Автор: Лазарева Ольга Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ№83 с углубленным изучением японского и английского языков
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа внеурочной деятельности "Японская литература"
Раздел: среднее образование
Рабочая программа
внеурочной деятельности
Японская литература
срок реализации 3 года
Cанкт-Петербург
2022 год
1
Содержание
Пояснительная записка......................................................................................................................3
Количество часов в соответствии с планом внеурочной деятельности............................5
Используемая литература и средства обучения..................................................................5
Планируемые результаты......................................................................................................6
Формы проведения занятий и контроля...............................................................................7
Содержание учебного предмета, курса............................................................................................7
2
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Японская литература» разработана на основа-
нии следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федера-
ции» (далее – ФЗ-273);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образо-
вания, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.12.2010 № 1897;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №
189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологи-
ческие требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждени-
ях»;
- Письмо Комитета по образованию от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-0-0 с приложением
Инструктивно-методического письма «Об организации внеурочной деятельности при реали-
зации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и
основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга».
Актуальность
и педагогическая целесообразность программы курса внеурочной
деятельности «Японская литература» обусловлена тем, что программа дополняет содержание
программ по литературе; знакомит с историей, культурой и литературой Японии (страны
изучаемого языка); способствует интеграции предметных и надпредметных умений
школьников среднего подросткового возраста и в значительной степени формирует
общеучебные умения, которые проявляются в освоении универсальных способов учебных
действии в познавательной, коммуникативной и регулятивной сфере для достижения
личностных результатов.
Данная программа сформирована с учетом особенностей средней ступени общего
образования и имеет общеинтеллектуально направление. Японская литература играет
важную роль в формировании личности обучающихся классов с углубленным изучением
японского языка. В ней заложен опыт множества поколений, базовые моральные и духовные
ценности. Во время чтения задействованы как познавательная, так и эмоциональная сферы
личности.
3
В основу программы «Японская литература» положен принцип интегрирования
учебных предметов. Соединение школьных предметов позволяет избежать дробления
знаний, помогает синтезировать различные предметы в единую систему, создающую общую
картину
мира.
При
освоении
данного
курса
происходит
объединение
предметов
гуманитарного, общественно-социального и эстетического циклов.
Содержание
курса
реализуется
в
форме
интерактивных
заданий,
имеющих
исследовательский характер. Вместе с тем данный курс развивает творческие способности
учащихся, умение моделировать творческий продукт различной степени новизны и
сложности. В процессе освоения программы углубляются знания учащихся по литературе,
истории, географии.
Цель и задачи
Перспективную цель данной программы можно определить как подготовку учащихся к
эффективной творческой самореализации в условиях современного поликультурного про-
странства.
Задачи:
Обучающие:
-знакомство с историей и культурой Японии;
-углубление знаний по литературе, истории и географии;
Развивающие:
-совершенствование навыков разговорной и письменной речи;
-формирование потребности самовыражения в разных видах деятельности;
-развитие творческих способностей;
-развитие социальных и культурных навыков, формирование социокультурной стороны
личности в процессе приобщения к духовным ценностям мировой культуры.
Воспитывающие:
-воспитание общительности, доброжелательности, культуры общения, умения работать
в коллективе;
-способствовать социализации учащихся, формированию открытости, к истории и
культуре, речи и традициям других стран.
Количество часов в соответствии с планом внеуроч-
ной деятельности
Программа внеурочной деятельности
«Японская литература» рекомендована для
учащихся 5-7 (6-8) классов общеобразовательных школ, рассчитана на 3 года: одно занятие
продолжительностью 45 минут в неделю (34 ч. в год).
4
Используемая литература и средства обучения
Литература:
Михальская Н.П. Зарубежная литература 5-7 класс — Дрофа, 2010
Редько-Добровольская Т.И. Япония: Боги и Герои. — Тверь: Полина, 1997
Хеленд Дэвис. Мифы и легенды Японии. - М.: Центрполиграф, 2008
Легенды и сказки Древней Японии.- СПб.:КРИСТАЛЛ, 2000
Кодзики – Записи о деяниях древности – СПб, ШАР, 1993
Исэ монагатари: Японская повесть начала X века. Аривара Нарихара — СПб.: Кри-
сталл, 2000
Шедевры японской классической поэзии в переводе Александра Долина - М.: Эксмо,
2009
Тысяча журавлей: Антология японской классической литературы VIII – XIX вв. – СПб.:
Азбука-классика, 2005
Планируемые результаты
Программа внеурочной деятельности «Японская литература» способствует формирова-
нию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий
Личностные УУД:
•
развитие познавательного интереса к изучению литературы, культуры и истории
Японии;
•
выработка учащимися индивидуально-личностного отношения к Японии и её
культурному наследию;
•
развитие мотивации к творчеству и самовыражению.
Регулятивные УУД:
•
формирование умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориенти-
ры действия в новом учебном материале;
•
формирование умения осуществлять контроль по результату и по способу дей-
ствия;
•
формирование умения самостоятельно адекватно оценивать правильность выпол-
нения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализа-
ции, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
•
научиться осуществлять расширенный поиск информации с использованием ре-
сурсов библиотек и Интернета;
5
•
научиться осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной форме;
•
научиться строить логическое рассуждение, включающее установление при-
чинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
•
научиться учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собствен-
ной позиции других людей;
•
научиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную по-
зицию;
•
научиться аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
•
научиться осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необ-
ходимую взаимопомощь;
•
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнооб-
разных коммуникативных задач.
Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на осно-
ве защиты учащимися итогового коллективного/индивидуального проекта.
Формы проведения занятий и контроля
Основная
организационная
форма
–
занятие.
Виды
занятий:
теоретические,
практические, экскурсионные.
Материал подается в форме бесед, презентаций, видеофильмов, викторин, не
утомительной для школьника. Различные творческие задания будут способствовать
развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии.
Учащимся придется собирать материал, работать с электронными источниками информации,
словарями, энциклопедиями, создавать проекты и презентации и многое другое.
Формы проведения занятий:
- групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве);
- самостоятельная работа;
- коллективная творческая деятельность;
- дискуссия;
- драматизация;
- литературная викторина;
- экскурсия.
Формы контроля:
анализ результатов коллективной творческой деятельности, итогов викторин,
6
продукт проектной работы.
Содержание учебного предмета, курса
Первый год обучения
Тема 1. Что я знаю о Японии? (2ч)
Тема 2. Мифы и легенды Японии. Первые письменные памятники Японии. История
императорского дома Страны Восходящего Солнца. (19ч)
Тема 3. Японские народные сказки. (13ч)
Второй год обучения
Тема 1
. Восхождение к красоте. Культура эпохи Хэйан (2 ч)
Тема 2.
Традиционные формы японской поэзии: танка, рэнга, хайку. Особенности
построения. Традиционные образы. Сборники стихотворений (антологии и авторские) (29 ч)
Тема 3.
Ута-гарута (3ч)
Третий год обучения
Тема 1.
Исторические закономерности литературного процесса в Японии. Жанры
средневековой японской литературы (2ч)
Тема 2.
Формирование воинского сословия Японии.
Становление и развитие
сёгуната. Воинские повести на примере «Повести о доме Тайра» (12ч)
Тема 3.
Дневники и мемуары. Сей-сёнагон «Записки у изголовья», Нидзё
«Непрошенная повесть», Камо-но Тёмэй «Записки из кельи» (3ч)
Тема 4.
Традиционные и привнесенные религии Японии (7ч)
Тема 5.
От литературы аристократической к городскому рассказу. Отоги-дзоси (2ч)
Тема 6.
Традиционный японский театр (8ч)
7