Напоминание

"Пути развития общих компетенций обучающихся"


Автор: Урицкая Светлана Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ ИО "ЗАПТ" филиал "Кимильтей"
Населённый пункт: село Кимильтей Иркутской области Зиминского района
Наименование материала: статья
Тема: "Пути развития общих компетенций обучающихся"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Пути развития общих компетенций обучающихся. Опыт работы.

В настоящее время в России идет становление новой системы

образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство. Этот

процесс

сопровождается

существенными

изменениями

в

педагогической

теории и практике учебно-воспитательного процесса.

В образовании провозглашен принцип вариативности, который дает

возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой

модели,

включая

авторские.

В

этом

направлении

идет

и

прогресс

образования:

разработка

различных

вариантов

его

содержания,

использование

возможностей

современной

дидактики

в

повышении

эффективности

образовательных

структур;

научная

разработка

и

практическое обоснование новых идей и технологий.

Поэтому особое значение в моей работе приобретает формирование

инновационной

преподавательской

деятельности,

обеспечивающей

овладение способами современной учебной работы, искать и находить более

рациональные

способы,

переносить

их

в

условия,

не

заданные

непосредственно обучением.

Обучение

и

развитие

ОК

обучающихся

находятся

в

тесной

и

неразрывной связи. От того, как организуется учебная деятельность, зависит

формирование и развитие личности в целом.

Реализация

такого

обучения

требует

специальной

организации

учебного процесса.

Высокий уровень напряженности мышления учащихся, когда знания

добываются собственным трудом, достигается применением

проблемного

обучения. В процессе урока учащиеся заняты не столько заучиванием и

воспроизведением знаний, сколько решением задач-проблем, подобранных в

определенной системе. Организую работу обучающихся таким образом, что

они

самостоятельно

отыскивают

в

материале

нужные

для

решения

поставленной

проблемы

сведения,

делают

необходимые

обобщения

и

выводы, сравнивают и анализируют фактический материал, определяют, что

им уже известно, а что еще надо найти, выявить, обнаружить и т.п. Считаю,

что при такой форме работы внимание обучающихся обращается не только

на содержание усваиваемых знаний, но и на способы организации учебной

деятельности по их усвоению. Кроме того, усвоение знаний осуществляется

путем

совместной,

коллективной

деятельности

преподавателя

и

обучающихся.

Проведение

уроков

с

использованием

технологии

проблемного

обучения предполагает применение эвристического (частично поискового)

метода.

Сущность названного метода обучения проявляется в следующих его

характерных признаках:

- знания обучающимся не предлагаются в “готовом” виде, их нужно

добывать самостоятельно;

- организую не сообщение или изложение знаний , а поиск новых

знаний с помощью разнообразных средств;

- обучающиеся под моим руководством самостоятельно рассуждают,

решают

возникающие

познавательные

задачи,

создают

и

разрешают

проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы

и т.д.

Используя

эвристический

метод,

осуществляются

следующие

виды

деятельности обучающихся:

Работа над текстом художественного произведения: анализ эпизода или

целого произведения, пересказ как прием анализа, подбор цитат для ответа

на поставленный вопрос, составление плана как прием анализа композиции

части

или

целого

произведения,

анализ

образа

героя,

сравнительная

характеристика героев; составление плана к своему развернутому ответу, к

докладу,

сочинению;

конспективное

изложение

результатов

анализа

произведений

разных

искусств,

анализа

поставленной

проблемы;

выступления на диспуте, сочинения на частные и обобщающие темы как

результат своей работы над произведением.

Эвристический

метод

развивает

литературные

способности

обучающихся.,учит

самостоятельному

приобретению

знаний

и

умений

и

развивает

ОК

4: Осуществление поиск информации, необходимой для

эффективного выполнения профессиональных задач.

Для

решения

комплексных

задач

усвоения

нового,

закрепления

материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных

умений и ОК 2

: Организовывать собственную деятельность, исходя из

цели

и

способов

ее

достижения,

определенных

руководителем,

-

эффективным

является

использование игровых технологий. (Селевко Г.К.

Современные образовательные

технологии. – С. 50-60)

В учебном процессе

применяю

различные

модификации

деловых

игр:

имитационные,

операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

Имитационные игры.

На занятиях имитируется деятельность какой-

либо

организации,

предприятия

или

его

подразделения,

например,

профсоюзного комитета, совета наставников, отдела и т.д. Имитироваться

могут

события,

конкретная

деятельность

людей

(деловое

совещание,

проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит

событие или осуществляется деятельность. Сценарий имитационной игры,

кроме

сюжета

события,

содержит

описание

структуры

и

назначения

имитируемых процессов и объектов.

Операционные

игры.

Они

помогают

отрабатывать

выполнение

конкретных

специфических

операций,

например,

методики

написания

сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных

играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа

проводятся в условиях, имитирующих реальные.

Исполнение ролей.

В этих играх отрабатываются тактика поведения,

действий, выполнение функций и обязанностей

“Деловой

театр”

В

нем

разыгрывается

какая-либо

ситуация,

конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается

модель-пьеса

ситуации,

между

учащимися

распределяются

роли

с

“обязательным содержанием”. поведение человека в этой обстановке. Здесь

школьник

должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь

вжиться

в

образ

определенного

лица,

понять

его

действия,

оценить

обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода

инсценировки

научить

подростка

ориентироваться

в

различных

обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать

возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их

интересы,

потребности

и

деятельность,

не

прибегая

к

формальным

атрибутам

власти.

Для

метода

инсценировки

составляется

сценарий,

где

описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих

лиц, их задачи.

Психодрама и социодрама. Они весьма близки к “исполнению ролей”

и “деловому театру”. Это тоже “театр”, но уже социально-психологический,

в

котором

отрабатывается

умение

чувствовать

ситуацию

в

коллективе,

оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в

продуктивный контакт.

Технология игры состоит из трех этапов: подготовки; проведения;

анализа и обобщения.

Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки

сценария

условного

отображения

ситуации

и

объекта.

В

содержание

сценария

входят:

учебная

цель

занятия,

описание

изучаемой

проблемы,

обоснование

поставленной

задачи,

план

деловой

игры,

общее

описание

процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.

Далее

идет

ввод

в

игру,

ориентация

участников

и

экспертов.

Определяется

режим

работы,

формулируется

главная

цель

занятия,

обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты

материалов,

инструкций,

правил,

установок.

Собирается

дополнительная

информация.

При

необходимости

ученики

обращаются

к

ведущему

и

экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между

участниками

игры.

Негласные

правила

запрещают

отказываться

от

полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре,

подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

Этап

проведения – процесс игры. С началом игры никто не имеет

права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать

действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости

от

модификации

деловой

игры

могут

быть

проведены

различные

типы

ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к

содержанию

работы

в

группе:

генератор

идей,

разработчик,

имитатор,

эрудит, диагност, аналитик.

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления

экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В

заключение

учитель

констатирует

достигнутые

результаты,

отмечает

ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на

сопоставление

использованной

имитации

с

соответствующей

областью

реального

лица,

сопоставление

связи

игры

с

содержанием

учебного

предмета.

В заключение хочу подчеркнуть, что преподаватель или мастер п

по

своему

культурно-образовательному

уровню

и

психологическому

настрою

должен

быть

готов

к

принятию

любой

из

образовательных

технологий.

Только

та

технология

даст

необходимый

результат,

которая

одухотворена её главным автором – педагогом.



В раздел образования