Напоминание

Рабочая программа внеурочной деятельности "Японская литература"


Автор: Лазарева Ольга Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ№83 с углубленным изучением японского и английского языков
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа внеурочной деятельности "Японская литература"
Раздел: среднее образование





Назад




Рабочая программа

внеурочной деятельности

Японская литература

срок реализации 3 года

Cанкт-Петербург

2022 год

1

Содержание

Пояснительная записка......................................................................................................................3

Количество часов в соответствии с планом внеурочной деятельности............................5

Используемая литература и средства обучения..................................................................5

Планируемые результаты......................................................................................................6

Формы проведения занятий и контроля...............................................................................7

Содержание учебного предмета, курса............................................................................................7

2

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Японская литература» разработана на основа-

нии следующих нормативных документов:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федера-

ции» (далее – ФЗ-273);

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образо-

вания, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

от 17.12.2010 № 1897;

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным

общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,

основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства

образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №

189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологи-

ческие требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждени-

ях»;

- Письмо Комитета по образованию от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-0-0 с приложением

Инструктивно-методического письма «Об организации внеурочной деятельности при реали-

зации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и

основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга».

Актуальность

и педагогическая целесообразность программы курса внеурочной

деятельности «Японская литература» обусловлена тем, что программа дополняет содержание

программ по литературе; знакомит с историей, культурой и литературой Японии (страны

изучаемого языка); способствует интеграции предметных и надпредметных умений

школьников среднего подросткового возраста и в значительной степени формирует

общеучебные умения, которые проявляются в освоении универсальных способов учебных

действии в познавательной, коммуникативной и регулятивной сфере для достижения

личностных результатов.

Данная программа сформирована с учетом особенностей средней ступени общего

образования и имеет общеинтеллектуально направление. Японская литература играет

важную роль в формировании личности обучающихся классов с углубленным изучением

японского языка. В ней заложен опыт множества поколений, базовые моральные и духовные

ценности. Во время чтения задействованы как познавательная, так и эмоциональная сферы

личности.

3

В основу программы «Японская литература» положен принцип интегрирования

учебных предметов. Соединение школьных предметов позволяет избежать дробления

знаний, помогает синтезировать различные предметы в единую систему, создающую общую

картину

мира.

При

освоении

данного

курса

происходит

объединение

предметов

гуманитарного, общественно-социального и эстетического циклов.

Содержание

курса

реализуется

в

форме

интерактивных

заданий,

имеющих

исследовательский характер. Вместе с тем данный курс развивает творческие способности

учащихся, умение моделировать творческий продукт различной степени новизны и

сложности. В процессе освоения программы углубляются знания учащихся по литературе,

истории, географии.

Цель и задачи

Перспективную цель данной программы можно определить как подготовку учащихся к

эффективной творческой самореализации в условиях современного поликультурного про-

странства.

Задачи:

Обучающие:

-знакомство с историей и культурой Японии;

-углубление знаний по литературе, истории и географии;

Развивающие:

-совершенствование навыков разговорной и письменной речи;

-формирование потребности самовыражения в разных видах деятельности;

-развитие творческих способностей;

-развитие социальных и культурных навыков, формирование социокультурной стороны

личности в процессе приобщения к духовным ценностям мировой культуры.

Воспитывающие:

-воспитание общительности, доброжелательности, культуры общения, умения работать

в коллективе;

-способствовать социализации учащихся, формированию открытости, к истории и

культуре, речи и традициям других стран.

Количество часов в соответствии с планом внеуроч-

ной деятельности

Программа внеурочной деятельности

«Японская литература» рекомендована для

учащихся 5-7 (6-8) классов общеобразовательных школ, рассчитана на 3 года: одно занятие

продолжительностью 45 минут в неделю (34 ч. в год).

4

Используемая литература и средства обучения

Литература:

Михальская Н.П. Зарубежная литература 5-7 класс — Дрофа, 2010

Редько-Добровольская Т.И. Япония: Боги и Герои. — Тверь: Полина, 1997

Хеленд Дэвис. Мифы и легенды Японии. - М.: Центрполиграф, 2008

Легенды и сказки Древней Японии.- СПб.:КРИСТАЛЛ, 2000

Кодзики – Записи о деяниях древности – СПб, ШАР, 1993

Исэ монагатари: Японская повесть начала X века. Аривара Нарихара — СПб.: Кри-

сталл, 2000

Шедевры японской классической поэзии в переводе Александра Долина - М.: Эксмо,

2009

Тысяча журавлей: Антология японской классической литературы VIII – XIX вв. – СПб.:

Азбука-классика, 2005

Планируемые результаты

Программа внеурочной деятельности «Японская литература» способствует формирова-

нию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий

Личностные УУД:

развитие познавательного интереса к изучению литературы, культуры и истории

Японии;

выработка учащимися индивидуально-личностного отношения к Японии и её

культурному наследию;

развитие мотивации к творчеству и самовыражению.

Регулятивные УУД:

формирование умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориенти-

ры действия в новом учебном материале;

формирование умения осуществлять контроль по результату и по способу дей-

ствия;

формирование умения самостоятельно адекватно оценивать правильность выпол-

нения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализа-

ции, так и в конце действия.

Познавательные УУД:

научиться осуществлять расширенный поиск информации с использованием ре-

сурсов библиотек и Интернета;

5

научиться осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и

письменной форме;

научиться строить логическое рассуждение, включающее установление при-

чинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

научиться учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собствен-

ной позиции других людей;

научиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную по-

зицию;

научиться аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями

партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

научиться осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необ-

ходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнооб-

разных коммуникативных задач.

Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на осно-

ве защиты учащимися итогового коллективного/индивидуального проекта.

Формы проведения занятий и контроля

Основная

организационная

форма

занятие.

Виды

занятий:

теоретические,

практические, экскурсионные.

Материал подается в форме бесед, презентаций, видеофильмов, викторин, не

утомительной для школьника. Различные творческие задания будут способствовать

развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии.

Учащимся придется собирать материал, работать с электронными источниками информации,

словарями, энциклопедиями, создавать проекты и презентации и многое другое.

Формы проведения занятий:

- групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве);

- самостоятельная работа;

- коллективная творческая деятельность;

- дискуссия;

- драматизация;

- литературная викторина;

- экскурсия.

Формы контроля:

анализ результатов коллективной творческой деятельности, итогов викторин,

6

продукт проектной работы.

Содержание учебного предмета, курса

Первый год обучения

Тема 1. Что я знаю о Японии? (2ч)

Тема 2. Мифы и легенды Японии. Первые письменные памятники Японии. История

императорского дома Страны Восходящего Солнца. (19ч)

Тема 3. Японские народные сказки. (13ч)

Второй год обучения

Тема 1

. Восхождение к красоте. Культура эпохи Хэйан (2 ч)

Тема 2.

Традиционные формы японской поэзии: танка, рэнга, хайку. Особенности

построения. Традиционные образы. Сборники стихотворений (антологии и авторские) (29 ч)

Тема 3.

Ута-гарута (3ч)

Третий год обучения

Тема 1.

Исторические закономерности литературного процесса в Японии. Жанры

средневековой японской литературы (2ч)

Тема 2.

Формирование воинского сословия Японии.

Становление и развитие

сёгуната. Воинские повести на примере «Повести о доме Тайра» (12ч)

Тема 3.

Дневники и мемуары. Сей-сёнагон «Записки у изголовья», Нидзё

«Непрошенная повесть», Камо-но Тёмэй «Записки из кельи» (3ч)

Тема 4.

Традиционные и привнесенные религии Японии (7ч)

Тема 5.

От литературы аристократической к городскому рассказу. Отоги-дзоси (2ч)

Тема 6.

Традиционный японский театр (8ч)

7



В раздел образования