Автор: Фахрутдинова Ольга Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №2"
Населённый пункт: г. Златоуст Челябинской области
Наименование материала: Статья
Тема: Я – педагог дополнительного образования!
Раздел: дополнительное образование
Фахрутдинова Ольга Николаевна
педагог дополнительного образования
МАОУ «СОШ №2» г Златоуст
Я – педагог дополнительного образования!
В жизни практически каждого ребёнка присутствуют три важных
составляющих: школа (детский сад), дом (семья) и кружок (творческий
коллектив или спортивная секция). Таким образом, его всегда окружают три
группы взрослых, которые открывают для него мир. Семья – это мир рода,
родственные взаимоотношения, любовь; школа – мир необходимых знаний;
дополнительное образование – это мир творчества, эмоций от достижений и
успеха, большой труд и радость побед. Каждый взрослый, входящий в мир
ребёнка на любом этапе, является для него олицетворением какой-либо силы,
мудрости, опыта; каждый взрослый для ребёнка - пример. Малыш рождается
на свет нравственно нейтральным. И если вокруг него только нравственные
примеры, то он станет нравственным человеком. И если вдруг окажется так,
что первые две составляющие имеют какой-то недочёт, то тогда особенно
важную роль в его жизни играет педагог дополнительного образования, тот
самый руководитель кружка, секции, студии, где ребёнок находит отдушину,
свой нравственный пример.
Педагог - особенно педагог - должен быть
примером успешной, инициативной, неравнодушной, увлечённой личности,
то есть, примером для подражания! Поэтому моя профессия, моя работа
должна пробуждать душу ребёнка, чтобы он мог стать развитой творческой
личностью, ведь только такие люди способны менять мир к лучшему. Всем
известно знаменитое высказывание классика: «Красота спасёт мир», а я хочу
добавить: «Красота души, красота мыслей и творчества спасёт мир!».
Наша профессия уникальна тем, что мы находимся у истоков рождения
личности ребёнка.
Способности к тому или иному виду творческой
деятельности есть у каждого человека, наша задача - их разглядеть, раскрыть,
развить, чтобы затем отпустить воспитанника в большое плавание по жизни.
Тонкость педагогического профессионализма состоит в том, чтобы не просто
заставить ребёнка чем-то заниматься, а разглядеть в нём гениального
мыслителя,
талантливого
художника,
певца,
танцора
или
великого
шахматиста. Наша профессия сродни профессии врача, где главный девиз –
«Не навреди!». Для этого нужно
- знать, к чему стремишься;
- суметь открыть в ребёнке скрытый талант и приумножить его;
- быть терпеливым в ожидании результата.
И вот я – руководитель творческого коллектива! И не просто
коллектива, а театра-студии народной песни. Чем меня так привлекли именно
народная песня и народная культура? У каждого из нас однажды возникают
вопросы в связи с какими-либо «бабушкиными» приметами из
жизни, из
окружающего мира, мы задумываемся, откуда они взялись, ищем смысл
примет и поговорок. Бывает, ответа на свои вопросы не получаем, даже от
бабушек, слышим лишь: «Так повелось». Вот я и решила сама узнать, почему
через порог дома ничего подавать нельзя? Почему девушке можно ходить
только с одной косой? Откуда взялось выражение «распоясался» и что оно
означает? Почему, если на Покров снега
не будет, то его не будет ещё сорок
дней? Почему на Пасху красят яйца, а на Колядках рядятся в лохмотья?
Оказалось, что ответы на эти вопросы и ещё на множество других лежат
глубоко в народной истории и культуре, которую я и стала изучать вначале
по книгам, а потом уже и профессионально в Челябинской академии
культуры и искусств.
Всё в жизни происходит неслучайно, и всё взаимосвязано. Судьба сама
определила мне тот труд, который делает меня счастливой. Моя дочь, имея
от природы уникальный голос, занималась в студии народного вокала, и
поначалу я была просто мамой, которая всегда рядом со своим ребёнком – в
поездках
на
конкурс,
в
организации
и
проведении
мероприятий
и
праздников, даже в пошиве костюмов для коллектива. При этом я всегда
рассказывала детям о том, что узнала сама о приметах и традициях. А потом
я стала педагогом дополнительного образования, руководителем коллектива
народной песни. Моя педагогическая философия состоит в том, что на
формирование нравственного сознания подрастающего поколения, начиная с
младшего возраста, должны влиять художественные ценности народной
культуры, в том числе и музыкальной. Народная песня и народная культура
вообще у человека заложены генетически. Не верьте тому, кто скажет, что не
умеет петь. Петь могут все. У кого-то поёт душа, кто-то подпевает в
компании, кто-то «мурлыкает» себе под нос, когда чем-то занят. Каждый
человек поёт, и каждый связан со своей культурой и историей. Я решила, что
разбудить этот генетический код – моё жизненное предназначение и моё
педагогическое кредо. Я преподаю народную культуру и учу исполнять
народную песню, а песня – это маленькая жизнь, маленькая история,
грустная ли, весёлая, но обязательно поучительная. И вот мы уже не просто
поём, а инсценируем, обыгрываем песню, водим хороводы, играем в
народные игры
Моя задача состоит в том, чтобы дети не просто выучили народную
песню, а чтобы они её поняли и полюбили, я помогаю детям обрести свой
духовный мир.
Руководитель детского коллектива сродни многодетной маме. Как и в
семье, в коллектив мы детей не выбираем. Они приходят в нашу жизнь сами -
маленькими или уже большими, талантливыми и не очень, а мы их учим,
воспитываем, живём их проблемами и радостями. А потом они вырастают и
улетают. И мы радуемся их удачам и достижениям, ждём от них звонков. И
наша связь не заканчивается выпускным вечером. Кто-то уйдёт, но есть и те,
кто останется со мной надолго. Если немного переиначить слова поэта, то до
тех пор, пока мы «ходить умеем, пока мы дышать умеем», мы вместе.
Как всё та же мама, я хочу, чтобы мои дети были самыми-самыми, а
значит, я должна, кроме профессии руководителя коллектива, освоить
смежные профессии – уметь шить, вышивать, вязать, быть немного
волшебником, музыкантом, режиссёром и продюсером. Оказывается, это не
так сложно, поэтому я счастлива, что в своей работе могу применить столь
полезные навыки.
Я твердо усвоила, что мастерство педагога - не случайная удача, не
счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, в
который вкладываешь душу, чтобы обрести от него удовлетворение.