Напоминание

"Секреты мастерства"


Автор: Лавочникова Наталья Петровна
Должность: Преподаватель по специальности скрипка
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ 2" п. Стройкерамика
Населённый пункт: Самарская область
Наименование материала: Радио передача для юных скрипачей
Тема: "Секреты мастерства"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Радио передача для юных скрипачей «Секреты мастерства».

Лавочникова Наталья Петровна

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение Дополнительного Образования

«Детская школа искусств №2 посёлка Стройкерамика (МБОУ ДО «ДШИ№2» п.

Стройкерамика) Самарская область

Преподаватель по специальности скрипка

Радио передача для юных скрипачей «Секреты мастерства»

Ведущие:

1. Мишенька

2. Котико

3. Дракошенька

4. Маша

5. Даша

Котико: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Мы рады встречи с вами в нашем

музыкальном эфире. Для начала давайте познакомимся. Меня зовут Котико. Я кот из

страны под названием Венесуэла из её столицы Каракас. Вот послушайте, я принёс с

собой маракас. ( Шумит маракасом и распевает на мотив бразильской песни «Тико-тико»

своё имя ) Сегодня мы с вами, ребята, встретимся с наивеликолепнейшим музыкальным

инструментом. О котором вам расскажет мой дружище Дракошенька .

Дракошенька: Добрый день, милые и очаровательные детишечки. Очень хочется

рассказать вам о том, как и где появился инструмент скрипка. Итак, дорогие ребятишечки,

скрипка имеет народное происхождение. Прародителями её были арабский ребаб,

испанская фидель, германская рота, британская кротта, слияние которых и образовало

виолу. Джованни Паоло Маджини и Гаспаро Бертолотти - одни из первых скрипичных

мастеров.

Мишенька: Погоди, Дракошенька, всё так интересно. Разреши, я вмешаюсь в твой

рассказ?

Дракошенька: О да! Мишенька, помоги мне.

Мишенька: Мне бабушка рассказывала, что есть два вида скрипки: виола да гамба,

которую держали на коленях и виола да браччио, которую держали на плече. Скрипка

раньше была меньше по размеру и нот в ней было меньше. А вот мама у Маши играет в

оркестре. И сейчас Маша вам расскажет как скрипка создавалась великими мастерами.

Маша: Спасибо, Мишенька, за предоставленное слово. Оркестр, в котором играет моя

мама симфонический. В нём очень много музыкантов, которые располагаются по

группам: 1) струнные - скрипки, альты, виолончели, контрабасы, арфы и другие;

2) деревянно-духовые - флейты, гобои, кларнеты, фаготы;

3) медные духовые - трубы, тромбоны, валторны, тубы;

4) ударные - литавры, большие барабаны, малые барабаны, тарелки, ксилофоны, там-

тамы, колокола и другие.

Есть ещё очень много других инструментов и их отдельно приглашают в оркестр в

зависимости от произведения, которое музыканты будут играть.

Ну а мы подробно остановимся на скрипке и её происхождении. Современный вид

скрипка приобрела к 16 веку. Великие мастера Страдивари, Амати , Гварнери и другие

создали больший по величине инструмент с великолепным концертным звучанием.

Предыдущая скрипка меньше по размеру и предназначалась для игры в оркестре. Но

мастера сделали инструменты с блестящим , красочным звучанием для того, чтобы можно

было на ней солировать. То есть играть отдельную, другую партию отличную от той,

которую играют скрипки в оркестре. Например, солист начинает музыкальное

произведение, а оркестр продолжает.

Даша, моя подруженька, расскажет вам о величайшем мастере Страдивари.

Даша: Спасибо, Маша. Антонио Страдивари создал самую раннюю скрипку в 1666

году. За свою жизнь он сделал более 1000 скрипок, около 650 сохранились и до сих пор.

Маша: Скрипки известных мастеров хранятся в музеях и на них играли и играют

выдающиеся виртуозы: Николо Паганини, Анри Вьетан, Давид Ойстрах, Леонид Коган,

Владимир Спиваков и другие.

Котико: Вы знаете, мне сейчас позвонил брат из Конго и сказал, что некоторые

музыканты, играя на скрипке могут менять погоду. Если они исполняют протяжную,

лирическую композицию, то и погода ясная, умиротворённая.

Дракошенька: Я слышал от моей тёти сказку о прекрасном юноше, который с

помощью своего чудесного инструмента вызывал дождь. Сначала он играл плавным

штрихом деташе, после переходил на отрывистый стаккато, затем маркированным

маркато, а потом сотийе. Тремоло только усиливало движение . Но чтобы цветы и

деревья, посевы благоухали, легато освещало своими тёплыми лучами.

Маша: Как здорово! А как же произведения быстрого темпа, они блестящие и яркие

праздничные, танцевального настроения.

Мишенька: Должно быть ветер появляется из-за вдохновения? Он приносит хорошие

новости.Под звуки скрипки сердце переполняется радостным ликованием!

Котико: Стойте! Я всё понял. Мастера создали музыкальные инструменты, передали

свои знания своим ученикам, впоследствии сохранившиеся скрипки взяли в руки

известнейшие музыканты и исполняли и исполняют произведения великих композиторов.

Это В. А.Моцарт, А.Вивальди, Й.С. Бах, С. Прокофьев, Д. Шостакович и другие.

Даша: Эти замечательные люди писали свои произведения в различных стилях,

направлениях и жанрах в таких исторических эпохах .

Маша: Античность до 400 года, Средневековье (400-1400 гг.), Возрождение (15-17 вв.),

Барокко (17- сер. 18 в.), Рококо, Классицизм (сер. 18-сер.19 в.), Ампир, Романтизм сер. 19

до 20 в., Реализм, Современная Академическая музыка.

Котико: Создана музыка в таких жанрах: духовная , светская музыка, камерная

музыка, симфония, сюита, романс, песня и другие.

Мишенька: Музыкальное произведение отвечает на множество вопросов, касающихся

проникновения в замысел, содержание и его сценическое воплощение. Музыкантам

требуется тщательно изучать и точнейшим образом воспроизводить музыкальный текст,

насыщать его эмоционально, уделять большое внимание важнейшим особенностям

художественного образа, убедительности и его полного раскрытия.

Котико: Я и мои друзья с нетерпением хотим вам поведать о том, как правильно играть на

струнно-смычковом инструменте скрипка.

Дракошенька: Верно, Котико. Для того, чтобы инструмент звучал ярко и сочно, нужно

поместить его на левое плечо, ну почти на плечо. Точнее на левую сторону ключицы. На

ней как раз располагается подушечка, чтобы было очень удобно спать во время игры.

Даша: Ну что ты такое говоришь? Подушечка нужна для того, чтобы металлическая часть

подбородника закрывалась чем-то мягким, для удобства игры.

Мишенька: А подбородник нужен, чтобы на нём борода лежала?

Маша: Конечно же нет. Не все же бороду носят.

Котико: Мишенька шутит. Подбородок, точнее его левая часть опускается на скрипку,

большой палец придерживает гриф, а пальчики свободно расположены над струнами на

минимальном расстоянии.

Дракошенька: Кисть правой руки держит смычок, будто птичка сидит на жёрдочке, как

лёгкое пёрышко касается струны, извлекая завораживающие звуки.

Маша: А чтобы научиться играть на скрипочке по нотам мы с вами , ребята, отправимся в

страну под названием Гармония. В ней всё состоит из нот: облака, небо, дома, деревья,

дороги и так далее.

Даша: Перед входом в эту чудесную страну нас встретит Хранитель Струн. Отправляемся

прямо к нему.

Хранитель Струн: Здравствуйте, добро пожаловать в страну Гармонию. Так как в ней всё

состоит из нот, даже дороги, ходите тише, тогда будет играть замечательная светлая

спокойная музыка.

Мишенька: Уважаемый Хранитель Струн, скажите пожалуйста как называются струны на

музыкальном инструменте скрипка?

Хранитель Струн: Первая - самая высокая и тонкая - это ми, вторая - ля, третья - ре и

четвёртая самая низкая по звучанию и широкая по размеру - соль. Вот возьми смычок и

сыграй на скрипке все четыре по очереди, начиная с первой.(Мишенька играет.) Вот

молодец. А теперь отправляйтесь по дороге Звуковедения к замку графа Стаккато. Он

готовит бал для всех гостей, приходящих к нему.

Даша: Вот здорово! Я люблю балы! Спасибо, Хранитель Струн. Мы очень рады

знакомству с вами.

Дракошенька: Пойдёмте, мне нравятся приключения. Путешествие по дороге

Звуковедения должно быть интересным.

Котико: Смотрите, там впереди кто-то идёт к нам навстречу.

Маша: Невозможно, закрывайте уши! Какое тяжёлое, резкое звучание!

Даша: Зачем он так нромко топает ногами? Вся дорога Звуковедения гремит и шумит

невозможными звуками!

Дракошенька: Это Диссонанс. Его слушать долго нельзя. Побежали быстрее!

Маша: Хорошо, мы за тобой!

Котико: Ух, еле ноги унесли!

Мишенька: Смотрите, замок. И граф Стаккато встречает у входа.

Граф Стаккато: Добрый день, дорогие друзья! Я граф Стаккато и это мой дом. Скоро

начнётся бал, проходите в замок.

Даша: Добрый день, уважаемый граф, очень приятно с вами познакомиться.Спасибо за

приглашение.

Котико: Вот так замок! Какие высокие потолки, прекрасные росписи, коринфские

колонны, настоящая крестово-купольная базилика. Редчайшее произведение искусства!

Дракошенька: Нужно здесь всё рассмотреть внимательно. Каждая скульптура, картины на

стенах - это шедевры. Я такие только в музее видел.

Мишенька: Слышите, исполняется музыка в штрихе стаккато? Вон там в роскошном зале

с золотыми украшениями? Танцевальные движения у присутствующих - прыжки,

подскоки.

Дракошенька: Сейчас я вам покажу как на скрипочке сыграть в штрихе стаккато. Смычок

прыгает по струнам легко, опускается и тут же взлетает.

Котико: У тебя хорошо получается под общую музыку! Давайте танцевать! Так весело!

Мишенька: Здорово прыгать!

Дракошенька: Прыжки превращаются в полёт!

Даша: Погоди, не улетай далеко от нас.

Маша: Смотрите, нас зовёт какая-то таинственная дама. Пойдёмте поздороваемся.

Мишенька: Пойдёмте, что-то я напрыгался уже. Друзья, пойдёмте все вместе.

Котико: Здравствуйте, таинственная незнакомка. Как вас зовут?

Сюита: Здравствуйте, я Сюита. Провожу вас в следующий зал нашего замка. В нём звучит

танец Алемада. Далее Куранта, потом Сарабанда и Жига. А в этой комнате можно

послушать менуэт. Ребята, вот вы и послушали все части танцевальной сюиты. А теперь

вам пора отправляться дальше по дороге Звуковедения. Только выбраться отсюда можно с

помощью волшебного звука, который называется флажолет. Мишенька, зажми на струне

ми ноту ближе к порожку указательным пальчиком, мизинец поставь на расстоянии два -

три сантиметра от указательного очень слабо, еле прикасаясь. Вот и флажолет зазвучал,

умница Мишенька! Ты открыл дверь, ведущую в сад.

Маша: Спасибо, таинственная Сюита. До свидания!

Даша: Нам нужно идти дальше. Я не могу долго прыгать. Давайте покажу как смычок по

скрипке шагает в штрихе деташе. Вот так ровно. Сначала в одну сторону, потом в другую.

Каждая нотка звучит отдельно. Сыграю ноту ре, потом указательным пальчиком (первым)

нажму на струну около порожка на расстоянии половины сантиметра - это нота ми. Ещё

через один сантиметр средний пальчик (второй) зажмёт ноту фа диез, рядом поставим

безымянный (третий) пальчик - это нота соль. Вот получилось начало гаммы ре мажор.

Мишенька: Я запомнил. Ре мажор.

Котико; Смотрите, по дороге Звуковедения опять идёт Диссонанс. Он всё играет не в такт

и невпопад. От него уходит даже время. Не хочет его никто слушать. Он очень грустный и

этого его звучание стало ещё хуже.

Даша: Мне его жалко. Как же ему помочь?

Маша: Так ведь ему нужен музыкальный размер. Он всё приведёт в порядок. И если

позвать его брата Консонанса, вместе они будут играть слаженно, синхронно.

Мишенька: Так давайте выручим несчастного одинокого Диссонанса. Позовём все вместе:

«Консонанс»!

Все дружно: Консонанс!

Котико: Слышите, звучит приятная успокаивающая музыка? Это Консонанс идёт.

Консонанс: Добрый день, ребята! Звали, чем могу помочь?

Маша: Мы с друзьями подумали, что если вы с Диссонансом сыграете дуэтом, у вас

получится прекрасный ансамбль.

Консонанс: Ода! В ансамбле все друг друга внимательно слушают, Главная партия

играется ярче, средние голоса тише. Я предлагаю отправиться своему брату отправиться

во Вселенское Турне на гастроли. Есть много стилей и жанров, где Диссонанс, сменяя

Консонанс, образует прекрасную музыку.

Диссонанс: Спасибо, ребята. Вы настоящие друзья. Давайте пожму вам руку.

Маша: До свидания, братья. Удачи вам на гастролях.

Мишенька: Пойдёмте дальше. Что-то интересное нас ждёт впереди!

Котико: Какая чудесная поляна. А вот и её обитатели. Здравствуйте, давайте знакомиться.

Маленький Форшлаг: Я маленький Форшлаг.

Маленькая Трель: А я его подруга маленькая Трель. Повторяйте за нами. Если чуть

коснуться струны вторым пальчиком и сыграть короткую ноту, сразу убрав её, поставить

рядом первый пальчик и исполнить ноту чуть длиннее, получится форшлаг.

Маленький Форшлаг: Ну а если очень быстро первый и второй пальчики сменяют друг

друга , тогда вы услышите трель. Вся классическая музыка использует нас во время игры.

Мишенька: Ну вот, у меня получилось! Трель и форшлаг!

Маленькая Трель : С помощью басового ключа можно открыть дверь к сёстрам, которых

зовут Большая и Малая Октавы. Они живут подвале внизу и в их комнатах располагаются

кладовые с припасами и студии звукозаписи. А с помощью скрипичного ключа вы

попадёте в гости во дворец Первой и Второй Октавы.

Маленькая Трель и Форшлаг дружно: Держите музыкальные ключи крепко и спускайтесь

по ступенькам.

Мишенька: Спасибо, друзья. До свидания.

Дракошенька: Осторожней, слышите как ноты ступеньки звучат всё ниже и ниже.

Маша: Я вижу массивную дверь. Открывай поскорей , пора познакомиться с Большой и

Малой Октавами.

Котико: Помоги мне повернуть ключ, тугой замок.

Дракошенька: Видишь нотный стан, нужно поворачивать где точки около четвёртой

линеечки. Вот и открыли.

Даша: Ух ты, как басят половицы! Ух-Ух!

Маша: Добрый день, Большая и Малая Октавы. Мы долго путешествовали и изрядно

проголодались. Не найдётся ли у вас чего-нибудь вкусненького?

Малая Октава: О да! Проходите, милости просим! У нас найдётся еда даже для настоящих

гурманов!

Большая Октава: В большом зале вас ждут невероятные яства!

Малая октава: Чувствуйте себя как дома!

Даша: Вы так милы.

Мишенька: Да, очень приятно.

Большая Октава: Присаживайтесь, приятного аппетита!

Друзья хором: Всё было очень вкусно! Спасибо.

Маша: По лестнице мы поднимемся выше и с помощью скрипичного ключа откроем дверь

дворца Первой и Второй Октавы.

Дракошенька: Посмотрите на нотный стан. Скрипичный ключ надо поворачивать вокруг

второй линеечки.

Котико: Наконец-то открылась! Здравствуйте Первая и Вторая Октавы!

Первая и Вторая Октавы: Приветствуем вас, дорогие друзья!

Первая Октава: Первая Октава на скрипочке начинается на соль струне и заканчивается на

ля струне.

Дракошенька: Сейчас соображу...

Котико: Давайте я покажу: до, ре , ми, фа , соль, ля, си.

Даша: Какой ты молодец!

Вторая Октава: Вот посмотрите, я купила для вас билеты. Вы отправляетесь на станцию

Звукоряд и поедете в увлекательное путешествие в разные тональности. По дороге вас

будут встречать знаки: диезы и бемоли. Диезы - знаки повышения бемоли - понижения.

Маша: Вот удача, мы отправляемся на станцию Звукоряд!

Дракошенька: В путь!

Мишенька: Фа, до, соль, ре, ля, ми, си,

В Звукоряд нас всех неси!

Котико: Смотрите - соль мажор и доброжелательный фа диез.

Дракошенька: А вот и фа мажор и добропорядочный си бемоль.

Маша: Посмотрите по улицам ттональностей прогуливаются устойчивые и неустойчивые

ступени.

Даша: Ну вот! Неустойчивая вторая ступень тяготеет к устойчивой первой, четвёртая

неустойчивая - к устойчивой третьей, неустойчивая шестая - к устойчивой пятой, а

седьмая к первой.

Дракошенька: Маленькие труженики интервалы строят город для Симфонии, которая

должна разместиться в четырёх его частях.

Маша: Что-то мы загостились в стране Гармонии. Пора домой. Котико, сыграй

пожалуйста волшебный звук флажолет и мы окажемся дома.

Котико: Ву а ля!

Друзья хором: Приехали! Ура, мы дома!

На следующих занятиях можно подробно остановиться на темах звукоизвлечения,

штрихах, агогике и других .

Список литературы:

1.

Ауэр, Л. Моя школа игры на скрипке / Л.Ауэр. - Москва: Музыка, 1965.

2.Берлянчик, М.М. Как учить игре на скрипке в музыкальной школе. / М.М. Берлянчик. -

Москва: Классика - XXI, 2006.

2.

Григорьев, В.Ю. Методика обучения игре на скрипке. / В.Ю. Григорьев. - Москва:

Классика - XXI, 2006.

3.

Лесман, И. Очерки по методике обучения игре на скрипке.: учебно-методическое

пособие /И.Лесман. - Москва:Музгиз, 1964.

4.

Мильтонян, С.О. Педагогика гармоничного развития скрипача. / C.О. Мильтонян. -

Тверь. РТС - Импульс, 2003.

5.

Мострас, К.Г. Очерки по методике обучения на скрипке./ К.Г.Мострас. - Москва:

Музыка, 1960.

6.

Родионов, К.К. Начальные уроки игры на скрипке / К.К. Родионов. - Москва: Музыка,

1956.

7.

Шульпяков, О.Ф. Скрипичное исполнительство и педагогика / О.Ф. Шульпяков. -

Санкт-Петербург: Композитор, 2006.

8.

Янкелевич, Ю.И. Педагогическое наследие. / Ю.И. Янкелевич. - Москва: Музыка, 2009.



В раздел образования