтент популярных в нашей стране русскоязычных сайтов для детей.
Исследование включало в себя два направления: изучение развлекательной
базы материалов (мультфильмы, видео, аудио, музыка и так далее), а также
образовательных и развивающих платформ. Целью исследования стало
изучение подхода и методологии выстраивания материала для успешной
реализации
развития
и
становления
личности
ребенка
[4].
Результаты
исследования показали, что большинство сайтов в области медиаобразования
не имели четкой методической направленности и представляли собой собрание
ссылок на сайты, на которых можно узнать о том, как сделать то или иное
устройство, создать мультфильм или придумать новый вид транспорта.
Негативные последствия такого подхода стали очевидны: дети, которые не
знают, как устроен мир, не могут его понять, а значит, не способны к
самостоятельному осмыслению. Это исследование, как и иные методы, легли в
основу создания единых форм организации медиаобразования, в том числе в
образовательных организациях и учреждениях дополнительного образования.
К ним стали относить такие элементы как: интегрирование информации в
предметные уроки (например: видеоуроки по литературе, основы проектной
деятельности по окружающему миру, привлечение к созданию контент-плана
школьных источников информирования посредством обучения информатике и
так далее); самостоятельные занятия в рамках факультатива, дополнительной
творческой
деятельности
–
это
проявление
творческих
и
креативных
способностей учащихся, их личная мотивация к общественной школьной
работе, имеющая четкий направленный наставником (педагогом) ориентир;
внеклассные
мероприятия
–
проектные
недели,
тематические
акции
и
викторины, школьные конкурсы и другое; занятия для родителей (тренинги,
представления, доклады, конференции), подготовленные и представленные
детьми;
создание
общешкольных
медиацентров,
заключающих
общее
руководство и реализацию работы с информационной культурой, учитывая
возрастные особенности каждого участника медиапроцессов [5].
Итак,
говоря
о
воспитании
информационной
культуры
учащихся
образовательных организаций при помощи медиаобразования, стоит отметить,
что обязательным условием формирования информационной культуры должен
быть комплексный подход к подаче знаний. Он включает в себя ознакомление с
информацией, поддержание ее в актуальном состоянии, немаловажный
воспитательный процесс с обязательной возможностью проявления умений и
навыков, а также творческих способностей учащихся [6].
Медиаобразование это неотъемлемая часть нынешней информационной
культуры. Будучи вооруженными знаниями о том как создавать нужную
информацию и как ее анализировать, человек может не только расширять свои
информационные возможности, но и пополнять знания постоянно.
***
1.
Воронкова
О.
Б.
Информационные
технологии
в
образовании
:
интерактивные методы / О. Б. Воронкова. – Ростов н/Д : Феникс 2019. - 315 с.
2.
Григорьев
С.Г.,
Гриншкун
В.В.
Информатизация
образования.
Фундаментальные основы.-Томск: Издательство «ТМЛ- Пресс», 2020.-286с.
3.
Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и
методика их использования. – М., 2021.
4.
Кудрявцева Т. Ю. Использование мультимедийных технологий как
средства формирования информационной компетентности / Т. Ю. Кудрявцева //
дистанционное и виртуальное обучение. -М.: Изд-во СГУ, 2020. -№ 2.- С.63-67.
5.
Удалов
С.Р.
Подготовка
педагогов
к
использованию
средств
информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности:
монография/ С. Р. Удалов; Ом. гос. пед ун-т. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2020. -210 с.
6.
Чепыжова Н. Р. Использование информационно-коммуникационных
технологий для повышения качества обучения // Среднее профессиональное
образование. - 2019. - № 6. - С. 13-15.