Автор: Донская Айталина Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Тобуинская СОШ"
Населённый пункт: село Туобуя Верхневилюйский улус, РС(Я)
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Решение текстовых задач с помощью составления квадратного уравнения
Раздел: среднее образование
«
»
МБОУ Тобуинская СОШ
:
Открытый урок по теме
«
Решение текстовых задач с помощью составления
»
квадратного уравнения
(
)
подготовка к ОГЭ по математике
:
Подготовила учитель математики
Донская
.
.
А М
Технологическая карта урока
:
Предмет
алгебра
:
Класс
9
:
.
.
,
.
.
,
.
.
,
.
.
Базовый учебник Ю Н Макарычев Н Г Миндюк К И Нешков С В Суворова
2012
г
:
Тема урока
«
Решение текстовых задач с помощью составления квадратного
» (
)
уравнения
подготовка к ОГЭ по математике
:
Тип урока
Урок закрепления знаний и умений
.
:
Цель урока
a)
развитие и формирование умений и навыков в процессе учебной и практической
;
деятельности
b)
закрепление
ранее
усвоенных
знаний
и
органической
связи
с
новыми
;
практиками
c)
.
систематизация и обобщение знаний и более глубокого их осмысления
.
Задачи
.
Обучающие
•
Познакомить с применением способа решения задач с помощью квадратного
.
уравнения
•
Создать условия для формирования мотивации выбора математики для
.
последующего углубленного изучения
•
Сформировать умения составлять алгоритмы для решения задач с помощью
.
квадратных уравнений
•
.
Развивать вычислительные навыки
•
.
Развивать кругозор учащихся
.
Развивающие
•
,
.
Развивать умение наблюдать анализировать
•
,
Способствовать интеллектуальному развитию учащихся формированию качеств
,
,
.
мышления познавательных интересов творческих способностей учащихся
•
.
Развивать логическое мышление учащихся
.
Воспитательные
•
,
,
,
Содействовать воспитанию интереса к математике активности мобильности
,
.
отношения ответственной взаимопомощи умения общаться
:
Оборудование
,
,
.
мультимедийный проектор презентация учителя ПК
:
ФОПД
,
,
коллективная индивидуальная парная
№
Этап урока
(
)
Содержание цель урока
Время
(
.)
мин
1
.
Организационный момент
Постановка целей
.
и задач
.
Нацелить учащихся на урок
Замотивировать учащихся на
плодотворный совместный труд
2
2
/
Проверка д з
Сбор тетрадей с домашними
работами для проверки
1
3
.
Актуализация опорных знаний
.
Математический диктант
Актуализировать теоретические
и практические знания для
.
усвоения нового материала
10
4
Изучение нового материала
Показать расширение аппарата
уравнений для решения
.
текстовых задач
10
5
,
Тренировочные упражнения
упражнения
разных видов и уровней сложности по
изученному материалу
Совершенствовать навыки
составления уравнений по
.
условию задачи
17
6
:
Подведение итогов работы показ
,
достигнутых результатов коллективное
,
-
обсуждение уточнение каких либо
,
особенностей выставление отметок
.
учащимся
,
Обобщить знания полученные
.
на уроке
2
8
Постановка и комментарии для выполнения
.
домашнего задания
Разъяснить содержание
домашнего задания
3
:
Ход урока
1.
.
(
).
Организационный момент Вступительное слово учителя презентация
!
.
Здравствуйте Садитесь
:
“
Тема
сегодняшнего
урока
Решение
текстовых
задач
с
помощью составления
”.
квадратного уравнения
,
,
Сегодня мы с вами закрепим умение решать квадратные уравнения а также узнаем как
.
можно решать задачи с помощью квадратных уравнений
2.
Слайд
,
.
: “
Великий немецкий ученый А Эйнштейн говорил о себе
Мне приходится
.
,
-
,
делить своё время между политикой и уравнениями Однако уравнения по моему
,
,
гораздо важнее потому что политика существует только до данного момента а
”.
уравнения будут существовать вечно
,
,
.
Итак откройте тетради и запишите сегодняшнее число классная работа
2.
.
.
Сбор тетрадей с дом работой на проверку
3.
(
).
Актуализация опорных теоретических и практических знаний слайды
?
Что написано на доске ах
2
+ b +
= 0
х
с
(
)
Квадратное уравнение
?
Всегда ли имеет корни квадратное уравнение
(
,
)
Нет не всегда
?
От чего зависит количество корней
(
)
От дискриминанта
,
D > 0?
Сколько корней имеет квадратное уравнение если
D = 0?
Сколько коней имеет квадратное уравнение если
,
D < 0?
Сколько корней имеет квадратное уравнение если
,
,
Итак ребята давайте повторим основные понятия и формулы для решения квадратных
.
“
уравнений Я предлагаю вам написать математический диктант по теме Квадратные
”.
уравнения
. (C
)
Математический диктант
лайды
.
Ответы на вопросы диктантов записываем на бланках ответов Записывать только
.
8
.
коротко ответы У каждого варианта будет по
вопросов
:
Норма выставления оценок
Число верных
ответов
Оценк
а
8
Всего в диктанте
вопросов
8
“5”
7-6
“4”
5-4
“3”
4
менее
“2”
1.1.
.
Сформулируйте определение квадратного корня
2.1.
.
Какое уравнение называют неполным квадратным уравнением
1.2.
.
Запишите пример неполного квадратного уравнения
2.2.
.
Запишите пример квадратного уравнения
1.3.
,
: 2
Запишите чему равен второй коэффициент в уравнении
х
2
+
– 3 = 0.
х
2.3.
,
: -
Запишите чему равен первый коэффициент в уравнении
х
2
+ 4 – 7 = 0.
х
1.4.
,
: a, b, c
: - 3
Запишите чему равны
в уравнении
х
2
+ 5 = 0.;
х
2.4.
,
: a, b, c
: 5
Запишите чему равны
в уравнении
х
2
- 8= 0.
1.5.
Сколько корней может иметь неполное квадратное вида ах
2
+
= 0?
с
2.5.
Сколько корней может иметь неполное квадратное вида ах
2
+ b = 0?
х
1.6.
,
?
Сколько корней имеет квадратное уравнение если дискриминант положительный
2.6.
,
?
Сколько корней имеет квадратное уравнение если дискриминант отрицательный
1.7.
.
Напишите формулу дискриминанта квадратного уравнения
2.7.
,
Напишите формулу дискриминанта квадратного уравнения в котором второй
.
коэффициент является четным числом
1.8.
,
Напишите формулу корней квадратного уравнения в котором второй коэффициент
.
является четным числом
2.8.
.
Напишите формулу корней квадратного уравнения
.
Давайте проверять ваши работы Обмениваемся своими бланками ответом с соседом по
.
(
20).
парте И сравниваем ваши ответы с ответами на доске слайд
Против правильного
“+”,
- “-”,
,
ответа ставим
против ошибочного
если в ответе есть недочет можно поставить
“±”.
.
Выставляем отметки и возвращаем бланки обратно
(
):
Правильные ответы Слайд
1.
Квадратным уравнением называется квадратное уравнение вида ах
2
+ b +
= 0,
х
с
где х
–
,
, b,
–
,
? 0.
переменная а
с
некоторые числа причем а
2.1.
квадратное уравнение ах
2
+ b +
= 0,
b
х
с
в котором хотя бы один из коэффициентов
c
0.
или
равен
1.2.
5
пример х
2
-4 = 0
4
х
или х
2
– 9 = 0.
2.2.
14
пример
х
2
– 5 – 1 = 0.
х
1.3. 1
2.3. – 1
1.4.
= - 3, b = 5,
= 0.
а
с
2.4.
= 5, b = 0,
= - 8.
а
с
1.5.
.
два или не имеет корней
2.5.
.
два
1.6.
.
два
2.6.
.
не имеет корней
1.7. D = b
2
– 4ac.
2.7.
1.8.
=6
х
2.8.
х
1= -0,5
2
Х
= -1
,
,
,
Учитель собирает работы проходя по классу сразу по вариантам чтобы облегчить
.
работу
4.
(
):
Изучение нового материала Слайд
:
Учитель
№1.
Задача
После
выпуска
из
школы
ученики
обменялись
.
,
870
фотографиями на память Сколько было выпускников если они обменялись
?
фотографиями
.
Решение
:
Сопровождающие вопросы
1.
?
О чём говорится в задаче
2.
?
Что известно в условии задачи
3.
?
Что нужно найти в задаче
4.
?
Каким способом можно решить задачу
5.
?
Что обозначим за переменную
,
(
-1)
,
.
.
Пусть было х учеников тогда они обменялись
х
фотографиями т к ученик сам с
.
870
,
собой фотографией не обменивается Так как всего обменялись
фотографиями то
:
составим уравнение
x(x-1)=870
=30
-29
х
и
6.
Что обозначили за
x?
7.
? (-29
Все ли решения уравнения будут решением задачи
не удовлетворяет смыслу
)
?
задачи Почему
,
.
Итак мы рассмотрели решение текстовой задачи с помощью квадратного уравнения
«
» -
Задание
Зигзаг
восстановить последовательность этапов алгоритм решения
текстовой задачи
«
» (
№2)
Зигзаг
Приложение
Правильный ответ
1.
Установить
связь
известных
фактов
с
неизвестными
2.
Записать ответ
3.
Внимательно изучить условие задачи
4.
,
Исключить
корни
уравнения
неудовлетворяющие смыслу задачи
5.
Ввести переменную
6.
Решить полученное уравнение
7.
,
Вернуться
к
вопросу
задачи
сделать
(
необходимые
вычисления
при
)
необходимости
8.
,
Составить уравнение исходя из смысла
условия задачи
9.
,
Выяснить что известно в задаче
:
Ответ
391586472
1.
Внимательно изучить условие задачи
2.
,
Выяснить что известно в задаче
3.
Установить связь известных фактов с
неизвестными
4.
Ввести переменную
5.
,
Составить
уравнение
исходя
из
смысла условия задачи
6.
Решить полученное уравнение
7.
,
Исключить
корни
уравнения
неудовлетворяющие смыслу задачи
8.
,
Вернуться к вопросу задачи сделать
(
необходимые
вычисления
при
)
необходимости
9.
Записать ответ
,
,
Обсуждение выявление ошибок коррекционная работа
Выдача каждой группе готового алгоритма решения текстовой задачи
5.
Тренировочные упражнения
,
,
Каждая группа получает задачу с решением в котором есть пропуски которые
(
№4):
необходимо заполнить приложение
1
10.
Первое
число
больше
другого
на
,
Найдите эти числа если их произведение
56.
равно
:
Уравнение
x(x+10)=56
:
Корни
-14; 4
2
На чемпионате команды встретились со
всеми
другими
командами
по
одному
.
,
разу
Сколько было команд
если всего
20
?
состоялось
встреч
:
Уравнение
x(x-1)=20
: -4; 5
Корни
3
3
Ширина прямоугольника на
см меньше
.
его
длины
Найдите
ширину
и
длину
,
прямоугольника
если их площадь равна
130
см
2
:
Уравнение
x(x-3)=130
: -10; 13
Корни
4
1
Ширина прямоугольника на
см меньше
.
его
длины
Найдите
ширину
и
длину
,
прямоугольника
если их площадь равна
30
см
2
:
Уравнение
x(x-1)=30
: -5; 6
Корни
6.
(
)
Работа с оценочным листом рефлексия
(
№1:
)
Выполнение индивидуального задания приложение
оценочный лист
Работа с критериями успешно
?
Что мы сегодня повторили на уроке
?
А что нового мы с вами сегодня узнали на уроке
?
Кто доволен своей работой сегодня
?
Какой этап урока вам понравился больше всего
,
,
-
Хочется отметить что никто из Вас не отнесся к работе равнодушно и если у кого то не
,
: “
”.
всё получилось не огорчайтесь
Дорогу осилит идущий
7.
Подведение итогов урока
,
.
Выставление оценок за урок заполнение журнала
8.
/ ,
Постановка д з инструктаж
1.
Задача
8.
,
Сумма цифр двузначного числа равна
Если цифры этого числа переставить
,
18.
?
: 53
то получится число меньшее искомого на
Чему равно искомое число Ответ
2.
Задача
,
:
Составьте уравнение к задаче приняв за х меньшее из чисел
Одно из чисел на
12
,
315.
.
больше другого а их произведение равно
Найдите эти числа
3.
Задача
Один
6
,
из катетов прямоугольного треугольника на
см меньше гипотенузы а
3
.
,
другой на
см больше первого Найдите гипотенузу если площадь треугольника равна
54
см
2
.