Автор: Дидковская Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №744
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Специфика этических представлений детей, их развитие"
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Статья
Тема: « Специфика этических
представлений детей, их развитие»
Воспитатель высшей категории
ГБОУ Школа №744
Дошкольное отделение
Дидковская Анна Александровна
г. Москва 2017г.
Специфика этических представлений детей,
их развитие
Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста тесно
связано
с
формированием
представлений.
Отсутствие
у
ребенка
таких
представлений,
незнание
того,
«
что
такое
хорошо
и
что
такое
плохо»,
мешает ему контактировать с окружающими его людьми, может явиться
причиной слез, капризов, негативного отношения к требованиям взрослых.
При
правильном
воспитании
дошкольники
способны
воспринимать
сложные
отношения
между
людьми.
С
возрастом
дети
становятся
более
наблюдательными,
более
объективными
и
точными
в
оценке
поведения
окружающих. Они способны уже к дифференциации и обобщению этических
представлений.
Поэтому
работа
воспитателя
по
формированию
у
детей
гуманного
отношения
к
людям,
ко
всему
живому
должна
быть
целенаправленной, систематической. При этом нужно помнить о доступности
сообщаемых ребенку сведений.
Опыт
показывает, что формирование у детей этических представлений во многом
определяет развитие их чувств и поведение. Неправильные представления о
дружбе, честности, справедливости являются причиной частых конфликтов
между детьми. Поэтому педагог должен прежде всего выяснить, что знают
сами
дети
об
этике
отношений
между
людьми,
какое
конкретное
содержание
вкладывают
они
в
это
понятия
«доброта»,
«честность»,
«справедливость»,
осознают
ли
они
проявления
жестокости,
лживости
себялюбия.
Выявлять
знания
и
формировать
представления
детей
можно,
не
только
задавая
им
прямые
вопросы.
Очень
полезно
проведение
специальных бесед, создание различных педагогических ситуаций, в которых
дети должны быстро принять какое-то решение, что-то сделать, предпринять,
чтобы выйти из ситуации.
Для
развития
этических
представлений
детей
целесообразно
использовать
произведения художественной литературы, в которых не только описывалась
бы конфликтная ситуация, а как в сказках, были бы противопоставлены друг
другу добро и зло.
При
формировании
у
детей
этических
представлений
необходимо
постоянно
ставить
перед
ними
новые
задачи,
сосредотачивать
их
внимание
на
жизненном
опыте.
Например,
можно
предложить
ребенку
рассказать
о
каком-нибудь
случае
несправедливости,
свидетелем
которого
он
был,
и
спросить
у
него,
что
он
сделал
для
того,
чтобы
исправить
эту
несправедливость.
Можно
обратить
внимание
ребенка
на
такой
случай,
когда он сам обошелся с кем-то несправедливо. Конечно, решить подобную
задачу
ребенку
дошкольного
возраста
трудно:
необходимо
обладать
известной
долей
самокритичности,
а
также
иметь
представление
о
непредвзятом отношении как к окружающим, так и к самому себе. Но учить
детей
правильно
оценивать
свои
поступки,
сравнивая
свое
поведение
с
поведением других, - одна из главных задач на пути формирования этических
представлений.
Обращение
к
личному
опыту
детей
дает
возможность
педагогу
выяснить,
какие
этические
понятия
ими
еще
не
усвоены,
и
вести
воспитательную работу в нужном направлении. При этом следует обращать
внимание на эмоциональное состояние ребенка во время таких бесед, чтобы
понять, как он относится к тому, что в данный момент обсуждается.
Выявлению
и
формированию
этических
представлений
детей,
воспитанию их чувств
способствуют и наблюдения за общением детей в
процесс деятельности. Внимательны ли дети друг к другу, когда они вместе
играют, трудятся, занимаются, идут на прогулку и т.п.? Воспитатель должен
видеть каждого ребенка, чтобы мимо его внимания не прошло ни одного
сколько-нибудь
серьезного
нарушения
детьми
общепринятых
этических
норм. Наблюдая за взаимоотношениями детей, их поступками, слыша, как
они отзываются о том или ином поступке, как объясняют его, какую дают
оценку
поведению
своих
товарищей.
Взрослых,
как
оценивают
героев
и
персонажей художественных произведений, можно правильно судить о том,
каковы же их представления о морали.
Уже в младшем дошкольном возрасте дети получают в сжатой, краткой
форме
установку
или
правило,
что
такое
хорошо
и
плохо.
Однако,
если
взрослые
знакомят
детей
с
этическими
представлениями
без
должного
эмоционального с их стороны отношения, формально, сухо, то это мало
способствует развитию у детей чувств.
Чтобы установить определенную взаимосвязь между представлениями
детей и их чувствами, необходимо обращать внимание не только на то, как
понимают дети тот или иной поступок, но и на их эмоциональный отклик на
этот поступок.
Воспитание
у
детей
нравственных
чувств
-
сложный
процесс.
Он
предполагает прежде всего формирование у них этических представлений,
обобщаемых и дифференцированных ( что значит быть хорошим, добрым,
справедливым,
честным,
чутким
и
т.п.).
Методика
формирования
этих
представлений должна основываться на доступных, конкретных, образных
примерах
из
жизни
или
художественных
произведений,
способствующих
развитию нравственного сознания детей, самостоятельности их суждений.
При этом важно, чтобы педагог развивал у детей способность устанавливать
причинно-следственные связи между собственным поведением и тем, как
оно отразиться на других. ( Почему
ты поступаешь так, а не по-другому?
Почему
нужно
быть
чутким,
справедливым?
И
т.п.).
Осознание
детьми
мотивов
поступков
способствует
быстрому
усвоению
ими
этических
представлений и, следовательно, развитию чувств, правильному поведению.