Автор: Гузель Рустамовна Умерова
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МБОУ "Многопрофильный лицей № 11 им. В. Г. Мендельсона"
Населённый пункт: Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: «Использование новых информационных технологий как средство активизации познавательной деятельности»
Раздел: среднее образование
«Использование новых информационных технологий как средство активизации
познавательной деятельности»
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Человечество вступило в новый
этап своего развития — формируется информационное общество, в котором информация
и информационные процессы становятся одной из важнейших составляющих людей, но и
нового, информационного уклада их жизни и профессиональной деятельности человека и
социума.
Немаловажную роль в этом процессе занимает информатика, как наука и учебный
предмет, т.к. умения и навыки, формирующиеся в рамках курса, в современных условиях
принимают общеобразовательный и общеинтеллектуальный характер и могут быть
перенесены
на
изучение
других
предметов
с
целью
создания
целостного
информационного пространства знаний учащихся.
Компьютер на уроках – это реальная необходимость при возрастающем потоке
информации
и
объеме
знаний.
Его
применение
снимает
многие
противоречия
традиционной образовательной системы обучения и информационной среды обитания
наших учащихся.
Я считаю, что внедрение в практику работы школ ИКТ – технологий является
одним из приоритетных направлений модернизации, позволяющих не только повысить
качество обучения, но и способствующих развитию информационной компетентности,
раскрытию интеллектуально-творческого потенциала личности ученика.
Использование компьютерных технологий на уроках в школе за последнее
десятилетие
получило
широкое
распространение,
что
связано
с
глобальной
информатизацией общества и появлением Интернета. Новые учебные технологии
предоставляют огромные возможности организации учебного процесса. Это шанс для
учителя повысить мотивацию учащихся к приобретению знаний через организацию
учебной и внеурочной деятельности учащихся.
Я ставлю целью создание
условий для активизации познавательной деятельности
учащихся средствами ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности.
Ведущие
педагоги
уделяют
особое
внимание
современному
состоянию
использования ИКТ и путях модернизации образования.
Применение ИКТ на уроках способствует повышению интереса, мотивации к
учебе. Это подтверждено психолого-дидактическими исследованиями.
Учитель в тесном сотрудничестве с учеником и компьютером сможет разрешить многие
проблемы
и
противоречия
обучения,
связанные
с
потребностью
воспринимать,
перерабатывать, использовать научные данные и быстро развивающие новые знания.
Технология опыта
Применение ИКТ на уроках открыло доступ к новым источникам информации и
позволило отойти от традиционных форм изложения материала. На интегрированном
уроке информатики с различными дисциплинами можно:
1.
усвоить в большем объеме новые знания по этим предметам;
2.
организовать деятельностный подход в обучении;
3.
достичь привлекательности уроков;
4.
дифференцировать процесс обучения.
Характер использования ИКТ на уроках может быть разный – это обучающий,
развивающий, коммуникативный, диагностический, общекультурный. Это зависит от
цели и задач, стоящих у меня, как учителя, при проектировании урока с использованием
компьютера.
1
Провожу уроки разного типа.
Свой опыт по организации интегрированных уроков с использованием интерактивных
технологий в 2018 году представляла на региональном уровне по темам «Пути и средства
реализации межпредметных связей информатики с другими учебными дисциплинами»,
«Алгоритмические конструкции при решении квадратного уравнения»
В моей педагогической практике уже в течение ряда лет веду работу по использованию
НИТ (новых информационных технологий) в обучении. Обобщая, накопленный опыт, я
выделяю несколько вариантов применения НИТ:
1) использование программ – тренажеров;
2) использование программ – тестов;
3) компьютерный эксперимент
4) тренинги
5)обучающие программы
Уроки проходят в кабинете информатики или мобильном классе, используются
компьютеры
и экран,
на
который
проектируется
фрагмент
урока.
В
качестве
программного
обеспечения
используем
готовые
продукты,
разработанные
производителями, или пишем свои фрагменты программ на уроках информатики.
Первое направление – применение тренажеров –важная составная часть учебного
процесса. Данные программы позволяют отработать конкретные знания, умения, навыки.
Я использую тренажеры при ознакомлении нового материала. Опыт применения учебных
тренажеров позволяет выделить следующие положительные моменты: учитывается
индивидуальный темп работы обучающихся; ученик сам управляет учебным процессом;
сокращается
время
выработки
необходимых
навыков;
увеличивается
количество
тренировочных заданий; легко достигается уровневая дифференциация; повышается
мотивация учебной деятельности.
Второе направление – применение программ – тестов. На уроках я использую
тесты как обобщение и закрепление изученного материала. На современном этапе
обучения, когда большинство школьников сдают ЕГЭ, применение тестов является
необходимым компонентом обучения. В этих условиях использование программ – тестов
является очень актуальным.
Третье направление – компьютерный эксперимент. Технология компьютерного
моделирования лучше всего осваивается на конкретных задачах.
Например, очень часто на уроках математики при работе с графиками приходится тратить
время на построение одних и тех же графиков, Компьютерная программа, работающая с
электронными таблицами, это может сделать быстро. Благодаря применению технологии
компьютерного моделирования мы решаем большое количество задач.
Преимущество использования компьютерного эксперимента:
1.
программируем электронную таблицу один раз, а затем, меняя входные данные,
автоматически получаем результаты вычислений;
2.
за урок мы можем провести несколько экспериментов, проанализировать их,
построить графики;
3.
построенная графическая модель позволяет не только механически решить задачу,
но и доказать наличие единственно возможного решения или наоборот наличие
нескольких вариантов решения.
Обучение с использованием компьютерных обучающих программ;
Анализ практических ситуаций (case-study) – метод обучения навыкам принятия
решений, его целью является научить учащихся анализировать информацию, выявлять
2
ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать
оптимальное решение и формировать программы действий.
Повышение
интереса
детей
к
сфере
информационных
технологий
и
изучению
информатики, а также повышение эффективности процесса обучения мною реализуется и
через внеурочную деятельность. Несколько лет являюсь школьным координатором
движение «Код – класс», которое организовано в рамках проекта «Твой курс: ИТ для
молодежи». В рамках этого проекта в школе открыт клуб программирования, кроме того,
школьники принимают участие в онлайн-встречах с выдающимися программистами,
могут проверить свои знания и навыки в соревнованиях и общероссийских конкурсах,
получают
доступ к бесплатным онлайн-курсам по программированию и создавать
собственные проекты. «Код-класс» позволяет педагогам помочь сделать
обучение
доступным,
интересным
и
увлекательным.
За продуктивное сотрудничество способствующее возникновению интереса детей в
сфере информационных технологий и изучению информатики неоднократно отмечалась
грамотами и благодарственными письмами
С этого года являюсь руководителем школьной программы «Дом научной коллаборации»
УлГУ , участие в которой позволяет осуществить переход к передовым цифровым,
интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам,
создание систем обработки больших объемов данных.
Ежегодно совершенствуется и обновляется техническая база лицея. Мы получаем новое
современное оборудование. И мне первой приходится осваивать и внедрять в
образовательный процесс. Несмотря на молодость, я являюсь наставником учителей в
изучении новых информационных технологий.
Важно, что дети сами оценивают свои силы и выбирают для себя уровень целей,
соответствующий их потребностям и возможностям в данный момент, а со временем –
перейти на более высокий уровень.
Выпускник XXI века будет жить в мире компьютеров, в международном
информационном обществе, и умение пользоваться информационными технологиями
будет во многом определять его жизненный успех. Поэтому важно уже сейчас превратить
информационное пространство школы в среду, которая обогатит ученика, сформирует у
него
необходимые
качества.
Сделать
это
возможно,
только
активно
применяя
компьютерные информационные технологии в учебном процессе.
3