Напоминание

Формирование глобальных компетенций на уроках географии


Автор: Булыгина Наталья Анатольевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 4 п. Ключи"
Населённый пункт: п. Ключи
Наименование материала: статья
Тема: Формирование глобальных компетенций на уроках географии
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование глобальных компетенций на уроках географии

Глобальные компетенции (компонент функциональной грамотности) – это

способность:

критически рассматривать с различных точек зрения проблемы

глобального характера и межкультурного взаимодействия;

осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные

различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды

людей;

вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с

другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к

человеческому достоинству.

Сущность глобальной компетенции по предмету география состоит в умении

оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов

природы в разных географических условиях с точки зрения концепции

устойчивого развития.

Оценка уровня сформированности глобальных компетенций включает:

Область глобальных компетенций «Знание и понимание»

Область глобальных компетенций «Умения»

Содержательный и компетентностный аспект заданий по «глобальным

компетенциям»: знания и когнитивные умения/процессы образуют

глобальное понимание, основанное на гуманистических ценностях.

Предметное содержание глобальных компетенций и функциональной

грамотности курса географии включает:

5 – 6 классы:

• Человек и природа (аспекты: охрана природы, ответственное

отношение к живой природе);

• Здоровье как ценность;

• Традиции и обычаи (аспекты: многообразие культур и идентификация

с определенной культурой)

7 - 9 классы:

• Основные причины возникновения глобальных проблем;

• Человек и природа (аспект: экологический кризис и его причины);

• Здоровье (аспект: глобальные проблемы и основы здорового образа

жизни);

• Традиции и обычаи (аспект: понимание необходимости

межкультурного диалога)

10 – 11 классы:

• Возможности разрешения глобальных проблем;

• Взаимосвязь глобальных проблем. Проявление глобальных проблем в

локальных ситуациях;

• Глобальные проблемы в соответствии с перечнем ООН

Одним из эффективных сайтов является Банк заданий, используемый для

формирования

и

оценки

функциональной

грамотности

обучающихся

основной школы (5-9 классы) и представленный в шести направлениях:

математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская

грамотность,

финансовая

грамотность,

глобальные

компетенции

и

креативное мышление.

Пример заданий на формирование глобальных компетенций и

функциональной грамотности

для учащихся 5 классов из Банка заданий

Организация деятельности учителя при формировании глобальной

компетентности и функциональной грамотности школьников

1.Целенаправленное формирование: важно проанализировать свои

подходы к уроку и увидеть потенциал (не требует серьезной перестройки

предметной деятельности учителя, но требует внимания и системности).

2.Работа на уроке: включение заданий в мотивационную часть урока,

при изучении соответствующего по содержанию материала, при закреплении

изученного, для организации дискуссии, при отработке соответствующих

умений, в ряде случаев для проверки знаний.

3. Внеурочная деятельность: проведение внеклассных мероприятий (в

том числе и в онлайн-формате), которые направлены на развитие и

проявление качеств глобально компетентной личности.

4. Поиск единомышленников, работа в команде.

5. Работа по формированию глобальных компетенций – один из

ответов на вопрос: как и чему учить сегодня для успеха обучающегося в

будущем.

Координация деятельности учителей может проявляться:

в постановке общих целей достижения личностных, предметных и

метапредметных результатов;

в разработке сценариев занятий интегрированного изучения

соответствующих многоаспектных тем;

в коллективном определении особенностей работы по формированию и

применению познавательных умений;

в организации внеурочной деятельности учеников (проектной,

дискуссионного клуба, круглых столов, экскурсий и т.п.)

Познавательная

активность

обучающихся,

вовлеченность

их

в

социальные

практики

способствует

использованию

воспитательного

потенциала отобранных комплексных заданий, совместной деятельности

всех участников образовательного процесса, внеклассных мероприятий для

укрепления взаимодействия семьи, школы, местного сообщества с целью

формирования глобальных компетенций.



В раздел образования