Автор: Амирханова Сания Саетгалиевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ "Казанская школа-интернат № 4"
Населённый пункт: г. Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: Программа нравственного воспитания
Тема: Программа нравственного воспитания "Росток"
Раздел: среднее образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Казанская школа-интернат № 4 для детей с
ограниченными возможностями здоровья»
Программа «Росток»
нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями
здоровья, в условиях школы-интерната
Автор программы: Амирханова Сания Саетгалиевна, учитель первой
квалификационной категории
Казань 2023
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
В образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями
здоровья имеются свои концепции воспитания. Основным звеном в них является
комплексная
реабилитация
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья, позволяющая им достигнуть оптимального уровня самостоятельности и
жизнедеятельности.
Среди основных направлений в воспитательных системах прослеживается
многолетний опыт работы по укреплению и охране здоровья обучающихся;
расширению социальных контактов с целью формирования навыков социального
общежития, нравственного поведения, знаний об окружающем микросоциуме,
включение обучающихся в домашний, хозяйственный и допрофессиональный труд.
Воспитание детей с ЦП строится с учетом структуры и характера основного
дефекта, индивидуальных особенностей и возраста.
В специальных школах-интернатах для детей с ЦП воспитательная работа
является непосредственным дополнением и продолжением учебного процесса и
имеет свои важные специфические задачи. Одной из таких задач является
коррекция дефектов развития детей с ЦП. Решение этой задачи осуществляется
особыми
примами
и
методами
воспитательного
воздействия
на
основе
дифференцированного подхода. Воспитание и обучение детей с ЦП представляет
целостный
процесс
становления
личности
ребёнка,
подготовки
его
к
самостоятельной жизни и труду. Формирование личности учащихся с ЦП в
настоящее время является чрезвычайно актуальным. Это связано с той огромной
ролью, которую играет личность в процессе социальной адаптации человека.
Специфика заболевания при
детском ЦП в
сочетании
с
ошибками
изнеживающего воспитания в семье способствует формированию эгоцентризма,
несамостоятельности, иждивенческого настроения, потребительского отношения к
окружающим и государству. Эти дети нередко воспринимают своё положение в
семье как исключительное, помощь окружающих принимают как должное, у них
не формируются правильные социальные контакты с потребностью заботы и
внимания к окружающим их людям. Иногда этих детей отличает переоценка своих
возможностей, что приводит к конфликтам с окружающими, неправильному
выбору
профессии,
неспособности
самостоятельно
принимать
правильные
решения, нести ответственность за поступки.
Педагоги должны различать нарушения личности, требующие медицинского
лечения, и нарушения, которые не могут рассматриваться как болезненные, и
коррекция которых должна осуществляться в рамках педагогического процесса.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Предметом особого внимания педагогов нашего интерната стала культура
речи, общения, культура поведения детей как в общении между собой, так и с
взрослыми. Наблюдения за детьми позволили выявить следующую проблему:
культура внешнего вида, культура общения, культура быта у наших детей
оказалась
не
на
высоте;
желания
совершать
добрые
дела
оказались
слабовыраженными.
Таким образом, появилась необходимость в появлении программы, которую
я условно назвала «Росток», и которая помогла бы системно объединить усилия
всех
педагогов
школы-интерната
в
воспитании
социализированных,
высоконравственных, образованных, творческих детей, умеющих и желающих
проявлять заботу друг о друге, коллективе, о Родине, с целью улучшения себя и
окружающей жизни.
Программа состоит из теоретических занятий (раскрывающих смысл и
содержание некоторых понятий), диагностических (определяющих наличие или
уровень развития и проявления отдельных качеств личности) и тренинговых
(формирующих навыки позитивного поведения).
Главная цель программы – формирование позитивной концепции ребёнка,
способного самореализоваться в современном обществе.
Данная программа носит рекомендательный характер, и эффективность её
внедрения
в
учебно-воспитательный
процесс
зависит,
прежде
всего,
от
профессионализма всех педагогов нашей школы.
«Научить, сперва, добрым нравам, а затем мудрости,
ибо без первой трудно научиться последней».
Сенека
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Воспитательная система школы включает в себя воспитание учащихся на
уроках, классных часах, внеклассных и общественных мероприятиях. Отсутствие
или недостаточная реализация одного из этих элементов приводит к снижению
результатов всей воспитательной работы в школе.
Большие
возможности
для
нравственного
просвещения
заложены
в
содержании учебных предметов. В ныне действующих программах содержится
большое количество фактов, событий, поступков людей, которые характеризуют
явления нравственной жизни общества. В текстах учебников по литературе,
истории, географии и другим предметам заложены все основные понятия и
категории нравственности, приобретающие в каждом конкретном случае новый
смысловой оттенок.
Перед учителем стоит сложная задача – так организовать индивидуальную
деятельность ученика по усвоению знаний, чтобы она вызывала переживания,
способствовала
воспитанию
коллективизма,
была
источником
становления
высоконравственных взаимоотношений детей. Урок, на котором дети испытывают
удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который
пробуждает
самостоятельную
мысль
и
вызывает
совместные
переживания
учащихся, способствует их нравственному воспитанию.
Большую роль в воспитании играют уроки труда. На них учитель
воспитывает культуру труда, положительное отношение к труду и ответственность
за труд, умение работать сообща, творческое отношение к труду.
Очень важно на уроках труда научить детей работать сообща, чтобы чувство
ответственности за свой труд сочеталось у них с заботой о результатах общего
труда, формировать и развивать привычку делиться с товарищем своим опытом.
На уроках изобразительного искусства восприимчивость к красоте обогащает
жизнь ребёнка, обостряет интерес ко всякому проявлению общественных явлений
и через способность ценить и оберегать красивое направляет его действия и
поступки.
Кружки – интересная форма внеклассной работы, позволяющая учителю
успешно решать задачи нравственного воспитания школьников. Кружковая работа
включает в себя не только самостоятельную работу детей, но и систематическую
целенаправленную работу учителя с детьми, в процессе которой дети учатся
дружно жить и работать, быть взаимно уступчивыми, внимательными по
отношению друг к другу. Учитель помогает ребёнку убедиться на собственном
опыте, что человек не может обойтись без помощи и содействия товарищей, что,
только соединив усилия и учитывая интерес окружающих, можно жить дружным
коллективом.
Кружковая работа не только приобщает к духовной культуре, но и
одновременно
не
даёт
врождённому
или
приобретённому
дефекту
занять
центральное место в формировании личности и помогает ребёнку организовать
свою жизненную среду, развивать способности и тем самым компенсировать
имеющиеся нарушения в развитии.
Огромно влияние экскурсий на развитие наблюдательности, воображения,
чувств ребёнка. Экскурсии проводятся в течение всего учебного года. Они
знакомят детей со школьными и городскими музеями, с окружающей природой и
трудом людей. В процессе экскурсий формируется отношение ребёнка к
различным явлениям общественной жизни, моральным нормам и правилам
поведения,
расширяются
представления
детей
о
профессиях.
Перенос
познавательного интереса на все виды деятельности способствует достижению
большей осознанности поведения школьника
Воспитание школьников будет проходить успешно только в том случае, если
педагог в своей работе опирается на помощь и поддержку родителей, имеет
постоянную связь с ними.
В беседах с родителями педагог может в тактичной форме дать им
необходимый совет по воспитанию детей. При этом он обращает внимание
родителей не только на успеваемость и поведение ребёнка, но и на то, с кем он
дружит в классе, как обращается с товарищами, какие имеет общественные
поручения и как их выполняет. Учитель советует родителям больше расспрашивать
ребёнка о жизни класса, о его товарищах, о том, как он помогает им, учителям, об
экскурсиях, играх, о книгах. Привычку заботиться о других, радоваться успехам
товарищей надо воспитывать с детства.
В
учебно-воспитательном
процессе
игры
детей
ещё
используются
недостаточно. Фактически игры не находят широкого применения. Учителя
постоянно подчёркивают «взрослость» детей, а родители, разделяя это мнение,
стараются и дома ограничить это время. Между тем, коллективные игры
сплачивают детей, способствуют формированию товарищеских отношений между
ними. В игре кто-то выигрывает, кто-то проигрывает. Такие ситуации позволяют
педагогу
формировать
справедливые
отношения
и
к
проигравшим,
и
к
собственным успехам. Содержание некоторых игр требует, чтобы играющие
выручали товарищей по команде. При этом они сами рискуют попасть в трудное
положение. Таким образом, здесь решается нравственная задача – забывая о своих
личных интересах, участник игры оказывает помощь товарищу.
Очень большую роль в нравственном воспитании детей играет воспитатель.
Перед ним стоит сложная задача – так организовать индивидуальную деятельность
ученика
по
усвоению
знаний,
чтобы
она
вызывала
общие
переживания,
способствовала
воспитанию
коллективизма,
была
источником
становления
высоконравственных взаимоотношений детей. Ребята ожидают от воспитателя не
прямого требования следовать нормам и правилам морали, а более тонкого,
аргументированного
изложения
самой
сущности
нравственности,
её
необходимости для жизни в коллективе, в обществе. Подросткам свойственны
противоречия. Знание возрастных и психологических особенностей школьников
поможет
педагогу
найти
оптимальный
вариант
методики
нравственного
просвещения.
Нравственное
просвещение
школьников
призвано
ознакомить
их
с
общественным опытом людей, системой этических понятий и суждений, научить
сопоставлять своё личное поведение с общепризнанным в обществе. Нравственное
просвещение выполняет мировоззренческую, познавательную и практическую
функции. Формирование у школьников нравственных понятий, представлений,
оценок,
мотивов,
установок,
ценностных
ориентаций
является
процессом
формирования нравственного сознания в целом. Любовь и преданность к своему
Отечеству, осознание общественного долга, как и прежде должны отличать
молодое поколение. Но новые социальные ориентиры вызвали к жизни и требуют
поддержки
и
развития
таких
качеств,
как
деловитость,
творческая
самостоятельность, самодисциплина, успешность личности.
Поэтому одной из основных задач формирования личности наряду с
интеллектуальным
развитием
является
нравственное
воспитание
молодого
поколения.
И перед школой поставлена сложнейшая задача – помочь подрастающему
поколению
определиться
в
этом
мире,
найти
своё
место.
Актуальность
поставленной проблемы потребовала создания мобильной системы воспитательной
работы,
где
активными
участниками
становится
учитель-воспитатель
–
общественность – семья – и сам ребёнок.
Учитывая всё это и нужно строить воспитательный процесс, исходя из
следующих принципов:
1.
Знание и глубокое изучение психологических, возрастных, половых
особенностей ребёнка и учёт этих знаний при планировании и проведении
воспитательной работы. Индивидуальный подход.
2.
Признание самоценности личности. Уважение ученика.
3.
Гуманизм во взаимоотношениях учитель-ученик, ученик-ученик.
Одна из главных проблем нравственного воспитания – формирование
морального сознания. Оно осуществляется в значительной степени в процессе
этического просвещения
и призвано вооружить знаниями моральных норм и
правил культурного поведения. Таким образом, этика – это наука, объектом
изучения которой являются мораль и нравственность. Этические беседы строятся
по следующим основным направлениям:
- о любви и преданности Родине;
- об отношении к труду и людям труда;
- о справедливости;
- о доброте, отзывчивости, скромности;
- о товариществе и дружбе;
- о честности, правдивости, умении держать слово;
- о сознательной дисциплине и культуре поведения;
- о нетерпимости к равнодушию и злу.
Каждое
направление
подробно
раскрывается
в
конкретных
темах,
обращается внимание учеников на причинно-следственные связи нравственных
явлений. Эмпирический путь овладения знаниями о нравственных нормах
поведения, на основе собственного, ограниченного опыта, даёт элементарные, но
достаточные для простых ситуаций уровень знаний.
В процессе этического просвещения эмпирические и теоретические способы
овладения знаниями обогащают и дополняют друг друга, проникают один в
другой.
В нашем интернате в течение ряда лет воспитатели работают по книге Виля
Казыханова «Уроки нравственности». Автору удалось создать необходимое и
полезное
учебное
пособие
о
технологии
воспитания
и
формирования
нравственности у детей. Это пособие учит вести процесс формирования
нравственных понятий и совершать нравственные поступки. Тематика уроков
составлена на целый учебный год по одному часу в неделю. Логика уроков
предполагает
организацию
умственно-рассудочной
деятельности
по
теоретическому
освоению
нравственных
категорий,
анализу
нравственных
поступков. Дети проводят самоанализ собственных морально-этических черт,
выявляют свои положительные и отрицательные качества, после чего составляют
планы самовоспитания, проводят нравственные тренинги и самоотчёты об
устранении или воспитании отдельных черт характера.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
Задача-доминанта. 5 класс:
Формирование социокультурных ценностей
5 класс
СЕНТЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
НОЯБРЬ
1. Урок
гражданственности:
"Что мы знаем о своём
родном крае".
2. Беседа "Учись
учиться".
1. Беседа: "Поговорим о
самовоспитании".
2. Экскурсии по
школьным музеям.
1. Диспут: "Что значит
быть
дисциплинированным
человеком?"
2. "Умелые руки не
знают скуки" (о
необходимости
посещения кружков).
5 класс
ДЕКАБРЬ
ЯНВАРЬ
ФЕВРАЛЬ
1. Беседа: "Доброе
дело - бальзам для
души".
2. Беседа: "Об
отзывчивости по
рассказу Баруздина
"Морской кортик".
1. Беседа: "Расскажи о
своей семье и семейных
традициях" (совместно с
родителями).
2. Дискуссия: "Нужно ли
читать газеты и
журналы?".
1. Беседа: "Дни
воинской славы
России".
2. Урок культуры:
"Поведение в
общественных местах".
5 класс
МАРТ
АПРЕЛЬ
МАЙ
1. Беседа: "У лжи -
короткие ноги".
2. Этический тренинг:
"Поведение во время
ссоры".
1. Урок нравственности:
"Дал слово - умей
держать его".
2. КТД: "Турнир
знатоков этикета"
(выбор оптимального
поведения в типичных
ситуациях).
1. Урок
нравственности: "В
жизни всегда есть
место подвигу"
(обсуждение рассказа
В.Осеевой "На берегу
реки").
2. КТД: "Волшебное
зеркало" (по книге
Н.Щурковой "Собрание
пёстрых дел").
Задача-доминанта. 6 класс:
Формирование социокультурных ценностей
6 класс
СЕНТЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
НОЯБРЬ
1. Беседа: "Казань -
историческая".
2. Правила поведения
учащихся в школе.
1. Дискуссия: "Условия
бесконфликтного
общения".
2. Посещение Кремля и
Национального музея.
1. Беседа: "По труду -
почёт" .
2. "Давайте говорить
друг другу
комплименты". Игра
"Волшебный стул" (по
книге Н.Щурковой
"Собрание пёстрых дел").
6 класс
ДЕКАБРЬ
ЯНВАРЬ
ФЕВРАЛЬ
1. Беседа: "Доброе
дело - бальзам для
души".
2. Мозговой штурм:
"Что такое
милосердие?".
1. Беседа: "Как мы
общаемся с
родителями?".
2. Этический тренинг:
"Вас пригласили в
гости".
1. Урок культуры:
"Аккуратность - это тоже
вежливость".
2. Дискуссия: "Скажи,
кто твой друг - я скажу,
кто ты сам".
6 класс
МАРТ
АПРЕЛЬ
МАЙ
1. Урок культуры:
"Мальчишки-
девчонки" (о
взаимоотношениях
девочек и мальчиков).
2. Урок этики:
"Манера поведения".
1. Диспут: "Можем ли
мы быть защитниками
природы?".
2. Урок
нравственности:
"Любить всё живое".
1. Беседа: "Их подвиг не
забыт".
2. Мозговой штурм:
"Наблюдая за чужим
характером - исправляй
свой".
Задача-доминанта. 7 класс:
Формирование социокультурных ценностей
7 класс
СЕНТЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
НОЯБРЬ
1. Урок
гражданственности:
Викторина "Что мы
знаем о своём городе?".
2. Устав школы - закон
школьной жизни.
1. Беседа: "Трудно ли
говорить правду?"
(обсуждаем рассказ
Баруздина "За обедом").
2.Экскурсии по
историческим местам.
1. Беседа: "С ремеслом
не пропадёшь" .
2. Урок культуры:
"Встречают по одёжке -
провожают по уму".
7 класс
ДЕКАБРЬ
ЯНВАРЬ
ФЕВРАЛЬ
1. Урок
нравственности: "Без
добрых дел нет доброго
имени".
2. "О добре и зле в
пословицах" (поиск
учащимися пословиц).
1. Азбука
нравственности: "Что
такое справедливость?".
2. Беседа: "Для чего
нужны семейные
традиции?".
1. Беседа: "Один за
всех, и все за одного"
(разговор о дружбе).
2. Дискуссия:
"Порядочный человек -
это...".
7 класс
МАРТ
АПРЕЛЬ
МАЙ
1. Урок
нравственности:
"Можно ли изменить
свой характер?".
2. "Пятёрки для моей
мамы" (совместное
мероприятие с
родителями).
1. Диспут: "Как не стать
жертвой плохих
привычек".
2. "О любви к братьям
меньшим". Читаем и
обсуждаем рассказ
Л.Дурова "За что?".
1. Урок
нравственности:
"Сильные духом" (о
юных героях ВОВ).
2. Ситуативный выбор:
"Поведение в разных
ситуациях".
Задача-доминанта. 8 класс:
Расширение представления о социальном устройстве жизни
8 класс
СЕНТЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
НОЯБРЬ
1. Беседа: "Права и
обязанности учащихся".
2. Дискуссия: "Кому и
зачем нужно учиться".
1.Развитие речи:
"Расскажи о правилах
порядочного поведения".
2.Экскурсии по
историческим местам
Казани.
1. Беседа: "Об
отношении к труду и
людям труда".
2. Беседа:
"Взамопомощь".
8 класс
ДЕКАБРЬ
ЯНВАРЬ
ФЕВРАЛЬ
1. Нравственный
словарь: "Доброта,
милосердие".
2. Урок
нравственности:
"Доброе дело дороже
богатства".
1. Беседа: "Как мы
общаемся с родителями".
2. Семейные традиции.
Совместное мероприятие
с родителями.
1.Дискуссия: "Что
нужно делать для
воспитания
характера?".
2. Анкетирование:
"Кого я уважаю в
нашем классе?".
Диспут.
8 класс
МАРТ
АПРЕЛЬ
МАЙ
1. Урок
нравственности:
Читаем и обсуждаем
рассказ В.Осеевой
"Бабка".
2. Урок культуры:
Ролевая игра "Мы ждем
гостей".
1. Экологический урок:
"Любить природу - значит
охранять её".
2. Этика общения (эмоции
и настроение).
1. Урок
нравственности:
"Любить всё живое".
2. Ролевая игра "Если
Вас спросят...".
Задача-доминанта. 9 класс:
Расширение представления о социальном устройстве жизни
9 класс
СЕНТЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
НОЯБРЬ
1. Урок
гражданственности:
"Сказанием встаёт
Казань...".
2. Беседа:
"Обязанности
учащихся".
1.Урок этики: "Правила
хорошего тона".
2. Урок культуры:
"Наша школа - большой
дом".
1. Беседа: "Да
здравствуют золотые
руки".
2. Нравственный словарь:
"Честь и достоинство".
9 класс
ДЕКАБРЬ
ЯНВАРЬ
ФЕВРАЛЬ
1.Беседа: "Доброта
спасёт мир".
2. Дискуссия: "С кем
лучше дружить - с
сильным или умным?
Почему?".
1. Дискуссия: "Уметь
жить - это как?".
2. Тренинг: "Как
научиться владеть
собой".
1. Урок нравственности:
"О рыцарстве и мужском
достоинстве".
2. Дискуссия: "Какие
традиции должны быть в
нашем классе?".
9 класс
МАРТ
АПРЕЛЬ
МАЙ
1. Беседа: "Истоки
доброты" (об
отношении к матери)
по книге
В.А.Сухомлинского
"Письма к сыну".
2. Беседа о
справедливости.
1. Урок культуры: "Ты
и общество".
2. Дискуссия: "Должен
ли человек учиться в
течение всей жизни?".
1. Урок нравственности:
"Нам дороги эти позабыть
нельзя".
2. Дискуссия: "Как нужно
дружить?".
Задача-доминанта. 10 класс:
Формирование идеала жизни и идеала человека
10 класс
СЕНТЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
НОЯБРЬ
1. Викторина: "Знаете
ли Вы нашу страну?".
2. Дискуссия: "Что
такое скромность?".
1.Урок нравственности:
"Ты живёшь среди
людей..." по книге
В.А.Сухомлинского
"Как воспитать
настоящего
гражданина".
2. Урок культуры:
"Общение без слов".
1. Беседа: "С ремеслом -
не пропадёшь".
2. Ролевая игра: "Взгляд"
по книге Н.Щурковой
"Собрание пёстрых дел".
10 класс
ДЕКАБРЬ
ЯНВАРЬ
ФЕВРАЛЬ
1.Беседа: "Умение
отвечать за содеянное -
прекрасная черта
настоящего человека".
2. Азбука
нравственности: "Добро
и зло".
1. Урок этики: "Шесть
способов понравиться".
Дейл Карнеги.
2. Дискуссия: "Что
значит умный человек?
Как им стать?".
1. "Мальчик, подросток,
мужчина..." (о мужских
чертах характера).
2. Диспут: "Настоящая
дружба. Как ты её
понимаешь?".
10 класс
МАРТ
АПРЕЛЬ
МАЙ
1. Диспут: "Что я не
хочу брать с собой в
будущее?".
2. Нравственный
словарь: "Умение
видеть красоту в
каждом".
1. Тренинг:
"Обращение с просьбой
к разным адресатам".
2. Дискуссия:
"Дисциплина - свобода
или необходимость?".
1. "Поэзия военных лет".
Ольга Бертгольц.
2. Этический тренинг:
"Там, где мы не одни"
(поведение в
общественных местах).
Задача-доминанта. 11 класс:
Формирование идеала жизни и идеала человека
11 класс
СЕНТЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
НОЯБРЬ
1. Викторина: "Сто
вопросов о Казани".
2. Диспут: "Что нам
интересно и не
интересно в классе?".
1. Диспут: "Не
позволяй душе
лениться" по книге
В.А.Сухомлинского
"Письма к сыну".
2. Экскурсия по
историческим местам
Казани.
1. Беседа: "Профессии
"Романтические" и
"Простые"" (о
профессиональном
выборе).
2. Анкетирование: "Моя
самооценка".
11 класс
ДЕКАБРЬ
ЯНВАРЬ
ФЕВРАЛЬ
1.Дискуссия: "Жизнь -
это...".
2. Тренинг: "Способы
разрешения
конфликтов".
1. Урок этики: "Об
уважении к родителям".
2. Диспут: "Что значит
быть современным
человеком?".
1. Дискуссия: "Смысл
жизни - в чём ты его
видишь?".
2. Тренинг: "Правила
вежливости".
11 класс
МАРТ
АПРЕЛЬ
МАЙ
1. Беседа: "Женщины
воспетые русскими
поэтами".
2. Тренинг: "Что может
сказать язык жестов".
1. Беседа: "Ошибается
ли умный человек?".
2. Урок этики: "Как
решать семейные
проблемы?".
1. "Нам дороги эти
позабыть нельзя...".
Поэзия военных лет
2. Ситуационный выбор:
"Что Вы будете делать,
если...".
Задача-доминанта. 12 класс:
Формирование идеала жизни и идеала человека
12 класс
СЕНТЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
НОЯБРЬ
1. Викторина: "Казань
глазами эрудитов".
2. Урок культуры: "Как
нужно отдыхать?".
1. Урок культуры: "Такт
и деликатность".
2. Диспут: "Смысл
жизни и счастья".
1. Поведенческий
тренинг: "Внуши себе
уверенность".
2. Беседа: "Что такое
профессиональная
этика?".
12 класс
ДЕКАБРЬ
ЯНВАРЬ
ФЕВРАЛЬ
1. Мозговой штурм: "Что
значит быть
милосердным?".
2. Урок культуры: "Мы и
мода".
1. Урок этики: "Весы
Фемиды и суд совести"
по роману Л.Н.Толстого
"Война и мир".
2. Беседа:
"Самовоспитание: как
победить самого себя?".
1. Урок культуры:
"Что значит быть
интеллигентом?".
2. Групповой тренинг:
"Способы выхода из
конфликта (тест
Томаса)".
12 класс
МАРТ
АПРЕЛЬ
МАЙ
1. Беседа: "Для чего
человеку семья?".
2. Дискуссия: "Что такое
любовь?".
1. Урок нравственности:
"Единство слова и дела -
норма поведения
честного человека".
2. Ролевая игра: "Вы
пришли на
собеседование для
устройства на работу".
1. "С любимыми не
расставайтесь" (тема
войны в письмах).
2. Диспут: "Сто и одна
проблема Гименея,
или брак с разных
сторон".
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ
Программа используется коллективом в учебно-воспитательной работе с
ежегодным
анализом
результативности
на
совместном
МО
учителей
и
воспитателей в мае месяце каждого текущего учебного года. Программа
реализуется через уроки, классные часы, экскурсии, внеклассные мероприятия:
«День добра и милосердия» (ноябрь); «Семья 21-го века» (январь); «Круглый стол
с родителями, администрацией» (раз в четверть).
Оценка нравственности и культуры ученика – уровень воспитанности –
осуществляется один раз в полгода по 18 критериям:
1.
Общественно-социальная, гражданская активность;
2.
Долг, ответственность;
3.
Бережливость;
4.
Дисциплинированность;
5.
Ответственное отношение к учению;
6.
Отношение к труду;
7.
Отношение к товарищам, коллективу;
8.
Доброта, отзывчивость, милосердие;
9.
Честность, правдивость;
10. Простота, скромность;
11. Самооценка;
12. Уважение к членам семьи;
13. Патриотизм;
14. Интернационализм;
15. Законопослушность;
16. Любознательность;
17. Эстетическое воспитание;
18.Требовательность к себе.
Каждый ученик получает соответствующую оценку по каждому из 18
критериев. По итогам отметок видно над чем необходимо работать в следующем
полугодии.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Наши дети должны:
1.
Быть уверенными в своих силах, активными, не бояться работы;
2.
Уметь быть терпеливыми к другим людям, не похожим на него;
3.
Быть способными к самообразованию;
4.
Уметь принимать решения и достигать результатов в соответствии с
поставленной целью;
5.
Уметь брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя прав и
свободу других;
6.
Соблюдать культуру внешнего вида, культуру речи и поведения.