Напоминание

"Что читать дошкольникам"


Автор: Власова Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №744
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Что читать дошкольникам"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное образовательное учреждение

Статья

Тема: Что читать дошкольникам

Воспитатель высшей категории

ГБОУ Школа №224

Дошкольное отделение

Власова Татьяна Юрьевна

г. Москва,2017г.

Что читать дошкольникам

\

Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребёнок

бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою,

проживает вместе с ним все события, о которых ведётся повествование.

Если такого сопереживания не происходит - книга или фильм проходит

мимо ребёнка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги и

фильмы для малыша, важно обращать внимание прежде всего на то,

каковы

их

герои

чему

они

стремятся,

как

поступают,

в

какие

отношения вступают с другими персонажами), и на то, насколько живо,

интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не

возникнет).

Малыш

начинает

понимать

человеческую

речь

ещё

до

того,

как

научится говорить сам. Легче всего ему понимать ситуативно-бытовую

речь

взрослых,

включённую

в

непосредственно

воспринимаемую

ситуацию. В этом случае сама ситуация помогает малышу: он видит то,

о чём говорят взрослые.

Восприятие устного рассказа - более сложное умение, ведь в наличной

ситуации нет ничего из того, что присутствует в рассказе. Поэтому

воспринимать

рассказ

малыша

надо

учить

-

и

его

способность

понимать

книги

и

сказки

развивается,

когда

вы

рассказываете

или

читаете ему. Огромную помощь в этом оказывают картинки. По мере

того

как

малыш

растёт,

постепенно

расширяется

круг

историй,

доступных его пониманию, - но только при условии, что вы читаете и

рассказываете ему достаточно много.

Поэтому

возрастные

границы

каждой

ступени

восприятия

историй

довольно размыты. Если вы много рассказываете и читаете своему

сыну

или

дочери,

ориентируйтесь

на

нижнюю

границу

каждой

возрастной ступени (см. ниже), если мало - на верхнюю.

1.

Истории для самых маленьких (для детей примерно от 1,5-2 до 3- 4 лет)

"Репка", "Курочка-Ряба", "Теремок", "Колобок" - все эти сказки можно

рассказывать малышу начиная уже с полутора-двух лет, показывая ему

картинки и рассматривая их вместе с ним. К ним можно добавить

русские народные потешки, стихи Агнии Барто для малышей ("Идёт

бычок, качается...", "Наша Таня горько плачет..." и другие), "Цыплёнка"

Корнея Чуковского и "Цыплёнка и утёнка" Владимира Сутеева.

Это очень короткие истории, либо описывающие какое-то одно событие

(Курочка-Ряба снесла золотое яичко, Таня уронила в речку мячик и

тому подобное), либо выстроенные как цепочка однотипных эпизодов

(сначала репку тянет один дед, потом дед вместе с бабкой и так далее).

Они рассказаны простыми предложениями, в них много повторов и

рифм, и для их понимания достаточно относительно небольшого запаса

слов. Многие из них представляют собой как бы переходные формы от

потешек (типа "Сорока-ворона кашку варила...") к сказкам.

Как правило, маленькие дети с удовольствием слушают эти сказки и

стихи по многу раз. Когда малыш будет уже достаточно хорошо знать

ту или иную сказку, предложите ему рассказать её самому, пользуясь

картинками

и

опираясь

на

вашу

помощь.

Если

малышу

нравится

слушать

сказки

и

стихи

первого

раздела,

попробуйте

постепенно

добавить несколько книжек и из второго раздела (только обязательно с

картинками).

Совсем маленьким детям (в полтора-два и даже в три года) эти сказки

лучше

всего

не

читать,

а

рассказывать,

показывая

им

картинки

и

рассматривая их вместе. Малышу всегда легче воспринимать текст с

опорой на картинки, поэтому, рассказывая или читая ему первые сказки

и стихи, обязательно показывайте ему всех персонажей на картинках и

рассматривайте картинки вместе с ним.

Примечание: если вы сможете найти диапроектор и диафильмы с этими

сказками,

обязательно

покажите

их

малышу

-

диафильмы

гораздо

лучше

воспринимаются,

чем

мультфильмы,

от

них

меньше

устают

глаза, и они помогают понимать текст (а не заменяют его действием, как

это происходит в мультфильмах).

Малышу

очень

важно,

чтобы

история

хорошо

кончалась.

Хороший

конец дарит ему чувство надёжности мира, тогда как плохой (в том

числе

и

реалистичный)

конец

способствует

возникновению

всевозможных страхов. Поэтому "Теремок" лучше рассказывать в том

варианте, когда после того, как теремок развалился, звери построили

новый, ещё лучше прежнего. С хорошим концом стоит первоначально

рассказывать

и

"Колобок"

-

например,

придумав,

как

Колобок

в

последний момент сумел обхитрить Лису и убежать от неё.

Если вы много разговариваете и играете с малышом и рано начали

рассказывать и читать ему сказки, то уже в два с половиной или три

года можно переходить к книжкам следующего раздела. Однако дети, с

которыми мало разговаривают и которым мало рассказывают и читают

сказки, могут "дорасти" до книжек следующего раздела лишь к пяти-

шести годам, а то и позже, особенно если они много смотрят телевизор

и не привыкли воспринимать рассказ на слух.

2.

Истории чуть посложнее (для детей примерно от 2,5-3 до 6-7 лет)

На второй "ступеньке сложности" можно поставить многочисленные

книжки

Владимира

Сутеева

("Под

грибом",

"Палочка-выручалочка",

"Яблоко" и другие), многие стихотворные сказки Корнея Чуковского

("Телефон", "Федорино горе", "Мойдодыр", "Айболит"),

стихи Самуила Маршака ("Усатый- полосатый", "Где обедал, воробей?",

"Вот

какой

рассеянный"

и

другие),

а

также

его

переводы

детских

английских стишков (например, "Перчатки", "В гостях у королевы",

"Кораблик", "Шалтай-Болтай"). Сюда же относятся народные сказки о

животных ("Хвосты", "Кот и лиса", "Лисичка со скалочкой", "Заюшкина

избушка"

и

другие),

басни

Сергея

Михалкова

("Кто

кого?",

"Услужливый заяц", "Друзья в походе") и многие другие истории.

Примечание: некоторые из сказок К. Чуковского достаточно страшны

для малышей, и их лучше читать не раньше пяти-шести

лет - они включены в раздел 3.

Эти

истории

уже

немного

длиннее;

как

правило,

они

состоят

из

не скольких

отдельных

эпизодов,

связанных

по

с м ы с л у.

Взаимоотношения их героев становятся чуть-чуть более сложными,

усложняются диалоги; для понимания этих историй малышу нужен

больший запас слов.

По-прежнему остаётся важным хороший конец и отсутствие слишком

страшных

событий

(даже

если

они

хорошо

кончаются).

Поэтому

знакомство с большинством волшебных сказок лучше отложить хотя

бы

лет

до

шести-семи.

Даже

"Красная

Шапочка"

часто

пугает

маленьких

детей.

Дети,

которым

волшебные

сказки

начинают

рассказывать или читать рано (в четыре-пять лет), в лучшем случае

потом

их

просто

не

любят,

в

худшем

-

у

них

могут

развиться

всевозможные страхи и кошмары. Так что, если вы много читаете

малышу

и

он

быстро

освоил

этот

раздел,

выбирайте

из

книг

следующего

раздела

те,

где

не

происходит

ничего

страшного

-

например, рассказы Носова, истории Николая Грибачева про зайца

Коську и его друзей или повести Астрид Линдгрен.

Если вы много разговариваете и играете с малышом, и достаточно рано

начали рассказывать ему сказки и читать книжки, то истории этого

раздела будут наиболее интересны ему в три-четыре года, а лет в пять

он уже вполне сможет дополнять их книжками следующего раздела.

Полюбившиеся

истории

ребёнок

будет

охотно

слушать

и

читать

и

позже, с удовольствием вновь и вновь проживая ситуации, в которые

попадают любимые герои.

А начиная читать самостоятельно (будь то в пять, шесть, семь или даже

восемь лет), ребёнку стоит снова вернуться к сказкам и рассказам этого

раздела - они короткие и простые, их сопровождают многочисленные

я р к и е

ка р т и н к и ,

п ом о г а ю щ и е

п р е од о л е в ат ь

т р уд н о с т и

самостоятельного чтения. Начинать учиться пересказывать тоже лучше

по достаточно простым текстам, поэтому некоторые из рассказов этого

раздела часто включаются в учебники и хрестоматии по чтению для

начальной школы.

Если же ребёнок много смотрит телевизор и видео и мало слушает

сказки и книжки, ему может быть трудно воспринимать истории этого

раздела

в

четыре-пять

лет

(не

считая,

конечно,

снятых

по

ним

мультфильмов).

В

этом

случае

на

книжках

этого

раздела

можно

задержаться лет до шести-семи, постепенно добавляя к ним сказки и

рассказы следующего уровня.

3.

Забавные рассказы и увлекательные приключения (для детей примерно

от 5-6 до 8-9 лет)

Книги этого раздела - очень разные. Здесь есть истории на все вкусы: и

страшные

сказки

(например,

волшебные

сказки

разных

народов

в

пересказе для детей), и забавные и весёлые приключения (например,

приключения Незнайки и ослика Мафина, Буратино и Муми-троллей,

зайца Коськи и Пеппи Длинный чулок), и ироничные повествования

Григория Остера и Алана Милна. Есть коротенькие басни и длинные

повести, стихи и проза.

Объединяет их то, что всё это истории для дошкольников, которые

любят слушать и читать книжки; "телевизионные" дети их обычно не

понимают - они не могут сосредоточиться на слушании достаточно

длинных историй, и им не хватает воображения, чтобы представить

себе описываемые в них события.

Некоторые из этих книг издаются в разных вариантах - с большим

количеством ярких картинок или в более "взрослом" виде, где картинок

мало или нет совсем. Дошкольникам, даже самым старшим и умным,

лучше покупать книжки в ярком и красочном оформлении, картинки

помогают им представлять себе героев книги и события, которые с

ними происходят.

Если до школы ребёнку читали очень мало, ему может быть трудно

воспринимать

эти

истории

и

в

восемь-девять

лет.

В

этом

случае

простого чтения ребёнку часто уже недостаточно для того, чтобы он

научился

понимать

художественные

тексты.

С

такими

детьми

необходимо проводить специальные коррекционно-обучающие занятия

-

иначе

они

не

смогут

справиться

со

школьной

программой,

а

их

внутренний мир останется неразвитым и примитивным.

Дети, которым много читают, вполне могут полюбить до школы и

некоторые из книг следующего раздела (они несколько сложнее по

языку и сюжету, и обычно их читают школьники лет 7-11).

4.

Более

сложные

истории,

интересные

старшим

дошкольникам,

которые

любят

слушать

и

читать

книги

и

уже

прочитали

большинство

историй

из

прошлого

раздела

(обычно

эти

книги

читают

школьники

лет

7-11,

а

нередко

-

и

с

удовольствием

-

взрослые)

"Аленький цветочек" и "Королевство кривых зеркал", "Маугли" и

"Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" - эти и многие

другие книги, включаемые обычно в списки чтения для школьников,

вполне доступны многим дошкольникам, если они

любят слушать и читать книги и уже прочитали большинство историй

из прошлого раздела. В книгах этой группы смысловая картина мира

становится

более

сложной

и

расчленённой.

Их

герои

переживают

моральные

конфликты,

учатся

понимать

других

людей

и

строить

отношения

с

ними,

их

взаимоотношения

усложняются

и

могут

изменяться

по

ходу

действия.

Сложнее

становится

и

сам

текст:

удлиняется и становится более разветвлённым сюжет, большое место

начинает занимать описание чувств и переживаний героев, добавляются

описания, авторские отступления и размышления героев, одна и та же

ситуация может показываться с позиций разных героев.

*

Переходить к книгам этой группы до школы вовсе не обязательно, это

стоит делать лишь в том случае, если вы уже перечитали с ребёнком

большинство книжек третьего раздела. И ещё: поскольку эти книги

сложнее и по языку, и по содержанию, ребёнку лучше читать их вместе

с вами - даже если он уже вполне

прилично читает



В раздел образования