Автор: Межлумян Людмила Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ Детский сад №99 "ОАО РЖД"
Населённый пункт: город Новороссийск Краснодарский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Мы и природа"
Раздел: дошкольное образование
Статья « Мы и природа».
( Экологическое воспитание детей дошкольного возраста)
ЧДОУ Детский сад № 99 ОАО «РЖД»
Воспитатель: Межлумян Л.В.
Не навреди! – одна из заповедей общения человека с природой. Любовь,
понимание и забота – это то, что ждёт природа от каждого человека. Эти
чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве,
поэтому сегодня экологическому образованию отводится должное внимание.
Экологическое воспитание – это и есть познание живого, которое рядом с
ребёнком, взаимодействие со средой обитания и выработка на этой основе
правильных форм взаимодействия с ним.
Формирование гуманного отношения к природе – основная задача
экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях
сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на
планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает
пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции
«защитника и друга» мира природы является основой в воспитании
экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и
отзывчивы, поэтому активно включаются во все мероприятия по защите тех,
кто в этом нуждается. Важно показать детям, что люди занимают более
сильную позицию по отношению к миру природы (например, растения
завянут без полива, птицы зимой погибнут от холода без кормежки). Поэтому
нам следует направить все усилия на то, чтобы все живое на земле
развивалось и приносило радость (например, утреннее пение птиц под окном
будет приятно тем, кто их кормил зимой, а цветущий цветок на окне порадует
тех, кто его поливал).
Полученные знания об окружающем мире должны подкрепляться
практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети
видели положительный результат своей деятельности и имели желание
совершенствовать свои достижения.
Огромную роль имеет одновременное экологическое воспитание в семье.
Если родители своим примером будут показывать то, как надо относиться к
природе, что можно делать, а чего нельзя, то их дети обязательно будут
бережно относиться окружающему их миру.
Сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о природе, о
бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не
будем выводить ребенка на природу, пока сами не будем показывать пример
бережного и заботливого отношения к ней. Природа – удивительный
феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка
трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой,
пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать
открытия и удивляться им.
Семья и детский сад каждый по-своему дают ребёнку социальный опыт, но
только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для
вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном
взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить
друг друга. Для меня это стало возможным только благодаря объединению
сил и сотрудничеству. Я убедилась, что «вместе весело шагать по
просторам», на которые мы идём с детьми, очень здорово.
Формируя гуманное отношение к природе, я стараюсь достичь того, чтобы
каждый ребёнок осознал, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому
забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред
природе, наносит вред человеку. Следовательно, действия, в результате
которых разрушается общий для всех нас Дом – безнравственны.
Я убеждаю детей, что по отношению к природе они занимают позиции более
сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны её
беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей,
сверстников и взрослых, давать им соответствующую адекватную оценку.
Стараюсь, чтобы дети поняли: человек – не главное действующее лицо, а
особая, разумная, но все же только часть природы. Что люди должны
соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к
ней на признание её само ценности. Что охранять природу необходимо не
потому, что она наше богатство, а потому, что она самоценна, человек не
может существовать без природного окружения, а вот природа без человека
может.
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все
мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может
сохранять и приумножать ее красоту.