Напоминание

"Технология проблемно-диалогического обучения"


Автор: Силантьева Татьяна Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 152"
Населённый пункт: г.Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: защита пед.опыта
Тема: "Технология проблемно-диалогического обучения"
Раздел: начальное образование





Назад




Технология

проблемно-диалогического обучения,

как средство формирования личности,

способной к самооценке,

самоутверждению, самоконтролю

Татьяна Валерьевна Силантьева,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №152 г.Челябинск

Концепция долгосрочного

социально-экономического

развития Российской

Федерации на период до 2020

года (3.3. Развитие

образования)

Необходимым

условием

для

ф о рм и р о ва н и я

инновационной

экономики

является

модернизация

системы

образования,

являющейся

о с н о во й

динамичного

экономического

роста

и

социального

развития общества, фактором благополучия граждан и

безопасности страны.

Основная педагогическая задача – создание и организация условий,

инициирующих детское действие

Как учить?

обновление

средств

обучения

Ради чего

учить?

ценности

образования

Чему учить?

обновление

содержания

Вектор смещения акцентов нового стандарта

Основной результат – развитие личности ребенка

на основе учебной деятельности

формирование

универсальных

способов

действий

Функционально грамотная личность

Человек

самостоятельный

Человек

познающий

Человек, умеющий

жить среди людей

Научный руководитель комплекта - Андрей Анатольевич

Плешаков, кандидат педагогических наук.

- приоритет воспитания в образовательном процессе;

- личностно-ориентированный и деятельностный характер

обучения;

- сочетание инновационных подходов с традициями

отечественного образования.

Мельникова Елена Леонидовна

Технология проблемно-диалогического

обучения

Лауреат премии Правительства РФ в

области образования;

кандидат психологических наук,

доцент;

доцент кафедры начального и

дошкольного образования Академии

ПКиППРО (г. Москва)

Цель:

Раскрыть возможности проблемно-диалогического обуче

ния как средства формирования личностного развития

обучающихся и повышения качества их обученности.

Задачи:

- раскрытие понятия «проблемно-диалогическое обучение»;

- разработка уроков в различных предметных областях по

данной технологии;

- доказательство результативности технологии путём

исследований качества обученности учащихся и уровня их

мотивации к изучению предметов начальной школы;

- развитие профессионального проблемного мышления.

Проблемно-диалогическое

обучение

«Проблемный»

- Постановка проблемы;

- Поиск решения

«Диалог»

- Побуждающий;

- Подводящий

Только в диалоге развивается способность мыслить.

В беседе, спрашивании создаются условия для

взаимодействия понимающих сознаний.

Михаил Михайлович Бахтин

крупнейший мыслитель XX века

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

1) создание проблемной ситуации;

2) побуждение к осознанию противоречия

проблемной ситуации;

3) побуждение к формулированию учебной

проблемы;

4) принятие предполагаемых учениками

формулировок учебной проблемы.

Создать проблемную ситуацию – значит ввести

противоречие, столкновение с которым вызывает

у школьников эмоциональную реакцию удивления

или затруднения.

«Земля в космосе»

«Мир по Птолемею»

«Мир по Копернику»

ПОСТАНОВКА

УЧЕБНОЙ

ПРОБЛЕМЫ

ПОИСК

РЕШЕНИЯ

ПРОБЛЕМЫ

Диалог

«Правила переноса слов»

Соль

,

Анна

,

майка

,

объявил

,

бер

Бер – ёза берё – за

Бе – рёза берёз - а

ПОСТАНОВКА

УЧЕБНОЙ

ПРОБЛЕМЫ

ПОИСК

РЕШЕНИЯ

ПРОБЛЕМЫ

Диалог

«Мягкий знак после шипящих

на конце существительных

женского рода»

мяч дочь

шалаш печь

камыш мышь

ПОСТАНОВКА

УЧЕБНОЙ

ПРОБЛЕМЫ

ПОИСК

РЕШЕНИЯ

ПРОБЛЕМЫ

Диалог

«Мягкий знак после шипящих

на конце существительных

женского рода»

мяч дочь

шалаш печь

камыш мышь

Ед.ч., м.р., 2 скл

Ед.ч., ж.р., 3 скл.

ПОСТАНОВКА

УЧЕБНОЙ

ПРОБЛЕМЫ

ПОИСК

РЕШЕНИЯ

ПРОБЛЕМЫ

Диалог

Одновременно предъявить

противоречивые факты,

теории или точки зрения

Столкнуть разные мнения

учеников вопросом или

практическим заданием

Проблемная ситуация со

столкновением мнений

Русский язык

Математика

Проблемная ситуация с

затруднением

В чём затруднение?

Чем это задание не похоже на предыдущее?

Какой возникает вопрос?

Какая будет тема урока?

Окружающий мир

Проблемная ситуация с

удивлением

Вы как сначала думали?

А как на самом деле?

Сформулируйте тему.

Технология

ПДО

высокий

средний

низкий

0

2

4

6

8

10

12

14

16

2012-2013 уч.год

2013-2014 уч.год

Диагностика мотивации учения и

эмоционального отношения к учению

(Модификация А.Д. Андреева)

Познавательная активность

высокий

средний

низкий

0

2

4

6

8

10

12

14

16

18

2012-2013 уч.год

2013-2014 уч.год

Диагностика мотивации учения и

эмоционального отношения к учению

(Модификация А.Д. Андреева)

Уровень тревожности

высокий

средний

низкий

0

2

4

6

8

10

12

14

16

2012-2013 уч.год

2013-2014 уч.год

Диагностика мотивации учения и

эмоционального отношения к учению

(Модификация А.Д. Андреева)

Уровень школьной мотивации

Учебный

год

Класс

Абсолютная

успеваемость

Качественная

успеваемость

2010 - 2011

1

100%

Без отметок

2011 – 2012

2

100%

56%

2012 – 2013

3

100%

58%

2013-2014

(1 полугодие)

4

100%

60%

Итоги успеваемости

Евгений Евтушенко

Евгений Евтушенко

Не важно - есть ли у тебя преследователи,

а важно - есть ли у тебя последователи.

Что стоит наше слово, если в нём,

заряженное жаждой пробужденья,

не скрыто семя будущих времен -

священная возможность продолженья?!

Твори, художник, мужествуй,

гори

и говори!

Да будет слово явлено, простое и великое,

как яблоко -

с началом яблонь будущих внутри!



В раздел образования