Напоминание

"Роль мотивации учеников к изучению математики в подготовки к ОГЭ"


Автор: Афанасьева Светлана Викторовна
Должность: учитель математики и физики
Учебное заведение: МАОУ "Толмачевская СОШ № 61"
Населённый пункт: Новосибирской области Новосибирского района с. Толмачево
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль мотивации учеников к изучению математики в подготовки к ОГЭ"
Раздел: среднее образование





Назад




Роль мотивации учеников к изучению математики в подготовки к ОГЭ

Формирование учебной мотивации в математике - одна из центральных

проблем современной школы.

Обратимся к самому понятию «мотив»- это внутреннее побуждение

личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение,

поведение),

связанной

с

удовлетворением

определенной

потребности. Мотивация - это общее название для процессов, методов,

средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности,

к активному освоению содержания образования. Еще Сократ разработал свой

процесс мотивации, а Аристотель выделил четыре различных вида причин,

побуждающих

человека

к

действию.

Проблема

мотивации

учебной

деятельности традиционна и для педагогической психологии. Изучением ее

роли, содержания, видов мотивов, их развития и целенаправленного

формирования занимались в разные годы Эльконин Д.Б., Давыдов В.В.,

Божович Л.И., Маркова А.К., Абрамова Г.С., Матюхина М.В., Щукина Г.И.,

Якобсон П.М. и другие ученые. Учебная мотивация определяется ими как

частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в

данном случае деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой

другой

вид,

учебная

мотивация

определяется

рядом

специфических

факторов. Во-первых, самой образовательной системой, образовательным

учреждением; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-

третьих, - субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, -

субъективными особенностями педагога и прежде всего системы его

отношений к ученику, к делу; в-пятых - спецификой учебного предмета.

Выделяют

3

типа

отношения

к

учению

положительное,

безразличное и отрицательное.

Положительное отношение характеризуется активностью учеников в

учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть

результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути

достижения цели.

Процесс формирования положительного отношения к учению считаю

для себя значимым и основополагающим. Свою работу я начала с изучения

мотивации учащихся. С этой целью была проведена диагностика мотивации

к изучению математики в средних и старших классах. В 5-9

классах

использовался опросник Евгении Лепешовой ,

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

Этот опросник касается твоей учебы в школе. На каждый вопрос

нужно ответить «да» или «нет» в специальном бланке. Пожалуйста, будь

предельно искренен, твои ответы помогут сделать обучение в нашей школе

более эффективным.

1) Мне кажется, лидером в классе достоин стать только ученик,

который имеет хорошие результаты в учебе.

2) Родители всегда поощряют меня за хорошие отметки в школе.

3) Я очень люблю узнавать что-то новое.

4) Мне нравится брать сложные задания, преодолевать трудности в

их выполнении.

5) Я хочу, чтобы одноклассники считали меня хорошим учеником.

6) Я стремлюсь к тому, чтобы учитель похвалил меня, если я

правильно выполнил задание.

7) Я всегда рассказываю об успехах в учебе своим родителям.

8) Меня пугает возможность остаться на второй год или быть

отчисленным из школы за плохую успеваемость.

9) Я часто скрываю свои плохие отметки от родителей, чтобы

избежать наказания.

10) Я учусь прежде всего потому, что знания пригодятся мне в

будущем, помогут найти хорошую работу.

11) Школа для меня прежде всего место общения с друзьями.

12) Мне нравится участвовать в различных школьных мероприятиях, и

было бы здорово не тратить в школе столько времени на уроки.

13) Учеба для меня сейчас — одна из основных сфер, где я могу

проявить себя.

14) Ребята в нашем классе не будут хорошо относиться к человеку,

если он плохо учится, несмотря на другие его заслуги.

15) Мое образование часто становится темой для разговоров в нашей

семье.

16) Мне нравится проводить самостоятельные исследования, делать

какие-то открытия.

17) Мне важно доказать самому себе, что я способен хорошо учиться.

18) Когда я получаю хорошую отметку, я стремлюсь, чтобы об этом

знали мои одноклассники.

19) Я расстраиваюсь, когда получаю тетрадь и вижу, что учитель

никак не отметил мою работу.

20) Я начинаю стараться на уроках, если знаю, что родители как-то

поощрят мои старания.

21)

Я

начинаю

учиться

старательнее,

если

знаю,

что

мою

успеваемость будут разбирать на педсовете, на школьной линейке.

22) Я прилагаю больше усилий к учебе, если знаю, что дома буду

наказан за плохую успеваемость.

23) Мне важно вырасти культурным, образованным человеком.

24) Мне нравятся те уроки, где есть возможность работать в группе,

обсуждать с одноклассниками учебный материал.

25) Можно сказать, что в школе я больше заинтересован играми и

другими интересными делами, чем уроками.

26) Я люблю участвовать в различных олимпиадах и викторинах в

школе, потому что для меня это способ заявить о себе.

27) Ребята в нашем классе всегда интересуются результатами

контрольных работ друг друга.

28) Для моих родителей очень важно, чтобы я был успешен в учебе.

29) Мне нравится придумывать новые способы решения задач.

30) Мне хотелось бы быть лучшим учеником в классе.

31) Я хочу выглядеть в хорошем свете перед одноклассниками,

поэтому стараюсь хорошо учиться.

32) Мне нравится, когда учителя в конце урока перечисляют учеников,

чья работа на уроке была самой лучшей.

33) Мне очень важно, чтоб родители считали меня способным

учеником.

34) Я расстраиваюсь из-за плохих отметок, потому что понимаю:

это значит, что учителя теперь считают меня неспособным учеником.

35) Я очень переживаю, если родители называют меня неспособным,

неуспешным учеником.

36) Я уже сейчас задумываюсь о том, в какой вуз я буду поступать и

какие знания мне для этого понадобятся.

37) Я всегда очень радуюсь, когда отменяют урок и можно

пообщаться с одноклассниками.

38) Я бы хотел, чтобы в школе остались одни перемены.

39) Я люблю высказывать на уроке свою точку зрения и отстаивать

ее.

БЛАНК ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

9)

10)

11)

12)

13)

14)

15)

16)

17)

18)

19)

20)

21)

22)

23)

24)

25)

26)

27)

28)

29)

30)

31)

32)

33)

34)

35)

36)

37)

38)

39)

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

1. При ответе «да» начисляется один балл, при ответе «нет» — 0, то есть

баллы не начисляются. Подсчитывается сумма баллов в каждом столбце:

При этом каждый столбец соответствует определенной шкале:

1-й столбец — шкала 1а

2-й столбец — шкала 1б

3-й столбец — шкала 2

4-й столбец — шкала 3

5-й столбец — шкала 4а

6-й столбец — шкала 4б

7-й столбец — шкала 4в

8-й столбец — шкала 5а

9-й столбец — шкала 5б

10-й столбец — шкала 6

11-й столбец — шкала 7

12-й столбец — шкала 8

13-й столбец — шкала 9

БЛАНК ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ШКАЛАМ

Номера

основных

шкал

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2

3

6

7

8

9

Ответы

учащегося

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

9) 10) 11) 12) 13)

14) 15) 16) 17) 18) 19) 20) 21) 22) 23) 24) 25) 26)

27) 28) 29) 30) 31) 32) 33) 34) 35) 36) 37) 38) 39)

Сумма

баллов

Баллы,

набранны

е

по

основным

шкалам

(средние

значения)

2. Подсчитывается балл по дополнительным шкалам как среднее

арифметическое нескольких шкал:

Шкала 10 — среднее по шкалам 4а и 7.

Шкала 11 — среднее по шкалам 4в и 5б.

Шкала 12 — среднее по шкалам 4б и 5а.

3. Проводится анализ индивидуальных результатов.

4. Составляется сводная таблица на класс, подсчитывается средний балл по

каждой из шкал на класс.

5. Проводится анализ группового результата.

Примечание. Целесообразно обработку данных проводить на компьютере в

программе Microsoft Excel, которая позволит быстро подсчитать все

дополнительные шкалы и средние баллы на класс.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ШКАЛ

Шкалы 1а и 1б представляют собой еще не типы учебной мотивации, а

показатели престижности учебы в классе и в семье. По ним мы можем

судить о том, присутствует ли ценность хорошего образования, ценность

хорошей учебы в классном коллективе и в семье подростка.

Шкала 1а — Престижность учебы в классе. Эта шкала показывает,

насколько значимым в классном коллективе является такая

характеристика, как учебная успешность. При анализе индивидуального

результаты мы получаем субъективное представление каждого учащегося,

при анализе группового результата — объективный показатель

престижности этой характеристики в группе.

Шкала 1б — Престижность учебы в семье. Эта шкала показывает,

насколько значимой в семье подростка является такая его характеристика,

как учебная успешность.

Шкалы 2–9 представляют разные типы учебной мотивации. При сравнении

показателей по ним мы можем судить о преобладании того или иного типа

у учащегося (при индивидуальном анализе результатов) и у группы (при

групповом анализе).

Шкала 2. Познавательный интерес. Показывает выраженность у учащегося

интереса к собственно новому знанию, новой информации. Учащиеся с

выраженным познавательным интересом получают удовольствие от

самого процесса открытия нового.

Шкала 3. Мотивация достижения. Показывает выраженность у учащегося

мотивации достижения, желания быть лучшим, осознавать себя как

способного, умного и т.д. Учащиеся с выраженной мотивацией достижения

учатся прежде всего из желания доказать самому себе, что способны на

многое.

Шкала 4. Мотив социального одобрения. Показывает значимость для

учащегося одобрения, признания его успехов со стороны других людей.

Учащиеся с выраженной мотивацией одобрения учатся прежде всего ради

похвалы, признания, поощрения.

Шкала 4а. Мотив социального одобрения (одноклассниками). Показывает

значимость для учащегося одобрения со стороны одноклассников.

Шкала 4б. Мотив социального одобрения (педагогами). Показывает

значимость для учащегося одобрения, внимания к его учебных успехам со

стороны педагогов.

Шкала 4в. Мотив социального одобрения (родителями). Показывает

значимость для учащегося одобрения, внимания к его учебных успехам со

стороны родителей.

Шкала 5. Боязнь наказания. Показывает значимость для учащегося

наказания, порицания за его учебные неудачи со стороны других людей.

Учащиеся с выраженной мотивацией страха наказания учатся прежде

всего потому, что боятся, что иначе их будут ругать, наказывать.

Шкала 5а. Боязнь наказания со стороны школы. Показывает значимость

для учащегося порицания, наказания со стороны педагогов, боязнь быть в их

глазах неуспешным, неспособным.

Шкала 5б. Боязнь наказания со стороны семьи. Показывает значимость для

учащегося порицания, наказания со стороны семьи, боязнь быть в глазах

родителей, родственников неуспешным, неспособным.

Шкала 6. Осознание социальной необходимости. Показывает

выраженность у учащегося стремления быть образованным человеком.

Учащиеся с преобладанием этого типа мотивации учатся прежде всего

потому, что осознают необходимость хорошей учебы в школе для

собственного успешного будущего.

Шкала 7. Мотив общения. Показывает выраженность у учащегося

мотивации на общение со сверстниками. Учащиеся с выраженным мотивом

общения заинтересованы прежде всего в тех видах деятельности, где

присутствует возможность коммуникации.

Шкала 8. Внеучебная школьная мотивация. Показывает

заинтересованность учащегося прежде всего в различных внеучебных делах,

проходящих в школе (концерты, выставки, праздники и др.), а не в

непосредственно урочной деятельности. Учащиеся, у которых преобладает

этот тип мотивации, с удовольствием ходят в школу, часто являются

активными участниками внеурочной деятельности, однако учатся

неохотно, по необходимости, как бы отбывая повинность за интересные

дела.

Шкала 9. Мотив самореализации. Показывает значимость для учащегося

учебной деятельности как ведущей сферы самореализации, места, где он

может заявить о себе, развивать себя и пр.

Шкалы 10–12 представляют собой дополнительные шкалы, позволяющие

получить средние показатели по тому, влияние какой группы на учащегося

наиболее значительно в плане мотивирования его хорошей учебы —

одноклассников, семьи или школы.

Шкала 10. Влияние одноклассников.

Шкала 11. Влияние семьи.

Шкала 12. Влияние школы.

Первоначальные результаты диагностики обычно показывают, что у

учащихся 5-6 классов уровень положительной мотивации к изучению

математики намного выше, чем у учащихся 7-8 классов. Этим объясняется

снижение результативности учебной деятельности в этих классах. Детям на

уроках становится «не интересно».

Поэтому перед собой поставила задачу для начала не поднять, а хотя

бы удержать в 7-9 классе мотивацию на уровне 5-6 класса.

Ученик должен осознать ясно свою цель и в этом должен помочь ему

учитель в первую очередь. Ведь мотив будет достижения его цели. Не зная

мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели,

нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

Почему снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания

их в школе? Все дети, когда идут учиться в школу, хотят учиться, что

происходит потом, кто в этом виноват? И главное, что делать?

Мысль о том, что интерес ребенка к учению в значительной мере

зависит от содержания образования, вряд ли поддается сомнению. Но

остается вопрос: почему для ребенка, генетически предрасположенного к

учению, процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную,

малопривлекательную работу. И первое это снижение положительной

мотивации школьников - причина гормональный взрыв и потеря цели : «

пятерок уже не хочется, появляется желание быть « как все» «середнечком»,

до экзамена еще далеко.

И в результате получаем спад школьной мотивации. Учителя смотрят

на учеников 7 -9 класса как на взрослых, а дети по-прежнему хотят от

учителя благоприятного психологического климата. Это обращение к

учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый

тон, на ободряющее прикосновения.

При планировании учебного процесса, я ориентируюсь не на какого–то

абстрактного среднего ученика, а опираюсь на знания особенностей

мотивационной сферы каждого ученика, и класса в целом. Для меня это

постоянный поиск оптимального сочетания методов и приемов работы,

которые

дали

бы

возможность

одним

ученикам

двигаться

дальше,

самосовершенствоваться и выходить на более высокий творческий уровень, а

другим бы помогли в стабилизации учебного процесса.

Традиционный подход к организации учебного процесса может

обеспечить достаточно высокий уровень усвоения знаний, умений и навыков,

но он не способствует развитию личности, раскрытию ее потенциала.

Поэтому один из перспективных путей развития и повышения мотивации

учения я вижу в применении нетрадиционных методов и форм организации

урока, таких как

Проблемный метод

Личностно-ориентированный подход

Эвристический метод

Информационно-коммуникационные технологии

В своей практике использую групповую работу и работу в паре.

В условиях групповой работы осуществляется позитивная зависимость

группы учащихся друг от друга, т.к. члены группы рассматривают успех

(неуспех) как результат их коллективной деятельности. При этом снижается

уровень тревожности усредняется положительное (отрицательное) влияние

индивидуальных способностей и возможностей на результат деятельности,

таким

образом,

происходит

сдвиг

в

оценке

своей

деятельности

со

способностей на усилия, формируется чувство самоуважения. Групповая

форма работы позволяет активизировать познавательную деятельность

учащихся, продуктивное, творческое усвоение знаний и умений, создавая

положительный

эмоциональный

фон

через

активный

диалог,

анализ

проблемных ситуаций, деловые игры, мозговой штурм. При такой форме

работы ученик учится сопоставлять, сравнивать, наконец, оспаривать другие

точки зрения, доказывать свою правоту. Умение сопоставлять различные

способы позволит ученику не только анализировать, но и прогнозировать

свою

деятельность,

что

в

свою

очередь

влияет

на

формирование

самостоятельности, овладения способами самообразования. Развитие умений

планировать, ставить задачи находится в прямой зависимости от мотивации.

Работа в паре «ученик - ученик» особенно важна в сфере самоконтроля

и самооценки.

Планируя способ включения всех учащихся в деятельность на уроке,

думаю о создании мотивационной основы их работы.

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не

стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому мною используются

такие приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы – процессы,

лежащие в основе интереса. Задания подбираются с учетом возможностей

ребенка. Чтобы каждый мог почувствовать досягаемость успеха. Формы

могут разными игровая, проблемная например:

«задай вопрос соседу»

« найди ключ к решению»,

«Объединяй по общему признаку»

«Найди ошибку»

«Найди лишнее и аргументируй»

«Найди недостающий факт для достоверности»

на уроках математики не обойтись без заданий, носящих

поисково-исследовательский

характер

(учащиеся

самостоятельно

решают задачи, сформулированные ими самими или выбранные из

предложенных учителем):

и др.

Очень важно, чтобы долговременные цели поддерживались тщательно

подобранной последовательной серией подцелей с ясными для достижения

учащимися критериями. При этом оценка деятельности учащихся должна

быть адекватной самооценке самого ученика, отражать степень прилагаемых

усилий,

определяться

сравнением

настоящего

уровня

достижения

с

прежними успехами.

Достижения учащихся независимы друг от друга, у каждого своя точка

отсчета, свой старт, темп и цель.

И результаты не заставили себя ждать . В результате поддержания на

протяжении 5-9 класса достаточной мотивации, ученикам класса удалось

сдать ОГЭ по математике без двоек. Для учащихся постановка небольших

целей на уроках привела к большой цели.

Литература

Евгения ЛЕПЕШОВА, Методика диагностики типа школьной мотивации

старшеклассников «1 сентября»

Копанева И.И. Типы школьной мотивации



В раздел образования