Автор: Елизарова Елена Николаевна
Должность: учитель географии и ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ СШ №33
Населённый пункт: г.Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: Воспитательный потенциал на уроках географии
Раздел: среднее образование
Воспитательный потенциал на уроках географии.
«Вода, рельеф, климат – выступают как воспитатели рода человеческого.»
К. Риттер
География - это комплекс наук, которые изучают географическую оболочку
Земли, ее ландшафты, города и страны, климат, строение Земли, промышленные
объекты, полезные ископаемые и прочее.
География дает человеку возможность изучить окружающий его мир, понять
различные законы природы.
Сегодня географическое образование обеспечивает формирование у
школьников географической культуры – одной из важнейших составляющих
общей культуры человека. Это единственная интеграционная учебная
дисциплина, изучающая пространственно-временные взаимосвязи в природных
и антропогенных географических системах разного уровня.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными
стандартами общего образования - в основу программы воспитания положено
личностное развитие обучающихся и формирование у них системных знаний о
различных аспектах развития мира.
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер обучения,
который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Таким образом,
развитие школьника на основе тесного взаимодействия обучения и воспитания -
это путь личностного роста ученика.
Воспитательная деятельность в школе планируется и осуществляется в
соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания,
установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 № 996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере
воспитания детей является развитие высоконравственной личности,
разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей
актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в
условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите
Родины.
Современный российский национальный воспитательный идеал —
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность
за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных
традициях многонационального народа Российской Федерации.
Целевыми ориентирами результатов воспитания на уровне основного общего
образования служат:
1.Гражданское воспитание.
-Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и
многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.
-Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа
России, тысячелетней истории российской государственности на основе
исторического просвещения, российского национального исторического
сознания.
-Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.
-Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России,
реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод,
законных интересов других людей.
-Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.
-Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой
деятельности.
2.Патриотическое воспитание.
-Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой
народ, его традиции, культуру.
-Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и
других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов,
проживающих в родной стране.
-Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего
края, своего народа, других народов России.
-Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев
и защитников Отечества в прошлом и современности.
-Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
3.Духовно-нравственное воспитание.
-Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России,
российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом
национальной, религиозной принадлежности).
-Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-
нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков.
- Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и
ценностям.
-Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального и общественного пространства, значение и ценность
межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России,
умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.
-Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным
ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи,
рождения и воспитания детей.
-Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и
литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества.
4.Эстетическое воспитание.
-Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
народных традиций и народного творчества в искусстве.
-Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их
влияния на поведение людей.
-Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм,
ценностей, традиций в искусстве.
-Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в
художественном творчестве.
-Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
-Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных
усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности,
безопасного поведения, в том числе в информационной среде.
-Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярную физическую активность).
-Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий,
вреда для физического и психического здоровья.
-Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других
людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
-Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, стрессовым ситуациям.
5.Трудовое воспитание.
-Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
-Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний.
-Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков
трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной
самореализации в российском обществе.
- Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и
социальной направленности, способный инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность.
-Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов, потребностей.
6.Экологическое воспитание.
-Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей
их решения, значение экологической культуры человека, общества.
-Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
-Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
-Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для
решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды.
-Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной
направленности.
7. Ценности научного познания.
-Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с
учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений.
-Ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
-Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления
знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в
информационной, цифровой среде).
-Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта
в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской
деятельности.
Предмет «география» содержит в себе большие возможности развития
духовно-нравственных и патриотических чувств детей, любовь к малой родине,
чувство ответственности за будущее страны и человечества на всей Земле,
толерантности, дружелюбия, гуманизма, а также экологического воспитания
молодёжи.
Целью всего образования является формирование личности, способной
самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения,
находить достойное место в условиях социально-экономической
неопределенности, решать глобальные проблемы современности.
Уникальность уроков географии в том, что на уроках исследуются проблемы
окружающей среды и общества; взаимосвязь природной среды и человека . В
процессе обучения географии есть предпосылки для формирования
эмоционально-ценностного отношения к человеку, его жизни и здоровью,
Родине, природе, труду. Когда процесс обучения и процесс воспитания
сливаются, тогда каждому уроку будет придается воспитательная
направленность.
География в школе – одна из важнейших учебных дисциплин, в которой
содержатся большие возможности для осуществления патриотического ,
экологического и эстетического воспитания школьников. Воспитание чувства
гордости за свою Родину, ее богатства и необыкновенную красоту России. Для
осуществления воспитательного направления необходима связь с жизнью.
Обучающиеся должны осознать необходимость географических знаний в
реальной жизни для того, чтобы ориентироваться в мировом пространстве,
беречь природу, разумно использовать природные ресурсы.
Рассмотрим воспитательный потенциал на примере некоторых тем рабочей
программы по географии для 5- 6 классов(учебник серии «Полярная звезда» под
редакцией А.И Алексеева и др.., изд. «Просвещение»)
5 класс.
Тема раздела, урока
Воспитательный потенциал на уроке.
Тема 1.1. Развитие
географических знаний о
Земле
Географические методы
изучения окружающей среды
Направление
-ценности научного познания
Содержание:
Изучение взаимодействия мира природы и общества,
жизненное пространство с его различными проблемами.
География сегодня.
Р.С.№1
«Роль известных
мореплавателей в
исследовании природы
Севера».
Направление
- духовно-нравственное
Содержание:
Человек всегда стремился узнать о других
землях,народах,реках,морях и озерах.
В ряду первооткрывателей гордо стоят имена русских
путешественников: А. Никитина, Н.М. Пржевальского,
Ф.Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, а вклад
российских ученых в современные географические
исследования Антарктиды, Мирового океана и космоса
не знает себе равных в мире
Солнечный свет на Земле
Направление – ЗОЖ
Содержание:
День и ночь, как длина светового дня влияет на
человека.
Раздел 2. Природа Земли и
человек
Тема 2.1. Человек на Земле
Как люди заселяли Землю.
Расы и народы.
Направление
-гражанско-патриотическое
Содержание:
Народы и народности.
«Общество
лишь
тогда
способно
ставить
и
решать масштабные национальные задачи, когда у
него
есть
общая
система
нравственных
ориентиров, когда в стране хранят уважение к
родному
языку,
к
самобытным
культурным
ценностям, к памяти своих предков, к каждой
странице нашей отечественной истории»
В.В.Путин
Движения земной коры.
Землетрясения.
Направление :
-гражданско-патриотическое.
Содержание:
-помощь из всех уголков Земли людям, терпящим бедствие. (
Россияне всегда были и остаются в числе первых, кто
приходит на помощь.
Председатель Совета министров СССР,
Национальный герой Армении Николай
Рыжков:
Пройдут годы, пройдут столетия, но никогда из памяти
людской Спитакское землетрясение не будет
вычеркнуто. Я считаю, что слово «милосердие»
наиболее точно характеризует то время. Для меня это
второе подобное потрясение. Первое — Чернобыльская
трагедия. В то время весь мир ничем нам не помог. Но
более ста государств выразили Армении сочувствие
после катастрофы, из них 64 страны помогли
материально: гуманитарная помощь, медицинское
оборудование, лекарства, одежда… Весь мир
откликнулся! Все до единой союзные республики
бросили свои силы, чтобы помочь армянскому народу.
Я поехал в Армению после землетрясения на два-три
дня, а остался на всю жизнь.
Евгений Жиляев, фотограф, работал спасателем
на завалах в Спитаке, будучи студентом МФТИ:
Мы узнали, что было землетрясение, и сразу вдвоем с
моим другом, с которым потом командовали отрядом,
поехали записываться добровольцами. В
представительстве Армянской республики нам сразу
сказали, мол, ребята, вы молодые, нервы у вас крепкие,
поедете в Спитак. Предложили собрать отряд — отряд
был собран. Мы работали до 31 декабря, официального
закрытия спасательных работ. Работали так, как
никогда, наверное, не работали. Среди нас были
украинцы, армяне, грузины, русские, потом
подтянулись западные спасатели — немцы, англичане.
Все работали вместе, в едином порыве. Наша задача
была спасать, и мы спасали. Находили, конечно, очень
много погибших. До сих пор тяжело вспоминать.
Рельеф Земли. Горы.
Практическая работа № 5.
«Описание гор и равнин по
плану»
Направление
-эстетическое.
Содержание:
Фотографии и картины горных хребтов. Как художник и
фотограф видит?
Практическая работа № 6.
«Скульптурный портрет
Земли»
Направление
-экологическое
Содержание:
Охрана верхнего слоя Земли от разрушения
«Скульптурный портрет
Земли». Защита проектов.
Направление
-эстетическое
Содержание:
Фото гор и равнин.
Литосфера и человек.
Направление:
-экологическое.
Содержание:
-бережное отношение к природе.
6 класс.
Тема раздела, урока
Воспитательный потенциал на уроке.
Тема 2 Гидросфера
Гидросфера и человек.
РС 17-18
Направление
-экологическое
Содержание:
Отрицательное и положительное воздействие человека на
гидросферу.
Рисуем плакаты по данной теме.
Атмосферное давление
Направление
- ЗОЖ
Содержание:
Метеозависимость у людей.
Климат
Направление:
-навыки здорового образа жизни.
Содержание:
-влияние климата на человека.
Атмосфера и человек. РС
27-28
Направление
-экологическое
Содержание:
Положительное и отрицательное воздействие человека на
атмосферу.
Биосфера – сфера жизни.
Практическая работа №
8. «Описание одного
растения или животного
своей местности» РС 30
Направление
- эстетическое
Содержание:
Фото и рисунки животных и растений.
Например: Красная книга Архангельской области.
Тема 5.Географическая
оболочка
Географическая оболочка
Земли. РС 32
Направление
-ценности научного познания
Содержание:
Закономерности и процессы в географической оболочке, где
живет общество.
Культурные ландшафты.
РС36
Направление
-экологическое
Содержание:
Положительное и отрицательное воздействие человека на
ландшфты
Уроки географии оказывают всестороннее влияние на ребенка, имеют большой
воспитательный потенциал.
Мы пишем и читаем стихи, рисуем, придумываем маршруты, где добавляем
интересные факты.
Географическое образование уникально, цели его широки, задачи
многообразны. Это образование – надежная основа для воспитания
гражданина своей страны и Земли.