Автор: Оловянная Светлана Викторовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №25
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие критического мышления способ формирования функциональной грамотности на уроке английского языка».
Раздел: среднее образование
«Развитие критического мышления способ формирования функциональной
грамотности на уроке английского языка».
В связи с введением новых образовательных стандартов становится необходимым
формирование личности, обладающей коммуникативными способностями. Реализация
инновационного педагогического опыта осуществляется через вариативность форм
урочной и внеурочной работы, это способствует формированию способности учащихся к
участию в межкультурной коммуникации, что особенно важно в современных условиях.
1.
Актуальность и перспективность опыта.
Проблема коммуникативной компетенции и способы ее достижения является одной из
наиболее актуальных. Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не
находясь в языковой среде, весьма трудно. Поэтому важной задачей учителя является
создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка,
используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, ситуативные
диалоги, дискуссии, творческие проекты и др.) При решении данной проблемы огромную
роль играют технические средства обучения, которые позволяют дать учащимся более
полную и точную информацию по изучаемой теме, повышают наглядность обучения и
вызывают стремление к дальнейшему совершенствованию языковой культуры.
Залог успеха вижу в реализации личностно-ориентированного подхода в обучении
иностранным языкам авторами которого определены основные цели современной
общеобразовательной школы, важнейшей из которых признана возможность наиболее
благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности в учебном
процессе. Таким образом, образование есть системное построение взаимосвязи учения,
обучения, развития. Это целостный образовательный процесс, отличающийся от
традиционного учебно-воспитательного процесса. За 12 лет педагогической деятельности
я всегда стремилась найти такую методу, которая дает каждому ученику в классе
самореализовываться. Наблюдение и анализ учебно-воспитательного процесса в школе
показали, что еще имеются резервы для повышения обучению говорения. На мой взгляд,
усовершенствуя методику преподавания иностранного языка, необходимо направить ее в
сторону развития мышления, поскольку в настоящее время ( согласно Концепции
модернизации образования до 2010 года) от выпускника требуются не только знания,
умения, навыки, но и наличие способов их добывания, умение свободно ориентироваться
в информационном поле, находить решения в нестандартных ситуациях.
В этой связи, использования на уроках иностранного языка ИКТ, технологий «обучения
в сотрудничестве» и технологии развития критического мышления приобретают особую
актуальность. Они позволяют совершенно по-новому взглянуть на стоящие перед
педагогом учебные задачи и способы их решения. Технология критического подхода к
образованию позволяет учитывать природную индивидуальность ученика, развивать и
совершенствовать элемент новизны.
2.
Новизна опыта.
Новизна моего опыта состоит в применении данных технологий на уроках английского
языка как средства развития языковой компетенции, творческого саморазвития личности
школьника в учебно-познавательной деятельности.
С этой целью:
Разработана система работы на всех этапах изучения материала
Разработаны серии уроков с использований данных технологий.
В данном опыте решаются противоречия:
- между недостатком активной устной практики на уроке английского языка и
требованиями содержания образования
- между реальным умением решать коммуникативные задачи на иностранном
языке и недостаточно реализованном индивидуальным потенциалом учащихся.
Обозначенные выше проблемы и противоречия наиболее эффективно решаются при
условии использования новых способов на уроке. Опыт имеет репродуктивно-
рационализаторский характер. Ведущей педагогической идеей данного опыта является
возможность наиболее эффективно достигать прогнозируемые результаты обучения и
раскрывать потенциальные возможности обучающихся.
Диапазон опыта определяется системой уроков по каждой теме. В процессе обучения
решаются следующие задачи:
Формирование навыков иноязычного говорения и способности применять их в
ситуациях реального общения через призму критического мышления и «бучения в
сотрудничестве».
Развитие познавательной активности школьников путем повышения
информативности учебного материала, использование страноведческой
литературы.
Создание условий для развития креативного мышления школьников путем
нестандартной организации учебно-воспитательного процесса.
Поддержание стойкого интереса к изучению иностранных языков через
практическое применение полученных знаний с использованием ИКТ.
3.
Наличие теоретической базы опыта.
Личностно-орентированные технологии ставят в центр всей школьной системы обучения
ребенка обеспечение комфортных, безконфликтных и безопасных условий ее развития,
реализации ее природных потенциальных возможностях. Не только как субъект, но и как
субъект приоритетный, она является целью образовательной системы, а не средством
достижения цели. Таким образом, личностно ориентированные технологии
характеризуются гуманистической и психотерапевтической направленностью на
разностороннее свободное и творческое развитие ребенка. Развитие критического
мышления – это педагогическая технология (авторы: Ч.Темпл, К.Меридит, ДЖ.Стил,
С.Уолтер). Согласно определению Кларина М.В., критическое мышление – это
технология коммуникативного умения и усиливающая рефлексивные механизмы в
образовательной деятельности. Критическое мышление означает не негативность
суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов, обоснованные
суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не
принимается на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.
Критическое мышление – это способность ставить разнообразные аргументы, принимать
независимые продуманные решения.
Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством
интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Исходные научные идеи.
Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и
продуктивному взаимодействию между представителей различных «взглядов на мир»;
позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуацией с
высокой мотивацией, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
Смоделировав ситуацию, я ставлю перед учеником коммуникативную задачу, которая
будет стимулировать потребность в правильной речевой деятельности. Поэтому речь идет
об обучении лексико-грамматической стороне речи. Здесь используется весь арсенал
приемов.
Стоит отметить, что главная ценность технологии развития критического мышления
заключается в том, что она позволяет переходить языку из знаниевой в компетентностную
парадигму, а значит, формирует целый ряд умений (компетентностей):
Рефлексивные умения;
поисковые (исследовательские) умения;
умения и навыки работы в сотрудничестве;
менеджерские умения и навыки;
коммуникативные умения.
Обучая, я руководствуюсь принципами педагогической техники (по А.Гину):
Принцип свободы выбора.
Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Но среди них есть одна,
безоговорочная для каждого нормального человека – это свобода.
Принцип открытости мышления.
Жизнь ставит перед человеком открытые задачи. Чтобы научиться их решать нужно уметь
«Видеть за деревьями лес».
Принцип деятельности.
Чтобы знание стало инструментом, а не «сырьем» на задворках интеллекта, ученик
должен с ним работать.
Принцип обратной связи.
Ученик и учитель на уроке – это не две разрозненные единицы, а одно единое целое.
Принцип идеальности действия.
Максимально использовать возможности, знания, интересы учащихся, при минимальных
затратах получать максимальные результаты. Основной формой организации учебного
процесса является, конечно же, урок. Особое внимание я уделяю стадии вызова, который
является пусковым механизмом и стадии рефлексии (завершение урока), которая
позволяет обучающимся оценить результативность ответов, этапы урока и приемы,
которые используются на каждом из них.
Рассмотрим некоторые приемы критического мышления:
Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть
приема заключается в том, что иногда понятия, явления, события, описанного в тексте,
систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится слово, от него идут
ответвления, которые ассоциируются у обучающихся с этим понятием. В результате
получается подобие опорного конспекта. Данный прием позволяет каждому учащемуся
выйти на собственное целеполагание, активизировать лексические единицы в речи
учащихся, ввести новые, объединить их в различные грамматические структуры, в
зависимости от поставленной цели.
Дерево предсказаний. Этот прием помогает строить предположения по поводу
развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правильные возможные
предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или
повествования. Ствол делится на ветви, которые ведутся по двум направлениям –
«возможно» и «вероятно» (количество ветвей не ограничено, и, высказываются
предположения, аргументы, в пользу того или иного мнения. «Дерево предсказаний»
целесообразно использовать на этапе анализа какой –либо проблемы, обсуждения текста,
прогнозирования событий, Поскольку данный прием строится на прогнозировании, то в
речи учащихся активно используются конструкции будущего времени и сослагательного
наклонения.
Инсерт, авторы Воган и Эстес, относится к группе приемов, развивающих критическое
мышление учащихся. Применяется при формировании навыков изучающего чтения, на
стадии вызова. С помощью приема «Инсерт» возможно решение грамматических задач,
так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами.
Предлагается таблица, чтобы ее заполнить нужно вернуться к тексту, таким образом,
обеспечивается вдумчивое, внимательное обсуждение записей, внесенных в таблицу, или
маркировки текста. Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на
полях пометки, а после прочтения текста над заголовками граф таблицы. В таблицу
кратко заносятся сведения из текста. «+»- я это знал; «-« - думал иначе; «?» - не понял.
Прием «Загадка» очень эффективен при работе над лексической стороной речи на любой
стадии изучения ИЯ, способствуют развитию различных видов памяти.
Прием «Бортовой журнал» - это способ визуализации материала. Он может стать
ведущим приемом на смысловой стадии. Бортовые журналы – обобщающее название
различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения
темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем
варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают
ответы на следующие вопросы.
Что мне известно по данной теме?
Что нового я узнал из текста?
Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При
чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала,
связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом.
«Двухчастный дневник» - дает возможность читателю увязать содержание теста со
своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на
уроке но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задания
прочитать текст большого объема дома.
цитата
Комментарии
В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели
на них наиболее сильные воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной
жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот. Справа они должны дать
комментарий: что заставило записать именно эту цитату.
«Круги по воде». Этот прием является универсальным средством активизировать и их
речевую активность. Как пример может стать изучаемое понятие, явление. Оно
записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные или
устойчивые словосочетания к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование,
которое может начаться в классе и закончиться дома.
4. Ведущая педагогическая идея
Ведущей педагогической идеей моего опыта является реализация личностно
ориентированного подхода в обучении иностранному языку, применение
информационных технологий, создания интереса к предмету и положительной динамики
качества знаний учащихся, повышения плотности урока.
5.Оптимальность и эффективность средств.
Подводя итоги, следует заметить , что у обучаемых повысился интерес к изучению
предмета вследствие следующих причин:
Коллективные формы работы позволяют раскрыть потенциальные возможности
каждого ученика;
Организация ситуаций общения на уроке сформировала легкость в общении и
способствовала реализации ведущей возрастной мотивации – общения;
Использование на уроках ИКТ;
Повышение успеваемости.
Среднегодовое качество знаний по иностранному языку составило 93%.