Автор: Булыгина Наталья Анатольевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 4 п. Ключи"
Населённый пункт: п. Ключи
Наименование материала: статья
Тема: Формирование глобальных компетенций на уроках географии
Раздел: среднее образование
Формирование глобальных компетенций на уроках географии
Глобальные компетенции (компонент функциональной грамотности) – это
способность:
•
критически рассматривать с различных точек зрения проблемы
глобального характера и межкультурного взаимодействия;
•
осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные
различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды
людей;
•
вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с
другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к
человеческому достоинству.
Сущность глобальной компетенции по предмету география состоит в умении
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов
природы в разных географических условиях с точки зрения концепции
устойчивого развития.
Оценка уровня сформированности глобальных компетенций включает:
Область глобальных компетенций «Знание и понимание»
Область глобальных компетенций «Умения»
Содержательный и компетентностный аспект заданий по «глобальным
компетенциям»: знания и когнитивные умения/процессы образуют
глобальное понимание, основанное на гуманистических ценностях.
Предметное содержание глобальных компетенций и функциональной
грамотности курса географии включает:
5 – 6 классы:
• Человек и природа (аспекты: охрана природы, ответственное
отношение к живой природе);
• Здоровье как ценность;
• Традиции и обычаи (аспекты: многообразие культур и идентификация
с определенной культурой)
7 - 9 классы:
• Основные причины возникновения глобальных проблем;
• Человек и природа (аспект: экологический кризис и его причины);
• Здоровье (аспект: глобальные проблемы и основы здорового образа
жизни);
• Традиции и обычаи (аспект: понимание необходимости
межкультурного диалога)
10 – 11 классы:
• Возможности разрешения глобальных проблем;
• Взаимосвязь глобальных проблем. Проявление глобальных проблем в
локальных ситуациях;
• Глобальные проблемы в соответствии с перечнем ООН
Одним из эффективных сайтов является Банк заданий, используемый для
формирования
и
оценки
функциональной
грамотности
обучающихся
основной школы (5-9 классы) и представленный в шести направлениях:
математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская
грамотность,
финансовая
грамотность,
глобальные
компетенции
и
креативное мышление.
Пример заданий на формирование глобальных компетенций и
функциональной грамотности
для учащихся 5 классов из Банка заданий
Организация деятельности учителя при формировании глобальной
компетентности и функциональной грамотности школьников
1.Целенаправленное формирование: важно проанализировать свои
подходы к уроку и увидеть потенциал (не требует серьезной перестройки
предметной деятельности учителя, но требует внимания и системности).
2.Работа на уроке: включение заданий в мотивационную часть урока,
при изучении соответствующего по содержанию материала, при закреплении
изученного, для организации дискуссии, при отработке соответствующих
умений, в ряде случаев для проверки знаний.
3. Внеурочная деятельность: проведение внеклассных мероприятий (в
том числе и в онлайн-формате), которые направлены на развитие и
проявление качеств глобально компетентной личности.
4. Поиск единомышленников, работа в команде.
5. Работа по формированию глобальных компетенций – один из
ответов на вопрос: как и чему учить сегодня для успеха обучающегося в
будущем.
Координация деятельности учителей может проявляться:
в постановке общих целей достижения личностных, предметных и
метапредметных результатов;
в разработке сценариев занятий интегрированного изучения
соответствующих многоаспектных тем;
в коллективном определении особенностей работы по формированию и
применению познавательных умений;
в организации внеурочной деятельности учеников (проектной,
дискуссионного клуба, круглых столов, экскурсий и т.п.)
Познавательная
активность
обучающихся,
вовлеченность
их
в
социальные
практики
способствует
использованию
воспитательного
потенциала отобранных комплексных заданий, совместной деятельности
всех участников образовательного процесса, внеклассных мероприятий для
укрепления взаимодействия семьи, школы, местного сообщества с целью
формирования глобальных компетенций.