Напоминание

"Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в начальной школе."


Автор: Дмитриева Татьяна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №33 г.Липецка им.П.Н.Шубина
Населённый пункт: г.Липецк
Наименование материала: статья
Тема: "Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в начальной школе."
Раздел: начальное образование





Назад




Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного

процесса в начальной школе.

Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов

деятельности

школьников, в

которой

в

соответствии

с

о сновной

образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи

воспитания и социализации, формирования универсальных учебных действий,

развития интересов.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного

процесса

в

школе

и

позволяет

реализовать

требования

федерального

государственного

образовательного

стандарта

(ФГОС)

начального

общего

образования

в

полной

мере.

Особенностями

данного

компонента

образовательного

процесса

являются

предоставление

обучающимся

возможно сти

широкого

спект ра

занятий,

направленных

на

и х

совершенствование, а так же самостоятельность образовательного учреждения

в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Современная тенденция в деятельности учреждений образования - развитие

внеурочной деятельности. Сегодня к этому есть целый ряд объективных и

субъективных оснований. Школа и учреждения дополнительного образования

обеспечивают

подлинную

вариативность

образования,

возможность

выбора.

Материалы стандарта подводят к выводу о том, что:

внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена

на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности,

сформировать учебную мотивацию;

внеурочная

деятельность

способствует

расширению

образовательного

пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;

происходит

выстраивание

сети,

обеспечивающей

детям

сопровождение,

поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего

периода обучения.

Цели внеурочной деятельности :

содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения

основной

образовательной

программы

начального

общего

образования

(личностных, предметных, метапредметных) обучающимися 1-4-х классов;

создание

воспитывающей

среды,

обеспечивающей

активизацию

социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время;

развитие

здоровой, творчески

растущей

личности,

с

формированной

гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к

жизнедеятельности

в

новых

условиях,

способной

на

социально

значимую

практическую деятельность.

Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего

общества

являются: включение учащихся в разностороннюю деятельность;

создание

условий

для

реализации

основных

образовательных

целей;

оптимизации

учебной

нагрузки

учащихся; формирование

способностей к

успешной социализации в обществе, воспитание трудолюбия, способности к

преодолению

трудностей,

целеустремленности и настойчивости в

достижении результата.

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная

деятельность организуется по следующим направлениям развития личности

(спортивно-оздоровительное,

духовно-нравственное,

социа льно е,

общеинтеллектуальное, общекультурное).

Внеурочная деятельность может быть организована по следующим видам

деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность,

проблемно-ценностное

общение;

художественное

творчество,

социальное

творчество

(социальная

преобразующая

добровольческая

деятельность);

техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-

оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию

учащихся

и

направлены

на

реализацию

различных

форм

ее

организации,

отличных

от

урочной

системы

обучения.

Занятия

проводятся

в

форме

экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, викторин,

праздничных

мероприятий,

классных

часов,

школьных

научных

обществ,

олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая

кружки

и

секции,

учащиеся

прекрасно

адаптируются

в

среде

сверстников,

благодаря

индивидуальной

работе

руководителя,

глубже

и зучает ся

материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие

способности,

как

организаторские,

творческие,

музыкальные,

что

играет

немаловажную роль в духовном развитии детей.

Внеурочные

занятия

должны

направлять

свою

деятельность

на

каждого

ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы формы,

отличные от учебных занятий, в том числе внеурочная деятельность может

включать индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-

педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные

занятия

по

постановке

устной

речи,

почерка

и

письменной

речи

и

т.д.),

индивидуальные и групповые консультации для детей различных категорий и

т.д.

Психофизиологические

особенности

ребенка

семи

лет

(сложность

произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) приводят к

тому, что для детей сложны статические нагрузки, ограничения двигательного

режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.д.

Кроме того, для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности,

которыми они занимались в дошкольном детстве, в первую очередь, игровая

деятельность.

Поэтому, использование таких форм организации образовательного процесса

как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.д. приобретает особое

значение для формирования умения учиться, а опора на наглядно-действенное и

наглядно-образное мышление будет способствовать формированию логического

мышления на первых этапах обучения в школе.

Основным

преимуществом

внеурочной

деятельности

является

предоставление

обучающимся

возможности

широкого

спектра

занятий,

направленных на их развитие.

Спортивно – оздоровительное направление реализуется через такие формы

как

физкультурные

праздники

и

соревнования,

факультативы,

кружки

(подвижных, народных, оздоровительных игр), детские спортивные секции,

разные виды спортивно-оздоровительной деятельности.

Духовно-нравственное

направление,

общекультурное

направление

реализуется через кружки художественного творчества, прикладного искусства;

кружки технического творчества; посещение художественных выставок, музеев,

кино, спектаклей в классе, школе, театре; акции школьников и. т.д.

Общеинтеллектуальное направление реализуется

через такие формы как

познавательные

беседы,

предметные

факультативы,

кружки,

олимпиады,

детские

исследовательские

проекты,

внешкольные

акции

познавательной

направленности

(конференции

учащихся,

интеллектуальные

марафоны

и

т.п.)клуб и др.

Время урока можно использовать для организации работы над определением

тематического поля, проблемы и цели проекта (проектов) учащихся, а также для

презентации результатов проекта (проектов). Каждый учащийся реализует в

проекте свой опыт, выполняя или принимая участие в групповых проектах хотя

бы один раз в год.

В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального

направления

может

быть

положена

общественно

полезная

деятельность.

Формы

организации

социального

направления:

работа

поблагоустройству

школьной территории; по озеленению класса, школы; организация дежурства в

классе;

выставки

поделок

и

детского

творчества;

трудовые

десанты,

субботники; социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных

акциях,

организованных

взрослыми);

коллективное

творческое

дело;

социально-образовательные проекты.

Социальное направление может быть ориентировано и на патриотическое

воспитание

обучающихся

и

реализовываться

через

формы:

поисково-

исследовательская работа в архивах (семейных, школьных) и музейных фондах

и

др.,

встречи

с

ветеранами,

уроки

мужества,

просмотр

фильмов

патриотической

направленности,

тематические

сборы,

творческие

конкурсы

(песни, рисунка, фотографии и др.), военно – спортивные праздники, квесты и

др.

Количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, образовательное

учреждение определяет самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить

достижение планируемых результатов реализации основной образовательной

программы

начального

общего

образования

и

на

основании

запросов

обучающихся,

родителей

(законных

представителей),

а

также

имеющихся

кадровых, материально-технических и других условий.

Литература:

1.

А.Г.

Асмолов,

Г.В.

Бурменская,

И.А.

Володарская

и

др.

Как

проектировать

универсальные

учебные

действия

в

начальной

школе.

От

действия к мысли: пособие для учителя; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.:

Просвещение, 2011.-152 с.

2.

Григорьев Д.В.,

П.В. Степанов.

Внеурочная

деятельность

школьников.

Методический конструктор: пособие для учителя — М.: Просвещение, 2011. —

233 c.

3.

Смирнов Д.В.,

Горский В.А.,

Тимофеев А.А.

Примерные

программы

внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. — 2-е изд. — М.:

Просвещение, 2011. — 112 с



В раздел образования