Напоминание

"Специфика этических представлений детей, их развитие"


Автор: Дидковская Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №744
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Специфика этических представлений детей, их развитие"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное образовательное учреждение

Статья

Тема: « Специфика этических

представлений детей, их развитие»

Воспитатель высшей категории

ГБОУ Школа №744

Дошкольное отделение

Дидковская Анна Александровна

г. Москва 2017г.

Специфика этических представлений детей,

их развитие

Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста тесно

связано

с

формированием

представлений.

Отсутствие

у

ребенка

таких

представлений,

незнание

того,

«

что

такое

хорошо

и

что

такое

плохо»,

мешает ему контактировать с окружающими его людьми, может явиться

причиной слез, капризов, негативного отношения к требованиям взрослых.

При

правильном

воспитании

дошкольники

способны

воспринимать

сложные

отношения

между

людьми.

С

возрастом

дети

становятся

более

наблюдательными,

более

объективными

и

точными

в

оценке

поведения

окружающих. Они способны уже к дифференциации и обобщению этических

представлений.

Поэтому

работа

воспитателя

по

формированию

у

детей

гуманного

отношения

к

людям,

ко

всему

живому

должна

быть

целенаправленной, систематической. При этом нужно помнить о доступности

сообщаемых ребенку сведений.

Опыт

показывает, что формирование у детей этических представлений во многом

определяет развитие их чувств и поведение. Неправильные представления о

дружбе, честности, справедливости являются причиной частых конфликтов

между детьми. Поэтому педагог должен прежде всего выяснить, что знают

сами

дети

об

этике

отношений

между

людьми,

какое

конкретное

содержание

вкладывают

они

в

это

понятия

«доброта»,

«честность»,

«справедливость»,

осознают

ли

они

проявления

жестокости,

лживости

себялюбия.

Выявлять

знания

и

формировать

представления

детей

можно,

не

только

задавая

им

прямые

вопросы.

Очень

полезно

проведение

специальных бесед, создание различных педагогических ситуаций, в которых

дети должны быстро принять какое-то решение, что-то сделать, предпринять,

чтобы выйти из ситуации.

Для

развития

этических

представлений

детей

целесообразно

использовать

произведения художественной литературы, в которых не только описывалась

бы конфликтная ситуация, а как в сказках, были бы противопоставлены друг

другу добро и зло.

При

формировании

у

детей

этических

представлений

необходимо

постоянно

ставить

перед

ними

новые

задачи,

сосредотачивать

их

внимание

на

жизненном

опыте.

Например,

можно

предложить

ребенку

рассказать

о

каком-нибудь

случае

несправедливости,

свидетелем

которого

он

был,

и

спросить

у

него,

что

он

сделал

для

того,

чтобы

исправить

эту

несправедливость.

Можно

обратить

внимание

ребенка

на

такой

случай,

когда он сам обошелся с кем-то несправедливо. Конечно, решить подобную

задачу

ребенку

дошкольного

возраста

трудно:

необходимо

обладать

известной

долей

самокритичности,

а

также

иметь

представление

о

непредвзятом отношении как к окружающим, так и к самому себе. Но учить

детей

правильно

оценивать

свои

поступки,

сравнивая

свое

поведение

с

поведением других, - одна из главных задач на пути формирования этических

представлений.

Обращение

к

личному

опыту

детей

дает

возможность

педагогу

выяснить,

какие

этические

понятия

ими

еще

не

усвоены,

и

вести

воспитательную работу в нужном направлении. При этом следует обращать

внимание на эмоциональное состояние ребенка во время таких бесед, чтобы

понять, как он относится к тому, что в данный момент обсуждается.

Выявлению

и

формированию

этических

представлений

детей,

воспитанию их чувств

способствуют и наблюдения за общением детей в

процесс деятельности. Внимательны ли дети друг к другу, когда они вместе

играют, трудятся, занимаются, идут на прогулку и т.п.? Воспитатель должен

видеть каждого ребенка, чтобы мимо его внимания не прошло ни одного

сколько-нибудь

серьезного

нарушения

детьми

общепринятых

этических

норм. Наблюдая за взаимоотношениями детей, их поступками, слыша, как

они отзываются о том или ином поступке, как объясняют его, какую дают

оценку

поведению

своих

товарищей.

Взрослых,

как

оценивают

героев

и

персонажей художественных произведений, можно правильно судить о том,

каковы же их представления о морали.

Уже в младшем дошкольном возрасте дети получают в сжатой, краткой

форме

установку

или

правило,

что

такое

хорошо

и

плохо.

Однако,

если

взрослые

знакомят

детей

с

этическими

представлениями

без

должного

эмоционального с их стороны отношения, формально, сухо, то это мало

способствует развитию у детей чувств.

Чтобы установить определенную взаимосвязь между представлениями

детей и их чувствами, необходимо обращать внимание не только на то, как

понимают дети тот или иной поступок, но и на их эмоциональный отклик на

этот поступок.

Воспитание

у

детей

нравственных

чувств

-

сложный

процесс.

Он

предполагает прежде всего формирование у них этических представлений,

обобщаемых и дифференцированных ( что значит быть хорошим, добрым,

справедливым,

честным,

чутким

и

т.п.).

Методика

формирования

этих

представлений должна основываться на доступных, конкретных, образных

примерах

из

жизни

или

художественных

произведений,

способствующих

развитию нравственного сознания детей, самостоятельности их суждений.

При этом важно, чтобы педагог развивал у детей способность устанавливать

причинно-следственные связи между собственным поведением и тем, как

оно отразиться на других. ( Почему

ты поступаешь так, а не по-другому?

Почему

нужно

быть

чутким,

справедливым?

И

т.п.).

Осознание

детьми

мотивов

поступков

способствует

быстрому

усвоению

ими

этических

представлений и, следовательно, развитию чувств, правильному поведению.



В раздел образования