Автор: Дмитриева Татьяна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №33 г.Липецка им.П.Н.Шубина
Населённый пункт: г.Липецк
Наименование материала: статья
Тема: "Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в начальной школе."
Раздел: начальное образование
Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного
процесса в начальной школе.
Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов
деятельности
школьников, в
которой
в
соответствии
с
о сновной
образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи
воспитания и социализации, формирования универсальных учебных действий,
развития интересов.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного
процесса
в
школе
и
позволяет
реализовать
требования
федерального
государственного
образовательного
стандарта
(ФГОС)
начального
общего
образования
в
полной
мере.
Особенностями
данного
компонента
образовательного
процесса
являются
предоставление
обучающимся
возможно сти
широкого
спект ра
занятий,
направленных
на
и х
совершенствование, а так же самостоятельность образовательного учреждения
в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
Современная тенденция в деятельности учреждений образования - развитие
внеурочной деятельности. Сегодня к этому есть целый ряд объективных и
субъективных оснований. Школа и учреждения дополнительного образования
обеспечивают
подлинную
вариативность
образования,
возможность
выбора.
Материалы стандарта подводят к выводу о том, что:
внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена
на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности,
сформировать учебную мотивацию;
внеурочная
деятельность
способствует
расширению
образовательного
пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
происходит
выстраивание
сети,
обеспечивающей
детям
сопровождение,
поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего
периода обучения.
Цели внеурочной деятельности :
содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения
основной
образовательной
программы
начального
общего
образования
(личностных, предметных, метапредметных) обучающимися 1-4-х классов;
создание
воспитывающей
среды,
обеспечивающей
активизацию
социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время;
развитие
здоровой, творчески
растущей
личности,
с
формированной
гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к
жизнедеятельности
в
новых
условиях,
способной
на
социально
значимую
практическую деятельность.
Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего
общества
являются: включение учащихся в разностороннюю деятельность;
создание
условий
для
реализации
основных
образовательных
целей;
оптимизации
учебной
нагрузки
учащихся; формирование
способностей к
успешной социализации в обществе, воспитание трудолюбия, способности к
преодолению
трудностей,
целеустремленности и настойчивости в
достижении результата.
Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная
деятельность организуется по следующим направлениям развития личности
(спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социа льно е,
общеинтеллектуальное, общекультурное).
Внеурочная деятельность может быть организована по следующим видам
деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность,
проблемно-ценностное
общение;
художественное
творчество,
социальное
творчество
(социальная
преобразующая
добровольческая
деятельность);
техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-
оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию
учащихся
и
направлены
на
реализацию
различных
форм
ее
организации,
отличных
от
урочной
системы
обучения.
Занятия
проводятся
в
форме
экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, викторин,
праздничных
мероприятий,
классных
часов,
школьных
научных
обществ,
олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая
кружки
и
секции,
учащиеся
прекрасно
адаптируются
в
среде
сверстников,
благодаря
индивидуальной
работе
руководителя,
глубже
и зучает ся
материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие
способности,
как
организаторские,
творческие,
музыкальные,
что
играет
немаловажную роль в духовном развитии детей.
Внеурочные
занятия
должны
направлять
свою
деятельность
на
каждого
ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы формы,
отличные от учебных занятий, в том числе внеурочная деятельность может
включать индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-
педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные
занятия
по
постановке
устной
речи,
почерка
и
письменной
речи
и
т.д.),
индивидуальные и групповые консультации для детей различных категорий и
т.д.
Психофизиологические
особенности
ребенка
семи
лет
(сложность
произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) приводят к
тому, что для детей сложны статические нагрузки, ограничения двигательного
режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.д.
Кроме того, для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности,
которыми они занимались в дошкольном детстве, в первую очередь, игровая
деятельность.
Поэтому, использование таких форм организации образовательного процесса
как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.д. приобретает особое
значение для формирования умения учиться, а опора на наглядно-действенное и
наглядно-образное мышление будет способствовать формированию логического
мышления на первых этапах обучения в школе.
Основным
преимуществом
внеурочной
деятельности
является
предоставление
обучающимся
возможности
широкого
спектра
занятий,
направленных на их развитие.
Спортивно – оздоровительное направление реализуется через такие формы
как
физкультурные
праздники
и
соревнования,
факультативы,
кружки
(подвижных, народных, оздоровительных игр), детские спортивные секции,
разные виды спортивно-оздоровительной деятельности.
Духовно-нравственное
направление,
общекультурное
направление
реализуется через кружки художественного творчества, прикладного искусства;
кружки технического творчества; посещение художественных выставок, музеев,
кино, спектаклей в классе, школе, театре; акции школьников и. т.д.
Общеинтеллектуальное направление реализуется
через такие формы как
познавательные
беседы,
предметные
факультативы,
кружки,
олимпиады,
детские
исследовательские
проекты,
внешкольные
акции
познавательной
направленности
(конференции
учащихся,
интеллектуальные
марафоны
и
т.п.)клуб и др.
Время урока можно использовать для организации работы над определением
тематического поля, проблемы и цели проекта (проектов) учащихся, а также для
презентации результатов проекта (проектов). Каждый учащийся реализует в
проекте свой опыт, выполняя или принимая участие в групповых проектах хотя
бы один раз в год.
В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального
направления
может
быть
положена
общественно
–
полезная
деятельность.
Формы
организации
социального
направления:
работа
поблагоустройству
школьной территории; по озеленению класса, школы; организация дежурства в
классе;
выставки
поделок
и
детского
творчества;
трудовые
десанты,
субботники; социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных
акциях,
организованных
взрослыми);
коллективное
творческое
дело;
социально-образовательные проекты.
Социальное направление может быть ориентировано и на патриотическое
воспитание
обучающихся
и
реализовываться
через
формы:
поисково-
исследовательская работа в архивах (семейных, школьных) и музейных фондах
и
др.,
встречи
с
ветеранами,
уроки
мужества,
просмотр
фильмов
патриотической
направленности,
тематические
сборы,
творческие
конкурсы
(песни, рисунка, фотографии и др.), военно – спортивные праздники, квесты и
др.
Количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, образовательное
учреждение определяет самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить
достижение планируемых результатов реализации основной образовательной
программы
начального
общего
образования
и
на
основании
запросов
обучающихся,
родителей
(законных
представителей),
а
также
имеющихся
кадровых, материально-технических и других условий.
Литература:
1.
А.Г.
Асмолов,
Г.В.
Бурменская,
И.А.
Володарская
и
др.
Как
проектировать
универсальные
учебные
действия
в
начальной
школе.
От
действия к мысли: пособие для учителя; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.:
Просвещение, 2011.-152 с.
2.
Григорьев Д.В.,
П.В. Степанов.
Внеурочная
деятельность
школьников.
Методический конструктор: пособие для учителя — М.: Просвещение, 2011. —
233 c.
3.
Смирнов Д.В.,
Горский В.А.,
Тимофеев А.А.
Примерные
программы
внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. — 2-е изд. — М.:
Просвещение, 2011. — 112 с