Авторы: Сидорова Анна Михайловна, Анна Михайловна Сидорова
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ОАНО СОШ "Веритас"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательной самостоятельности учащихся на уроках математики
Раздел: среднее образование
Развитие познавательной самостоятельности учащихся на уроках математики
Современное активно развивающееся общество предъявляет новые требования к системе
образования, основной задачей которого в настоящее время является формирование у
обучающихся способности к самостоятельной познавательной деятельности. Такая
деятельность, кроме обучающих целей, несет в себе воспитательную, развивающую и
другие функции. Обучающихся важно научить самостоятельно овладевать знаниями,
применять их не только в учении, но и в практической деятельности.
Актуальность данной темы подтверждается и требованиями федерального
государственного образовательного стандарта, согласно которому самостоятельная
познавательная деятельность учеников является приоритетной.
На мой взгляд, наиболее эффективными технологиями организации познавательной
самостоятельности обучающихся на уроках математики являются следующие:
1. Технология привлечения жизненного опыта учащихся. Значительную роль в усвоении
материала играют работы практического характера. Как показывает практика, школьники
зачастую запоминают только то, над чем потрудились их руки, например, рисовали,
чертили, вырезали – это и служит опорой их памяти. На своих уроках я часто использую
модели геометрических фигур, изготовленных самими учащимися.
2. Технология самостоятельной работы с учебной литературой. Здесь можно выделить
следующие наиболее распространенные виды работы с учебником: чтение текста про
себя, чтение текста вслух; воспроизведение содержания прочитанного текста; анализ
прочитанного текста и разбиение его на смысловые части, выделение главного (в начале с
помощью учителя, потом самостоятельно); нахождение ранее изученного или
неизученного материала в тексте; работа над понятием, термином; составление
конспекта, схемы, таблицы, графика на основе изученного материала.
3. Технология создания проблемной ситуации, в процессе которой сочетаются поисковая
деятельность учащихся с усвоением знаний. Они возникают тогда, когда перед учащимися
поставлена познавательная задача, которую они не могут решить сразу. Для того, чтобы её
решить, ответить на возникший вопрос, учащимся необходимо приложить определённые
усилия, провести наблюдения, сравнить полученные данные, проанализировать их и
сделать соответствующий вывод.
4. Технология применения задач с избыточными данными. Решение задач данного типа
позволяет выявить, как учащиеся из совокупности данных им величин выделяют именно
те, которые представляют собой систему отношений математических величин и являются
необходимыми и достаточными для решения задачи. Это развивает у учащихся умения
мыслить, рассуждать, исследовать и сравнивать, стоить логическую цепь рассуждений,
выделять проблему и выбирать наиболее эффективные пути решения, что направлено на
развитие познавательной самостоятельности.
5. Технология составления математических задач. Данный процесс можно организовать
под руководством учителя или без его помощи, возможна групповая работа, где учащиеся
выполняют ряд действий, операций. Данная организация деятельности выражает активное
отношение учащихся к овладению знаниями, служит стимулом показать свои знания не
только в области математики, но и в других аспектах жизни.
6. Игровые технологии. Игровая деятельность способствует внутренней мотивации к
учению, формированию устойчивого интереса к углублённому изучению данного
предмета, тем самым повышается уровень познавательной самостоятельности учащихся.
Представленные технологии действительно позволяют организовать и активизировать
познавательную деятельность учащихся, что является очень важным. Использование
указанных приемов эффективно способствует развитию различных типов мышления
учащихся, развитию устной речи, включает учащихся в поисковую, творческую
деятельность, способствует повышению качества математической подготовки учащихся.