Автор: Власова Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №744
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Что читать дошкольникам"
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Статья
Тема: Что читать дошкольникам
Воспитатель высшей категории
ГБОУ Школа №224
Дошкольное отделение
Власова Татьяна Юрьевна
г. Москва,2017г.
Что читать дошкольникам
\
Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребёнок
бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою,
проживает вместе с ним все события, о которых ведётся повествование.
Если такого сопереживания не происходит - книга или фильм проходит
мимо ребёнка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги и
фильмы для малыша, важно обращать внимание прежде всего на то,
каковы
их
герои
(к
чему
они
стремятся,
как
поступают,
в
какие
отношения вступают с другими персонажами), и на то, насколько живо,
интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не
возникнет).
Малыш
начинает
понимать
человеческую
речь
ещё
до
того,
как
научится говорить сам. Легче всего ему понимать ситуативно-бытовую
речь
взрослых,
включённую
в
непосредственно
воспринимаемую
ситуацию. В этом случае сама ситуация помогает малышу: он видит то,
о чём говорят взрослые.
Восприятие устного рассказа - более сложное умение, ведь в наличной
ситуации нет ничего из того, что присутствует в рассказе. Поэтому
воспринимать
рассказ
малыша
надо
учить
-
и
его
способность
понимать
книги
и
сказки
развивается,
когда
вы
рассказываете
или
читаете ему. Огромную помощь в этом оказывают картинки. По мере
того
как
малыш
растёт,
постепенно
расширяется
круг
историй,
доступных его пониманию, - но только при условии, что вы читаете и
рассказываете ему достаточно много.
Поэтому
возрастные
границы
каждой
ступени
восприятия
историй
довольно размыты. Если вы много рассказываете и читаете своему
сыну
или
дочери,
ориентируйтесь
на
нижнюю
границу
каждой
возрастной ступени (см. ниже), если мало - на верхнюю.
1.
Истории для самых маленьких (для детей примерно от 1,5-2 до 3- 4 лет)
"Репка", "Курочка-Ряба", "Теремок", "Колобок" - все эти сказки можно
рассказывать малышу начиная уже с полутора-двух лет, показывая ему
картинки и рассматривая их вместе с ним. К ним можно добавить
русские народные потешки, стихи Агнии Барто для малышей ("Идёт
бычок, качается...", "Наша Таня горько плачет..." и другие), "Цыплёнка"
Корнея Чуковского и "Цыплёнка и утёнка" Владимира Сутеева.
Это очень короткие истории, либо описывающие какое-то одно событие
(Курочка-Ряба снесла золотое яичко, Таня уронила в речку мячик и
тому подобное), либо выстроенные как цепочка однотипных эпизодов
(сначала репку тянет один дед, потом дед вместе с бабкой и так далее).
Они рассказаны простыми предложениями, в них много повторов и
рифм, и для их понимания достаточно относительно небольшого запаса
слов. Многие из них представляют собой как бы переходные формы от
потешек (типа "Сорока-ворона кашку варила...") к сказкам.
Как правило, маленькие дети с удовольствием слушают эти сказки и
стихи по многу раз. Когда малыш будет уже достаточно хорошо знать
ту или иную сказку, предложите ему рассказать её самому, пользуясь
картинками
и
опираясь
на
вашу
помощь.
Если
малышу
нравится
слушать
сказки
и
стихи
первого
раздела,
попробуйте
постепенно
добавить несколько книжек и из второго раздела (только обязательно с
картинками).
Совсем маленьким детям (в полтора-два и даже в три года) эти сказки
лучше
всего
не
читать,
а
рассказывать,
показывая
им
картинки
и
рассматривая их вместе. Малышу всегда легче воспринимать текст с
опорой на картинки, поэтому, рассказывая или читая ему первые сказки
и стихи, обязательно показывайте ему всех персонажей на картинках и
рассматривайте картинки вместе с ним.
Примечание: если вы сможете найти диапроектор и диафильмы с этими
сказками,
обязательно
покажите
их
малышу
-
диафильмы
гораздо
лучше
воспринимаются,
чем
мультфильмы,
от
них
меньше
устают
глаза, и они помогают понимать текст (а не заменяют его действием, как
это происходит в мультфильмах).
Малышу
очень
важно,
чтобы
история
хорошо
кончалась.
Хороший
конец дарит ему чувство надёжности мира, тогда как плохой (в том
числе
и
реалистичный)
конец
способствует
возникновению
всевозможных страхов. Поэтому "Теремок" лучше рассказывать в том
варианте, когда после того, как теремок развалился, звери построили
новый, ещё лучше прежнего. С хорошим концом стоит первоначально
рассказывать
и
"Колобок"
-
например,
придумав,
как
Колобок
в
последний момент сумел обхитрить Лису и убежать от неё.
Если вы много разговариваете и играете с малышом и рано начали
рассказывать и читать ему сказки, то уже в два с половиной или три
года можно переходить к книжкам следующего раздела. Однако дети, с
которыми мало разговаривают и которым мало рассказывают и читают
сказки, могут "дорасти" до книжек следующего раздела лишь к пяти-
шести годам, а то и позже, особенно если они много смотрят телевизор
и не привыкли воспринимать рассказ на слух.
2.
Истории чуть посложнее (для детей примерно от 2,5-3 до 6-7 лет)
На второй "ступеньке сложности" можно поставить многочисленные
книжки
Владимира
Сутеева
("Под
грибом",
"Палочка-выручалочка",
"Яблоко" и другие), многие стихотворные сказки Корнея Чуковского
("Телефон", "Федорино горе", "Мойдодыр", "Айболит"),
стихи Самуила Маршака ("Усатый- полосатый", "Где обедал, воробей?",
"Вот
какой
рассеянный"
и
другие),
а
также
его
переводы
детских
английских стишков (например, "Перчатки", "В гостях у королевы",
"Кораблик", "Шалтай-Болтай"). Сюда же относятся народные сказки о
животных ("Хвосты", "Кот и лиса", "Лисичка со скалочкой", "Заюшкина
избушка"
и
другие),
басни
Сергея
Михалкова
("Кто
кого?",
"Услужливый заяц", "Друзья в походе") и многие другие истории.
Примечание: некоторые из сказок К. Чуковского достаточно страшны
для малышей, и их лучше читать не раньше пяти-шести
лет - они включены в раздел 3.
•
Эти
истории
уже
немного
длиннее;
как
правило,
они
состоят
из
не скольких
отдельных
эпизодов,
связанных
по
с м ы с л у.
Взаимоотношения их героев становятся чуть-чуть более сложными,
усложняются диалоги; для понимания этих историй малышу нужен
больший запас слов.
По-прежнему остаётся важным хороший конец и отсутствие слишком
страшных
событий
(даже
если
они
хорошо
кончаются).
Поэтому
знакомство с большинством волшебных сказок лучше отложить хотя
бы
лет
до
шести-семи.
Даже
"Красная
Шапочка"
часто
пугает
маленьких
детей.
Дети,
которым
волшебные
сказки
начинают
рассказывать или читать рано (в четыре-пять лет), в лучшем случае
потом
их
просто
не
любят,
в
худшем
-
у
них
могут
развиться
всевозможные страхи и кошмары. Так что, если вы много читаете
малышу
и
он
быстро
освоил
этот
раздел,
выбирайте
из
книг
следующего
раздела
те,
где
не
происходит
ничего
страшного
-
например, рассказы Носова, истории Николая Грибачева про зайца
Коську и его друзей или повести Астрид Линдгрен.
Если вы много разговариваете и играете с малышом, и достаточно рано
начали рассказывать ему сказки и читать книжки, то истории этого
раздела будут наиболее интересны ему в три-четыре года, а лет в пять
он уже вполне сможет дополнять их книжками следующего раздела.
Полюбившиеся
истории
ребёнок
будет
охотно
слушать
и
читать
и
позже, с удовольствием вновь и вновь проживая ситуации, в которые
попадают любимые герои.
А начиная читать самостоятельно (будь то в пять, шесть, семь или даже
восемь лет), ребёнку стоит снова вернуться к сказкам и рассказам этого
раздела - они короткие и простые, их сопровождают многочисленные
я р к и е
ка р т и н к и ,
п ом о г а ю щ и е
п р е од о л е в ат ь
т р уд н о с т и
самостоятельного чтения. Начинать учиться пересказывать тоже лучше
по достаточно простым текстам, поэтому некоторые из рассказов этого
раздела часто включаются в учебники и хрестоматии по чтению для
начальной школы.
Если же ребёнок много смотрит телевизор и видео и мало слушает
сказки и книжки, ему может быть трудно воспринимать истории этого
раздела
в
четыре-пять
лет
(не
считая,
конечно,
снятых
по
ним
мультфильмов).
В
этом
случае
на
книжках
этого
раздела
можно
задержаться лет до шести-семи, постепенно добавляя к ним сказки и
рассказы следующего уровня.
3.
Забавные рассказы и увлекательные приключения (для детей примерно
от 5-6 до 8-9 лет)
Книги этого раздела - очень разные. Здесь есть истории на все вкусы: и
страшные
сказки
(например,
волшебные
сказки
разных
народов
в
пересказе для детей), и забавные и весёлые приключения (например,
приключения Незнайки и ослика Мафина, Буратино и Муми-троллей,
зайца Коськи и Пеппи Длинный чулок), и ироничные повествования
Григория Остера и Алана Милна. Есть коротенькие басни и длинные
повести, стихи и проза.
Объединяет их то, что всё это истории для дошкольников, которые
любят слушать и читать книжки; "телевизионные" дети их обычно не
понимают - они не могут сосредоточиться на слушании достаточно
длинных историй, и им не хватает воображения, чтобы представить
себе описываемые в них события.
Некоторые из этих книг издаются в разных вариантах - с большим
количеством ярких картинок или в более "взрослом" виде, где картинок
мало или нет совсем. Дошкольникам, даже самым старшим и умным,
лучше покупать книжки в ярком и красочном оформлении, картинки
помогают им представлять себе героев книги и события, которые с
ними происходят.
Если до школы ребёнку читали очень мало, ему может быть трудно
воспринимать
эти
истории
и
в
восемь-девять
лет.
В
этом
случае
простого чтения ребёнку часто уже недостаточно для того, чтобы он
научился
понимать
художественные
тексты.
С
такими
детьми
необходимо проводить специальные коррекционно-обучающие занятия
-
иначе
они
не
смогут
справиться
со
школьной
программой,
а
их
внутренний мир останется неразвитым и примитивным.
Дети, которым много читают, вполне могут полюбить до школы и
некоторые из книг следующего раздела (они несколько сложнее по
языку и сюжету, и обычно их читают школьники лет 7-11).
4.
Более
сложные
истории,
интересные
старшим
дошкольникам,
которые
любят
слушать
и
читать
книги
и
уже
прочитали
большинство
историй
из
прошлого
раздела
(обычно
эти
книги
читают
школьники
лет
7-11,
а
нередко
-
и
с
удовольствием
-
взрослые)
"Аленький цветочек" и "Королевство кривых зеркал", "Маугли" и
"Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" - эти и многие
другие книги, включаемые обычно в списки чтения для школьников,
вполне доступны многим дошкольникам, если они
любят слушать и читать книги и уже прочитали большинство историй
из прошлого раздела. В книгах этой группы смысловая картина мира
становится
более
сложной
и
расчленённой.
Их
герои
переживают
моральные
конфликты,
учатся
понимать
других
людей
и
строить
отношения
с
ними,
их
взаимоотношения
усложняются
и
могут
изменяться
по
ходу
действия.
Сложнее
становится
и
сам
текст:
удлиняется и становится более разветвлённым сюжет, большое место
начинает занимать описание чувств и переживаний героев, добавляются
описания, авторские отступления и размышления героев, одна и та же
ситуация может показываться с позиций разных героев.
*
Переходить к книгам этой группы до школы вовсе не обязательно, это
стоит делать лишь в том случае, если вы уже перечитали с ребёнком
большинство книжек третьего раздела. И ещё: поскольку эти книги
сложнее и по языку, и по содержанию, ребёнку лучше читать их вместе
с вами - даже если он уже вполне
прилично читает