Автор: Зверева Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ им.Г.Кукуевицкого" , г.Сургут
Населённый пункт: Город Сургут, Тюменская обл.
Наименование материала: методическая работа
Тема: "Психология педагогической деятельности"
Раздел: дополнительное образование
МБОУ ДО «Детская музыкальная школа искусств им.Г.Кукуевицкого» г.Сургута
Преподаватель: Зверева Татьяна Владимировна
Психология педагогической деятельности
Содержание
1.Что изучает психология
2.Нравственно-психологический образ педагога
3.Профессия педагога
Введение
Педагогическая
психология
–
это
цель
изучение
психологических
закономерностей, обучения воспитания человека. Она исследует формирование
у учащихся, мышления , изучает проблемы управления процессом усвоения.
К разделам педагогической психологии относятся
- психология обучения;
- психология воспитания;
- психология учителя.
Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека,
знания и функционирования с центральной нервной системой.
Сознание, мышление и другие психологические явления не даны человеку от
рождения, а формируются в индивидуальном развитии.
Психология обладает особыми качествами по сравнению с другими научными
дисциплинами.
Как
и
системой
знаний
ею
владеют
немногие.
Однако
с
областью явлений, изучаемых этой наукой сталкиваются все: она представлена в
виде наших собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти,
мышления, речи воли, воображения, интересов эмоций сновидений и так далее.
Психология (psyche – душа, logos – учение, наука) как раз изучает этот мир
душевных явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых
самим человеком.
Важно
понять,
что
хотят,
что
могут
окружающие
нас
люди
,
как
ориентироваться
в
особенности
личности
,
мотивов
поведения
,
памяти
и
мышления , характера темперамента.
Важно
понять
свои
возможности,
достоинства
и
недостатки,
уметь
психологически
охарактеризовать
самого
себя
как
личность.
Этим
задачам
отвечает система знаний, именуемая психологией. Она полезна человеку для
личных
целей,
чтобы
понимать
состояние
собственной
души,
а
при
необходимости сознательно вносит в него изменения.
Психология необходима родителям и педагогам, чтобы знать, что происходит
в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать
их психологическое развитие. Так же она необходима для делового человека,
чтобы принимать ответственные решения с учетом состояния партнера.
При
непосредственном
участии
таких
психологических
явлений,
как
ощущение
и
воспитание,
внимание
и
воображение,
память
и
мышление
человека познает себя и окружающий мир.
Психология, изучающая эти явления, называется психологией познавательных
процессов.
Другие психологические явления определяют возможность самореализации
человека и как он относится к людям, мобилизируют его на целенаправленные
действия,
то
есть
управляют
поступками
человека.
Их
именуют
психологическими
свойствами
и
состояниями
личности.
Это
характер,
потребности
и
мотивами,
волю
чувствам,
эмоции
и
другое.
Эти
душевные
явления называют психологией личности.
Человек повседневно общается с другими людьми, без чего невозможно его
интеллектуальное и нравственное развитие, профессиональная деятельность. В
ходе такого общения складывается межличностные отношения между людьми –
официальные и неофициальные, деловые и личные. Психологические аспекты
данных явлений, включенность в них душевных состояний и процессов изучает
психология человеческого общения.
Сознание, мышление и многие другие психологические явления не даны
человеческому индивиду от рождения, а формируются в индивидуальном
развитии, в процессе его воспитания и образования. Отсюда понятна связь
психологии человека с педагогикой.
Профессия педагога – одна из самых древнейших в мире. Педагогами
называют людей, имеющих соответствующую подготовку и профессионально
занимающихся педагогической деятельностью, то есть вопросами воспитания,
образования и обучения. Проблема педагога, его роли в обществе – одна из
самых важных в современном обществе.
Какими будут результаты труда педагогов – воспитателей сегодня – такими
будет общество завтра.
Между тем трудно представить себе другую деятельность, столь же
разнообразную и столь же требовательную к качествам и возможностью
исполнителя.
Требование к педагогу определяется не только большой возможностью, но и
редким своеобразием педагогической деятельностью.
Прежде всего следует иметь в виду, что педагога лишь наполовину наука, а
наполовину искусство. Поэтому требование к профессиональному педагогу –
наличие педагогических способностей.
Воспитательный процесс идет в семье, в школе, внешкольных учреждениях,
при всех формальных и неформальных контактов воспитанников с другими
людьми, его обращение к литературе, искусству.
Также черта воспитательного процесса – его длительность. Нельзя быстро
воспитать чуткого, трудолюбивого человека, особенно медленно идет процесс
перевоспитания. Часто педагог, прикладывая много сил, долго не видит
позитивных изменений. Успешно работать в таких условиях может только
терпеливый оптимист. Терпение и оптимизм – важные профессиональные
качества педагога.
Воспитанник – это не только объект, но и субъект воспитания. Поэтому важная
задача педагога воспитать у учащихся потребность в самоанализе, самооценке,
самовоспитании. Необходимо пробудить их внутреннюю активность, развить их
самостоятельность. Решение этих задач требует от педагога способности видеть
ситуацию глазами другого человека, уметь поставить себя на место своего
воспитанника и взглянуть на проблему его глазами. Особенность воспитания –
это деятельность, устремленная в будущее. Надо помнить, что воспитанники
вступают в жизнь при изменившихся условиях, иных общественных отношениях.
Поэтому в воспитательной работе следует учитывать не только потребность
сегодняшнего дня, но и перспективы технического процесса общественного
развития.
Педагог и его работа.
Профессия педагога требует высокого напряжения, большой выносливости,
быстрых решений, увлеченности.
Педагогика требует от человека всей его жизни. Самозабвенный труд, полная
отдача сил, постоянная отдача себя и постоянное воспитание.
Высший профессионализм – непременное качество и свойство педагога.
Многое в педагогике зависит от таланта и личности педагога, от его душевного
богатства, от содержательности и значительности его внутреннего мира. Талант
педагога – любовь к ученикам, к процессу работы.
Большое значение в педагогике имеет опыт, педагогическое мастерство.
Педагог должен быть внимательным, строгим, взыскательным, гуманным, полон
веры в людей и великой веры к творчеству. Главное в педагогике: обучение и
воспитание. Педагог не только преподаватель, но и воспитатель: он должен
учить добру.
Настоящие педагоги, любят свое дело, умеют увлечь занятиями музыкой даже
малоодаренных учеников, именно это помогает каждому их них максимально
развить свои задатки.
У каждого ученика есть что- то хорошее, нужно найти это что – то и использовать
в воспитании к профессиональной работе.
Основная задача педагога – давать знания и умения, необходимые для
самостоятельной работы.
Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является
любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в
этой области. Которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая
интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и
нравственности, профессиональное владение разнообразными методами
общения и воспитание детей.
Итак, профессия педагога показа людям, которых можно охарактеризовать
так: педагогически одаренные, высоконравственные, общительный оптимист,
труженик, любящий людей.
Список использованной литературы:
1.Г.Урунтаева «Детская психология», М. Издательский центр «Академия»,2008 г.
2. М. Милич, «Воспитание ученика – пианиста», К. «Музыкальная Украина», 1979
г.
3. А.А. Радугина, «Психология и педагогика», издательство «Центр», 1999 г.