Напоминание

Конспект урока по литературе 6 класс


Автор: Протасова Наталья Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ " Лицей №28 г.Йошкар-Олы"
Населённый пункт: Республика Марий Эл
Наименование материала: конспект урока
Тема: Конспект урока по литературе 6 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект открытого урока литературы в 6 классе.

Обретение нравственных ценностей

(по рассказу В. П. Астафьева «Вербное воскресенье»).

Цель урока

: сформировать благодарное отношение к безымянному солдатскому подвигу.

Задачи:

- пробудить ощущение единства и взаимосвязи людей разных поколений, жителей разных

уголков земли, человека, природы;

- сформировать глубокое восприятие художественного текста через освоение анализа эпического

произведения;

- продолжить освоение навыков анализа текста;

- развивать умение работать в технологии «Чтение с остановками»;

- развивать умение анализировать и обобщать изученный материал в виде синквейна (или эссе);

- учить на практике применять таблицу - синтез;

- уметь выразить своё отношение к полученной информации, отвергать ненужную, т.е.

формулировать вопросы и находить на них ответы (прием «Ромашка Блума»);

Тип урока: урок внеклассного чтения с комплексным применением ЗУНов и разных способов

деятельности.

Используемые технологии: технология развития критического мышления; приемы, методы:

«Ромашка Блума», репродуктивный метод, анализ и синтез, беседа, выполнение творческого

задания в процессе работы с информацией (текстом), самостоятельная работа, чтение с

остановками.

Оборудование урока: текст рассказа, презентация, лист самооценки.

Прогнозируемый результат: умение находить нужный материал в тексте, умение оценить себя.

Ход урока

1 стадия – вызов.

1.

Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости и члены жюри!

Прекрасный день, улыбнемся друг другу - и начнем наш урок.

2.

Ребята, скажите пожалуйста, известно ли вам имя Виктора Петровича Астафьева?

Ответ: да

В. П. Астафьев родился 1 мая 1924 г. в селе Овсянка Красноярского края. Отца в 1930 г.

раскулачили, потом умерла мать. Детство писателя было тяжёлым, сиротским, даже школу не

довелось окончить. (Впоследствии он расскажет о ранней поре жизни в цикле «Последний

поклон», 1968—1975 гг.) «Чусовск

о

й рабочий».

В 1941 г. Астафьев поступил в школу фабрично-заводского обучения, а в 1942 г. ушёл на войну;

там получил два тяжёлых ранения и контузию.

В 1951 г. он напечатал в газете «Чусовск

о

й рабочий» свой первый рассказ «Гражданский

человек». Первые его книги выходили в Перми (тогда Молотов) и Свердловске (ныне

Екатеринбург). В 1962 г. журнал «Новый мир» опубликовал рецензию на повесть областного

писателя Астафьева «Звездопад».

В 1968 г. в столице появилась первая книга писателя — большой сборник рассказов «Синие

сумерки». В 1976 г. вышла книга «Царь-рыба», объединяющая множество рассказов, порой

похожих на притчи. Это «повествование в прозе» о том, как губительно вторжение

цивилизации в жизнь енисейской глубинки (и для природы, и для человека). Кроме того, он

писал и для детей ( Стрижонок Скрип, Васюткино озеро, Конь с розовой гривой, Фотография,

на которой меня нет).

Умер 29 ноября 2001 г. в родном селе.

По отзывам современников, Астафьев – писатель редкостного умения вглядываться в жизнь

людей, подмечать в ней всё, судить это подмеченное, размышлять о нём и сочувствовать

человеческой душе и всему живому.

1 лепесток ромашки: простые вопросы.

Перечислим произведения писателя, с

которые он адресовал детям? Как вы думаете, а где находятся истоки

отзывчивости писателя на чужую боль, готовности откликнуться на беду

человеческую, на страдание дерева или пичуги? Эпиграф - слова автора

(2 слайд).

К творчеству Астафьева мы с вами будем обращаться и в будущем, не только в школе, но и во

внешкольной жизни вам также будет интересен этой удивительный писатель. И прежде всего

потому, что он поднимает очень важные для нас с вами вопросы: он говорит об

ответственности, чуткости, способности сопереживать, о благодарности, уважении, памяти, о

становлении человека, о его отношении к родной природе. Иными словами, как мы назовем

все перечисленное - нравственные ценности. Итак, тема нашего урока - обретение

нравственных ценностей. Запишем тему в маршрутный лист!!!!

Ребята, скажите, у каждого человека должны быть нравственные ценности? Ответ: да, это то,

что он больше всего ценит в жизни, в чем убежден, чем

руководствуется в своих поступках .

,

Сегодня мы с вами познакомимся с небольшим рассказом а правильнее

,

сказать миниатюрой

, (

именно так сам автор определяет жанр своего

),

«

»

произведения

эта миниатюра называется

Вербное воскресенье и входит

,

.

в книгу которую Астафьев писал всю свою жизнь Эта книга называется

«

».

-

Затеси

Жанр миниатюра

это

жанр

«

»;

малых форм

небольшие по

-

,

.

.

размеру произведения

короткий рассказ короткая пьеса и т д

3.

,

,

? (

:

,

Ребята вы знаете что такое затеси

Ответ затеси

это зарубки

,

)

,

которые делают в лесу на деревьях чтобы не заблудиться то есть для

,

-

,

,

автора затеси это те жизненные ценности правила которые помогут

,

.

не заблудиться в жизни выведут на правильную дорогу

А что вы знаете о Вербном воскресенье?

Да, совершенно верно, ребята, вы правильно сказали, что Вербное воскресенье – это

праздник. Вспомним, что это за праздник.

В последнее воскресенье перед Пасхой, согласно православному календарю, Господь

вошел в Иерусалим. На Руси этот праздник называют Вербным воскресеньем. В

церквях прихожане молятся, как бы встречая Господа, держа в руках ветки вербы,

цветы и горящие свечи. В конце службы верба освящается святой водой. Считается,

что верба обладает огромной целительной силой.

Какие ассоциации у вас вызывает название праздника? Верба, праздник , весна, воскресенье

2 лепесток ромашки – если я правильно поняла, вербное воскресенье-

весенний православный праздник, в который принято обмениваться

веточками вербы.

Построим кластер (на ватмане). Попрошу одного, кто хорошо рисует изобразить

4.

Составление кластера

Вербно

е

воскрес

ение

верба

весна

воскрес

ение

праздн

ик

2 стадия - осмысление.

Ну, а теперь обратимся к тексту.

(Раздать первый отрывок (слайд 7) читаем вслух 1 отрывок, ребята выделяют

ключевые слова в тексте), на парте таблицы ,находим ключевые слова там.

1 отрывок: «Каждую весну, когда в лесу засинеет снег, вспучатся речки и

появятся первые проталины, начинает выстреливать мохнатыми шишечками

веснянка-верба. И этот первый привет расцветающей земли…»

Как вы понимаете фразу - привет расцветающей земли. Природа

расцветает, оживает, и людям желает этого. Давайте зафиксируем эту

фразу в маршрутный лист, позже мы к ней вернемся

2 отрывок.

«…в вербное воскресенье люди несут на кладбище близким своим и

прикрепляют венки к крестам, звездам, обелискам.

Кладбище уральского городка, в котором я пр

о

жил много лет, расположено

на крутой и голой горе. Почва здесь неприютная, каменистая, и потому на

кладбище мало растительности. Есть только крючковатые приземистые

пихтачи, обожженные ветрами, да взлелеянные памятливыми людьми

липки и несколько березок. Зато всюду на могилах железные памятники и

оградки. И уже по этому можно заключить, что в городе живут металлурги.

Среди множества захороненных на кладбище людей закопан и кусочек

металла.

В войну мастер мартеновского цеха упал в шестидесятитонный ковш с

металлом. По древнему обычаю железоделателей, полагалось весь этот ковш

вылить и схоронить, но шла война, и стране очень нужен был металл.

Тогда почерпнули из огромного ковша маленький ковшичек стали и унесли

на кладбище.

Были здесь и такие могилы, возле которых люди опускали глаза и

проходили быстро, виновато. Завалившиеся холмики, и над ними десятка

два наспех сколоченных из досок и фанеры пирамидок и ни одного

деревца. Только несколько диких кустов шиповника ершились на этих

могилах. В июне они роняли сморщенные лепестки цветов на вымытый

дождем камешник.

Но однажды пришли школьники, комсомольцы, бывшие фронтовики и…»

Пихтачи - деревья пихта, мартеновский цех - в мартеновских печах плавят

чугун и металл, камешник - мелкие камни

3 лепесток ромашки -

Интерпретационные (объясняющие) вопросы:

Почему нет растительности на кладбище? Почему люди проходили

виновато и быстро мимо некоторых могил? Чего они стыдились?

(Возможный вариант таблицы)

Подтверждение

Опровержени

е

Мысль

Крутой

Голой

Неприютная

Каменистая

Приземистые

Крючковатые

Обожженные

Могилы

Металл

Кладбище

Завалившиеся

Ершились

сморщенные

Взлелеянный

Природа как калека. Болеет, страдает. Нет

никакого расцвета земли.

Природа как калека. Болеет, страдает. Нет никакого расцвета земли.- пока

опровержение!!!

Хорошо, что мы с вами запишем в наш кластер? (н-р, «искалеченная

природа»)

Читаем 3 отрывок, продолжаем работать с таблицей - синтез, слайд 9).

…. убрали жалкие пирамиды и сделали братскую могилу тем, кто умер от

ран в госпиталях этого города. Местный скульптор-самоучка слепил из

глины памятник, и местные же заводские рабочие, всю жизнь варившие

только чугун и сталь, своеручно сделали форму и отлили из чугуна фигуру

солдата.

Он стоял, горестно насупив брови, с каской в руке. На спине у него

топорщился не то вещмешок, не то плащ-палатка. Он был неуклюжий, этот

чугунный солдат. Но сработан от всего сердца, и потому приняли его как

родного, не замечая корявин. А принимали его не по акту. Наши женщины

считают, что неоплаканная могила бывает только у сирот. Ну а всякий

человек хочет, чтобы его родные даже после смерти не были одинокими.

Усталые от выплаканных слез, прижимая платки к глазам, женщины

покидали кладбище. Но вот одна из них свернула к чугунному бойцу, ….”

Меняются ли события? Значительно не меняются

Ключевые слова

Слова-настроения

Мысли

Братская могила

Памятник

Солдат

Как родной

Неоплаканная

Могила

Сирота

выплаканные

Горестно

Насупив

Топорщился

Неуклюжий

От всего сердца

Не замечая корявины

Не одинокие

Выплаканные слезы

Ощущение горести,

неуклюжести. Памятник

гармонирует с миром

природы, всё также коряво,

отсутствуют живые краски,

много металла, земля –

неживая.

Появляется ряд слов

братская – как родной,

который исключает

сиротство, антитеза:

неоплаканные –

выплаканы.

Не о природе, о том,

что сделано руками

человеческими, но

также неуклюже и

коряво.

Т.е. ничего кардинально не

меняется, но появляется

родство”, сердце, слезы.

- Что добавим в кластер? (Всем родной человек)

Продолжаем 3 лепесток ромашки: почему этот чугунный солдат стал всем

родной человек?

Читает учитель

4 отрывок.

“… положила у подножия памятника несколько веточек вербы и тихо

сказала: — Неоплаканные, неоцелованные вы, сыночки, и жестка-то вам

могила сиротская. Где же это ваши матери-страдалицы? — Она замолкла на

минуту, и по лицу ее сыпанули слезы. — Ведают ли, знают ли они: где ваш

приют последний? Могила моего Степанушки в болгарской стороне. Пусть

матери тамошние умягчат ему землю слезою своею, а я вас, милые, оболью,

омою слезьми вдовьими...

К голосу этой женщины присоединился второй:

— Где ты, где ты похоронен, сокол ненаглядный, Пантелей ты мой

Иванович? Есть ли у тебя могилка, у любезного? Мягка ли тебе матерь-

земля?..

— Чьи вы, деточки, чьи вы? — уже спрашивал третий голос. — А не видали

ли вы сыночка мово? Не встречали ли его в битве с ворогом? Улетел,

спокинул меня, горемышную, и не знаю-то я о нем малой весточки...

Оградка, посреди которой стоял неуклюжий и всем родной человек, все

заполнялась. Рос ворох верб возле памятника. Не осталось уже места в

оградке, и тогда женщины начали становиться возле нее на колени, и

кланялись земле, и целовали ее мокрыми от слез губами, чтобы мягче и

ласковей она была." Лексика не совсем понятна? Используется

диалектная лексика- то есть слова, употребляемые жителями той или

иной области для передачи особенностей речи жителей определенной

местности.

Ключевые слова

Слова-настроение

Речь женщины

Несколько веточек верб

Матери-страдалицы

Слезы

Приют

Матерь-земля

Всем родной

Деточки

Сыночка

Ворох верб

Неоплаканные

Неоцелованные

Умягчат

Ненаглядный

Любезный

Мягка

Кланялись земле

Целовали

Мокрые от слез

Мягче

ласковей

Веточек

Могилка

Деточки

Сыночка

Весточки;

Сокол ненаглядный

Малой весточки

Матерь-земля

Могила сиротская

Слезами вдовьими;

Мово

Спокинул

Горемышную

ворогом

Проявившееся в

предыдущем отрывке

“родство” усиливается

деточка, сыночек –

матерь-земля, матери-

страдалицы. Солдат-

всем родной. Несколько

веточек превращаются в

ворох верб

Земля смягчается,

становится

ласковей,

неоплаканные –

оплаканы,

Неоцелованные –

оцелованы.

Уменьшительно

ласкательные суффиксы,

постоянные эпитеты,

просторечные слова

характерны для

причитаний, плачей –

определяет связь с

прошлым, с вечным.

3 лепесток- Какая примета ?Что поражает нас в этой примете?

Кого в причитаниях вспоминала каждая из женщин? Что славили они в

своих плачах? Ответ- матери тамошние умягчат ему землю слезою своею

Что же происходит? Какое развитие сюжета?

Общий вывод: устанавливается равновесие, высвечивается воскресает

душа, устанавливается кровное родство мать-сын.

- Что добавим в кластер? (родство, братство, материнство; воскресение

души).

- Итак, последний отрывок. (Прочесть вслух).

5 отрывок.

“....Каждую весну, когда засинеет в лесах снег, и высвободит проталинки,

когда распустится верба-веснянка, раздается плач на этом кладбище.”

- Ничего вам не напоминает этот отрывок? (Начало рассказа.)

4 лепесток -

Творческие вопросы.

, прогноза: "Что изменилось в конце

рассказа по сравнению с началом? ", "Что будет, если земля смягчится?

Верба распустится. наступит привет расцветающей земли, земля расцветет от

слез, смягчится.

3 стадия – рефл

е

ксия.

5 лепесток ромашки - Практические вопросы= "Как бы вы поступили на

месте героев рассказа?". Вопрос следует начать со слова – Предложите свое

решение, как можно ….

- Когда же природа оживает-душа светлеет, земля становится мягче?

Когда люди объединяются, когда приходят на кладбище к памятнику

безымянного солдата и рядом с ним, ставшим всем родным, оплакивают

своих погибших и пропавших без вести родных. Когда у людей общая идея,

когда доброта в душе

- Постарайтесь ответить на этот вопрос, обобщив сегодняшнюю работу в

виде синквейна

( Синквейн - Это…) слайд 16,17

Варианты работы: групповая (в паре), индивидуальная.

- Зачитываем синквейн(ы), например:

Вербное воскресение.

Светлое, грустное.

Исцеляет, смягчает, оплакивает.

Пробуждает память, веру, любовь.

Воскресение души.

- Вернемся к кластеру, он стал созвучен с вашими синквейнами

весна

праздник

Искалеченная природа

Смягчение земли

Вербное

ное воскресе-ние

Воскресение

Исцеление

души

Всем родной человек

верба

- Обратите внимание, как изменился наш кластер.

Если наши гнезда, созданные в начале урока, отражают внешнюю сторону

праздника Вербное воскресение, то гнёзда, появившиеся в процессе чтения и

анализа текста, говорят о внутренних процессах: об отношении между

людьми, изменениях в душах людских.

.

Самоанализ урока.

- И теперь давайте подведем итог урока. Вернемся к целям и задачам,

поставленным в начале урока , выполнили ли мы их? Мы увидели

благодарное отношение к безымянному солдату? Д. Это нравственная

ценность- благодарность к людям, подарившим нам победу о какой победе

идет речь?, память? Безусловно(Обучающиеся сами решают насколько им

удалось справиться с поставленными задачами и какие задачи ещё мы

решили во время урока, каких целей добились, например: попытались

сформировать благодарное отношение к безымянному солдатскому подвигу,

постарались пробудить ощущение единства и взаимосвязи людей разных

поколений, жителей разных уголков земли, человека, природы.)

6 лепесток ромашки -

. Ребята, в аших марщрутных листах отметьте

"

Поделитесь, что на уроке для меня было важно

На уроке мне было сложно______

Теперь я умею

. На уроке у меня получилось_____________________________________

- Скажите, пожалуйста, как вы оцениваете сегодняшний урок, понравился ли

он вам, или нет. Спасибо за урок



В раздел образования