Напоминание

Воспитательный потенциал на уроках географии


Автор: Елизарова Елена Николаевна
Должность: учитель географии и ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ СШ №33
Населённый пункт: г.Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: Воспитательный потенциал на уроках географии
Раздел: среднее образование





Назад




Воспитательный потенциал на уроках географии.

«Вода, рельеф, климат – выступают как воспитатели рода человеческого.»

К. Риттер

География - это комплекс наук, которые изучают географическую оболочку

Земли, ее ландшафты, города и страны, климат, строение Земли, промышленные

объекты, полезные ископаемые и прочее.

География дает человеку возможность изучить окружающий его мир, понять

различные законы природы.

Сегодня географическое образование обеспечивает формирование у

школьников географической культуры – одной из важнейших составляющих

общей культуры человека. Это единственная интеграционная учебная

дисциплина, изучающая пространственно-временные взаимосвязи в природных

и антропогенных географических системах разного уровня.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными

стандартами общего образования - в основу программы воспитания положено

личностное развитие обучающихся и формирование у них системных знаний о

различных аспектах развития мира.

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер обучения,

который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Таким образом,

развитие школьника на основе тесного взаимодействия обучения и воспитания -

это путь личностного роста ученика.

Воспитательная деятельность в школе планируется и осуществляется в

соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания,

установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на

период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от

29.05.2015 № 996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере

воспитания детей является развитие высоконравственной личности,

разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей

актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в

условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите

Родины.

Современный российский национальный воспитательный идеал —

высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,

принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность

за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных

традициях многонационального народа Российской Федерации.

Целевыми ориентирами результатов воспитания на уровне основного общего

образования служат:

1.Гражданское воспитание.

-Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность

(идентичность) в поликультурном, многонациональном и

многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.

-Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа

России, тысячелетней истории российской государственности на основе

исторического просвещения, российского национального исторического

сознания.

-Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.

-Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России,

реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод,

законных интересов других людей.

-Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений

экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.

-Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в

том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой

деятельности.

2.Патриотическое воспитание.

-Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой

народ, его традиции, культуру.

-Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и

других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов,

проживающих в родной стране.

-Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего

края, своего народа, других народов России.

-Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке,

искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев

и защитников Отечества в прошлом и современности.

-Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.

3.Духовно-нравственное воспитание.

-Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,

ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России,

российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом

национальной, религиозной принадлежности).

-Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и

поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-

нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков.

- Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,

противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и

ценностям.

-Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях

индивидуального и общественного пространства, значение и ценность

межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России,

умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.

-Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным

ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи,

рождения и воспитания детей.

-Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и

литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества.

4.Эстетическое воспитание.

-Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,

народных традиций и народного творчества в искусстве.

-Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам

искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их

влияния на поведение людей.

-Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и

самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм,

ценностей, традиций в искусстве.

-Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в

художественном творчестве.

-Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального

благополучия

-Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных

усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности,

безопасного поведения, в том числе в информационной среде.

-Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,

соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,

регулярную физическую активность).

-Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,

наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий,

вреда для физического и психического здоровья.

-Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других

людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.

-Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и

природным условиям, стрессовым ситуациям.

5.Трудовое воспитание.

-Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.

-Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда

различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний.

-Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков

трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной

самореализации в российском обществе.

- Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,

общеобразовательной организации, своей местности) технологической и

социальной направленности, способный инициировать, планировать и

самостоятельно выполнять такого рода деятельность.

-Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной

траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных

интересов, потребностей.

6.Экологическое воспитание.

-Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей

их решения, значение экологической культуры человека, общества.

-Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях

взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.

-Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.

-Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для

решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и

оценки их возможных последствий для окружающей среды.

-Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной

направленности.

7. Ценности научного познания.

-Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с

учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений.

-Ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе,

взаимосвязях человека с природной и социальной средой.

-Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления

знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в

информационной, цифровой среде).

-Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта

в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской

деятельности.

Предмет «география» содержит в себе большие возможности развития

духовно-нравственных и патриотических чувств детей, любовь к малой родине,

чувство ответственности за будущее страны и человечества на всей Земле,

толерантности, дружелюбия, гуманизма, а также экологического воспитания

молодёжи.

Целью всего образования является формирование личности, способной

самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения,

находить достойное место в условиях социально-экономической

неопределенности, решать глобальные проблемы современности.

Уникальность уроков географии в том, что на уроках исследуются проблемы

окружающей среды и общества; взаимосвязь природной среды и человека . В

процессе обучения географии есть предпосылки для формирования

эмоционально-ценностного отношения к человеку, его жизни и здоровью,

Родине, природе, труду. Когда процесс обучения и процесс воспитания

сливаются, тогда каждому уроку будет придается воспитательная

направленность.

География в школе – одна из важнейших учебных дисциплин, в которой

содержатся большие возможности для осуществления патриотического ,

экологического и эстетического воспитания школьников. Воспитание чувства

гордости за свою Родину, ее богатства и необыкновенную красоту России. Для

осуществления воспитательного направления необходима связь с жизнью.

Обучающиеся должны осознать необходимость географических знаний в

реальной жизни для того, чтобы ориентироваться в мировом пространстве,

беречь природу, разумно использовать природные ресурсы.

Рассмотрим воспитательный потенциал на примере некоторых тем рабочей

программы по географии для 5- 6 классов(учебник серии «Полярная звезда» под

редакцией А.И Алексеева и др.., изд. «Просвещение»)

5 класс.

Тема раздела, урока

Воспитательный потенциал на уроке.

Тема 1.1. Развитие

географических знаний о

Земле

Географические методы

изучения окружающей среды

Направление

-ценности научного познания

Содержание:

Изучение взаимодействия мира природы и общества,

жизненное пространство с его различными проблемами.

География сегодня.

Р.С.№1

«Роль известных

мореплавателей в

исследовании природы

Севера».

Направление

- духовно-нравственное

Содержание:

Человек всегда стремился узнать о других

землях,народах,реках,морях и озерах.

В ряду первооткрывателей гордо стоят имена русских

путешественников: А. Никитина, Н.М. Пржевальского,

Ф.Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, а вклад

российских ученых в современные географические

исследования Антарктиды, Мирового океана и космоса

не знает себе равных в мире

Солнечный свет на Земле

Направление – ЗОЖ

Содержание:

День и ночь, как длина светового дня влияет на

человека.

Раздел 2. Природа Земли и

человек

Тема 2.1. Человек на Земле

Как люди заселяли Землю.

Расы и народы.

Направление

-гражанско-патриотическое

Содержание:

Народы и народности.

«Общество

лишь

тогда

способно

ставить

и

решать масштабные национальные задачи, когда у

него

есть

общая

система

нравственных

ориентиров, когда в стране хранят уважение к

родному

языку,

к

самобытным

культурным

ценностям, к памяти своих предков, к каждой

странице нашей отечественной истории»

В.В.Путин

Движения земной коры.

Землетрясения.

Направление :

-гражданско-патриотическое.

Содержание:

-помощь из всех уголков Земли людям, терпящим бедствие. (

Россияне всегда были и остаются в числе первых, кто

приходит на помощь.

Председатель Совета министров СССР,

Национальный герой Армении Николай

Рыжков:

Пройдут годы, пройдут столетия, но никогда из памяти

людской Спитакское землетрясение не будет

вычеркнуто. Я считаю, что слово «милосердие»

наиболее точно характеризует то время. Для меня это

второе подобное потрясение. Первое — Чернобыльская

трагедия. В то время весь мир ничем нам не помог. Но

более ста государств выразили Армении сочувствие

после катастрофы, из них 64 страны помогли

материально: гуманитарная помощь, медицинское

оборудование, лекарства, одежда… Весь мир

откликнулся! Все до единой союзные республики

бросили свои силы, чтобы помочь армянскому народу.

Я поехал в Армению после землетрясения на два-три

дня, а остался на всю жизнь.

Евгений Жиляев, фотограф, работал спасателем

на завалах в Спитаке, будучи студентом МФТИ:

Мы узнали, что было землетрясение, и сразу вдвоем с

моим другом, с которым потом командовали отрядом,

поехали записываться добровольцами. В

представительстве Армянской республики нам сразу

сказали, мол, ребята, вы молодые, нервы у вас крепкие,

поедете в Спитак. Предложили собрать отряд — отряд

был собран. Мы работали до 31 декабря, официального

закрытия спасательных работ. Работали так, как

никогда, наверное, не работали. Среди нас были

украинцы, армяне, грузины, русские, потом

подтянулись западные спасатели — немцы, англичане.

Все работали вместе, в едином порыве. Наша задача

была спасать, и мы спасали. Находили, конечно, очень

много погибших. До сих пор тяжело вспоминать.

Рельеф Земли. Горы.

Практическая работа № 5.

«Описание гор и равнин по

плану»

Направление

-эстетическое.

Содержание:

Фотографии и картины горных хребтов. Как художник и

фотограф видит?

Практическая работа № 6.

«Скульптурный портрет

Земли»

Направление

-экологическое

Содержание:

Охрана верхнего слоя Земли от разрушения

«Скульптурный портрет

Земли». Защита проектов.

Направление

-эстетическое

Содержание:

Фото гор и равнин.

Литосфера и человек.

Направление:

-экологическое.

Содержание:

-бережное отношение к природе.

6 класс.

Тема раздела, урока

Воспитательный потенциал на уроке.

Тема 2 Гидросфера

Гидросфера и человек.

РС 17-18

Направление

-экологическое

Содержание:

Отрицательное и положительное воздействие человека на

гидросферу.

Рисуем плакаты по данной теме.

Атмосферное давление

Направление

- ЗОЖ

Содержание:

Метеозависимость у людей.

Климат

Направление:

-навыки здорового образа жизни.

Содержание:

-влияние климата на человека.

Атмосфера и человек. РС

27-28

Направление

-экологическое

Содержание:

Положительное и отрицательное воздействие человека на

атмосферу.

Биосфера – сфера жизни.

Практическая работа №

8. «Описание одного

растения или животного

своей местности» РС 30

Направление

- эстетическое

Содержание:

Фото и рисунки животных и растений.

Например: Красная книга Архангельской области.

Тема 5.Географическая

оболочка

Географическая оболочка

Земли. РС 32

Направление

-ценности научного познания

Содержание:

Закономерности и процессы в географической оболочке, где

живет общество.

Культурные ландшафты.

РС36

Направление

-экологическое

Содержание:

Положительное и отрицательное воздействие человека на

ландшфты

Уроки географии оказывают всестороннее влияние на ребенка, имеют большой

воспитательный потенциал.

Мы пишем и читаем стихи, рисуем, придумываем маршруты, где добавляем

интересные факты.

Географическое образование уникально, цели его широки, задачи

многообразны. Это образование – надежная основа для воспитания

гражданина своей страны и Земли.



В раздел образования