Автор: Горчакова Галина Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №329
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: Самообразование
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП посредством разных видов деятельности»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №329»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«Нравственно-патриотическое воспитание старших
дошкольников в условиях реализации ФОП
посредством разных видов деятельности»
на 2023 – 2024 учебный год
Воспитатель:
Горчакова Галина Сергеевна
I квалификационная категория
Красноярск 2023 г.
1
Индивидуальная тема по самообразованию:
«Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в
условиях реализации ФОП посредством разных видов деятельности»
на 2023 – 2024 учебный год
Направление: социально-личностное
Группа: средняя (4-5 лет)
Актуальность темы:
Тема
по
самообразованию
выбрана
мной
потому,
что
наши
современные дети мало знают о своей малой родине, о городе, в котором
живут,
о
стране,
особенностях
народных
традиций,
часто
бывают,
равнодушны к близким людям, также и к товарищам по группе, не всегда
сострадательны
к
чужой
беде.
Недостаточной
является
и
работа
с
родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Цель: повышение профессиональной компетентности и систематизирование
знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания старших
дошкольников в условиях реализации ФОП.
Задачи:
1. повысить свой теоретический и научно – методический уровень через
подборку и изучение методической литературы;
2. составить план работы по нравственно – патриотическому воспитанию
дошкольников;
3.
пополнить предметно-развивающую среду;создать картотеку игр по
данной теме;
4. составить консультации и папки- передвижки для родителей;
5. провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.
Ожидаемые результаты работы:
повышение своих теоретических и практических знаний, умений и
навыков, профессионализма и творчества;
овладение
инновационными
педагогическими
технологиями
вдуховно-нравственном и патриотическом воспитании детей;
развитие у
детей
коммуникативных
навыков,
творческих
способностей,
знаний
истории
родного
города,
его
достопримечательностях, памятников культуры и известных людей
Курского края; знания о природных богатствах, символике родного
края; чувстве ответственности, гордости, любви и патриотизма к
Родине.
предметно-пространственная
среда
по
нравственно-
патриотическому воспитанию, отвечающая требованиям ФГОС ДО.
родители, активно взаимодействующие с педагогом, ответственно
относящиеся к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
2
План поэтапной реализации проекта:
№
п/п
Содержание
Сроки
I этап. Организационно-ознакомительный (диагностический)
1
Определение целей и задач работы над темой
Сентябрь
–
Октябрь
2023 г.
2
Изучение и анализ методической литературы по
теме самообразования
II этап. Основной (практический)
Октябрь
2023 г.
–
Июнь 2024 г.
1
Практическая деятельность: применение знаний,
умений, навыков на практике: изготовление
пособий и атрибутов, организация и проведение
практической работы с детьми, родителями,
педагогами, участие в мероприятиях,
посвященных теме самообразования.
III этап. Обобщающий
1
Определить эффективность проведённой работы,
подведение итогов;провести анализ полученных
результатов
Апрель
2024 г.
–
Июнь
2024 г.
2
Оформление результатов работы по теме
самообразования;представление
материалов;использование опыта самим педагогом
в процессе дальнейшей работы;распространение.
3
Поэтапный перспективный план по теме самообразования
на 2023-2024 учебный год
Месяц
Работа с детьми
Работа с
родителями
Предполагаемый
результат
Сентябрь
*Изучение методической
литературы по данной
теме.
*Знакомство со структурой
ФОП, ее направления в
нравственно-
патриотическом
воспитании.
*Подбор методической и,
дидактической,
художественной
литературы, практического
материала
~Анкета для
родителей
«Патриотическое
воспитание ребенка в
семье и детском
саду»
~Консультация для
родителей «Роль
семьи в воспитании
патриотических
чувств у старших
дошкольников»
*Перспективный
план работы с детьми
и родителями по теме
самообразования
*План участия в
акциях
патриотической
направленности,
социальных акциях, в
волонтёрских
мероприятиях на
каждый месяц
Октябрь - Ноябрь
*Подготовка практического
материала:(наглядные
пособия, настольные
игры,альбомы,оформление
уголка попатриотическому
воспитанию)
*Использование
квест-технологии при
знакомстве с
достопримечательностями
родного города»
*Беседы: «Россия
многонациональная
страна», «Улица, на
которой я живу».
*Чтение художественной
литературы курских
писателей, поэтов и
литературы,
рекомендованной ФОП:
«Осенняя гамма» (пер.
И.Токмаковой), Носов Н.Н.
«Заплатка», «Огурцы» и др.
~Консультация для
родителей «Как
знакомить ребёнка с
родным краем»
~Конкурс «Семейное
древо»
* Фотовыставка «Моё
любимое место в
родном городе»
*День выходного дня-
посетить с детьми и
родителями
краеведческий музей.
*Экскурсия по
детскому саду и
знакомство с трудом
сотрудников.
4
Декабрь - Январь
*Знакомство с народными,
православными
праздниками.
*Чтение художественной
литературы,
рекомендованной
ФОП:Маршак С.Я.
«Двенадцать месяцев»;
Ракитина Е. «Приключения
новогодних игрушек»,
Сладков Н.И. «Хитрющий
зайчишка», «Синичка
необыкновенная» и т.д.
*Ознакомление с обычаями
и традициями
православного русского
народа (Рождество,
Крещение
*Ознакомление с
символикой родного
города, области, городов
России.
~Консультация
«Приобщение к
истории, традициям
и культуре России»,
«Православные
русскиеобычаи»
~Рекомендация для
родителей «Как
воспитать
маленького
патриота»
*Проект «В ожидании
Нового Года»
*Презентация
«Обычаи встречи
нового года в разных
странах»
* Конкурс «Столовая
для птиц»
*Конкурс
«Рождественская
открытка»
* Советы бабушек
«Опыт поколений»
* Выставка работ
детского творчества
на тему Нового года и
Рождества
Февраль - Март
*Знакомство детей с
русскими народными
промыслами
*Подготовка к празднику
«День
защитниковОтечества»
*Беседа с детьми на тему
«Моя родная мама».
Проведение праздника 8
марта.
*Чтение художественной
литературы,
рекомендованной ФОП:
С.П. «Первый ночной
таран»;«Стойкий
оловянный солдатик» и др.
~Консультации«Озна
комление детей
старшего
дошкольного
возраста с историей
российской армии»,
«Нравственно -
патриотическое
воспитание детей
средствами
художественной
литературы»
*Выставка детский
работ
«Мамин портрет»
*Коллаж «Мой папа
(дедушка) служил в
армии»
*Составление
Интелект-карты в
проекте «Моя малая
родина»
*Презентация-
поздравление для
милых мам и бабушек
* Выставка работ,
выполненных
совместно с мамами и
бабушками.
5
Апрель - Май
*Беседы:«Наш дом во
Вселенной» «Большое
космическое
Путешествие»
*Чтение художественной
литературы,
рекомендованная ФОП:
Гайдар А.П. «Сказка о
Военной тайне, о
Мальчише-Кибальчише и
его твердом слове»; Митяев
А.В.
«Мешок овсянки»;Толстой
Л.Н. «Филиппок», «Лев и
собачка», «Прыжок»,
«Пожарные собаки» и др.
*Знакомство детей с
главными праздниками
России –Днем Победы.
~Консультация
«Читаем детям о
космосе»
~Консультация«Роль
песни в жизни
Армии», «Есть такая
профессия – Родину
защищать»
~Оформление
сборника
консультаций для
родителей.
«Воспитание
гражданина и
патриота, знающего
и любящего свою
Родину»
~Работа по
благоустройству
территории детского
сада, озеленение
территории
группового участка.
*Участие в
патриотической акции
«Рассвет Победы»
*Демонстрация
презентации на
тему «День победы»
*Выставка рисунков и
поделок «Салют –
народу победителю»
*Спортивный досуг
«Будущие
космонавты».
*Экскурсия к
мемориалу
воинской славы,
приуроченная ко Дню
Победы, участие в
шествии Бессмертного
полка (совместно с
родителями)
*Экскурсия в музей
космоса (Дворец
пионеров)
6
Изучение методической литературы:
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ,
2004
Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - ТЦ
«Сфера», 1999 – 112 с./ Н.В.Алешина
Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание
дошкольников: Методическое пособие. - М.: Айрис – Пресс, 2005
Конкевич С.В. Беседы с детьми о Великой Отечественной войне.
Старший дошкольный возраст (5 -7 лет): учебно-наглядное пособие.
Выпуск 1.- СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2021
Виноградова A.M. "Воспитание нравственных чувств у старших
дошкольников".
Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей
старшего дошкольного возраста. – М: Мозаика – Синтез, 2004.
Алексеев Ю. А., Зуев М. Н., Ковалев В. Е. Государственные символы
России. Моя Родина – Россия. – М.: «Триада-фарм», 2002. – 68 с.
Н.Н. Леонова «Нравственно-патриотическое воспитание ст.
дошкольников» целевой практико-ориентированный проект. ФГОС.
М.: Учитель, 2016 г.
Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С, Жигналь Е.Н. Нравственно-
патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Методическое пособие для педагогов. 2010 г., 192с.
Буре Р. С. «Социально – нравственное воспитание дошкольников» - М.:
Мозаика-Синтез, 2015.
Шорыгина Т.А. Наша Родина- Россия. Методическое пособие-М.: ТЦ
Сфера, 2011.- 96с. (детям о самом важном)
Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей
3-7 лет с окружающим миром. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. -М.: ТЦ
Сфера, 2005
7