Напоминание

«Использование новых информационных технологий как средство активизации познавательной деятельности»


Автор: Гузель Рустамовна Умерова
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МБОУ "Многопрофильный лицей № 11 им. В. Г. Мендельсона"
Населённый пункт: Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: «Использование новых информационных технологий как средство активизации познавательной деятельности»
Раздел: среднее образование





Назад




«Использование новых информационных технологий как средство активизации

познавательной деятельности»

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Человечество вступило в новый

этап своего развития — формируется информационное общество, в котором информация

и информационные процессы становятся одной из важнейших составляющих людей, но и

нового, информационного уклада их жизни и профессиональной деятельности человека и

социума.

Немаловажную роль в этом процессе занимает информатика, как наука и учебный

предмет, т.к. умения и навыки, формирующиеся в рамках курса, в современных условиях

принимают общеобразовательный и общеинтеллектуальный характер и могут быть

перенесены

на

изучение

других

предметов

с

целью

создания

целостного

информационного пространства знаний учащихся.

Компьютер на уроках – это реальная необходимость при возрастающем потоке

информации

и

объеме

знаний.

Его

применение

снимает

многие

противоречия

традиционной образовательной системы обучения и информационной среды обитания

наших учащихся.

Я считаю, что внедрение в практику работы школ ИКТ – технологий является

одним из приоритетных направлений модернизации, позволяющих не только повысить

качество обучения, но и способствующих развитию информационной компетентности,

раскрытию интеллектуально-творческого потенциала личности ученика.

Использование компьютерных технологий на уроках в школе за последнее

десятилетие

получило

широкое

распространение,

что

связано

с

глобальной

информатизацией общества и появлением Интернета. Новые учебные технологии

предоставляют огромные возможности организации учебного процесса. Это шанс для

учителя повысить мотивацию учащихся к приобретению знаний через организацию

учебной и внеурочной деятельности учащихся.

Я ставлю целью создание

условий для активизации познавательной деятельности

учащихся средствами ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности.

Ведущие

педагоги

уделяют

особое

внимание

современному

состоянию

использования ИКТ и путях модернизации образования.

Применение ИКТ на уроках способствует повышению интереса, мотивации к

учебе. Это подтверждено психолого-дидактическими исследованиями.

Учитель в тесном сотрудничестве с учеником и компьютером сможет разрешить многие

проблемы

и

противоречия

обучения,

связанные

с

потребностью

воспринимать,

перерабатывать, использовать научные данные и быстро развивающие новые знания.

Технология опыта

Применение ИКТ на уроках открыло доступ к новым источникам информации и

позволило отойти от традиционных форм изложения материала. На интегрированном

уроке информатики с различными дисциплинами можно:

1.

усвоить в большем объеме новые знания по этим предметам;

2.

организовать деятельностный подход в обучении;

3.

достичь привлекательности уроков;

4.

дифференцировать процесс обучения.

Характер использования ИКТ на уроках может быть разный – это обучающий,

развивающий, коммуникативный, диагностический, общекультурный. Это зависит от

цели и задач, стоящих у меня, как учителя, при проектировании урока с использованием

компьютера.

1

Провожу уроки разного типа.

Свой опыт по организации интегрированных уроков с использованием интерактивных

технологий в 2018 году представляла на региональном уровне по темам «Пути и средства

реализации межпредметных связей информатики с другими учебными дисциплинами»,

«Алгоритмические конструкции при решении квадратного уравнения»

В моей педагогической практике уже в течение ряда лет веду работу по использованию

НИТ (новых информационных технологий) в обучении. Обобщая, накопленный опыт, я

выделяю несколько вариантов применения НИТ:

1) использование программ – тренажеров;

2) использование программ – тестов;

3) компьютерный эксперимент

4) тренинги

5)обучающие программы

Уроки проходят в кабинете информатики или мобильном классе, используются

компьютеры

и экран,

на

который

проектируется

фрагмент

урока.

В

качестве

программного

обеспечения

используем

готовые

продукты,

разработанные

производителями, или пишем свои фрагменты программ на уроках информатики.

Первое направление – применение тренажеров –важная составная часть учебного

процесса. Данные программы позволяют отработать конкретные знания, умения, навыки.

Я использую тренажеры при ознакомлении нового материала. Опыт применения учебных

тренажеров позволяет выделить следующие положительные моменты: учитывается

индивидуальный темп работы обучающихся; ученик сам управляет учебным процессом;

сокращается

время

выработки

необходимых

навыков;

увеличивается

количество

тренировочных заданий; легко достигается уровневая дифференциация; повышается

мотивация учебной деятельности.

Второе направление – применение программ – тестов. На уроках я использую

тесты как обобщение и закрепление изученного материала. На современном этапе

обучения, когда большинство школьников сдают ЕГЭ, применение тестов является

необходимым компонентом обучения. В этих условиях использование программ – тестов

является очень актуальным.

Третье направление – компьютерный эксперимент. Технология компьютерного

моделирования лучше всего осваивается на конкретных задачах.

Например, очень часто на уроках математики при работе с графиками приходится тратить

время на построение одних и тех же графиков, Компьютерная программа, работающая с

электронными таблицами, это может сделать быстро. Благодаря применению технологии

компьютерного моделирования мы решаем большое количество задач.

Преимущество использования компьютерного эксперимента:

1.

программируем электронную таблицу один раз, а затем, меняя входные данные,

автоматически получаем результаты вычислений;

2.

за урок мы можем провести несколько экспериментов, проанализировать их,

построить графики;

3.

построенная графическая модель позволяет не только механически решить задачу,

но и доказать наличие единственно возможного решения или наоборот наличие

нескольких вариантов решения.

Обучение с использованием компьютерных обучающих программ;

Анализ практических ситуаций (case-study) – метод обучения навыкам принятия

решений, его целью является научить учащихся анализировать информацию, выявлять

2

ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать

оптимальное решение и формировать программы действий.

Повышение

интереса

детей

к

сфере

информационных

технологий

и

изучению

информатики, а также повышение эффективности процесса обучения мною реализуется и

через внеурочную деятельность. Несколько лет являюсь школьным координатором

движение «Код – класс», которое организовано в рамках проекта «Твой курс: ИТ для

молодежи». В рамках этого проекта в школе открыт клуб программирования, кроме того,

школьники принимают участие в онлайн-встречах с выдающимися программистами,

могут проверить свои знания и навыки в соревнованиях и общероссийских конкурсах,

получают

доступ к бесплатным онлайн-курсам по программированию и создавать

собственные проекты. «Код-класс» позволяет педагогам помочь сделать

обучение

доступным,

интересным

и

увлекательным.

За продуктивное сотрудничество способствующее возникновению интереса детей в

сфере информационных технологий и изучению информатики неоднократно отмечалась

грамотами и благодарственными письмами

С этого года являюсь руководителем школьной программы «Дом научной коллаборации»

УлГУ , участие в которой позволяет осуществить переход к передовым цифровым,

интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам,

создание систем обработки больших объемов данных.

Ежегодно совершенствуется и обновляется техническая база лицея. Мы получаем новое

современное оборудование. И мне первой приходится осваивать и внедрять в

образовательный процесс. Несмотря на молодость, я являюсь наставником учителей в

изучении новых информационных технологий.

Важно, что дети сами оценивают свои силы и выбирают для себя уровень целей,

соответствующий их потребностям и возможностям в данный момент, а со временем –

перейти на более высокий уровень.

Выпускник XXI века будет жить в мире компьютеров, в международном

информационном обществе, и умение пользоваться информационными технологиями

будет во многом определять его жизненный успех. Поэтому важно уже сейчас превратить

информационное пространство школы в среду, которая обогатит ученика, сформирует у

него

необходимые

качества.

Сделать

это

возможно,

только

активно

применяя

компьютерные информационные технологии в учебном процессе.

3



В раздел образования