Напоминание

"Психология педагогической деятельности"


Автор: Зверева Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ им.Г.Кукуевицкого" , г.Сургут
Населённый пункт: Город Сургут, Тюменская обл.
Наименование материала: методическая работа
Тема: "Психология педагогической деятельности"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБОУ ДО «Детская музыкальная школа искусств им.Г.Кукуевицкого» г.Сургута

Преподаватель: Зверева Татьяна Владимировна

Психология педагогической деятельности

Содержание

1.Что изучает психология

2.Нравственно-психологический образ педагога

3.Профессия педагога

Введение

Педагогическая

психология

это

цель

изучение

психологических

закономерностей, обучения воспитания человека. Она исследует формирование

у учащихся, мышления , изучает проблемы управления процессом усвоения.

К разделам педагогической психологии относятся

- психология обучения;

- психология воспитания;

- психология учителя.

Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека,

знания и функционирования с центральной нервной системой.

Сознание, мышление и другие психологические явления не даны человеку от

рождения, а формируются в индивидуальном развитии.

Психология обладает особыми качествами по сравнению с другими научными

дисциплинами.

Как

и

системой

знаний

ею

владеют

немногие.

Однако

с

областью явлений, изучаемых этой наукой сталкиваются все: она представлена в

виде наших собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти,

мышления, речи воли, воображения, интересов эмоций сновидений и так далее.

Психология (psyche – душа, logos – учение, наука) как раз изучает этот мир

душевных явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых

самим человеком.

Важно

понять,

что

хотят,

что

могут

окружающие

нас

люди

,

как

ориентироваться

в

особенности

личности

,

мотивов

поведения

,

памяти

и

мышления , характера темперамента.

Важно

понять

свои

возможности,

достоинства

и

недостатки,

уметь

психологически

охарактеризовать

самого

себя

как

личность.

Этим

задачам

отвечает система знаний, именуемая психологией. Она полезна человеку для

личных

целей,

чтобы

понимать

состояние

собственной

души,

а

при

необходимости сознательно вносит в него изменения.

Психология необходима родителям и педагогам, чтобы знать, что происходит

в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать

их психологическое развитие. Так же она необходима для делового человека,

чтобы принимать ответственные решения с учетом состояния партнера.

При

непосредственном

участии

таких

психологических

явлений,

как

ощущение

и

воспитание,

внимание

и

воображение,

память

и

мышление

человека познает себя и окружающий мир.

Психология, изучающая эти явления, называется психологией познавательных

процессов.

Другие психологические явления определяют возможность самореализации

человека и как он относится к людям, мобилизируют его на целенаправленные

действия,

то

есть

управляют

поступками

человека.

Их

именуют

психологическими

свойствами

и

состояниями

личности.

Это

характер,

потребности

и

мотивами,

волю

чувствам,

эмоции

и

другое.

Эти

душевные

явления называют психологией личности.

Человек повседневно общается с другими людьми, без чего невозможно его

интеллектуальное и нравственное развитие, профессиональная деятельность. В

ходе такого общения складывается межличностные отношения между людьми –

официальные и неофициальные, деловые и личные. Психологические аспекты

данных явлений, включенность в них душевных состояний и процессов изучает

психология человеческого общения.

Сознание, мышление и многие другие психологические явления не даны

человеческому индивиду от рождения, а формируются в индивидуальном

развитии, в процессе его воспитания и образования. Отсюда понятна связь

психологии человека с педагогикой.

Профессия педагога – одна из самых древнейших в мире. Педагогами

называют людей, имеющих соответствующую подготовку и профессионально

занимающихся педагогической деятельностью, то есть вопросами воспитания,

образования и обучения. Проблема педагога, его роли в обществе – одна из

самых важных в современном обществе.

Какими будут результаты труда педагогов – воспитателей сегодня – такими

будет общество завтра.

Между тем трудно представить себе другую деятельность, столь же

разнообразную и столь же требовательную к качествам и возможностью

исполнителя.

Требование к педагогу определяется не только большой возможностью, но и

редким своеобразием педагогической деятельностью.

Прежде всего следует иметь в виду, что педагога лишь наполовину наука, а

наполовину искусство. Поэтому требование к профессиональному педагогу –

наличие педагогических способностей.

Воспитательный процесс идет в семье, в школе, внешкольных учреждениях,

при всех формальных и неформальных контактов воспитанников с другими

людьми, его обращение к литературе, искусству.

Также черта воспитательного процесса – его длительность. Нельзя быстро

воспитать чуткого, трудолюбивого человека, особенно медленно идет процесс

перевоспитания. Часто педагог, прикладывая много сил, долго не видит

позитивных изменений. Успешно работать в таких условиях может только

терпеливый оптимист. Терпение и оптимизм – важные профессиональные

качества педагога.

Воспитанник – это не только объект, но и субъект воспитания. Поэтому важная

задача педагога воспитать у учащихся потребность в самоанализе, самооценке,

самовоспитании. Необходимо пробудить их внутреннюю активность, развить их

самостоятельность. Решение этих задач требует от педагога способности видеть

ситуацию глазами другого человека, уметь поставить себя на место своего

воспитанника и взглянуть на проблему его глазами. Особенность воспитания –

это деятельность, устремленная в будущее. Надо помнить, что воспитанники

вступают в жизнь при изменившихся условиях, иных общественных отношениях.

Поэтому в воспитательной работе следует учитывать не только потребность

сегодняшнего дня, но и перспективы технического процесса общественного

развития.

Педагог и его работа.

Профессия педагога требует высокого напряжения, большой выносливости,

быстрых решений, увлеченности.

Педагогика требует от человека всей его жизни. Самозабвенный труд, полная

отдача сил, постоянная отдача себя и постоянное воспитание.

Высший профессионализм – непременное качество и свойство педагога.

Многое в педагогике зависит от таланта и личности педагога, от его душевного

богатства, от содержательности и значительности его внутреннего мира. Талант

педагога – любовь к ученикам, к процессу работы.

Большое значение в педагогике имеет опыт, педагогическое мастерство.

Педагог должен быть внимательным, строгим, взыскательным, гуманным, полон

веры в людей и великой веры к творчеству. Главное в педагогике: обучение и

воспитание. Педагог не только преподаватель, но и воспитатель: он должен

учить добру.

Настоящие педагоги, любят свое дело, умеют увлечь занятиями музыкой даже

малоодаренных учеников, именно это помогает каждому их них максимально

развить свои задатки.

У каждого ученика есть что- то хорошее, нужно найти это что – то и использовать

в воспитании к профессиональной работе.

Основная задача педагога – давать знания и умения, необходимые для

самостоятельной работы.

Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является

любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в

этой области. Которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая

интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и

нравственности, профессиональное владение разнообразными методами

общения и воспитание детей.

Итак, профессия педагога показа людям, которых можно охарактеризовать

так: педагогически одаренные, высоконравственные, общительный оптимист,

труженик, любящий людей.

Список использованной литературы:

1.Г.Урунтаева «Детская психология», М. Издательский центр «Академия»,2008 г.

2. М. Милич, «Воспитание ученика – пианиста», К. «Музыкальная Украина», 1979

г.

3. А.А. Радугина, «Психология и педагогика», издательство «Центр», 1999 г.



В раздел образования