Напоминание

"Дидактические игры"


Автор: Григор Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа имени Дмитрия Сидорова пос. Славинска МО " Гвардейский городской округ"
Населённый пункт: пос.Славинск,Калининградская область Гвардейский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дидактические игры"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Добрый день!

Добрый день!

ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

РАННЕГО ВОЗРАСТА

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии.

Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а

позднее производить ряд разнообразных действий: держать чашку и пить из нее, есть

ложкой, закрывать и открывать коробки, нанизывать на стержень кольца и многое

другое. К двум – двум с половиной годам он хорошо овладевает ходьбой, бегом, может

взбираться на небольшое возвышение и спускаться с него.

В раннем детстве дети приобретают умение различать предметы по их внешним

признакам (форма, величина, цвет и др.) и правильно с ними действовать.

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества –

речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить и к

трем годам довольно свободно объясняется с окружающими.

Этот бурный процесс не происходит сам собой, только благодаря природным

возможностям организма. Для правильного развития ребенка необходимо активное

воздействие на него окружающих взрослых людей.

Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания

окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными

предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное

значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных

впечатлений.

Но наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием продуманного

воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей.

Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными

жизненно необходимыми умениями, их этому надо учить.

Игровая форма обучения

наблюдения за окружающим и говорить с

ними по поводу увиденного. Ведущая на ступени раннего детства.

Но уже в этом возрасте она не является единственной. На втором

году жизни внимание ребенка привлекает многое из того, что его

окружает: ребенок может длительно рассматривать картинки,

домашних животных, движущийся на улице транспорт. Он с

интересом следит за действиями взрослых. Чтобы удовлетворить

пробуждающийся интерес детей к окружающему, направить их

внимание на определенные явления, дать нужные сведения,

пояснения, воспитателю необходимо организовать с детьми

самостоятельные.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ

Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно

необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях. На втором году жизни,

когда дети свободно передвигаются, они постоянно сталкиваются с различными

предметами, им нужно иметь некоторые представления о свойствах и назначении этих

предметов, о том, как с ними следует обращаться. Это, прежде всего игрушки и некоторые

предметы домашнего обихода. Все эти впечатления имеют большое значение для

умственного развития ребенка и формирование его речи, воспитания чувств.

Многие сведения об окружающем дети приобретают практически, в быту, в игре. Но,

как уже говорилось выше, предоставленные самим себе дети могут и не приобрести

необходимых для их развития сведений или же у них будут складываться неправильные

представления. Поэтому и в раннем детстве, как и в последующие дошкольные годы,

необходимо руководить процессом восприятия ребенком окружающих его явлений.

Направляющее влияние педагога, прежде всего, выражается в отборе воспитательно-

ценных и вместе с тем доступных и интересных для детей явлений.

Второй год жизни – ответственный период так же и в речевом развитии детей. В этом

возрасте у ребенка происходит развитие понимаемой речи взрослых, способности

подражать ей, формирование собственной активной речи, которая становится средством

общения его со взрослыми.

Для формирования активной речи необходимо развивать у детей способность слушать

речь взрослого (обязательно слышать и прислушиваться к произносимым словам) и

подражать часто слышимым словам и звукосочетаниям, умение отвечать на вопросы

доступными, ранее усвоенными словами, а не действиями.

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие

С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест

листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д.

Но

все

эти

слуховые

впечатления

воспринимаются

малышом

неосознанно,

сливаясь

с

другими, боле важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим

слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости,

силе, тембру.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя

научиться слышать и понимать речь, основное средство общения.

Для того, чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать

слова,

правильно

пользоваться

голосом

(говорить

выразительно,

там,

где

необходимо,

менять громкость и скорость речи), он должен научиться напрягать слух, улавливать и

различать звуки. Эта способность не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух

от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Лучше всего делать это в игре.

Цель игр, приведенных ниже, - открыть для малыша особый мир звуков, сделать их

привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с

ними, ребенок формирует свой слух улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей

речи к тому, что он слышит от окружающих.

В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных,

птиц и людей. Это требует от ребенка не только активного восприятия, но и хорошей памяти,

развитого мышления и элементарного музыкального слуха.

КТО ЧТО УСЛЫШИТ?

КТО ЧТО УСЛЫШИТ?

Цель: Развивать слуховое

внимание, пополнять активный

словарь, развивать фразовую

речь.

Оборудование: Ширма,

колокольчик, бубен, молоточек,

«шумелка», барабан и т.п.

Ход: Воспитатель за ширмой по

очереди издает звуки выше

перечисленными предметами и

предлагает детям отгадать,

каким предметом произведен

звук. Звуки должны быть

ясными и контрастными,

чтобы ребенок мог их угадать

.

.

СОЛНЦЕ ИЛИ ДОЖДИК?

СОЛНЦЕ ИЛИ ДОЖДИК?

Цель:

Развивать умение переключать

слуховое внимание, выполнять

действия согласно различному

звучанию бубна.

Оборудование:

Бубен, картинки с

изображением прогулки детей при

ярком солнце и убегающих от дождя.

Ход:

Воспитатель говорит: «Сейчас мы

пойдем на прогулку. Дождя нет,

светит солнышко. Ты гуляй, а я буду

звенеть бубном. Если начнется дождь,

я буду в бубен стучать, а ты, услышав

стук, беги в дом. Слушай внимательно,

когда бубен звенит, а когда я буду

стучать в него». Можно повторять

игру, меняя звучание бубна 3 – 4 раза.

Игры, развивающие силу голоса и темп речи

Воспитания звуковой культуры речи у ребенка данного возраста

направлено на развитие у него слухового восприятия, усвоение и

закрепление правильного звукопроизношения.

Голосовой аппарат малыша еще недостаточно окреп.

Ребенок не всегда может правильно им пользоваться, часто говорит

тихо, шепотом или наоборот крикливо.

Поэтому для развития голоса необходимо проводить игры, в которых

одни и те же звуки или слова надо произносить с различной громкостью.

Для того, чтобы речь малыша была выразительной, яркой и

красочной, чтобы он мог говорить как быстро, так и медленно, его

необходимо научить пользоваться умеренным темпом речи.

Это полезно не только для развития голоса, но и для формирования

хорошего слуха, умения воспринимать ритм и скорость произнесения

звуков.

ГРОМКО – ТИХО

ГРОМКО – ТИХО

Цель:

Развивать умение менять силу

голоса: говорить то громко, то тихо.

Оборудование:

Большая и маленькая

собачки или другие игрушки.

Ход:

Воспитатель показывает двух

собачек и говорит: «Большая

собачка лает громко: «Ав-ав». Как

лает большая собачка? (ребенок

повторяет громко). А маленькая

собачка лает тихо: «Ав-ав». Как лает

маленькая собачка? (ребенок

повторяет тихо)».

ДУЕТ ВЕТЕР

ДУЕТ ВЕТЕР

Цель:

Развивать умение в зависимости от

ситуации пользоваться громким или тихим

голосом.

Оборудование:

2 картинки, на одной из

которых изображен легкий ветерок,

качающий травку, цветы, а на другой –

сильный ветер, качающий деревья.

Ход:

Воспитатель показывает ребенку

картинку с изображением ветерка и

говорит: «Летом мы пошли на прогулку в

лес. Дует легкий ветерок и колышет травку

и цветочки. Он дует тихо-тихо, вот так: «у-

у-у» (звук произносится тихо и

длительно)». Затем показывает картинку с

изображением сильного ветра и говорит:

«Вдруг подул сильный ветер, он громко

загудел «у-у-у» (звук произноситься громко

и длительно)». Малыш повторяет за

воспитателем, как дует легкий ветерок и

как гудит сильный ветер. Важно следить,

чтобы, повторяя за ним, ребенок соблюдал

ту же силу голоса.

Игры, развивающие речевое дыхание

Хорошо поставленное речевое дыхание

обеспечивает правильное произношение звуков,

слов и фраз.

Для того чтобы научиться выговаривать многие

звуки, ребенок должен делать достаточно сильный

вдох через рот.

Ниже приведены упражнения, в которых

ребенку в игровой форме предлагается подуть на

различные предметы. Такие игры помогут ребенку

достичь плавного вдоха и быстрее освоить

«трудные» звуки, развить речевое дыхание. Эти

упражнения полезны при нарушении плавности и

темпа речи.

ОДУВАНЧИК

ОДУВАНЧИК

Цель: Развивать умение длительно и плавно

выдыхать воздух через рот, активизировать

мышцы губ.

Ход: Упражнение проводится на улице. Воспитатель

предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик

и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки.

Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3 – 4

раза. Важно следить за правильностью выдоха.

Используйте художественное слово.

Одуванчик, до чего ж

Ты на облачко похож.

Страшно даже и взглянуть:

Как бы облачко не сдуть.

(Г. Виеру)

Игры, способствующие развитию понимаемой речи

В первом полугодии второго года жизни особое внимание уделяется

формированию понимания речи взрослого. В этот период малыш пополняет

словарь названиями окружающих предметов и действий с ними, овладевая

смысловой стороной речи. Особую роль играет чувственный опыт, получаемый

при непосредственном контакте с предметами быта, игрушками, в совместных

действиях со взрослыми и т.п. Ребенок начинает понимать, на что направлены

усилия взрослого, знакомящего его с окружающим миром. Он слышит названия

предметов, характеристику их свойств (цвет, форма, величина, положение в

пространстве, фактура, масса, количество, соотношение частей), действий с

ними, а также результативности последних и многое другое. Однако перевести в

активную речь обилие информации ребенку пока не удается.

Во втором полугодии второго года жизни дети более дифференцированно

знакомятся с окружающим, в результате чего у них совершенствуется и

развивается понимания речи. В этот период ребенка необходимо учить понимать

названия как знакомых ему ранее, так и малознакомых предметов, различать их

качества, состояния и назначение.

Необходимо учить детей понимать рассказы взрослого о вещах и событиях,

связанных с их личным опытом, не сопровождаемые показом предметов,

картинок, действий. Например, рассказать и вовлечь в процесс рассказывания

самих детей о том, что они видели, когда гуляли (собаку, птичку, машину).

Цель предлагаемых ниже игр: продолжать развивать понимаемую речь, учить

выполнять несложные и двух-трех сложные инструкции, ориентироваться в

пространстве.

ПРИНЕСИ ИГРУШКУ

ПРИНЕСИ ИГРУШКУ

Оборудование:

4-5 игрушек (машина, мяч,

пирамидка, кукла, книжка и т.п.).

Ход:

На столе или ковре расставлены игрушки.

Воспитатель просит ребенка принести,

например, машинку. Если он ошибается,

воспитатель указывает на нужный предмет.

Затем спрашивает, что это. Малыш отвечает.

Или: «Это машина. Повтори». Ребенок

называет предмет или использует предметы-

заместители: «би-би». Игра повторяется.

Игры, формирующие правильное звукопроизношение

Общение ребенка со взрослыми и сверстниками наиболее успешно

осуществляется тогда, когда говорящий внятно и чисто произносит слова. Нечеткое или

неправильное произношение слов может быть причиной их непонимания.

Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном

возрасте вполне закономерно и оправдано физиологическими особенностями

формирования детской речи. Но для того, чтобы создать благоприятные условия для

правильного произношения всех звуков, чистого и внятного произношения слов, нужно

проводить специальные игры и занятия.

Закрепление правильного произношения звуков осуществляется путем

многократного произношения слов, насыщенных этими звуками.

Для закрепления правильного звукопроизношения хорошо использовать

специальные песенки, стихи, потешки, в которых звучат подражание голосам животных,

птиц, звукам известных ребенку предметов (молотка, часов и т.д.).

Умение правильно произносить звуки – важнейшее условие хорошей дикции.

Используя различные игры и упражнения, воспитатель учит ребенка четко произносить

слова. Он просит произнести слова так, чтобы были слышны все звуки. Но сначала

слова произносит взрослый в слегка замедленном темпе, дети повторяют, затем

скорость произношения увеличивается; весьма эффективно и произношение слов

шепотом – для этого требуется более артикуляция звуков.

ПЕСНЯ – ПЕСЕНКА

ПЕСНЯ – ПЕСЕНКА

Цель:

Закреплять правильное звукопроизношение.

Развивать речевой слух и речевую активность,

умение произносить звуки и звукосочетания по

подражанию.

Оборудование:

Большая кукла, петух, кошка, утка,

медведь, лягушка.

Ход:

Воспитатель сопровождает свой рассказ показом

игрушек-персонажей; четко произносит

звукоподражания и добивается этого от ребенка

при ответах на вопросы по рассказу.

Запела девочка песенку,

Пела, пела и допела.

- Теперь ты, петушок, пой!

- Ку-ка-ре-ку! – пропел петушок.

- Ты спой, мурка!

- Мяу-мяу, - спела кошка.

- Твоя очередь, уточка!

- Кря-кря-кря, - затянула уточка!

- А ты, Мишка?

- Ряв-ряв-ряв, - зарычал медведь.

- Ты, лягушка, спой

- Квак-квак-квак, - проквакала лягушка.

- А ты, кукла, споешь?

- М-ма, ма-ма!

Сладкая песенка!

(Г. Гербова)

В конце рассказа ребенку задают вопросы: «Как поет

кошечка? Как поет Мишка?».

КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА

КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА

Цель:

Развивать звукоподражание,

ориентировку в пространстве.

Оборудование:

Шапочки курочки и

цыплят (по количеству детей)

Ход:

Воспитатель изображает курочку, а

дети цыплят. «Курочка» с «цыплятами»

ходят по лужайки и «клюют зернышки»

(стучат пальцами об пол).

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко да ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите!

(Т. Волгина)

Важно добиваться, чтобы дети

подговаривали за воспитателем,

отчетливо произносили звукосочетания

«ко-ко-ко».

Игры, способствующие пониманию и формированию

грамматических конструкций

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является

важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития,

поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого

общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации

поведения, в формировании социальных связей.

Грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми

самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. При этом важную роль играют

благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря,

фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы

ребенка.

При формировании грамматически правильной речи необходимо, прежде всего,

воспитать у детей умение наблюдать за речью, формировать навыки общения, добиться

дифференцированного восприятия речи.

Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием являются важным

средством стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере

грамматики.

СПРЯЧЬ МЯЧИК

СПРЯЧЬ МЯЧИК

Цель:

Формировать у детей навыки понимания

предложных конструкций.

Оборудование:

Мяч.

Ход:

Воспитатель предлагает ребенку

выполнить действия с мячом по его

указанию: «Положи мяч на стул, под стул, за

стул, около стула» и т.д. При этом

воспитатель спрашивает малыша, куда он

положил мяч, активизируя словарь по теме.

ГДЕ МАШИНА?

ГДЕ МАШИНА?

Цель:

Учить детей понимать предложные

конструкции.

Оборудование:

Сюжетные картинки с

изображением машины в разных местах.

Ход:

Воспитатель раскладывает картинки перед

детьми, затем просит показать картинку с

изображением машины за деревом, около

дома, не мосту и т.д. Активизирует речь

малыша вопросом: «Где машина?».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



В раздел образования