Автор: Лавочникова Наталья Петровна
Должность: Преподаватель по специальности скрипка
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ 2" п. Стройкерамика
Населённый пункт: Самарская область
Наименование материала: Радио передача для юных скрипачей
Тема: "Секреты мастерства"
Раздел: дополнительное образование
Радио передача для юных скрипачей «Секреты мастерства».
Лавочникова Наталья Петровна
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение Дополнительного Образования
«Детская школа искусств №2 посёлка Стройкерамика (МБОУ ДО «ДШИ№2» п.
Стройкерамика) Самарская область
Преподаватель по специальности скрипка
Радио передача для юных скрипачей «Секреты мастерства»
Ведущие:
1. Мишенька
2. Котико
3. Дракошенька
4. Маша
5. Даша
Котико: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Мы рады встречи с вами в нашем
музыкальном эфире. Для начала давайте познакомимся. Меня зовут Котико. Я кот из
страны под названием Венесуэла из её столицы Каракас. Вот послушайте, я принёс с
собой маракас. ( Шумит маракасом и распевает на мотив бразильской песни «Тико-тико»
своё имя ) Сегодня мы с вами, ребята, встретимся с наивеликолепнейшим музыкальным
инструментом. О котором вам расскажет мой дружище Дракошенька .
Дракошенька: Добрый день, милые и очаровательные детишечки. Очень хочется
рассказать вам о том, как и где появился инструмент скрипка. Итак, дорогие ребятишечки,
скрипка имеет народное происхождение. Прародителями её были арабский ребаб,
испанская фидель, германская рота, британская кротта, слияние которых и образовало
виолу. Джованни Паоло Маджини и Гаспаро Бертолотти - одни из первых скрипичных
мастеров.
Мишенька: Погоди, Дракошенька, всё так интересно. Разреши, я вмешаюсь в твой
рассказ?
Дракошенька: О да! Мишенька, помоги мне.
Мишенька: Мне бабушка рассказывала, что есть два вида скрипки: виола да гамба,
которую держали на коленях и виола да браччио, которую держали на плече. Скрипка
раньше была меньше по размеру и нот в ней было меньше. А вот мама у Маши играет в
оркестре. И сейчас Маша вам расскажет как скрипка создавалась великими мастерами.
Маша: Спасибо, Мишенька, за предоставленное слово. Оркестр, в котором играет моя
мама симфонический. В нём очень много музыкантов, которые располагаются по
группам: 1) струнные - скрипки, альты, виолончели, контрабасы, арфы и другие;
2) деревянно-духовые - флейты, гобои, кларнеты, фаготы;
3) медные духовые - трубы, тромбоны, валторны, тубы;
4) ударные - литавры, большие барабаны, малые барабаны, тарелки, ксилофоны, там-
тамы, колокола и другие.
Есть ещё очень много других инструментов и их отдельно приглашают в оркестр в
зависимости от произведения, которое музыканты будут играть.
Ну а мы подробно остановимся на скрипке и её происхождении. Современный вид
скрипка приобрела к 16 веку. Великие мастера Страдивари, Амати , Гварнери и другие
создали больший по величине инструмент с великолепным концертным звучанием.
Предыдущая скрипка меньше по размеру и предназначалась для игры в оркестре. Но
мастера сделали инструменты с блестящим , красочным звучанием для того, чтобы можно
было на ней солировать. То есть играть отдельную, другую партию отличную от той,
которую играют скрипки в оркестре. Например, солист начинает музыкальное
произведение, а оркестр продолжает.
Даша, моя подруженька, расскажет вам о величайшем мастере Страдивари.
Даша: Спасибо, Маша. Антонио Страдивари создал самую раннюю скрипку в 1666
году. За свою жизнь он сделал более 1000 скрипок, около 650 сохранились и до сих пор.
Маша: Скрипки известных мастеров хранятся в музеях и на них играли и играют
выдающиеся виртуозы: Николо Паганини, Анри Вьетан, Давид Ойстрах, Леонид Коган,
Владимир Спиваков и другие.
Котико: Вы знаете, мне сейчас позвонил брат из Конго и сказал, что некоторые
музыканты, играя на скрипке могут менять погоду. Если они исполняют протяжную,
лирическую композицию, то и погода ясная, умиротворённая.
Дракошенька: Я слышал от моей тёти сказку о прекрасном юноше, который с
помощью своего чудесного инструмента вызывал дождь. Сначала он играл плавным
штрихом деташе, после переходил на отрывистый стаккато, затем маркированным
маркато, а потом сотийе. Тремоло только усиливало движение . Но чтобы цветы и
деревья, посевы благоухали, легато освещало своими тёплыми лучами.
Маша: Как здорово! А как же произведения быстрого темпа, они блестящие и яркие
праздничные, танцевального настроения.
Мишенька: Должно быть ветер появляется из-за вдохновения? Он приносит хорошие
новости.Под звуки скрипки сердце переполняется радостным ликованием!
Котико: Стойте! Я всё понял. Мастера создали музыкальные инструменты, передали
свои знания своим ученикам, впоследствии сохранившиеся скрипки взяли в руки
известнейшие музыканты и исполняли и исполняют произведения великих композиторов.
Это В. А.Моцарт, А.Вивальди, Й.С. Бах, С. Прокофьев, Д. Шостакович и другие.
Даша: Эти замечательные люди писали свои произведения в различных стилях,
направлениях и жанрах в таких исторических эпохах .
Маша: Античность до 400 года, Средневековье (400-1400 гг.), Возрождение (15-17 вв.),
Барокко (17- сер. 18 в.), Рококо, Классицизм (сер. 18-сер.19 в.), Ампир, Романтизм сер. 19
до 20 в., Реализм, Современная Академическая музыка.
Котико: Создана музыка в таких жанрах: духовная , светская музыка, камерная
музыка, симфония, сюита, романс, песня и другие.
Мишенька: Музыкальное произведение отвечает на множество вопросов, касающихся
проникновения в замысел, содержание и его сценическое воплощение. Музыкантам
требуется тщательно изучать и точнейшим образом воспроизводить музыкальный текст,
насыщать его эмоционально, уделять большое внимание важнейшим особенностям
художественного образа, убедительности и его полного раскрытия.
Котико: Я и мои друзья с нетерпением хотим вам поведать о том, как правильно играть на
струнно-смычковом инструменте скрипка.
Дракошенька: Верно, Котико. Для того, чтобы инструмент звучал ярко и сочно, нужно
поместить его на левое плечо, ну почти на плечо. Точнее на левую сторону ключицы. На
ней как раз располагается подушечка, чтобы было очень удобно спать во время игры.
Даша: Ну что ты такое говоришь? Подушечка нужна для того, чтобы металлическая часть
подбородника закрывалась чем-то мягким, для удобства игры.
Мишенька: А подбородник нужен, чтобы на нём борода лежала?
Маша: Конечно же нет. Не все же бороду носят.
Котико: Мишенька шутит. Подбородок, точнее его левая часть опускается на скрипку,
большой палец придерживает гриф, а пальчики свободно расположены над струнами на
минимальном расстоянии.
Дракошенька: Кисть правой руки держит смычок, будто птичка сидит на жёрдочке, как
лёгкое пёрышко касается струны, извлекая завораживающие звуки.
Маша: А чтобы научиться играть на скрипочке по нотам мы с вами , ребята, отправимся в
страну под названием Гармония. В ней всё состоит из нот: облака, небо, дома, деревья,
дороги и так далее.
Даша: Перед входом в эту чудесную страну нас встретит Хранитель Струн. Отправляемся
прямо к нему.
Хранитель Струн: Здравствуйте, добро пожаловать в страну Гармонию. Так как в ней всё
состоит из нот, даже дороги, ходите тише, тогда будет играть замечательная светлая
спокойная музыка.
Мишенька: Уважаемый Хранитель Струн, скажите пожалуйста как называются струны на
музыкальном инструменте скрипка?
Хранитель Струн: Первая - самая высокая и тонкая - это ми, вторая - ля, третья - ре и
четвёртая самая низкая по звучанию и широкая по размеру - соль. Вот возьми смычок и
сыграй на скрипке все четыре по очереди, начиная с первой.(Мишенька играет.) Вот
молодец. А теперь отправляйтесь по дороге Звуковедения к замку графа Стаккато. Он
готовит бал для всех гостей, приходящих к нему.
Даша: Вот здорово! Я люблю балы! Спасибо, Хранитель Струн. Мы очень рады
знакомству с вами.
Дракошенька: Пойдёмте, мне нравятся приключения. Путешествие по дороге
Звуковедения должно быть интересным.
Котико: Смотрите, там впереди кто-то идёт к нам навстречу.
Маша: Невозможно, закрывайте уши! Какое тяжёлое, резкое звучание!
Даша: Зачем он так нромко топает ногами? Вся дорога Звуковедения гремит и шумит
невозможными звуками!
Дракошенька: Это Диссонанс. Его слушать долго нельзя. Побежали быстрее!
Маша: Хорошо, мы за тобой!
Котико: Ух, еле ноги унесли!
Мишенька: Смотрите, замок. И граф Стаккато встречает у входа.
Граф Стаккато: Добрый день, дорогие друзья! Я граф Стаккато и это мой дом. Скоро
начнётся бал, проходите в замок.
Даша: Добрый день, уважаемый граф, очень приятно с вами познакомиться.Спасибо за
приглашение.
Котико: Вот так замок! Какие высокие потолки, прекрасные росписи, коринфские
колонны, настоящая крестово-купольная базилика. Редчайшее произведение искусства!
Дракошенька: Нужно здесь всё рассмотреть внимательно. Каждая скульптура, картины на
стенах - это шедевры. Я такие только в музее видел.
Мишенька: Слышите, исполняется музыка в штрихе стаккато? Вон там в роскошном зале
с золотыми украшениями? Танцевальные движения у присутствующих - прыжки,
подскоки.
Дракошенька: Сейчас я вам покажу как на скрипочке сыграть в штрихе стаккато. Смычок
прыгает по струнам легко, опускается и тут же взлетает.
Котико: У тебя хорошо получается под общую музыку! Давайте танцевать! Так весело!
Мишенька: Здорово прыгать!
Дракошенька: Прыжки превращаются в полёт!
Даша: Погоди, не улетай далеко от нас.
Маша: Смотрите, нас зовёт какая-то таинственная дама. Пойдёмте поздороваемся.
Мишенька: Пойдёмте, что-то я напрыгался уже. Друзья, пойдёмте все вместе.
Котико: Здравствуйте, таинственная незнакомка. Как вас зовут?
Сюита: Здравствуйте, я Сюита. Провожу вас в следующий зал нашего замка. В нём звучит
танец Алемада. Далее Куранта, потом Сарабанда и Жига. А в этой комнате можно
послушать менуэт. Ребята, вот вы и послушали все части танцевальной сюиты. А теперь
вам пора отправляться дальше по дороге Звуковедения. Только выбраться отсюда можно с
помощью волшебного звука, который называется флажолет. Мишенька, зажми на струне
ми ноту ближе к порожку указательным пальчиком, мизинец поставь на расстоянии два -
три сантиметра от указательного очень слабо, еле прикасаясь. Вот и флажолет зазвучал,
умница Мишенька! Ты открыл дверь, ведущую в сад.
Маша: Спасибо, таинственная Сюита. До свидания!
Даша: Нам нужно идти дальше. Я не могу долго прыгать. Давайте покажу как смычок по
скрипке шагает в штрихе деташе. Вот так ровно. Сначала в одну сторону, потом в другую.
Каждая нотка звучит отдельно. Сыграю ноту ре, потом указательным пальчиком (первым)
нажму на струну около порожка на расстоянии половины сантиметра - это нота ми. Ещё
через один сантиметр средний пальчик (второй) зажмёт ноту фа диез, рядом поставим
безымянный (третий) пальчик - это нота соль. Вот получилось начало гаммы ре мажор.
Мишенька: Я запомнил. Ре мажор.
Котико; Смотрите, по дороге Звуковедения опять идёт Диссонанс. Он всё играет не в такт
и невпопад. От него уходит даже время. Не хочет его никто слушать. Он очень грустный и
этого его звучание стало ещё хуже.
Даша: Мне его жалко. Как же ему помочь?
Маша: Так ведь ему нужен музыкальный размер. Он всё приведёт в порядок. И если
позвать его брата Консонанса, вместе они будут играть слаженно, синхронно.
Мишенька: Так давайте выручим несчастного одинокого Диссонанса. Позовём все вместе:
«Консонанс»!
Все дружно: Консонанс!
Котико: Слышите, звучит приятная успокаивающая музыка? Это Консонанс идёт.
Консонанс: Добрый день, ребята! Звали, чем могу помочь?
Маша: Мы с друзьями подумали, что если вы с Диссонансом сыграете дуэтом, у вас
получится прекрасный ансамбль.
Консонанс: Ода! В ансамбле все друг друга внимательно слушают, Главная партия
играется ярче, средние голоса тише. Я предлагаю отправиться своему брату отправиться
во Вселенское Турне на гастроли. Есть много стилей и жанров, где Диссонанс, сменяя
Консонанс, образует прекрасную музыку.
Диссонанс: Спасибо, ребята. Вы настоящие друзья. Давайте пожму вам руку.
Маша: До свидания, братья. Удачи вам на гастролях.
Мишенька: Пойдёмте дальше. Что-то интересное нас ждёт впереди!
Котико: Какая чудесная поляна. А вот и её обитатели. Здравствуйте, давайте знакомиться.
Маленький Форшлаг: Я маленький Форшлаг.
Маленькая Трель: А я его подруга маленькая Трель. Повторяйте за нами. Если чуть
коснуться струны вторым пальчиком и сыграть короткую ноту, сразу убрав её, поставить
рядом первый пальчик и исполнить ноту чуть длиннее, получится форшлаг.
Маленький Форшлаг: Ну а если очень быстро первый и второй пальчики сменяют друг
друга , тогда вы услышите трель. Вся классическая музыка использует нас во время игры.
Мишенька: Ну вот, у меня получилось! Трель и форшлаг!
Маленькая Трель : С помощью басового ключа можно открыть дверь к сёстрам, которых
зовут Большая и Малая Октавы. Они живут подвале внизу и в их комнатах располагаются
кладовые с припасами и студии звукозаписи. А с помощью скрипичного ключа вы
попадёте в гости во дворец Первой и Второй Октавы.
Маленькая Трель и Форшлаг дружно: Держите музыкальные ключи крепко и спускайтесь
по ступенькам.
Мишенька: Спасибо, друзья. До свидания.
Дракошенька: Осторожней, слышите как ноты ступеньки звучат всё ниже и ниже.
Маша: Я вижу массивную дверь. Открывай поскорей , пора познакомиться с Большой и
Малой Октавами.
Котико: Помоги мне повернуть ключ, тугой замок.
Дракошенька: Видишь нотный стан, нужно поворачивать где точки около четвёртой
линеечки. Вот и открыли.
Даша: Ух ты, как басят половицы! Ух-Ух!
Маша: Добрый день, Большая и Малая Октавы. Мы долго путешествовали и изрядно
проголодались. Не найдётся ли у вас чего-нибудь вкусненького?
Малая Октава: О да! Проходите, милости просим! У нас найдётся еда даже для настоящих
гурманов!
Большая Октава: В большом зале вас ждут невероятные яства!
Малая октава: Чувствуйте себя как дома!
Даша: Вы так милы.
Мишенька: Да, очень приятно.
Большая Октава: Присаживайтесь, приятного аппетита!
Друзья хором: Всё было очень вкусно! Спасибо.
Маша: По лестнице мы поднимемся выше и с помощью скрипичного ключа откроем дверь
дворца Первой и Второй Октавы.
Дракошенька: Посмотрите на нотный стан. Скрипичный ключ надо поворачивать вокруг
второй линеечки.
Котико: Наконец-то открылась! Здравствуйте Первая и Вторая Октавы!
Первая и Вторая Октавы: Приветствуем вас, дорогие друзья!
Первая Октава: Первая Октава на скрипочке начинается на соль струне и заканчивается на
ля струне.
Дракошенька: Сейчас соображу...
Котико: Давайте я покажу: до, ре , ми, фа , соль, ля, си.
Даша: Какой ты молодец!
Вторая Октава: Вот посмотрите, я купила для вас билеты. Вы отправляетесь на станцию
Звукоряд и поедете в увлекательное путешествие в разные тональности. По дороге вас
будут встречать знаки: диезы и бемоли. Диезы - знаки повышения бемоли - понижения.
Маша: Вот удача, мы отправляемся на станцию Звукоряд!
Дракошенька: В путь!
Мишенька: Фа, до, соль, ре, ля, ми, си,
В Звукоряд нас всех неси!
Котико: Смотрите - соль мажор и доброжелательный фа диез.
Дракошенька: А вот и фа мажор и добропорядочный си бемоль.
Маша: Посмотрите по улицам ттональностей прогуливаются устойчивые и неустойчивые
ступени.
Даша: Ну вот! Неустойчивая вторая ступень тяготеет к устойчивой первой, четвёртая
неустойчивая - к устойчивой третьей, неустойчивая шестая - к устойчивой пятой, а
седьмая к первой.
Дракошенька: Маленькие труженики интервалы строят город для Симфонии, которая
должна разместиться в четырёх его частях.
Маша: Что-то мы загостились в стране Гармонии. Пора домой. Котико, сыграй
пожалуйста волшебный звук флажолет и мы окажемся дома.
Котико: Ву а ля!
Друзья хором: Приехали! Ура, мы дома!
На следующих занятиях можно подробно остановиться на темах звукоизвлечения,
штрихах, агогике и других .
Список литературы:
1.
Ауэр, Л. Моя школа игры на скрипке / Л.Ауэр. - Москва: Музыка, 1965.
2.Берлянчик, М.М. Как учить игре на скрипке в музыкальной школе. / М.М. Берлянчик. -
Москва: Классика - XXI, 2006.
2.
Григорьев, В.Ю. Методика обучения игре на скрипке. / В.Ю. Григорьев. - Москва:
Классика - XXI, 2006.
3.
Лесман, И. Очерки по методике обучения игре на скрипке.: учебно-методическое
пособие /И.Лесман. - Москва:Музгиз, 1964.
4.
Мильтонян, С.О. Педагогика гармоничного развития скрипача. / C.О. Мильтонян. -
Тверь. РТС - Импульс, 2003.
5.
Мострас, К.Г. Очерки по методике обучения на скрипке./ К.Г.Мострас. - Москва:
Музыка, 1960.
6.
Родионов, К.К. Начальные уроки игры на скрипке / К.К. Родионов. - Москва: Музыка,
1956.
7.
Шульпяков, О.Ф. Скрипичное исполнительство и педагогика / О.Ф. Шульпяков. -
Санкт-Петербург: Композитор, 2006.
8.
Янкелевич, Ю.И. Педагогическое наследие. / Ю.И. Янкелевич. - Москва: Музыка, 2009.