Автор: Артемкина Ольга Александровна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 9
Населённый пункт: город Сызрань, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства в школе"
Раздел: среднее образование
Автор: Артемкина Ольга Александровна, учитель изобразительного искусства, ГБОУ
СОШ № 9 г.Сызрани
Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства в
школе.
Состояние
здоровья
подрастающего
поколения
-
важнейший
показатель
благополучия
общества
и
государства.
Согласно
данному
Всемирной
организацией
здравоохранения
определению,
здоровье
представляет
собой
«состояние
полного
физического,
душевного
и
социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Поэтому для
формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья маленького
человека, мною внедряются здоровьесберегающие технологии:
использование на уроке не менее двух образовательных технологий для активизации
инициативы и творческого самовыражения учащихся;
обучение с учетом аудиовизуального и кинестетического восприятия информации;
рефлексия в течение всего урока;
поддержание благоприятного эмоционального настроя на уроке;
проведение физминуток, гимнастики для глаз, упражнений, корректирующих осанку;
дифференцированное домашнее задание;
организация работы в парах и группах как постоянного, так и сменного состава;
определение
оптимальной
учебной
нагрузки,
соответствующей
возрастным,
физическим,
умственным и психическим возможностям каждого ученика;
соблюдение
правил
техники
безопасности,
которые
направлены
на
предупреждение
травматизма, и санитарно-гигиенических требований.
На своих уроках я использую методы позитивной психологической поддержки ученика
на уроке, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с
разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изобразительному искусству, и
также принцип двигательной активности на уроке.
Эффективна с точки зрения здоровьесбережения работа с глиной – это лепка игрушки. Лепка
глиняных
игрушек
развивает
мелкие
мышцы
кистей
рук
учащихся
(мелкую
моторику),
что
существенно облегчает нагрузку на руки детей и даже почерк у них становится лучше.
В результате введения мной в урок видов деятельности, поддерживающих положительное
отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к
окружающим, изменился микроклимат на уроке.
С
этой
целью
я
использую методы
эмоциональной
раскачки,
медитативно
релаксационные
упражнения,
упражнения
на
рефлексию,
визуализацию
и
релаксацию,
рисование под музыку.
Эффективны такие упражнения, как упражнение «Комплименты», игра «Вам сообщение»,
игра
«Подарок»,
методика
«Утренний
сбор»,
упражнение
«Я
вижу,
я
слышу,
я
чувствую»,
упражнение «Деревянная кукла» в формате физминутки, пальчиковый и точечный массаж и т. д.
На уроках изобразительного искусства я провожу с учащимися беседы о здоровом образе
жизни,
результатом
которых
могут
быть
рисунки
и
плакаты
на
темы
«Я
выбираю
жизнь»,
«Здоровые дети – надежда России», «Спорт в моей жизни» и т. д.
Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках изобразительного искусства
осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать
свой уровень и объем задания.
Разнообразие
типов
взаимодействия
на
уроке
обеспечивает
активный
стереотип
поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным.
Свои уроки я строю с точки зрения соблюдения гигиенических требований к организации урока.