Автор: Тхоровская Наталья Владиславовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МКОУ СОШ №1 г. Нязепетровска
Населённый пункт: г. Нязепетровск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Романтизм в произведениях зарубежных композиторов 19 века на примере творчества польского композитора романтика Фредерика Шопена.
Раздел: среднее образование
Романтизм в произведениях зарубежных композиторов 19 века на
примере
польского композитора романтика Фредерика Шопена.
Автор: Тхоровская Наталья Владиславовна
Организация: МКОУ СОШ № 1 г. Нязепетровска
Населенный пункт: Челябинская область, г. Нязепетровск
План .
1.
Эпоха романтизма
2.
Связь жанров народно – бытовой музыки с произведениями Ф Шопена.
3.
Детство композитора
4.
На чужбине
5.
26 февраля 1832 года – успех Ф Шопена .
6.
Музыка Ф. Шопена
Эпоха романтизма девятнадцатый век- век- революций , национально
освободительных войн и восстаний , потрясших Европу. В д19 веке гигантскими
шагами движется наука. Вписывается ярчайшая страница в историю мировой
классической литературы.
Если в литературе и живописи романтическое направление в основном завершает
свое развитие к середине XIX столетия, то жизнь музыкального романтизма в
Европе гораздо продолжительнее. Музыкальный романтизм как направление
сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в
литературе, живописи и театре. Начальный этап музыкального романтизма
представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Дж.
Россини; последующий этап (1830—50-е гг.) – творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана,
Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза. Ф. Шопена
Прислушиваясь к самобытным народным напевам, композиторы 19 века
обогащают свой музыкальный язык новыми выразительными приемами, свежими и
яркими интонациями. Так польского композитора Фредерика Шопена привлекают
родные мазурки и полонезы.
2. С жанрами народно – бытовой музыки тесно связаны многие произведение
Шопена и в первую очередь его танцевальные пьесы: мазурки, полонезы ,вальсы.
Рассказывают, что Шопена однажды спросили , каким словом можно определить
основное настроение его музыки. Композитор ответил, что в его родном польском
языке есть такое слово –это жаль ( zal). По словам Ф Листа, слово жаль окрашивает
все творения Шопена то в серебристые, то в огненно – пылающие тона.
3. Музыкальная восприимчивость маленького Фредерика проявилась очень рано.
При звуках грустной песни, напеваемой матерью ребенок начинал горько плакать.
Трехлетний малыш смеялся и хлопал от радости в ладоши, когда мать играла для
воспитанников веселые танцы. Ночью родители внезапно услышали звуки рояля.
Оказалось, что трехлетний Фредерик , пробравшись потихоньку к инструменту,
играл слышанную им накануне танцевальную мелодию.
Мальчик рос и подобно маленькому Моцарту все чаще подходил к роялю,
подбирая знакомые напевы, вслушиваясь в простые аккорды.
Немного позже состоялось первое публичное выступление восьмилетнего пианиста
на концерте в пользу бедных. Исполнение малолетнего виртуоза было принято
восторженно.